Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТРАДИЦИОННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аглабова И.М. 1
1 ГОУ ВПО «Дагестанский Государственный Педагогический Университет», г.Махачкала
В школьном возрасте особенно велико влияние среды (дом, школа, общественные учреждения), формирующей отношение к окружающему миру. Поэтому так важно приобщать школьников к декоративно-прикладному искусству, учить понимать социальную значимость искусства в жизни человека и общества. Мы неслучайно обращаемся как к традиционному, так и современному текстилю народов Дагестана, считая, что это играет огромную роль в эстетическом воспитании детей. Как справедливо полагает ряд авторов, «Приоритетным направлением современной системы образования является гуманизация обучения, формирование ценностных ориентаций молодежи на основе приобщения к отечественным художественным традициям, являющимся неотъемлемой частью мировой культуры». В процессе изучения традиционного и современного текстиля народов Дагестана решаются задачи, отвечающие двум приоритетным направлениям современных психолого-педагогических исследований эстетического воспитания школьников: 1. возможности эстетического развития, духовного обогащения детей средствами искусства, овладение ими основ эстетической культуры; 2. «механизмы», с помощью которых происходит эстетическое развитие школьника, воспитательные возможности всех основных видов деятельности в процессе овладения основами эстетической культуры. В искусстве текстиля заложены большие возможности для развития высокого уровня художественно-эстетической воспитанности школьников, что обусловлено его яркостью и доступностью, его близостью к детскому художественному творчеству, нравственно-эстетической содержательностью, жанровым разнообразием, отвечающим различным художественным и эстетическим вкусам и потребностям учащихся.
изобразительное и декоративно-прикладное искусство
искусство
культура
школьники
учащиеся
художественный текстиль
эстетическое воспитание
1.Магомедов Н. Мягкая валюта Дагестана. [Электронный ресурс]. // http: //www. Veslikavkaza.ru/articles/tourism/sites/1 152-html (дата обращения: 2.05.2009).\\
2. Мухидинова П.М. Роль народно-художественных промыслов в воспитании эстетической культуры школьников. // II Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, – 2010. – № 2. – С. 58.
3. Рашидов O.K., Дамаданова С.Р. Традиции и современность в декоративно-прикладном искусстве Дагестана. // Международный журнал экспериментального образования. – 2009, – № 6. – С. 53.
4. Система эстетического воспитания в школе. Под редакцией Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение. 1983. – С. 27.
5. Ярыгина Н.А. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников. // Дети, в школу собирайтесь! – 2008. – № 1. – С. 3
Эстетическое воспитание - неотъемлемая часть всестороннего воспитания личности. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного. Эстетическое воспитание - это «процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников» [4 C.27]. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания.

Эстетическое воспитание посредством художественного текстиля кроме реализации собственно дидактических задач, призвано способствовать развитию этнического самосознания учащихся, обеспечивать ориентацию обучения на толерантность взаимоотношений в обществе, формирование способностей и потребностей учащихся в художественно-эстетических переживаниях, активизацию их духовно-нравственного потенциала.

Приобщение к художественному текстилю Дагестана может выступить в качестве эффективного средства воспитания молодежи в духе интернационализма, уважения как к художественным традициям Дагестана, так и различных народностей, проживающих за его пределами. Воспитание человека, умеющего уловить и оценить красоту и гармонию во всем, - одна из главных целей эстетического воспитания подрастающего поколения на примере художественного текстиля Дагестана. Занятия художественным текстилем - наиболее благоприятная почва для развития специальных качеств. Она доступна с раннего детского возраста и имеет огромный учебно-творческий потенциал. Как показывают исследования, уже в подростковом возрасте активное развитие в обучении приобретает логическое мышление, и уже в школьном возрасте имеет важное значение в мотивации заданий и актуализации проблем, т.к. включаются другие психические процессы, и репродуктивные знания уступают место реальным мыслительным процессам. Таким образом, создаются психолого-педагогические условия развития специальных качеств на основе адекватности мыслительных процессов возрастному цензу и наличию образно-логического мышления, с учетом изобразительного знака декоративного искусства.

В научных статьях и публикациях, различных методических пособиях, учебных изданиях таких авторов, как М.М. Байрамбекова и С.М. Гаджимурадова, Г.Н. Казилова, М.М. Омарова, И.М. Раджабова, С.Р. Дамадановой и др., рассматриваются проблемы эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Н.А. Ярыгина отмечала: «В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями» [5 C.3].

В силу своих специфических возможностей, народное творчество, в частности искусство художественного текстиля, создает условия для приобщения учащихся к культурному наследию народов Дагестана.

Как справедливо отмечает П.М. Мухидинова: «Традиционные художественные промыслы Дагестана, утверждая собственную этическую и эстетическую систему, и подлинную сущность предметов окружающего мира, положительно влияют на развитие эстетического восприятия мира учащимися» [2 C.58].

Произведения художественного текстиля представляют интерес не только с художественно-эстетической, но и с историко-этнографической социологической и научной точки зрения. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры народа. Эти произведения являются общепризнанными памятниками истории, культуры и искусства, вобравшими в себя многовековой социальный опыт развития человека. Поэтому не случайно мы в своем исследовании обращаемся и к современному, и к традиционному текстилю народов Дагестана, считая, что это играет огромную роль в эстетическом воспитании. Как справедливо замечает ряд авторов: «Приоритетным направлением современной системы образования является гуманизация обучения, формирование ценностных ориентаций молодежи на основе приобщения к отечественным художественным традициям, являющимся неотъемлемой частью мировой культуры» [3 C.53]. Успешное решение данной проблемы возможно только при условии сохранения художественно-эстетических традиций, обеспечения преемственной связи многовекового прикладного искусства с его современными художественно-эстетическими проявлениями.

Народные промыслы, издавна развитые в Дагестане, имеют уникальное значение не только для самой республики, но и для страны в целом. Искусство дагестанских умельцев изумляет мир. С давних пор чуть ли не каждое селение в Дагестане славилось тем или иным ремеслом: производством предметов домашнего обихода или изделий из кожи; изготовлением ковров, паласов, бурок или различного рода украшений.

«Нет ни одного села в Дагестане, где они не побывали бы, вывозили много, - рассказывает старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Магомедхан Магомедханов. - Я заинтересовался, а что же привлекает иностранцев, насколько котируются дагестанские ковры на мировом рынке. Выяснилось, что при всем желании мы, имея в общей массе около 50 тысяч ковровщиц из всех районов Юждага, не сможем конкурировать с азиатскими, турецкими, ближневосточными производителями ворсовых ковров, чьи бренды давно завоевали рынок. В советское время вся продукция наших ковровых фабрик продавалась за границу по демпинговым ценам. Фирменные узоры каждой фабрики составлялись художниками из бессмысленного набора элементов, скопированных со старых ковров, которые, в свою очередь, были позаимствованы в средневековье у персов. Чисто дагестанское происхождение имеет безворсовый ковер - сумах. Вот с этими «ханскими коврами» в 1993 году мы и вышли на рынок. Работаем над ковровыми узорами серьезно, отыскивая лучшие старинные образцы. В дагестанских музеях есть очень красивые ковры - образчики стиля, вкуса и мастерства. А видели бы вы, какие ковры XVIII-начала XIX вв. хранятся в вашингтонском Текстильном музее и Музее искусств в Денвере: благородный рисунок, ни с чем не сравнимые цвета натуральных красителей!» [1].

Сейчас ситуация несколько изменилась, и уникальные произведения декоративно-прикладного искусства начинают возвращаться на Родину. Огромная заслуга в этом принадлежит Дагестанскому музею изобразительного искусства.

В настоящее время легкая промышленность, одна из старейших в Дагестане, по удельному весу в общем объеме промышленной продукции занимает третье место после пищевой и машиностроения. Развиты текстильное, трикотажное, швейное, ковровое, кожевенно-обувное производства.

Значительное место занимает текстильная промышленность. Она представлена предприятиями по переработке хлопка и шерсти. Развитию этой отрасли способствовало наличие местного сырья (шерсти), удобные условия доставки хлопка из Средней Азии дешевым морским путем, широкое распространение ковроткачества. Первая текстильная фабрика «Каспийская мануфактура» была построена в 1900 г. В советское время она преобразована в прядильно-ткацкую фабрику им. III Интернационала. Это крупнейшее текстильное предприятие Дагестана в среднем за год производит до 10 млн. кв. м неотделанной хлопчатобумажной бязи (суровья) и до 2 тыс. т хлопчатобумажной пряжи. Выпускаемая фабрикой бязь используется в качестве подкладочного материала в швейной, обувной, химической промышленности. Шерстяную пряжу (около 2 тыс. т в год) вырабатывает Дербентская фабрика «Дагюн», которая снабжает пряжей ковровые фабрики Дагестана, Закавказья и Средней Азии. В Махачкале, Дербенте, Буйнакске. Хасавюрте работают предприятия швейной промышленности.

На базе народных художественных промыслов развилась такая отрасль легкой промышленности, как ковроделие. Изготовлением ковров издавна занимались не только отдельные селения, но целые районы Дагестана (Табасаранский, Хивский, Сулейман-Стальский, Дербентский и др.). В 1930-х годах традиционный ковровый промысел был преобразован в промысловую кооперацию. Началась концентрация коврового производства в артелях. В те же годы в Дербенте была построена шерстопрядильная фабрика, начавшая снабжать артели сырьем. В 1960-х годах артели были преобразованы в фабрики и комбинаты бытового обслуживания. Сейчас в южной части Дагестана, где особенно развито ковроделие, насчитывается более 20 ковровых фабрик. Народный промысел постепенно превращается в развитое промышленное производство, сохраняющее и опирающееся на традиции народного искусства.

Модные в 1970-1980 годы узоры, которые придумывали художники на каждой фабрике, ушли в прошлое. На современных коврах уже не увидишь пышных роз, геометрических экспериментов и бессвязного сочетания орнаментов из старых узоров. Стали цениться рисунки старинных ковров, которые перекочевывали из ковра в ковер столетиями. Зная символы, их можно читать как книгу. У каждого рисунка есть определенный смысл. В основном, узоры геометрические, стилизованные зооморфные (птицы, лошади и даже верблюды), встречается символическое изображение человека.

Очень популярны и портреты, их продолжают делать по заказу. Это один из распространенных подарков. Дагестанские делегации, отправляясь на какой-нибудь крупный юбилей, часто наряду с кубачинскими саблями и андийскими бурками и папахами, везут ковры с изображением той или иной исторической личности или ныне здравствующего юбиляра. И портреты получаются вполне достоверные, людям нравятся.

На современном этапе развития общества стало необходимым возрождение национальных традиций, а именно художественного текстиля дагестанских народов, хотя этот процесс нельзя назвать гладким и лишенным проблем. Сейчас художественный текстиль развивается в рамках профессионального искусства в лице художников-прикладников.

Образовательная ценность текстиля народов Дагестана заключается в том, что народное имеет много общего с детским творчеством, поэтому оно является созвучным детскому пониманию идеалов красоты, добра, гармонии, которые способствуют формированию развитого, образованного, духовного человека. Дагестанский художественный текстиль знакомит учащихся с орнаментами и узорами, берущими свое начало от природы родного края, и потому оказывает большое влияние на духовные ценности, эстетические взгляды, экологическое сознание ребенка.

Ознакомление и приобщение учащихся к искусству художественного текстиля народов Дагестана необходимо, на наш взгляд, начинать с ознакомления школьников с основными видами этого искусства и историческими центрами народного мастерства.

Эффективности эстетического воспитания школьников средствами текстиля способствует метод практического обучения (объяснения, показы, упражнения), метод художественно-творческой деятельности (выполнение творческих заданий). В работе по теоретическому изучению и практическому обучению школьников искусству текстиля мы предлагаем следующие виды художественно-практической деятельности учащихся:

Декоративное рисование - работа в цвете (либо в графике) на плоскости по воображению или на основе творческой переработки впечатлений от предметов художественного текстиля.

Задачами этого вида художественно-практической деятельности являются: развитие фантазии и воображения, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции, умения творчески перерабатывать элементы народного искусства; воспитание уважительного отношения к самобытному творчеству народа; художественно-эстетическое развитие личности.

Аппликация - вырезание элементов украшений из разнообразных материалов: бумаги, картона, фольги, ткани, листьев растений - с последующим наклеиванием их на плоскость работы или поверхность объемного изделия. Это наиболее простой и доступный детям вид художественно-практической деятельности. Разновидности аппликации: обычная аппликация, выполненная из кусочков бумаги, полученных путем выщипывания из целого листа, и коллаж - комбинированная техника наклеивания на плотную основу ткани и объемных предметов (пуговиц, бус, бисера, веревки и т.д.).

Данный вид деятельности способствует развитию не только понимания ритма, зрительного равновесия элементов композиции, но и чувства цвета. Занятия аппликацией помогают развитию художественно-эстетической образованности учащихся, воспитывают у детей эмоциональное восприятие орнамента, художественный и эстетический вкус.

Плетение. Основными материалами для этой работы являются полоски бумаги, нитки, тесьма, шнуры и т.д. Школьники могут активно использовать этот вид художественно-практической деятельности на занятиях по изготовлению декоративных изделий. Занятия плетением способствуют развитию воображения, формируют чувство цвета, расширяют понимание ребенком условности декоративно-прикладного искусства; воспитывают художественно-эстетический вкус, развивают элементы художественно-эстетической культуры личности.

Вышивание - следующий вид художественной обработки материалов, доступный школьникам. На занятиях лучше всего использовать вышивку по нарисованному контуру швами, посильными детям: «вперед иголку», «строчка», «петельный», «стебельчатый», «тамбурный»; далее можно вводить вышивание «крестом». Возможно применение уже более сложных видов работ: вышивка счетными швами, вышивка гладью, простые и узорные мережки. Вышивание, в первую очередь, способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера ребенка, воспитывает трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность, уважительное отношение к труду народных мастеров вышивки, к народному творчеству, чувство национальной гордости и достоинства, художественный и эстетический вкус, развивает художественно-эстетическое восприятие.

Искусство текстиля обладает большими воспитательными возможностями в развитии уровня художественно-эстетической воспитанности школьников, что обусловлено его близостью детскому художественному творчеству, его яркостью и доступностью, нравственно-эстетической содержательностью, жанровым разнообразием, отвечающим различным художественным и эстетическим вкусам и потребностям учащихся. Присущая этому искусству идейно-эмоциональная структура, связанная с комплексом определенных художественных представлений, основана, прежде всего, на глубокой преемственности передающихся из поколения в поколение национальных традиций в развитии художественных и технических приемов формообразования и узоротворчества. Именно поэтому традиционный и современный текстиль народов Дагестана как средство эстетического воспитания школьников представляется нам важным и актуальным в наши дни.

Рецензенты:

Алиева Бика Шапиевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики ДГУ, г. Махачкала.

Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарно-педагогического образования РГПУ им. А.И.Герцена, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Аглабова И.М. ТРАДИЦИОННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6533 (дата обращения: 24.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074