Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТЕХНОПАРКОВЫЕ СТРУКТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Бебешко И.Ю. 1 Тихонова М.В. 1
1 ФГБОУ ВПО СПбГУЭФ
В статье рассматриваются важнейшие функционально-организационные структуры, определяющие активное вовлечение национальных экономик в мировое хозяйство – технопарки. Предложены определения различных школ термина «технопарк». Представлен процесс организации основной деятельности технопарка. Важным моментом в статье является вопрос государственного регулирования инновационной деятельности на уровне всей страны, включая определения задач государственной научно-технической и инновационной политики России. Освещены вопросы становления, развития и функционирования технопарковых структур в Северо-западном федеральном округе, а так же основные проблемы, с которыми на сегодняшний день сталкиваются технопарки. Описан социально-экономический эффект от деятельности технопарка, включающий такие важные показатели как появление новых рабочих мест, подъем экономически отсталых отраслей, интернационализация экономики, формирование социальной инфраструктуры, повышения качества жизни и другие.
технопарк
инновации
национальная инновационная система
1. Жигалов В. И., Апарин Н. И. Основные положения стратегического управления территориальными научно-производственными комплексами (на примере технопарков) // Transport business in Russia. - 2006. - № 12-IV. - C.79-81.
2. Жиронкин С. А. Технопарк как структурообразующая форма развития экономики // ЭКО. - 2009. - № 7. - С. 33-42.
3. Кириллов В. Н. Создание системы инновационного развития сферы услуг в мировой экономике // Наукоемкие технологии. - 2009. - № 8. - С. 68-73.
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2009 № 818 "Об одобрении проекта дополнительного соглашения № 6 к соглашению от 18 января 2006 г. № 6678-ГГ7Ф7 о создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа".
5. Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 977-р об утверждении федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».

  Введение

Ведущими процессами, происходящими в мировом хозяйстве со второй половины XX века и радикально изменяющими его, стали интернационализация и глобализация мирохозяйственных связей. Фундаментальной закономерностью мирового развития становится устойчивое нарастание взаимозависимости национальных экономик, повышение степени целостности мирового хозяйства как саморазвивающейся системы.

В результате, научно-технический прогресс в последние десятилетия приобретает ряд новых черт. Изменяется взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки - в виде наукоемких технологий. В наукоемких технологиях способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производства, использующие новейшие технологии и достижения фундаментальных и прикладных наук.

Выход России из системного кризиса и интеграция экономики в мировое хозяйство требуют глубоких социально-экономических преобразований на основе нового типа воспроизводства, базирующегося на применении эффективных технологий, на использовании инновационных механизмов.

Цель: обобщение и систематизация процесса становления, развития и функционирования технопарков в России и Санкт-Петербурге, а также оценка их основных проблем.

Материалы и методы исследования: в работе использован инструментарий общих методов научного познания, включающих методы теоретического и эмпирического исследования: методы наблюдений, сравнений, формализации, абстрактно-логический и другие методы.

Одной из важнейших функционально-организационных структур, определяющей активное вовлечение национальных экономик в мировое хозяйство, в том числе в общемировые научно-технические связи, в конце XX века становится такая специфическая форма интеграции науки, промышленности и капитала, как технопарки. Эти структуры являются основой инновационного механизма, соединяющего в единый поток генерирование научных идей, прикладные разработки и реализацию научных результатов в производство.

Технопарки, содействуя образованию наукоемкого сектора в сфере высокотехнологичной промышленности, и, являясь его своеобразным катализатором, формируют научно-техническое ядро мирового хозяйства.

Именно технопарки должны стать механизмом, превращающим разработки в коммерческие продукты за счет соединения в одной точке достижений науки, образования и бизнеса [3].

Согласно принятому в Кембриджском университете определению, под «технопарком» понимается группа производственных наукоемких фирм или исследовательских организаций, размещенных неподалеку от ведущего исследовательского университета или исследовательского центра и пользующихся выгодами от взаимодействия с научными структурами. По определению Международной ассоциации научных парков, технопарк представляет собой структуру, управляемую в соответствии с формальными соглашениями о сотрудничестве с университетами и исследовательскими центрами с целью содействия созданию и развитию наукоемких предприятий путем передачи научных и технических знаний и управленческих навыков фирмам-клиентам.

Нас сегодняшний день технопарки являются одним из важнейших элементов современной экономики:

а) технопарк - определённый вид свободной экономической зоны, внутри которой усиленно разрабатывается наукоемкая продукция и формируются новые кадры;

б) технопарк - форма поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства;

в) именно в технопарках науке предоставлены финансовые и прочие дополнительные возможности для проведения исследований. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.

Деятельность технопарка представляет собой процесс, определяющий последовательность разработки и реализации стратегии. Он включает постановку целей, разработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют технопарку добиваться поставленных задач.

Процесс организации основной деятельности технопарка может быть представлен следующим образом (см. рис. 1).

Представители социальных слоёв («СОЦИУМ») направляют свои накопленные людские, финансовые, природные, образовательные и другие ресурсы («РЕСУРСЫ») в структуру технопарка («ТЕХНОПАРК») с целью их преобразования («ПРЕОБРАЗОВАНИЕ») в готовые продукты или услуги («ПП/УУ») за счёт различных инструментов, таких как опытный персонал, различные производственные мощности и основные средства («ИНСТРУМЕНТЫ»), и последующий их вывод на соответствующий рынок «РЫНОК»

Вообще, определение  приоритетных  направлений деятельности технопарков,  а также формирование оптимальной организационно-функциональной инфраструктуры (в частности, отбор наукоемких фирм) требует особой тщательности и  высокого профессионализма  в   принятии  решений.  В   случае   успеха   деятельность технопарка  может   принести   ощутимый   социально-экономический эффект, складывающийся из общей совокупности взаимосвязанных и от того усиливающих действия  друг  друга  результатов.

 Этот  эффект  проявляется  в  следующем:

  • развитие наукоемкого производства и распространение новых технологий;
  • освоение и широкое внедрение новейших технологий;
  • стимулирование экономически неразвитых районов;
  • появление новых рабочих мест;
  • увеличение прослойки высококвалифицированных специалистов;
  • подъем экономически отсталых отраслей;
  • интернационализация экономики;
  • формирование социальной инфраструктуры повышения качества жизни;

Рис. 1.  Процесс организации деятельности технопарка[1]

Множественность этих результатов дает  основание  предположить,  что  несмотря  на  необходимость крупных инвестиций в технопарки, особенно на  этапе  их  формирования,  они объективно  располагают  возможностями,  чтобы  окупить  затраты   на   их организацию  и  стать  факторами, способствующими социально-экономическому развитию региона и страны в целом.

Государственное регулирование инновационной деятельности

В современную эпоху, эпоху экономики, основанной на знании, соревнование экономик идет не по пути - «кто больше нефти добудет или алюминия выплавит», а по пути - кто создаст быстрее других новый массовый продукт, а потом другой и т.д.

Конкурентоспособность России на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. В современном мире широкое использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных источников повышения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста.

В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2015 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий, достижение которой является необходимой предпосылкой модернизации экономики и, в конечном счете, обеспечения конкурентоспособности отечественного производства. В соответствии с Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики:

  • создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
  • создание эффективной инновационной системы;
  • развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
  • модернизация экономики на основе технологических инноваций.

Среди проблем, требующих программного решения на федеральном уровне, целесообразно выделить следующие:

  • Россия обладает одним из лучших в мире интеллектуальным кадровым потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, однако отсутствуют условия для его воспроизводства и развития, что обуславливает высокий риск деградации отечественной фундаментальной науки и утраты престижа России как научной державы;
  • существуют разрывы в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к коммерческим технологиям. Низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне недостаточном уровне экспорта технологий;
  • ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в основном на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокого интеллектуального ресурса происходит преимущественно за пределами России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и разработок.

Отбор этих проблем для программной разработки и их решения на федеральном уровне определяется необходимостью обеспечения инновационного развития российской экономики, наличием достаточно эффективных механизмов для решения этих проблем в рамках федеральных целевых программ.

Достигнутая в настоящее время макроэкономическая стабилизация и повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры экономики, вывода ее на высокие темпы роста. За последние годы стало очевидно, что улучшения предпринимательского и инвестиционного климата недостаточно для обеспечения желаемых темпов и направлений роста российской экономики - необходима концентрация ресурсов на направлениях, реализующих конкурентные преимущества Российской Федерации в научной и инновационной сферах. Следовательно, при отсутствии программной государственной поддержки в сфере развития науки и инноваций, вероятный сценарий развития событий будет состоять не в развитии имеющегося государственного инновационного сектора, а лишь в его сохранении [5].

Формирование технопарков в Северо-Западном федеральном округе

Следует отметить, что инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга определяется следующими параметрами:

  • Уникальное геополитическое положение региона;
  • Мощный инновационно-промышленный и кадровый потенциал;
  • Сложившаяся система законодательного обеспечения для стимулирования инвестиционной деятельности;
  • Информационная прозрачность и открытость;
  • Высокий уровень политической, социальной и экономической стабильности;
  • "Российские ворота в Европу" и "Европейские ворота в Азию";
  • Наличие первого и единственного в России специализированного пассажирского порта;
  • Мощный транспортный узел;
  • Пересечение морских, речных, железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных и телекоммуникационных трасс;
  • Приграничное положение (граница с Евросоюзом). Активная инвестиционная политика, проводимая Правительством Ленинградской области и направленная на эффективное использование имеющегося потенциала.

Поскольку «нанотехнологичность» объявлена государственным приоритетом, власти Санкт-Петербурга хотят гордиться инновационной сферой. Однако темпы реализации проектов технопарковых структур на сегодняшний день оставляют желать лучшего.

Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» рассчитана на поддержку инновационных предприятий, работающих в сфере био-, нано-, ядерных технологий, космоса, авиации, машиностроения и нефтехимии. Подготовка к строительству технопарков ведется в Санкт-Петербурге, Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях и Республике Татарстан.

В Северной столице с начала 2000-х гг. реализуются нескольких таких проектов. В рамках госпрограммы развития инновационной экономики город совместно с инвесторами создает технологический парк на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. Технико-внедренческим звеном формирующегося ИТ-кластера города являются особые экономические зоны (далее - ОЭЗ).

Соглашение между Правительством РФ и правительством Санкт-Петербурга от 18 января 2006 г. предусматривало создание ОЭЗ на двух участках территории общей площадью 129,4 га: участок № 1 - «Нойдорф», площадь 18,99 га (пос. Стрельна, Петродворцовый район);  участок № 2 - «Новоорловская», площадь 110,41 га (Приморский район) [4]. Пригород Петербурга - Петергоф, известный всему миру по знаменитым фонтанам, получил статус наукограда.

Вообще, Санкт-Петербург энергично проводит структурную перестройку экономики, сделав ставку на модернизацию, на стремительное развитие наукоемкого и высокотехнологичного сектора промышленности. Однако работа в рамках государственной программы, по которой первые инновационные структуры должны были появиться в 2010 году, до сих пор не завершена. В Северо-Западном Федеральном Округе  до сих пор нет ни одного технопарка в классическом понимании этого слова - специально созданной территории, на которой расположены инновационные предприятия, учебные и научные учреждения, сопутствующая инфраструктура (офисные здания, производственные помещения, объекты инженерного, транспортного, жилого и социального назначения). А проекты, реализуемые частными инвесторами, или потерпели неудачу, или далеко ушли от классической модели.

В ближайшие годы коммерческие технопарки будут развиваться быстрее, чем государственные. Так технопарку «Смоленка», расположенному в Василеостровском районе Санкт-Петербурга и созданному на базе холдинга «Русская Трапеза», наличие уже существующей, строго отлаженной инфраструктуры позволяет оказывать инновационным предприятиям, находящимся на территории технопарка, полный комплекс услуг, необходимых для становления и развития бизнеса.

Заключение

В условиях проблемы формирования, развития и использования научного потенциала, вопрос о функционировании технопарков приобретает не только государственное, но и международное  значение. Во всех передовых странах формируются государственные органы обеспечения развития науки, а государственная научно-техническая политика становится одной из основных составляющих экономической политики.

Несмотря на значительные сложности, с которыми сталкиваются компании и власти при реализации проектов, потенциал для создания и коммерчески успешного функционирования технопарков в России и в Северо-Западном Федеральном округе в частности  на сегодняшний день не только не сократился, но и имеет тенденцию к росту.

Рецензенты:

  • Рохчин В. Е., д.э.н., профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, г. Санкт-Петербург.
  • Рогова Е. М., д.э.н., профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента  Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, г. Санкт-Петербург.

[1] Составлено автором.


Библиографическая ссылка

Бебешко И.Ю., Тихонова М.В. ТЕХНОПАРКОВЫЕ СТРУКТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6402 (дата обращения: 24.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074