Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Герасимова А.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский Государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева»
В статье раскрыты понятия «подготовка», «готовность будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий. Рассмотрены показатели компонентов готовности будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, которые были сформированы в процессе пользовательской, общепедагогической и специальной подготовках. В результате подготовки будущих учителей ИЗО к профессиональной деятельности были сформированы следующие компоненты, а именно мотивационный компонент готовности (стремление к получению знаний, умений и пользовательских навыков в области ИКТ и др.); когнитивный компонент готовности (знание основ ИКТ; возможностей использования базового программного и аппаратного обеспечения на пользовательском уровне, а также для их применения в образовательных целях и др.); деятельностный компонент готовности (наличие умений и навыков использования базового, специального аппаратного и программного обеспечения, а также применения инструментальных программных средств, информационных технологий управления образовательным процессом и др.). Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, будущий учитель изобразительного искусства, подготовка, компоненты готовности.
компоненты готовности
подготовка
будущий учитель изобразительного искусства
информационные и коммуникационные технологии
1. Козлов О. А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. - Тула: МО РФ, 2002. - С. 181.
2. Лавина Т. А. Содержательно-организационный аспект непрерывной подготовки учителей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности // Информатика и образование. - 2006. - № 7. - С.105-109.
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. - 944 с.
4. Сборник инструктивно-информационных материалов учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса. - М.: МГУС, 2005. - 86 с.
5. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. - М.: АПО, 1998-1999.

В условиях информатизации общества и образования, расширения сферы практического применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) возрастает потребность в подготовке учителей изобразительного искусства (ИЗО), которые должны уметь использовать аппаратные средства ИКТ в своей профессиональной деятельности, а также применять специальные прикладные программы для реализации задач визуализации, проектирования, дизайна и т.д.

Подготовка будущих учителей ИЗО должна включать теорию и практику использования ИКТ в профессиональной деятельности. Для понимания сущности понятия «подготовка будущего учителя ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности» рассмотрим вначале общие термины «подготовка» и «информационная подготовка».

Согласно В. Г. Онушкину, Е. И. Огареву [4, 272], подготовка - это «общий термин, употребляемый применительно к прикладным задачам образования, когда имеется в виду освоение социального опыта в целях его последующего применения для выполнения специфических задач практического, познавательного или учебного плана, обычно связанных с определенным видом в той или иной мере регулярной деятельности».

В своих исследованиях О. А. Козлов информационную подготовку определяет как «обязательную составляющую образовательного процесса, направленную на подготовку специалистов, способных эффективно применять ИКТ в процессе осуществления своей профессиональной деятельности» [1, 281].

Вышеизложенное позволило под подготовкой будущего учителя ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности понимать процесс освоения теории и практики использования ИКТ для осуществления сбора, обработки, хранения, передачи, продуцирования различной информации (текстовой, графической и др.), а также реализации информационного взаимодействия с целью решения общепедагогических, методических задач, а также задач проектирования и дизайна.

Помимо изучения студентами педвуза возможностей использования ИКТ целью совершенствования учебного процесса, расширения самостоятельности при получении образования, ключевой составляющей подготовки будущих учителей ИЗО к применению ИКТ в профессиональной деятельности являются процесс изучения специального программного и аппаратного обеспечения. Таким образом, подготовка будущего учителя ИЗО в области ИКТ будет иметь следующую структуру: пользовательскую, общепедагогическую и специальную.

В результате пользовательской подготовки студенты получают знания о возможностях стандартного программного и аппаратного обеспечения, а также навыки работы с аппаратными и программными средствами на уровне пользователя, у будущих учителей формируется потребность в использовании стандартных программных и аппаратных средств, умение оценить необходимость применения ИКТ (дисциплина «Информатика»).

В процессе общепедагогической подготовки в аспекте применения ИКТ формируются знания в области оптимального использования ИКТ, ориентированных на реализацию педагогических целей обучения, воспитания, а также навыки решения инвариантных образовательных задач средствами ИКТ, у будущих учителей формируется потребность в использовании ИКТ в образовательных целях, способность оценить результат применения ИКТ и скорректировать процесс их применения (дисциплина «Использование современных ИКТ в учебном процессе»).

В результате специальной подготовки у будущих учителе ИЗО формируются знания в области использования специального программного и аппаратного обеспечения; умения и навыки использования их возможностей, а также формируются основные приемы работы со специальными программными средствами на уровне специалиста; вырабатывается потребность в использовании специальных программных и аппаратных средств, умение оценить результат и скорректировать процесс их применения (дисциплины «Компьютерная графика», «Компьютерные технологии»).

В результате подготовки по вышеописанной структуре у будущих учителей ИЗО формируется готовность к всестороннему (комплексному) использованию ИКТ в профессиональной деятельности.

Остановимся на определении «готовности».

В словаре С. И. Ожегова готовность определяется как «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [3].

М. И. Дьяченко интерпретирует готовность к педагогической деятельности как способность участвовать в различных видах деятельности (конструктивной, организаторской и т.д.), т.е. как непрерывный процесс использования всей суммы профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе подготовки и самоподготовки.

З. С. Левчук отмечает готовность к педагогической деятельности, как потребность и способность осуществлять педагогическую работу в соответствии со складывающими педагогическими условиями.

Г. А. Кручинина определяет готовность студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий обучения в будущей профессиональной деятельности как интегральное образование, включающее в себя высокую мотивацию к использованию ИКТ, знание теоретических аспектов использования ИКТ, проявление соответствующих эмоционально-волевых качеств и реализацию комплекса педагогических умений в новых условиях деятельности

Л. А. Харитонова в своем исследовании (на примере учителя иностранного языка) отмечает готовность будущего учителя иностранного языка к использованию информационных технологий, как интегративное образование личности, характеризующееся высоким уровнем овладения студентами психолого-педагогическими и специальными знаниями, необходимыми для эффективного использования информационных технологий в профессиональной деятельности, сформированностью направленности на их использование в процессе обучения учащихся иностранному языку, наличием интереса к работе с информационными технологиями, сформированностью профессионально значимых личностных качеств.

С целью выявления структуры готовности будущих учителей ИЗО  проанализированы различные подходы к решению этого вопроса, рассмотренные в психолого-педагогическом исследовании.

Так, Е. Ю. Елисеева выделяет следующие компоненты готовности будущего специалиста:

  • мотивационный. Соотношение внешних побуждений и внутренних потребностей к усвоению, непрерывному углублению и обновлению конструкторских знаний; степень осознания целей обучения конструкторско-графической деятельности и ее социально-профессиональной значимости;
  • праксиологический компонент. Система интегрированных конструкторско-графических знаний, умений и навыков структурно-функциональных и элементно-системных преобразований (по В.А.Моляко), использование различных технологий (традиционной «ручной», автоматизированной) в конструкторско-графической деятельности;
  • эмоционально-волевой компонент. Сформированность самооценки подготовленности к конструкторской деятельности, результатам деятельности; сформированность профессионально-значимых личностных качеств (трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, организованность, настойчивость, самостоятельность, воля и уверенность в успехе и пр.);
  • когнитивно-креативный компонент. Развитое техническое мышление; способности к конструкторско-графической деятельности: развитые пространственные представления, воображение, способность к структурно-функциональным преобразованиям, способность к творчеству.

Л. А. Харитонова определяет следующие уровни готовности студентов к использованию информационных технологий:

  • рецептивный. Наличие знаний в области информационных технологий, о возможностях информационных технологий в обучении иностранным языкам;
  • репродуктивный. Наличие положительной мотивации к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;
  • продуктивный. Сформированность системы умений и навыков по использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам;
  • творческий. Творческий потенциал студентов ФИЯ в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Опираясь на вышеизложенное, готовность будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности определяется нами как сложная личностно-профессиональная характеристика будущего специалиста, включающая мотивационный, когнитивный и деятельностный  компоненты. Готовность к профессиональной деятельности характеризуется целостностью, взаимосвязанностью компонентов, наличием потенциала, позволяющего самостоятельно решать задачи на современном этапе информатизации образования.

Формирование готовности будущих учителей ИЗО к применению информационных и коммуникационных технологий  в профессиональной деятельности можно рассматривать в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо повышать мотивацию, развивать познавательную активность студентов, поддерживать стремление к самосовершенствованию в области применения ИКТ. Во-вторых, необходимы знания возможностей использования ИКТ в профессиональной деятельности. В-третьих, необходимо развить умения и навыки для самостоятельного решения узко-профессиональных задач, где большую роль играют использование и применение специального программного и аппаратного обеспечения.

Рассмотрим показатели компонентов готовности будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, которые должны были сформированы в процессе пользовательской, общепедагогической и специальной подготовки.

Пользовательская подготовка будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент характеризуется следующими показателями:

  • наличие мотивов и интересов к получению знаний, умений и пользовательских навыков в области ИКТ;
  • потребность, стремление использования стандартного программного и аппаратного обеспечения.

Когнитивный компонент характеризуется следующими показателями:

  • знание основ ИКТ;
  • знание базовой специфики использования ИКТ в будущей профессиональной деятельности;
  • знание возможностей использования базового программного и аппаратного обеспечения.

Деятельностный компонент представлен пользовательскими умениями и навыками, а именно:

  • выполнение основных операций, связанных с обработкой текстовых и табличных документов;
  • визуализацию учебной информации с помощью средств мультимедиа технологии;
  • навыки работы в Интернет с целью поиска и отбора информации, необходимых для решения задач.

Общепедагогическая подготовка будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент характеризуется следующими показателями:

  • наличие мотивов и интересов к получению знаний, умений и навыков в области использования стандартного и специального программного обеспечения в образовательных целях;
  • потребность, стремление к использованию стандартного программного обеспечения, инструментальных программных средств, информационных технологий управления образовательным процессом, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), ориентированных на реализацию педагогических целей обучения, воспитания и развития обучающегося.

Когнитивный компонент характеризуется следующими показателями:

  • знаний возможностей офисных технологий в контексте их использования в образовательных целях;
  • знаний возможностей использования инструментальных программных средств и ЭОР в профессиональной деятельности;
  • знаний возможностей использования информационных технологий управления образовательным процессом.

Деятельностный компонент представлен умениями и навыками, необходимыми для достижения оптимальных результатов в решении профессиональных задач, а именно:

  • комплекс умений, навыков в области использования стандартного программного обеспечения в образовательных целях;
  • комплекс умений, навыков в области разработки программного обеспечения на основе инструментальных программных средств;
  • комплекс умений, навыков в области разработки и использования ЭОР;
  • комплекс умений, навыков визуализации учебной информации с помощью средств мультимедиа технологии.

Специальная подготовка будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент характеризуется следующими показателями:

  • наличие мотивов и интересов к получению знаний, умений и навыков в области использования специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна, а также направленность на подготовку обучающихся в этом аспекте на уроках ИЗО;
  • потребность и стремление к широкому использованию специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна.

Когнитивный компонент характеризуется следующими показателями:

  • знание теоретических основ специального аппаратного и программного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна;
  • знание возможностей использования специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна;
  • знание методики подготовки обучающихся к использованию специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна на уроках ИЗО.

Деятельностный компонент представлен умениями и навыками, необходимыми для достижения оптимальных результатов в решении профессиональных задач, а именно:

  • комплекс умений, навыков необходимых для работы со специальным программным и аппаратным обеспечением;
  • владение методикой обучения школьников использованию специального аппаратного и программного обеспечения на уроках ИЗО.

Следовательно, в результате подготовки будущих учителей ИЗО к профессиональной деятельности будут сформированы следующие компоненты.

Мотивационный компонент готовности  -  стремление к получению знаний, умений и пользовательских навыков в области ИКТ; к использованию стандартного и специального программного и аппаратного обеспечения в образовательных целях, для решения задач проектирования и дизайна; к освоению методик подготовки обучающихся в этом аспекте на уроках ИЗО.

Когнитивный компонент готовности - знание основ ИКТ; возможностей использования базового программного и аппаратного обеспечения на пользовательском уровне, а также для их применения в образовательных целях; знаний возможностей использования инструментальных программных средств, ЭОР, информационных технологий управления в профессиональной деятельности; знание теоретических основ специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна; знание методики подготовки обучающихся к использованию специального программного и аппаратного обеспечения для решения задач проектирования и дизайна на уроках ИЗО.

Деятельностный компонент готовности - наличие умений и навыков использования базового, специального аппаратного и программного обеспечения на пользовательском уровне, а также применения инструментальных программных средств, информационных технологий управления образовательным процессом, электронных образовательных ресурсов в образовательных целях; владение специальным программным и аппаратным обеспечением для решения задач проектирования и дизайна; владение методикой обучения школьников использованию специального аппаратного и программного обеспечения на уроках ИЗО (начальная подготовка учащихся в области компьютерной графики и дизайна).

Рецензенты:

  • Лавина Т. А., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры высшей математики и информационных технологий Чебоксарского института экономики и менеджмента (филиал) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», г. Чебоксары.
  • Мазкова И. Г.,  доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им.    И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Герасимова А.Г. КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6426 (дата обращения: 24.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074