Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Трегубова О.Г. 1, 2
1 МАОУ "СОШ № 132" г.Перми
2 ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», Пермь
Проведен анализ методологических подходов к изучению проблемы воспитания экологической культуры младших подростков. В основе теоретических исследований рассматриваются положения личностно-ориентированного, личностно-деятельностного и культурологического подходов. Раскрывается основная идея деятельностного подхода в воспитании, которая связана с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. Осмысливая мир культуры, картину мира, он адаптируется к действиям и поведению окружающих и «опытным путем», «между делом» осваивает культурные нормы и ценности. Главное - взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей, а воспитание - это «побочный эффект» всех самостоятельных исканий ребенка. Взгляды сторонников культурологического подхода приурочены к центральной фигуре образования, его главному действующему субъекту самому ребенку. За ним утверждается право самому определять не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить», т.е. право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. На основе изучения состояния теории и практики воспитания экологической культуры младших подростков установлены закономерности и сформулированы принципы воспитания личностного интегрального качества у младших подростков.
экологическая культура
личностно-ориентированный подход
деятельность
культурологический подход
1. Алексеев А.Н. Нашей новой школе - педагога нового типа. Экологическая культура и культура устойчивого развития как компоненты профессионализма педагога нового типа : мат. VII Всерос. науч.-практ. семинара 8-12 ноября 2010 г. - СПб., 2010. - С. 12-17.
2. Асафова Е.В. Экологическая культура студента как составляющая его конкурентоспособности // Педагогическая диагностика в системе совершенствования учебно-воспитательной работы в высшей и средней школе : сб. науч.-метод. статей / отв. ред. С.Г. Григорьева, С.Л. Михеева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т., 2010. - С. 15-18.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов н/Д : Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. - С. 58-74.
4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29.
5. Виноградова Н.Н. Система начальных жизненных установок на развитие экологической культуры личности. - URL: http://portal.loiro.ru/index.php?module%20articles&actionview&cid232&id12%20(дата обращения: 09.01.2011).
6. Глазачев С.Н. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования // Экология и образование. - 2004. - № 1-2. - С. 38-43.
7. Кочергин А.Н.Экологическая культура как духовно-нравственный фактор и философия // Лесной вестник. - 2011. - № 2. - С. 89-94.
8. Крылова Н.Б.Культурология образования // Новые ценности образования. - 2000. - № 10.
9. КульневичС.В.Педагогика личности от концепций до технологий : учеб.-практич. пособие. - Ростов н/Д : Творческий центр «Учитель». - 2001. - 160 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1975. - С. 42-49.
11. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы : монография. - М., 1998.
12. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
13. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении : учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М. : Издат. центр «Академия», 1999. - С. 25-29.
14. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М. : Сентябрь. - 96с.
В философской, социологической и научно-педагогической литературе разработан целый ряд важных положений, раскрывающих различные аспекты процесса воспитания экологической культуры школьников. При этом каждый подход задает свою шкалу критериев и ее ценностей. Теоретическую основу проблемы воспитания экологической культуры младших подростков в условиях непрерывного экологического образования составили положения личностно ориентированного (А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, А.В. Петровский, В.И. Лещинский, А.В. Хуторской, Е.Н. Шиянов и др.), личностно деятельностного (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, И.Б. Ворожцова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и культурологического подхода (А.Г. Асмолов, В.Н. Алексеенко, М.М. Бахтин, Ю.В. Белкин, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, С.В. Кульневич, Ю.М. Лотман, С.Ю. Степанов и др.), методологические принципы современной системы экологического образования (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Сластенин, И.Т. Суравегина); теоретические подходы к структуре, анализу и характеристике экологической культуры (Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачёв, Н.В. Реймерс, К.И. Шилин и др.).

Рассмотрим некоторые подходы философов, социологов и ученых-педагогов к определению понятия «экологическая культура». Так, в философском контексте экологическая культура выступает в качестве основания культуры как идеала, к которому следует стремиться; это новый тип культуры с переосмысленными ценностями, которые ориентированы на поиск механизма экологически целесообразной деятельности в природе.

При социологическом подходе экологическая культура выступает как мера общей культуры, при этом эколого-активная личность - это личность, которая не пассивно созерцает процесс разрушения природной среды, а заинтересованно, осознанно осваивает природу в целях создания оптимальных экологических условий бытия человека [5].

Деятельностный подход обнаруживается в определении экологической культуры Н.И. Кокшарова: «экологическая культура - это деятельность, направленная на охрану природной среды, на сохранение и восстановление культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории». Определение экологической культуры, предлагаемое А.Н. Кочергиным, также реализует деятельностный подход. Так, автор полагает, что «экологическая культура - это определенная программа, на основании которой субъект строит свой исторически конкретный процесс взаимодействия с природой» [7].

С.Н. Глазачев определяет экологическую культуру как «совокупность духовных ценностей, принципов правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимоотношений общества и природы. Экологическая культура становится социокультурным феноменом» [6]. Е.В. Асафова в своем определении экологической культуры также соединяет ценностный и деятельностный подходы: «Экологическая культура - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования» [2].

Учеными, занимающимися вопросами экологического образования, были востребованы положения деятельностного подхода, предполагающего становление субъектной позиции личности как основы ее развития. Основы личностно деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. Определяя личностно деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, мы предполагаем, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психоло­гический склад, т.е. ученик как личность. Следовательно, в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.

Основоположник деятельностного подхода в психологии А.Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Он считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации - перехода внешней деятельности во внутреннюю [10]. К внешней форме относится, прежде всего, практическая деятельность. Но как внутреннее и внешнее тесно взаимосвязаны, так и теоретическая деятельность невозможна без практической и, наоборот, практическая деятельность осуществляется под «руководством» теоретической.

Согласно концепции Е.В. Бондаревской, одна из важнейших задач целостного учебно-воспитательного процесса - воспитание Человека Культуры: свободной, духовной, гуманной, творческой личности, способной к самоопределению в мире культуры и практически подготовленной к жизни; и необходимое условие ее решения - интеграция образования в культуру и культуры в образование [3]. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по мнению Е.В. Бондаревской, личностно ориентированная педагогика [3; 4].

По убеждению А.В. Хуторского, в личностно ориентированном образовании в зоне первичного внимания педагога находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае - не столько передача ученику знаний, сколько, по выражению ученого, «образовывание», проявление его в самом себе, формирование себя. Личностные новообразования ученика получают функции внутреннего содержания образования [12]. При этом присвоение экологических знаний и норм происходит как личностно значимый процесс.

К началу 90-х годов утверждение концепций личностно деятельностного и личностно ориентированного подходов подготовило почву для актуализации культурологической тенденции в педагогике как общетеоретической основы для разработки вопросов воспитания (А.Г. Асмолов, В.Н. Алексеенко, М.М. Бахтин, Ю.В. Белкин, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, С.В. Кульневич, Ю.М. Лотман, С.Ю. Степанов и др.).

Долгое время образование в нашей стране развивалось вне контекста мировой и национальной культуры. Образование, пишет С.В. Кульневич, это такая целостность, которой присущи культурообразующие и прогрессообразующие функции. Осуществление культуросозидательных функций образования предполагает его ориентацию на воспитание человека культуры, формирование культуросообразного содержания образования и воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества, проектирующих элементы его культуросообразного устройства [9].

Автор концепции личностно ориентированного образования культурологического типа Е.В. Бондаревская выделяет следующие компоненты культурологического подхода: отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире духовно-нравственных ценностей [3; 4]. Школьник, овладевая общечеловеческими ценностями, формирует внутреннюю систему нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), учится измерять свое поведение гуманистическими критериями.

Интерпретация экологических проблем с позиций культурологического подхода позволяет более глубоко рассматривать причины глобальных проблем современности и решать их на основе становления ценностного отношения человека к самому себе и к окружающему миру. Культурологический подход в экологическом образовании предполагает соединение двух подходов: «образование в культуре» и «культура в образовании» [1]. Соответственно изменяются культурологические научно-теоретические основания конструирования экологического образования. Согласно социальным ожиданиям, оно должно не только учить объяснять мир, но и рассматривать варианты управления им с точки зрения его устойчивости (неустойчивости), принятия ответственных решений. Культурологический подход основан на выделении инвариантных компонентов культуры: знаний о мире, опыта существования способов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к объектам и процессам в реальном мире. Данный подход к дидактике экологического образования позволит отразить в системе общего образования главные элементы экологической культуры и их развитие.

На основе изучения состояния теории и практики воспитания экологической культуры младших подростков нами были установлены закономерности и сформулированы принципы воспитания данного интегрального качества. Выделим некоторые из них.

  1. Объективной является зависимость результатов воспитания от особенностей взаимодействия детей с миром природы. Сущность закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую включается школьник. Для принятия адекватных решений различного рода у младших подростков должно быть сформировано пространство, в котором они учатся выбирать. Учатся принимать решения, от которых зависит их образовательная траектория.
  2. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников. Чтобыработать индивидуально с каждым ребенком или в группе, учитывая психологические особенности младших подростков, необходимо по-иному строить воспитательный процесс, который предполагает создание условий для проявления познавательной активности воспитанников.
  3. Важнейшей закономерностью является связь между содержанием конкретного воспитательно-образовательного процесса и поставленными задачами. Методы обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации процесса воспитания экологической культуры младших подростков определяются содержанием. Содержание усваивается в процессе различной деятельности.

К числу важнейших принципов воспитательного воздействия мы отнесли те, которые, по мнению исследователей С.В. Алексеева, Л.В. Моисеевой, Б.Д. Комиссарова, В.Г. Эршон, наиболее важны в экологическом образовании:

  • принцип системности (обеспечивает развитие экологического образования как системы, позволяет реализовать потребность в целостном видении природы);
  • принцип интеграции и дифференциации (принцип интеграции обуславливает единство целей биологического и экологического образования, единство содержательной и процессуальной сторон образования, единство обучения и воспитания); дифференциация раскрывает веер возможностей для выбора индивидуальных образовательных маршрутов, удовлетворения интересов, склонностей, способностей обучающихся, уровня развития и т.д.;
  • учет региональных особенностей (природные условия и ресурсы, экологическая ситуация в регионе, городе, районе, культурно-исторические и религиозные традиции населения, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения);
  • вовлечение общественных или иных некоммерческих объединений в решение задач по воспитанию экологической культуры младших подростков (подразумевает выполнение социального заказа образовательному учреждению, активное вовлечение родителей как партнеров в решение задачи воспитания экологической культуры);
  • творческая активность и самостоятельность выбора учащихся при сопровождающей роли педагога (выражается в активности, инициативности, умении правильно спланировать, организовать и провести какой-либо вид экологической деятельности);
  • рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной и внеучебной деятельности базируется на возрастных, психологических особенностях младших подростков и решает проблему индивидуальной и коллективной форм организации учебных занятий.

Рецензенты:

  • Лурье Леонид Израилевич, доктор педагогических наук, профессор, директор МБОУ «Лицей № 1», г. Пермь.
  • Гитман Елена Константиновна, доктор педагогических наук, профессор ФГВОУ ВПО «Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Трегубова О.Г., Трегубова О.Г. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6700 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674