Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ С ПОЗИЦИЙ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

Ле-ван Т.Н. 1
1 ГБОУ ВПО Московский гуманитарный педагогический институт, Москва, Россия (127051, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 8)
В статье обозначена проблема необходимости стандартизировать требования к здоровьесберегающей деятельности в образовании, в частности, определить содержание функций учителя в области охраны и укрепления здоровья обучающихся. Описаны три подхода в определении содержания соответствующих функций: анализ нормативно-правовой базы, выявление и систематизация здоровьесберегающих ресурсов в методологии современного образования, праксиометрические исследования. На материале нормативно-правовых документов раскрывается содержание функций педагога, связанных с охраной и укреплением здоровья обучающихся в образовательном процессе: здоровьесберегающей, здоровьеформирующей и функции саморазвития в области здоровья. На основании анализа материала автор проходит к выводу о необходимости расширения соответствующей части квалификационных характеристик педагогических работников, что будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников.
здоровьесбережение
формирование культуры здорового образа жизни
менеджмент образовательного процесса
функции педагога
квалификационные характеристики
профессиональное образование
1. Гаськов В. М. Управление системой профессионального образования: Учебное пособие для руководителей учреждений профобразования, органов управления образованием. – М.: ИРПО, 2001. – 288 с.
2. Маджуга А. Г., Козлов Д. Б. Здоровьесозидающий подход в образовании: Учебное пособие. – Уфа: БашГУ, 2011. – 296 с.
3. Пернай Н. В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. – М.: Интеллект-Центр, 2004. – 288 с.
4. Приказ Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"». – Режим доступа – URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940 (дата обращения 25.04.2012).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». – Режим доступа – URL: http://www.rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html (дата обращения 15.10.2011).
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с. – (Стандарты второго поколения).
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
8. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1663-р «Об утверждении “Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года”». – Режим доступа – URL: http://правительство.рф/gov/results/1173/ (дата обращения 25.04.2012).
9. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 64 с.
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». – Режим доступа – URL: http://base.garant.ru/179146/ (дата обращения 24.04.2012).
Реформирование современной системы образования вызывает неоднозначные мнения у ученых и педагогической общественности. Однако, рассматривая в позитивном ключе происходящие перемены, конкретно в области разработки и внедрения методологии «здоровьесозидающего подхода в образовании» (разработана А. Г.  Маджугой, Д. Б. Козловым [2]), можно утверждать, что это приведет, наконец, к снижению темпов физической и духовной деградации нации. И стандартизация соответствующих функций учителя в этой области внесет существенный вклад в определение содержания и «зон ответственности» в деятельности образовательного учреждения по охране и укреплению здоровья участников образовательного процесса, в повышение значимости здоровья в системе их ценностей.

По мнению В. М. Гаськова, «общее и профессиональное образование выполняет серьезные социальные функции: оно ведет к сокращению преступности, улучшению здоровья и другим положительным социальным последствиям» [1, с. 9-10]. Образование выполняет задачи по формированию у будущих граждан важнейших жизненных компетентностей. Одной из таковых является культура здорового и безопасного образа жизни.

Однако типовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога в области сохранения и укрепления здоровья, ограничиваются формулировками: «обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса», «выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности» («Квалификационные характеристики должностей работников образования» [4] и другие источники). Эти формулировки крайне размыты и не дают ни педагогу, ни руководителю возможности объективно согласовать профессиональную деятельность учителя как основного субъекта, организующего образовательный процесс, в аспекте здоровьесбережения и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Педагогическая деятельность часто представляется в научно-методической литературе как процесс управления (В. П. Баранчеев, Н. Л.  Галеева, П. Н. Гапонюк, Т. М. Давыденко, О. Ю. Заславская, Г. И. Маринко, Л. М. Митина, Н. В. Пернай, Г. Н. Сериков, Т. И. Шамова и др.).

Исходя из процессного подхода к управлению, где управление понимается как «процесс, состоящий из взаимосвязанных между собой управленческих функций, каждая из которых тоже представляет собой процесс, состоящий из связанных между собой управленческих действий» [3, с. 20], деятельность учителя является реализацией управленческих функций. Следовательно, педагогическая деятельность в области сохранения и укрепления здоровья также может быть описана с позиций определенных управленческих функций.

Для их описания, на наш взгляд, существует несколько подходов:

  • во-первых, анализ нормативно-правовой основы образования с целью определения должностных обязанностей педагогических работников, связанных с сохранением и укреплением здоровья в рамках образовательного процесса;
  • во-вторых, выявление и систематизация здоровьесберегающих ресурсов в методологии современного образования, в частности, анализ содержания профессиональных компетенций педагога;
  • в-третьих, изучение практической деятельности учителей, достигающих позитивной динамики показателей здоровья и культуры здорового и безопасного образа жизни.

Каждый из подходов сам по себе представляет объемное исследование. Остановимся в рамках статьи лишь на основных положениях первого подхода.

На основании интеграции этих трех подходов нами выделены три основных функции педагога как менеджера образовательного процесса, связанные с сохранением и укреплением здоровья:

  1. управляет условиями, в которых протекает образовательный процесс, и способен сделать их такими, чтобы стартовый уровень здоровья участников образовательного процесса не ухудшался в процессе ежедневного взаимодействия - такую функцию мы называем ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ;
  2. управляет содержанием образования и способен включать вопросы, связанные с формированием навыков здорового образа жизни и мотивации на созидающее поведение, в образовательный процесс - такую функцию мы назовем ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ;
  3. управляет процессом своего профессионального совершенствования, в том числе повышением своей компетентности в вопросах особенностей здоровья и возрастного и индивидуального развития обучающихся, педагогического инструментария (методов, приемов, средств, форм, техник, технологий) сохранения и развития ресурсов здоровья ребенка в урочной и внеурочной деятельности, а также (что представляется нам особенно важным) управляет саморазвитием в области здоровья и здорового образа жизни (добывает знания о различных способах профилактики нарушений своего здоровья, совершенствует свои навыки оценки и коррекции самочувствия и настроения, развивает свою мотивацию на здоровьеориентированное поведение и мысли и т.д.) - такую функцию можно обозначить как САМОРАЗВИТИЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ.

Эти три функции тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга, обеспечивая лишь в комплексе успешность деятельности педагога в области воспитания здорового поколения, развития гармоничной личности ученика, «свободного, образованного, здорового, активного человека» как «основы конкурентоспособности страны» [8, с. 4].

Обратимся к краткому обзору нормативно-правовых документов, дающих представление о содержании выделенных нами функций педагога в области сохранения и укрепления здоровья.

Конкретизация ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ содержится, в первую очередь, в Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [9]. Среди обязанностей учителя прямо или косвенно называются, например, такие, как формирование правильной рабочей позы у обучающихся, контроль за расстоянием между тетрадью/книгой и глазами детей, проведение физкультминуток и гимнастики для глаз на уроках, соблюдение рекомендаций по рассадке детей с особенностями здоровья (часто болеющих, слабо видящих, слабо слышащих), организация проветривания помещения согласно наружной температуре и внутреннему воздушно-тепловому режиму, соблюдение норм плотности учебной работы на уроке, чередование видов учебной деятельности, использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения, не имеющих неблагоприятного влияния на функциональное состояние  и здоровье обучающихся, в том числе ограничение использования ТСО на уроке согласно возрастным нормам.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования предписывают учителю учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Квалификационные характеристики учителя говорят о том, что педагог должен знать (следовательно, строить свою профессиональную деятельность на основе этих знаний) возрастную физиологию, школьную гигиену, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним. Также для создания благоприятного психологического климата в процессе обучения учитель должен знать методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Все это содержательно определяет деятельность педагога в рамках здоровьесберегающей функции, которая в целом не вызывает разногласий у администрации и исполнителей. Сложнее обстоят дела с конкретизацией второй функции педагога, поскольку формирование у ребенка здорового стиля поведения и ценностного отношения к здоровью лишь недавно стало обязанностью учреждений системы общего образования.

Так, ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ педагога заложена, в первую очередь, в федеральных государственных образовательных стандартах и примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (ООП).

Часть ООП начальной школы - Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - определяет цель деятельности учителя как «формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [6, с. 157]. Также ООП начальной школы определяет одним из результатов воспитательной работы «укрепление духовного и социально-психологического здоровья»  [6, с. 29], а одним из личностных универсальных учебных действий - «установку на здоровый образ жизни» и «готовность следовать в своей деятельности нормам ... здоровьесберегающего поведения» [6, с. 38].

ООП на этапе основного образования ставит перед учителем задачи в области воспитания и социализации [7]:

  • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
  • формирование ... культуры здорового и безопасного образа жизни.

Квалификационные характеристики учителя [4, с. 11] сообщают, что учитель обязан соблюдать права и свободы обучающихся (в том числе права на содействие их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, на обеспечение приоритета его личного и социального благополучия, прописанные в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка» [10], где также уточняется, что педагоги несут ответственность за работу не только по воспитанию, образованию, но и по охране здоровья).

ФГОС второго поколения определяет как обязательное условие образовательного процесса укрепление не только физического, но и духовного здоровья (поскольку духовное здоровье обычно понимается как значимость здоровья в системе ценностей ребенка, осознанный выбор здоровьеориентированного образа жизни, это приводит нас к выводу о содержании здоровьеформирующей функции педагога). В качестве одного из результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования во ФГОС названа сформированность ценностно-смысловых установок на здоровый образ жизни. Логично предположить: раз стандарты дают критерии оценки деятельности педагогов, следовательно, определяют круг его должностных обязанностей и, в свою очередь, содержание функций.

Таким образом, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни есть основной результат педагогической деятельности в области сохранения и укрепления здоровья ребенка, а достигается это не только созданием благоприятной для здоровья образовательной среды, но стратегией обучения и воспитания в области здоровья.

Дополняя содержание здоровьеформирующей функции педагога, обратимся к Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников [5]. Этот документ, в частности, предписывает каждому образовательному учреждению обеспечивать системность деятельности по вопросам здоровьесбережения, преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях, уровнях образования, что должно находить отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах образовательного учреждения. Важно, что сформированность здорового и безопасного образа жизни обучающихся должна непрерывно отслеживаться, как и любой другой аспект качества образования. И поскольку оценка качества образования входит в рефлексию эффективности педагогического труда, логично предположить, что учитель в рамках здоровьеформирующей функции обязан не только формировать ценностно-смысловые установки на здоровый образ жизни, но и отслеживать их позитивные изменения.

И, наконец, ФУНКЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ наилучшим образом раскрывается в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников [5], где в качестве требований к инфраструктуре образовательного учреждения обозначена сформированность культуры здоровья педагогических работников: наличие у них знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий, здоровьесберегающий стиль общения, образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью. Таким образом, каждый учитель, управляя своим профессиональным развитием, должен уделять внимание сохранению и развитию своего здоровья, поскольку это перестало быть его личным делом и стало законодательно закрепленной частью его профессиональной компетенции.

Описывая содержание функций педагога в области охраны и укрепления здоровья обучающихся с позиций анализа нормативно-правовой базы, мы убедились в возможности расширить соответствующую часть квалификационных характеристик педагогических работников. Тем более, что сам документ [4] допускает эту возможность.

Это позволит не только регламентировать указанные функции учителя, что представляется особенно важным в свете перехода на новую систему оплаты труда, но и будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов по вопросам здоровьесбережения и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников.

Рецензенты:

  • Сергеева Валентина Павловна - доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, директор Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи, профессор кафедры педагогики Московского гуманитарного педагогического института, г. Москва.
  • Подымова Людмила Степановна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Московского гуманитарного педагогического института, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Ле-ван Т.Н. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ С ПОЗИЦИЙ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6398 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074