Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ БИЗНЕСА, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Новиков Д.П. 1
1 ГАОУ ВПО ТО «Тюменская Государственная Академия мировой экономики управления и права», г. Тюмень,
В целом социальная деятельность заключается в гарантировании обществу, группе, отдельному индивиду определенного объема социальных благ. Проведение социальной политики, является сложным и дорогостоящим делом, отражающим сущность политики в целом конкретного предприятия, поскольку требуется не только найти общественный компромисс, позволяющий сочетать экономическую эффективность с возрастающими социальными потребностям, но и задать общий вектор развития на перспективу в социально-экономическом плане. Социальная политика должна быть не только и даже не столько направлена на решение насущных и разнообразных социальных проблем, сколько на их опережение. В статье рассматривается роль социального партнерства в управленческой деятельности руководителя бизнеса, проблемы и пути их решения. Выделены проблемы, оказывающие влияние на реализацию социальной политики, и предложены возможные пути их решения.
солидарность
корпоративное единство
управленческая деятельность
социальное взаимодействие
социальное партнерство
1. Трудовой Кодекс РФ. Ч.II ст. 23 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
2. Дюркгейм Э. Метод социологии. М.: Наука, 1991. – 431 с.
3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон. 1996.
4. Социально-трудовые исследования. М.: Институт мировой экономики и международных отношений РАН. Социальное партнерство в переходном обществе. Опыт России. // Редкол. Л.А. Гордон и др., 1998, №10. – С.43–92.
5. Официальный сайт Академии труда и социальных отношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atiso.ru/
6. Парсонс Т. Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Т. Парсонса. — М.: Прогресс, 1972. – 416 с.
7. Сорокин П. Современное состояние России. // Новый мир. 1990, №5. – с. 24.
8. Заславская Т.И., Громова Р.Г. К вопросу о среднем классе российского общества. // Мир России. 1998, №4.
9. Римашевская Н.М. Глобализация населения. // Народонаселение. 2001, №3. – с. 15.
10. Мертон Р. Явные и латентные функции. // Американская социологическая мысль. / Под ред. В.И. Добренькова, М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996;
11. Merton R. The Position of. – sociological Theory. // American Social Rev. – 1948. – Vol 13, №5; Merton R. Five assays, Old and New. – N.Y., 1967, P.87–90.
Введение

Принципиально важным для устойчивого развития современного общества является обеспечение социальных гарантий, представляющих собой повышение качества жизни граждан, если речь идет о государственном управлении, и работников, когда речь идет о конкретных предприятиях. В условиях интенсивного перехода к рыночным отношениям на предпринимателя, как руководителя бизнеса, возлагаются не только функции обеспечения экономического роста, но и социального обновления и политической стабилизации. Изучение процесса развития социального партнерства в различных его формах указывает на усиление социальной направленности современного бизнеса, его социализации. Однако в России система социального партнерства находится на этапе зарождения и испытывает ряд сложностей, поскольку практически не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений.

Целью представленного исследования является определение роли социального партнерства в управленческой деятельности руководителя бизнеса, проблемы и возможные пути их решения. Проведенный анализ представляется важным, поскольку социальное партнерство, как управление взаимодействием всех субъектов трудовых отношений, направленно, в первую очередь, на снижение негативных социальных последствий рыночного реформирования, приведших к росту неравенства в обществе и конфронтации социальных групп. Управление взаимодействием различных социальных групп, как социальное управление, является системообразующим, выступая стратегическим ресурсом управления.

В научной литературе понятие социальное партнерство раскрывается как механизм, регулирующий отношения между работодателями, государственными органами власти и работающими по найму. Это положение подтверждается и Трудовым Кодексом РФ: Социальное партнерство это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [8]. Однако, следует заметить, данное определение указывает лишь на то, что это механизм регулирования социальных и трудовых отношений, при этом существенной стороной социального партнерства является отнесение его к типу цивилизованного взаимодействия в рыночной экономике, основной особенностью которого является наличие социального неравенства, определяющего социальный статус участников: предпринимателей и работников.

Поэтому, переходя к рассмотрению роли социального партнерства в управленческой деятельности руководителей бизнеса, важно акцентировать внимание на том, что мировой опыт успешного развития социальных отношений базируется на взаимодействии рыночной конкуренции, государственного регулирования и социального партнерства. Данное сочетание сил позволяет снизить уровень конфронтации в обществе до минимума, либо, в случае ее возникновения, использовать прием «мягкого» выхода из кризисных ситуаций, при этом возрастает роль государства как гаранта стабильного развития общества, которое в свою очередь является основным условием для развития предпринимательства (бизнеса).

Руководитель бизнеса, являясь основным носителем управленческой мысли, как субъект социального партнерства обозначает факт социального неравенства, своей социальной позиции и общественной роли, так же, как и обоснование действий, направленных на укрепление экономических позиций, и установление солидарного корпоративного единства.

Сделав экскурс в историю социологии, вспомним, что понятие «солидарности» впервые ввел Э. Дюркгейм [1, с.148-149]. Ученый утверждал, что уже в архаическом обществе присутствовали элементы солидаризма, которые создают между людьми единую общественную связь. Далее получившая развитие система разделения труда принуждает не только к обособлению различных видов деятельности и делению трудового процесса на части, но и к установлению зависимости субъектов трудовой деятельности друг от друга, заставляя их общаться между собой. По мнению П. Сорокина, Дюркгейм очень четко указал на значение трудовой деятельности в развитии общества, определив, что «социальные аспекты разделения труда далеко не исчерпываются экономической выгодой последнего и теми следствиями, которые указывались обычно экономистами. Вопреки многим из них, Дюркгейм показал, что разделение труда не разъединяет людей, а связывает их: не только объективно, но и субъективно. Эта взаимная необходимость вызывает движение, органическую солидарность их друг с другом. В силу разделения труда индивидуальные сознания освобождаются от коллективного сознания, но вместе с тем индивиды сохраняют потребность друг в друге, равенство прав, взаимное движение и т.д. Такова объединительная - не только объективная, но и субъективная роль труда» [3]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что функциональное разделение труда послужило фундаментом, обеспечившим связи между социальными группами, в том числе между предпринимателями и наемными рабочими.

В XX веке значение «солидарности» в социологии исследовал Т. Парсонс. Он утверждал: «взаимодействие между предпринимателями и работниками, основанное на принципе солидарности, представляет собой частное проявление общего социального механизма, обеспечивающего не только стабильное, но и эволюционное развитие общества» [5, с.256-258].

Дальнейшее развитие высказанных положений Т. Парсонса получило в работах Р. Мертона, который доказал, что все субъекты общественных отношений выполняют полезные для социума функции. Под функциями Р. Мертон понимал «способ адаптации к действительности» [6]. Необходимо заметить, что у Т. Парсонса значение «адаптации» несет в себе позитивный характер, но если рассматривать ее как социальный факт, то она может иметь и негативные последствия. В подтверждение сказанного, с одной стороны, значение функционального разделения труда - это объединяющее начало субъектов в сфере труда, однако их социально-экономические интересы (предпринимателя и рабочего) различны на стадии вновь созданной стоимости. Социально-статусные роли субъектов не совпадают, однако они вынуждены вступать во взаимодействие друг с другом и направлять свои усилия на взаимное удовлетворение потребностей. Именно такое заключение позволяет сделать вывод о регулирующей роли социального партнерства во взаимоотношениях субъектов социальных и трудовых отношений. Особое значение эта роль приобретает в контексте управленческой деятельности руководителя бизнеса, позволяя учитывать интересы разных сторон, используя преимущественно переговорный процесс.

Осознание бизнесменами-управленцами своей социальной роли в обществе происходит в своеобразной российской ситуации, опосредованной рядом факторов (проблем), препятствующих развитию предприятий.

Данный факт подтверждается социологическим исследованием, проведенным научным центром социальных технологий и профсоюзного движения института социального партнерства Академии труда и социальных отношений в 2010 году [4]. Респонденты и эксперты разделили факторы на внешние и внутренние.

К внешним факторам были отнесены:

  • Экономическая нестабильность в стране;
  • Отсутствие концепции восстановления промышленности;
  • Слабый платежный спрос у населения.

К внутренним факторам отнесены:

  • Отсутствие на ряде предприятий грамотной команды управленцев;
  • Отсутствие свободной прибыли, которую следует направить на экономическое и социальное развитие.

Результаты опроса указывают на проблемы, с которыми сталкивается общество, и подтверждают необходимость существования системы социального партнерства как залога продуктивных социальных отношений. В них особая роль отводится руководителю, в задачи которого входит осознание важности человеческого фактора и формирование корпоративного единства, при котором усилия коллектива должны быть направлены на достижение целей развития предприятия. Именно это положение подчеркивается в ответах респондентов о необходимости проявлении заботы со стороны администрации предприятия, о социальных гарантиях и удовлетворении нужд рабочих. Так, 73% опрошенных указывают на отсутствие или слабую заботу администрации (руководства), и лишь 15% считают, что руководство предприятия проявляет заботу об удовлетворении их нужд. Развитие предприятия с ориентиром на конкурентную борьбу, инновации, создание новых рабочих мест - все это обеспечивает выгоду как для самого предприятия, так и общества. На осознание наемными работниками данного факта должны быть направлены основные управленческие усилия руководителя.

«Специфика российского общества, переходный характер развития заставляют анализировать российские возможности предпринимательства с учетом сложившихся стратификационных особенностей российского общества, во многом отличных от западных условий» [7]. По гипотезе академика Т.И. Заславской и профессора Н.М. Римашевской, «стратификационные модели российского общества явились результатом поляризации населения по уровню дохода, что и создает дезинтеграцию в обществе, влечет за собой усиление дифференциации» [2]. Подобная дезинтеграция в обществе ведет к появлению слоя олигархов и увеличению количества бедного населения, подобные процессы мы и наблюдаем в российском обществе.

Каковы пути преодоления сложившихся проблем?

Во-первых, требуется решение задачи вовлеченности наемного рабочего в достижение производственных и коммерческих результатов деятельности предприятия. Для достижения производственных результатов важно, чтобы каждый сотрудник точно знал свои функции и выполнял их в поставленные сроки. Вовлеченность в достижение коммерческих показателей требует от руководителя корректно выстроенной системы мотивации, условий и организации трудовой деятельности, а также возможного участия в распределении результатов коммерческой деятельности.

Во-вторых, принципиально важен выбор управленческой концепции. Так существование согласованного типа социального взаимодействия возможно в условиях социума, основными субъектами которого выступают: предприниматели (руководители) и наемные рабочие. То, как складывается их взаимодействие и какие модели управления при этом применяются, определяет особенности функционирования общественного договора. Руководитель должен сам определить тип социальных отношений между работником и работодателем: либо доминирование и подавление, либо поиск и установление согласованных механизмов и технологий разрешения конфликтов. Последний как раз и относится к социально-ориентированному типу поведения предпринимателя (руководителя).

В-третьих, необходимо сформулировать основные требования, предъявляемые к социально-ориентированному руководителю:

  • Стремление к коммерческому результату в балансе с общественной выгодой;
  • Предоставление работникам прав на отстаивание и реализацию своих интересов;
  • Предпочтение «мирных» форм социального взаимодействия;
  • Социальная ответственность руководителя как работодателя.

Таким образом, очевидна необходимость в развитии нового типа руководителей, которым предстоит в дальнейшем форсировать становление социально-партнерских отношений как одного из эффективных механизмов регулирования взаимоотношений и с государством, и с наемными работниками. Современный руководитель не может не осознавать взаимосвязи размеров прибыли наемного работника с уровнем его заработной платы. Он не может игнорировать существующее у наемных работников доверие к договорным методам, способным обеспечить уверенность в будущем, а в целом - социальный мир.

Рецензенты:

Костко Н.А., доктор социологических наук, проректор по научной работе Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тюменской области «Тюменская Государственная академия мировой экономики, управления и права», г. Тюмень.

Ткачева Н.А., доктор социологических наук, профессор кафедры «Маркетинг и регионоведение» Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тюменской области «Тюменская Государственная академия мировой экономики, управления и права», г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Новиков Д.П. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ БИЗНЕСА, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6534 (дата обращения: 23.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074