Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ПРОЦЕДУРЕ ОТНЕСЕНИЯ ВЕЩЕСТВ К АНАЛОГАМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Мащенко П.С. 1
1 ГБОУ ВПО ПГФА Минздравсоцразвития России, Пермь, Россия (614070, Пермь, ГБОУ ВПО ПГФА Минздравсоцразвития, а/я 2600)
В настоящее время в России отмечается увеличение случаев злоупотребления новыми психоактивными веществами, которые зачастую являются аналогами наркотических средств и психотропных веществ, имеющими сходную структуру и психоактивные свойства с веществами, включенными в Перечень. Современная система борьбы с незаконным оборотом наркотиков не справляется с этой проблемой. Для её решения необходимо провести некоторые организационно-правовые и информационные преобразования. Одним из приоритетных направлений является утверждение процедуры отнесения новых психоактивных веществ к аналогам наркотических средств или психотропных веществ. Опыт работы ГБОУ ВПО ПГФА Минздравсоцразвития России позволил вынести ряд предложений по утверждению такой процедуры, касающиеся в первую очередь фармакологической части экспертного исследования. Именно эта часть на данный момент представляет наибольшие трудности при отнесении веществ к аналогам наркотических средств и психотропных веществ. Видится необходимость в создании специализированных центров по изучению новых психоактивных веществ.
психоактивное вещество
аналоги наркотических средств и психотропных веществ
химико-фармакологическая экспертиза
фармакологическое исследование
1. Зайцева Е. А., Садовский А. И. Обучение правовым основам специальных познаний - залог качественной подготовки юристов // Актуальные вопросы судебной медицины и медицинского права. Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора В. О. Плаксина. - М.: НП ИЦ «ЮрИнфоЗдрав», 2011. - С. 118-112.
2. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации N 681от 30 июня 1998 г. // Рос. газ. - 1998. - 17 июля.
3. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федер. Закон Рос. Федерации от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 10 декабря 1997 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 декабря 1997 г. // Рос. газ. - 1998. - 15 января.
4. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации N 14 от 15 июля 2006 // Рос. газ. - 2006. - 28 июня.
5. Экспертное исследование наиболее распространенных «структурных аналогов» наркотических средств и психотропных веществ // Информационное письмо для экспертных подразделений. БЭКО ФСКН России по Свердловской области, ГУВД по Свердловской области ЭКЦ МВД РФ, Екатеринбург, 2010.
В последние несколько лет отмечается резкое увеличение незаконного оборота в России и за ее пределами широкого спектра синтетических соединений, являющихся структурными аналогами ряда наркотических средств и психотропных веществ (далее НС и ПВ) [5]. Это объясняется рядом причин. Основной из них является отсутствие действующей законодательной базы для привлечения к ответственности за незаконный оборот аналогов НС и ПВ. В статье 1 Федерального закона N 3-ФЗ  «О наркотических средствах и психотропных веществах» записано: «Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств, психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят» [3]. В связи с этим для того, чтобы отнести вещество к аналогам НС и ПВ, необходимо провести химико-фармакологическую экспертизу. Однако конкретный механизм действия статьи ФЗ-3 отсутствует,  не утверждены соответствующие методические рекомендации. Необходимо учитывать также, что  суды должны располагать заключениями экспертов или специалистов, обладающих специальными знаниями [4]. Такого рода специалистов в области фармакологии, токсикологии нет в типичных экспертных организациях правоохранительных органов [1].

С этим связана ещё одна важная проблема - отсутствие организаций, которые бы целенаправленно занимались вопросами изучения новых психоактивных веществ. Данную работу отчасти можно считать научной, так как исследования в этой области принципиально новы, они предполагают изучение новых психоактивных веществ. При этом согласно статье 35 Федерального закона N 3-ФЗ  «О  наркотических  средствах  и  психотропных  веществах» проведение экспертиз с использованием наркотических средств  и  психотропных веществ разрешается юридическим лицам при наличии  лицензии  на указанный вид деятельности  [3]. Таким образом, организация, которая привлекается для проведения химико-фармакологической экспертизы по поводу отнесения психоактивных веществ к аналогам НС и ПВ,  должна отвечать следующим требованиям: иметь лицензию на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и  психотропных веществ, включенных в Списки I, II, III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ; иметь разрешение на проведение доклинических исследований, которые включают химические, фармакологические, токсикологические и другие виды исследований новых биологически активных  веществ; иметь виварий лабораторных животных, необходимое оборудование, позволяющее проводить необходимые исследования, соответствующих специалистов.

Ещё одной проблемой является активная реклама новых психоактивных веществ посредством Интернета, зачастую характеризующая их как легальные и безопасные. При этом потребители не отдают себе отчета в том, какие последствия может оказать применение этих веществ человеком, и какую ответственность они могут понести за их распространение (незаконный оборот аналогов предусматривает такую же ответственность, как и за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ) [3].

Также ввиду отсутствия четкого механизма отнесения веществ к аналогам НС и ПВ представители правоохранительных органов не всегда реагируют должным образом при выявлении факта незаконного оборота таких веществ.

Проведенные в течение 2010-2012 гг. на кафедрах токсикологической химии и фармакологии  ГБОУ ВПО ПГФА Минздравсоцразвития России исследования позволили выработать ряд предложений, позволяющих сформировать процедуру отнесения новых психоактивных веществ к аналогам наркотических средств или психотропных веществ.

При изъятии вещества, предположительно являющегося аналогом НС или ПВ, оно исследуется в экспертных подразделениях правоохранительных органов. Однако данные исследования затрагивают лишь химическую идентификацию веществ (иногда и количественное определение). При этом эксперт, сравнивая полученные данные со структурными формулами известных НС и ПВ, вправе признать новое психоактивное вещество структурным аналогом. В некоторых случаях заключения сопровождаются справками от врачей, которые на основе статистических данных, обобщая сведения о поведенческих и соматических эффектах, делают выводы о возможных психоактивных свойствах тех или иных веществ. Однако эти справки могут служить лишь дополнительным доказательством к выводам фармакологической экспертизы, которая является необходимым этапом экспертного исследования.

Для признания вещества фармакологическим аналогом НС или ПВ необходимо проведение исследования с использованием лабораторных животных. Целями фармакологического исследования на предмет отнесения исследуемого вещества к аналогам НС и ПВ являются:

  • определение поведенческой, психической и (при необходимости) соматической специфики эффекта исследуемого вещества;
  • доказательство сходства психоактивных свойств объекта исследования с психоактивными свойствами наркотического средства или психотропного вещества.

Фармакологическое исследование проводится экспертом на лабораторных животных (мыши, крысы) с использованием наиболее актуальных подходов, включающих в себя тест изучения спонтанной двигательной активности  одиночных животных на промежутках времени не менее суток после введения вещества (далее СДА-тест), тест «Открытое поле» с видеотрекингом, острая токсичность, и подострая токсичность. При необходимости могут быть проведены более узкие тесты,  позволяющие определить отдельные психоактивные свойства изучаемого вещества.

При проведении исследования на предмет эквивалентности, схожести, воспроизводимости части психотропных эффектов целесообразно использовать эталон сравнения (наркотическое средство, психотропное вещество), химическим аналогом которого является исследуемое вещество. В соответствии с существующим законодательством и сложившейся несовершенной системой обеспечения стандартами эталон сравнения чаще всего невозможно предоставить в экспертную организацию. При этом вывод о схожести и специфике эффектов исследуемого вещества эксперт делает, основываясь на знании предметной области, данных литературных источников, и опыте проведения аналогичных испытаний, в том числе в отношении веществ, которые служат эталоном сравнения. Целесообразно было бы возложить ответственность за предоставление экспертам эталонов сравнения на соответствующие подразделения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

После проведения исследования при получении соответствующих результатов эксперт признает новое психоактивное вещество фармакологическим аналогом НС или ПВ. Объединяя результаты химического и фармакологического исследования, эксперт делает вывод об отнесении исследуемого вещества к аналогам НС и ПВ, оформляя соответствующее заключение. Дополнительным доказательством для системы судопроизводства о правомерности отнесения того или иного вещества к аналогам НС и ПВ служит тот факт, что на момент исследования это вещество официально признано наркотическим средством или психотропным веществом и внесено в соответствующий Список Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденного постановлением Правительства № 681 [2].

Для более оперативной работы по противодействию обороту аналогов НС и ПВ целесообразно создание специализированных  центров по изучению новых психоактивных веществ, которые имели бы все возможности для полноценного изучения веществ, информирования о результатах проведенных исследований правоохранительные органы и полномочия для выдвижения предложений по внесению изменений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ.

Рецензенты:

  • Котегов Виктор Петрович, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой фармакологии ГБОУ ВПО ПГФА Минздравсоцразвития России, г. Пермь.
  • Вдовина Галина Петровна, доктор фармацевтических наук, профессор, зав. кафедрой фармакологии ФГБОУ ВПО ПГМА имени Е. А. Вагнера Минздравсоцразвития России, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Мащенко П.С. К ВОПРОСУ О ПРОЦЕДУРЕ ОТНЕСЕНИЯ ВЕЩЕСТВ К АНАЛОГАМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6358 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674