Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МНЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ОБ АДДИКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ

Будко Е.В. 1 Степашов Н.С. 1 Хабаров А.А. 1
1 Курский государственный медицинский университет
На протяжении ряда лет в Курском медицинском университете проводится анкетирование студентов для оценки распространенности аддиктивного поведения. Проведен сравнительный анализ ответов студентов-первокурсников разных лет. Показано отсутствие различий в ответах студентов 2005-6 и 2010-11 учебных годов. В среде первокурсников выявлен фактор преувеличения причастности к наркотикам, отсутствие достоверной информации и устойчивых психологических установок о вреде приема психоактивных средств. Среди студентов выделена так называемая группа риска, в которую вошли студенты, попробовавшие или желающие попробовать психоактивные вещества. Главным стимулом вовлечения в аддиктивное поведение студенты называют любопытство при высокой вероятности его удовлетворения через новых знакомых. При равномерном распределении частот ответов об информационных источниках о пользе здорового образа жизни студенты продемонстрировали общую неудовлетворенность проводимыми профилактическими мероприятиями.
аддиктивное поведение
студент
анкетирование
психоактивные средства
1. Будко Е. В., Степашов Н. С. Портрет студента-первокурсника на фоне программы борьбы с наркотизацией молодежи // Ценностно-мотивационные ориентации студентов и преподавателей в обеспечении качества образовательного процесса: Сб. материалов ежегодной учебно-методической конференции (30-31 янв. 2006 г.). - Курск: КГМУ, 2006. - С. 356.
2. Дьячкова М. Г. Мордовский Э. А. Аддиктивное поведение молодежи и подростков как социальное явление // Современные проблемы науки и образования. - 2011.-№6 URL: http://www.science-education.ru%7c100-5006/ ( дата обращения 06.02.2012).
3. Зубарева Л. В. Особенности аддиктивного поведения студенческой молодёжи // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация /Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. - C. 104-107 (null).
4. Крапивко Е. Н. Проблема девиантного поведения студенчества в современной России // Общество безопасности - альтернатива обществу риска: Материалы 51-й научно-методической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - С. 46-48.
5. Методы и средства выявления студентов группы риска, злоупотребляющих психоактивными веществами, проведение с ними антинаркотической профилактической работы: Учебно-методическое пособие / Сост.: А. Д.Гонеев, А. В.Корнев, В. В. Лукъянов, Н. А. Подымов, Т. В. Скобликова, М. В. Худина; Под. ред. А. Д. Гонеева. - Курск: Изд-во Курск. гос.пед.ун-та, 2002. - 22 с.
Интерес к наркотикам всегда был присущ людям преимущественно молодого и среднего возраста. Изучение различных аспектов здорового образа молодых людей является актуальной тематикой медицинских и социологических исследований. Состояние здоровья подростков и молодежи обусловлено сложным взаимодействием социальных, культурных, образовательных факторов [2].

В рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы» в нашем ВУЗе проводилось изучение образа жизни и деятельности студента нового тысячелетия. На основании опыта научных исследований студенческой молодежи в вузах [3, 4, 5] Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Тулы, Москвы и Санкт-Петербурга учеными Курского государственного университета была предложена анкета, которая включает несколько крупных блоков вопросов по наиболее актуальным проблемам студенческой жизни, в том числе отношение к наркотизации и здоровому образу жизни [5]. В течение ряда лет мы используем эту анкету для опроса студентов нашего вуза [1].

Целью данной работы является сравнение опросов разных лет студентов первых курсов медицинского университета, которые являются наиболее уязвимым слоем студенческой молодежи.

Всего нами было опрошено в 2005-2006 учебном году 75 (32 %) юношей и  155 (68 %) девушек лечебного факультета и 12 (26 %) юношей и 35 (74 %) девушек фармацевтического факультета. В 2010-2011 учебном году были опрошены студенты стоматологического факультета - 16 (43 %) юношей и 21 (57 %) девушка, а также студенты лечебного факультета - 22 (22 %) юношей и  78 (78 %) девушек.

При ответе на вопрос «Употребляете ли Вы наркотики?» от 2 до 6 % респондентов отвечали «Да». Количество положительных ответов коррелирует с долей юношей в обследуемой группе и не зависит от года исследования. Ответ на этот вопрос мы не считаем полностью правдивым. Аспекты рискованного поведения и желание «показать себя» очень влияют на количество «употребляющих». 

Более объективным, на наш взгляд, является вопрос  «Ваше отношение к наркотикам?» (рис.1). Здесь во всех выборках выделяется группа (в среднем 10 %), которую мы назвали «группа риска». Их ответы - «не пробовал, но хочу попробовать» и «пробовал - не понравилось», а также «иногда употребляю» свидетельствуют о том, что молодые люди не понимают опасности даже одной пробы, придерживаются распространенного мнения о безопасности легких психоактивных соединений, не считают их наркотическими. Соотношение частот ответов «пробовал - не понравилось» и «хочу попробовать» не стабильно, причем первый ответ дают чаще юноши, а во второй группе много девушек. Частота ответов «пробовал - не понравилось» соотносима с положительным ответом об употреблении наркотиков знакомыми. Это еще раз подтверждает тезис о влиянии среды на поведение молодых людей.

Рис. 1. Распределение респондентов по частоте ответов на вопрос «Ваше отношение к наркотокам?» в %

Мотивом вовлечения в группу с девиантным поведением может на первом этапе послужить желание «окунуться во взрослую жизнь». Поступая в высшее учебное заведение, молодые люди не только ощущают на себе воздействие новой среды, но и сами создают элементы среды, вливаясь в нее. Стремление к самостоятельности часто сопровождается симптомами «отравления свободой». Возникновению злоупотребления способствуют коммуникативные хобби - стремление к общению «просто так», быть как все, быть «на уровне», быть «на высоте». Молодежь воспринимает окружающий мир как данность, не задумываясь о причинно-следственных связях. В этом мире присутствует наркомания как составляющая, и молодые люди должны видеть и оценивать исходящую от нее угрозу.

Ответ респондентов «(наркотики) употребляю регулярно» по нашему мнению следует отнести к бахвальству и некорректной обстановке при опросе. Проводя анкетирование в различных группах студентов, мы обращаем внимание на важность предварительного настроя аудитории на серьезность вопросов. Так, наиболее правдивые ответы и минимальный процент «употреблявших» мы наблюдали после тематических занятий и бесед, конференций. Наглядным примером стал результат повторного анкетирования небольшой группы студентов после проведения тематических бесед. Первый раз на вопрос «Употребляете ли Вы наркотики?» было выявлено 10 % положительных ответов. При повторном анкетировании положительных ответов на этот вопрос не было, а ответы  на другие вопросы статистически не отличались от результатов остальных групп.

Основными причинами приема психоактивных средств студенты обследуемых факультетов называют любопытство (16-31 %), желание не выглядеть «белой вороной» (16-22 %), неурядицы и потрясения (11-21 %) (рис.2). Ответы «просто так, за компанию» и «привычка» составили соответственно 11-21 %  и 3-18 %. Удивляет высокая частота (11 %) ответа «внутренняя убежденность» у студентов фармацевтического факультета (ответ можно объяснить малой информированностью) и студентов стоматологического факультета (9 %) (высока частота знакомств с лицами девиантного поведения). Так как большинство респондентов не имеют опыта приема наркотиков, то данная статистика показывает картину общественного мнения о причинах, приводящих к их приему.

Любопытство как причина приема психоактивных средств выходит на первое место в «группе риска» (29-46 %), затем следуют неурядицы и потрясения (7-20 %), получение удовольствия (27-15 %), просто так за компанию (18-7 %), мода (11-13 %). Доля ответа «внутренняя убежденность» составила 1-0 %. В «группе риска» данные значительно различаются у студентов, ответивших «хочу попробовать» (первое значение) и «пробовал» (второе значение). Таким образом, можно сделать вывод, что за первым опытом, порожденным любопытством, следует целенаправленное применение психоактивных средств для ухода от проблем.

Рис. 2. Распределение респондентов по частоте ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, может быть мотивом употребления наркотика?» в %

Оторванность от семьи, учебные нагрузки, с одной стороны, и желание окунуться «во взрослую» жизнь, с другой, объективно являются факторами риска развития аддикции. Пресекают эту возможность установки на здоровый образ жизни, данные в школе и семье.

Действительно ответы об информационных источниках (рис.3) о пользе здорового образа жизни распределяются примерно поровну между предложенными вариантами ответов. По 17-28 % ответов приходится на признание роли родителей и учителей. По 11-17 % ответов упоминают преподавателей и медработников. Вопрос предполагал определение различия во влиянии школы и вуза, однако незначительное по времени пребывание первокурсников в стенах университета ставит под вопрос правдивость этих результатов. При работе со старшими курсами мы наблюдали повышение роли преподавателя после проведения тематических курсов и дисциплин.

 

Рис. 3. Распределение респондентов по частоте ответов на вопрос «Говорили ли Вам о вреде наркотиков?» в%

Беседы со студентами показывают, что в круг информаторов о вреде наркотиков вошла церковь. Отношение к проблеме у студентов после общения со служителями церкви более сформированное и определенное, с установками на действие. Школьные мероприятия далеко не все первокурсники воспринимают серьезно и позитивно. Часть студентов упоминает о театрализованных постановках, призванных заклеймить наркоманию, однако если в роли «подсудимых» выступают их друзья, то постановки превращаются в фарс и приводят к обратным результатам. Потому не удивительно, что появляются 1-5 % респондентов, которые не могут вспомнить о проведении агитации за здоровый образ жизни.

Практически все студенты отмечают, что беседы о вреде наркотиков бывали и дома, и в школе. Этот вопрос неоднократно обсуждался с учителями, медиками и друзьями. Однако уровень бесед не устраивает большинство опрошенных студентов, что подтверждается неудовлетворенностью студентов уровнем пропаганды здорового образа жизни и тем интересом - «хочу попробовать» - что остается у некоторых респондентов.

Воспитание и развитие современной молодёжи происходит в условиях переоценки ценностей. Отсутствие строгих социальных норм и должного социального контроля со стороны общества приводит к свободному поведению молодёжи и, как следствие, наблюдается усиление девиантной активности молодого поколения. В этой связи главная задача профилактической работы состоит в избежании проблем, связанных с наркотиками и другими одурманивающими веществами. Причем в работе с вузовской молодежью основным является первый этап - помочь избежать злоупотребления до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место. В основе такого подхода лежит принцип: «Просто скажи Нет».

Специалисты высшего звена должны быть свободны от наркотической зависимости. В качестве действенных мер профилактики наши студенты отмечают жесткое пресечение распространения наркотиков на территории ВУЗа и студгородка (23-30 % не зависимо от года исследования), а также увеличение внимания администрации к организации досуга студентов (15-26 % не зависимо от года исследования). Главный шаг в профилактике - распространение информации о токсичных и наркотических средствах, опасности применения психоактивных средств, однако студенты не ставят подобные мероприятия в ряд первостепенных (9-11 %).

Сравнение результатов опроса по вопросам здорового образа жизни студентов первых курсов медицинского университета показало их однотипность. Используемая анкета не выявила существенных изменений в отношениях первокурсников к психоактивным средствам за последние 5-7 лет.

Рецензенты:

  • Асеева Ирина Александровна, д.филос.н., доцент, зав. кафедрой философии и социологии Юго-Западного государственного университета  Минобрнауки России, г. Курск.
  • Сидоров Г. А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения КГМУ, г. Курск.

Библиографическая ссылка

Будко Е.В., Степашов Н.С., Хабаров А.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МНЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ОБ АДДИКТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6415 (дата обращения: 05.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074