Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Володина Н.А. 1 Зотова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства"
Статья посвящена проблеме определения эффективности Интернета как фактора воздействия на массовое сознание современного российского общества. Проведен системный анализ факторов воздействия на массовое сознание, отмечены их сильные и слабые стороны. Цель данной статьи состоит в попытке проанализировать современную ситуацию, связанную с определением степени влияния печатных средств массовой информации, радио, телевидения и Интернета на массовое сознание российского общества. Предпринята попытка определить эффективность интернета в зависимости от его распространенности и востребованности в различных социальных группах и регионах страны. Сформулированы принципиальные отличия Интернета от прочих факторов воздействия на массовое сознание современных россиян. Сделан вывод о неоднозначности и дискретности влияния Интернета на фоне возрастания уровня компьютеризации и повышения компьютерной грамотности.
Интернет
средства массовой информации
современное российское общество.
1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ; Мн.: Хравест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
2. Делицын А. А, Засурский И. И. Состояние российского Интернета на сегодняшний день // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №2. - С. 80-86.
3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / http://www.kara-murza.ru/manipul.htm (дата обращения: 23.03.2012).
4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием: Учебное пособие. - М.: Алгоритм, 2004. - 528 с.
5. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 431с.
6. Субханкулова А. Р. Радиовещание последних лет: библиография и исследование научных материалов // Журналистика в 2001 году. Тезисы. - Ч. 2. - М.: МГУ, 2003. - С. 37-51.
7. Вассерман А.: Twitter может вернуть прессу к реальности? / http://newsme.com.ua/ (дата обращения: 13.05.2012).
8. Вассерман А.: TWITTER - возвращение к реальности. http://russia.ru/video/diskurs_9677%20/ (дата обращения: 23.03.2012).
Проблема воздействия на массовое сознание неизменно привлекает внимание исследователей. В настоящее время существует несколько определений этого феномена. Наиболее исчерпывающим нам представляется следующее: «Массовое сознание - один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения; особый, специфический вид сознания общества, свойственный значительным множествам людей - «массам», определяемый как совпадение в какой-то момент основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных «классических» групп общества, однако несводимый к ним» [5, с.166].

Определение массового сознания как деперсонализированного сознания субъектов развитого индустриального общества, формирующимся под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, отражает, безусловно, важнейший его аспект - массовое сознание присуще массовому обществу [1, с. 615].  Основная характеристика массового общества - унификация вкусов, стремлений, взглядов, ценностных представлений. Определяющим фактором в этом процессе является, безусловно, единое информационное пространство, формирование которого происходит при непосредственном воздействии средств массовой информации и, с недавнего времени, всемирной глобальной сети. В массовом обществе информационная функция СМИ стала отнюдь не приоритетной, уступив первенство информационному обслуживанию интересов определенных идеологий, групп и т. д. Сформировались методы воздействия СМИ на массовое сознание: системность, координированность, монологичность, многоканальность, направленность на определенную аудиторию, при необходимости - многократная и многоуровневая повторяемость информации. Существует немало примеров созданной СМИ «сверхреальности», иллюзорной действительности: «...значительная часть усилий журналистов уходит именно на  то, чтобы создать иллюзию, не  имеющую к  реальности практически никакого отношения. Понятно, что это делается не только через масс-медиа. Вспомним хотя  бы закрытый доклад Хрущева на  ХХ съезде Коммунистической партии. Как показал американский историк Гровер Ферр, в  этом докладе любое утверждение, которое не  могли немедленно проверить рядовые делегаты съезда, было ложью. И  вот в  рамках этой ложной реальности, созданной в  марте 1956  года, мы, в  общем-то, живем и  по  сей день» [7]. Средства массовой информации - «четвертая власть», оказывая влияние на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т. д., играют определяющую роль в формировании массового сознания. 

Средства массовой информации являются системообразующим элементом массовой культуры современного общества. Пресса, радио, телевидение - часть современной действительности, современного глобального мира со всеми его противоречиями, конфликтами, неурядицами, испытывая на себе их сильнейшее воздействие, в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки современной информации состоят из множества противоречивых, зачастую несовместимых друг с другом сообщений и материалов. 

Телевидение стало одним из заметных элементов жизненной среды современного человека. Человек нуждается в постоянной смене информации, и основной канал ее получения - зрительный: 80 % всей информации идет через орган зрения. Независимо от национальности, вероисповедания, материального достатка, социального слоя и уровня интеллектуального развития и часто без осознанного выбора телевизор смотрят практически все.  Телевидение является эффективнейшим фактором воздействия на массовое сознание в силу того, что предоставляет людям возможность ознакомиться с  большим объемом информации, не затрачивая при этом много времени, денег или физических сил. Посредством телевидения человек удовлетворяет свои потребности в получении необходимой информации, духовные потребности, например, в познании культуры и сопереживании.

Таким образом, человек, смотрящий телевизор, подвержен влиянию мира звуко-зрительных образов, косвенно влияющим даже на тех людей, которые по каким-то причинам не ориентированы на телевидение. «Телепродукция - это «товар» сродни духовному наркотику, - замечает профессор С. Г. Кара-Мурза. - Человек современного городского общества зависим от телевидения...» [4, с. 72]. Телевидение обеспечивает возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека, эффективного воздействия на массовое сознание. Современный человек проводит у телеэкрана значительно больше времени, чем необходимо для удовлетворения информационной потребности. 

Возможности радио как современного фактора воздействия на массовое сознание, очевидно, уступают телевидению: отсутствие видеоряда значительно снижает степень эмоционального воздействия. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы) [6, с. 37-39].

Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.

Радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Характерным для радио является невизуальность (лат. viceo - «видение»). На первый взгляд  - это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, невизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Как было ранее сказано, отсутствие видеоряда значительно снижает степень эмоционального воздействия, но  в то же время  оно предоставляет две группы возможностей восприятия. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания между звуком и тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других элементов ситуации, несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Кроме того, современное российское радиопространство, за редким исключением, насыщенно развлекательно-музыкальными каналами и передачами.  

Если телевидение, и, особенно, радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать в силу технологии обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Пресса проигрывает в оперативности информирования: невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Ярким примером осознания быстрого «устаревания» информации на печатных носителях является решение о прекращении выпуска печатной версии знаменитой Enceclopedia Britannica. 

Уровень доверия к телевидению, радио и  печатным средствам массовой информации наиболее низок среди населения городов-миллионников, мужчин, людей зрелого возраста,  людей с высокими доходами и  уровнем образования. Жители Москвы и  Петербурга, молодежь и  высокообразованные россияне наиболее доверяют Интернету и  иноязычным изданиям, к  которым скептически относятся жители сел, люди пенсионного возраста и  респонденты с  низким уровнем образования, которые наиболее склонны доверять отечественному телевидению, радио и  печати [3].

В отличие от «традиционных» СМИ, степень влияния Интернета на массовое сознание вообще, и российской аудитории, в частности, трудно оценить однозначно. С развитием Интернета происходят существенные трансформации в массовом сознании.

Прежде всего, необходимо отметить принципиальное отличие Интернета от рассмотренных выше факторов воздействия на массовое сознание: Интернет - малорегулируемое информационное пространство, он по природе своей полилогичен.  С одной стороны, Интернет предоставляет каждому огромный выбор информационных продуктов, причём в соответствии с запросами;  с другой стороны, часть общества по ряду причин может быть лишена такого доступа и исключается, таким образом, из ареала влияния Интернета как фактора воздействия на массовое сознание современных россиян.

Распространенность Интернета в России во многом определяется существующей системой расселения и распространения телекоммуникационных каналов связи [2, с.80-86].  Если в городах-миллионерах Интернет стал обыденным явлением уже в 1997-1998 гг. (а в Москве и Петербурге - еще раньше), то его активное проникновение в города с населением 50-100 тыс. человек начало происходить лишь в настоящее время. В сельской местности, в связи с низким уровнем телефонизации и доходов сельского населения, да и, подчас, отсутствием заинтересованности, Интернет пока присутствует фрагментарно. Кроме того, если в Москве и ряде крупных городов широкополосный доступ в Интернет не только распространен, но и относительно дешев, то в регионах - обратная ситуация. Возникает парадокс: дорогой Интернет в регионах с заведомо более низким уровнем жизни, то есть Интернет, практически недоступный для масс.

Таким образом, приходится констатировать существующее сейчас в России digital divide - информационное неравенство. С этой точки зрения, на наш взгляд, Россия не может быть причислена к постиндустриальным странам, т.  к., помимо прочего, всецелой «реорганизации культурной сферы, внешне-формальной стороной которой выступает ее компьютеризация, а внутренне-содержательной - императивная ориентация на приоритеты интеллектуализма и соответствующее профилирование на организацию себя в качестве индустрии знания» не произошло [1, с. 615]. 

Таким образом, массовое сознание российского общества сегодня, безусловно, подвержено влиянию Интернета. С одной стороны, интернет воздействует на массовое сознание в целом, обуславливая его унификацию, т.  к. информация подается в одном и том же виде (новости, реклама, стиль жизни). С другой стороны, Интернет, как никакой другой фактор воздействия на массовое сознание, способствует не только простой включенности человека в информационное пространство в качестве потребителя, а предполагает активное участие человека в формировании информационных потоков [3].

Воздействие Интернета на массовое сознание современных россиян дискретно, что обусловлено следующими причинами: во-первых, местом проживания (город - село, большой город - малый город), во-вторых, степенью телефонизации, в-третьих, уровнем образования, профессией, родом деятельности, в-четвертых, стоимостью интернета / уровнем доходов.

Необходимо отметить, что в целом в России влияние Интернета возрастает, уровень компьютеризации и компьютерной грамотности повышается. Так, Интернет как источник информации наиболее предпочтителен для  60 % аудитории, причем доля востребованности здесь выросла с   2008  года  с 49 %  до  60 % [3].

В заключение приведем мнение А. Вассермана: «Что касается компьютеров, то  главное, что дает нам сейчас такой вот всеобщий интерес к блогосфере - это  то, что мы  получили возможность вырваться из иллюзий, созданных масс-медиа, вновь в  мир, снабженный средствами действительно массовой и  действительно информации. И  можем обсуждать этот мир, не  обращая внимания на  тех, кто все еще надеется удержать нас в  мире иллюзий» [8]. Сложно не согласится с подобным утверждением.

Рецензенты:

  • Мясников Андрей Геннадьевич, д.ф.н., профессор, кафедра философии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского», г. Пенза.
  • Баранова Наталья Борисовна, д.и.н., к.ю.н., профессор, кафедра теории права и государственно-правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского», г. Пенза.

Библиографическая ссылка

Володина Н.А., Зотова Н.В. ИНТЕРНЕТ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6440 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674