Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРУ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Полухина А.Н. 1 Талалаев М.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»
2 ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет"
В статье рассматриваются вопросы, связанные с экономической составляющей сферы туризма, в т.ч. на региональном уровне. Особое внимание уделено основным проблемам в вопросах привлечения инвестиций в сферу туризма. Определены тенденции инвестиционной привлекательности сферы туризма. Обоснована необходимость совершенствования действующих и разработки новых механизмов, направленных на улучшение инвестиционного климата в сфере туризма. На примере Республики Марий Эл рассмотрено состояние инвестиционной привлекательности региона. Описаны действующие в республике нормативно-правовые акты, направленные на привлечение инвестиций в развитие экономики Республики Марий Эл. Систематизация описанной информации об имеющихся проблемах в развитии инвестиционной составляющей сферы туризма, а также мерах поддержки инвесторов в Республике Марий Эл создает предпосылки для разработки исследователями новых методических подходов к эффективному управлению сферой туризма.
туризм
экономика туризма
инвестиции
нормативно-правовые акты
инвестиционная привлекательность
1. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2011 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_04/IssWWW.exe/Stg/d03/1-inv.htm (дата обращенияя: 02.08.2012).
2. Инвестиционные возможности Республики Марий Эл - 2012. - Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл. - 2012.
3. О республиканской целевой программе «Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2011-2016 годы» : Постановление Правительства Республики Марий Эл 359 от 24.12.2010 // Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2011. - № 1 (часть I). - С. 11.
4. Объем платных услуг населению по видам деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_78/IssWWW.exe/Stg/02-02.htm (дата обращения: 02.08.2012).
5. Факты и цифры // Официальный сайт Всемирной Туристской Организации UNWTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unwto.org/ (дата обращения: 25.07.2012).
Введение. В последние годы изучение экономики туризма, туристского региона и управления региональным туризмом становится актуальным явлением при выборе объекта или предмета исследования. Данный факт связан в т.ч. и с мировыми тенденциями развития сферы туризма. Так, по данным Всемирной туристской ассоциации, в 2011 году число туристских прибытий возросло более чем на 4% и составило 980 миллионов; на 2012 год также прогнозируется рост на 3-4% [5]. При формировании эффективных механизмов управления сферой туризма в регионах Российской Федерации темпы роста могут быть значительно выше. Поступательное развитие сферы туризма невозможно без привлечения инвестиций в развитие экономики, в т.ч. на уровне регионов. Учитывая тот факт, что изношенность основных фондов предприятий туристской инфраструктуры в России составляет свыше 70%, вопросы, связанные с привлечением инвестиций в развитие сферы туризма, в ближайшей перспективе будут актуальны для исследователей.

Цель. Анализ проблем и перспектив, связанных с привлечением инвестиций в развитие сферы туризма, и описание государственных механизмов создания или улучшения инвестиционного климата в регионах (на примере Республики Марий Эл).

Материалы и методы исследования. Методической и теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области туризма, данные официальной статистики, нормативные правовые акты. Кроме этого, в работе отражен личный практический опыт авторов, полученный в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. По данным Росстата, за 2010 год (более «свежие» данные отсутствуют) объем туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, а также санаторно-оздоровительных услуг составил свыше 254,5 млрд рублей, или чуть более 5,2% от общего объема платных услуг, оказанных населению [4]. В то же время в статистике практически отсутствует информация об объеме инвестиций, вложенных предприятиями сферы туризма в развитие экономики ввиду несовершенства существующих статистических форм.

Статистическую информацию об объеме вложенных инвестиций исследователи могут получить на основе анализа данных в разрезе видов экономической деятельности. Так, из более чем 10,7 трлн рублей инвестиций, вложенных в Российской Федерации в 2011 году, на предприятия гостиничной и ресторанной сферы приходится 54,2 млрд рублей (или 0,5%), на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 212,4 млрд рублей (или почти 2%) [1].

Таким образом, суммарный вклад предприятий, осуществляющих деятельность в сфере туризма, в инвестиционную составляющую развития экономики составляет 266,6 млрд рублей (или 2,5%). Авторы статьи полагают, что для поступательного развития сферы туризма данных объемов явно недостаточно. В числе прочего проанализировать иные показатели, характеризующие инвестиционную составляющую сферы туризма на основе статистических данных, невозможно, поскольку они рассчитываются либо по основным отраслям промышленности, к которым туризм не относится, либо в разрезе регионов (при этом сферы не выделяются), либо по видовой структуре инвестиций, где также отсутствует распределение по видам экономической деятельности. Таким образом, основной проблемой, не позволяющей провести объективную оценку инвестиционной составляющей сферы туризма, авторы статьи считают отсутствие единой информационной базы, в т.ч. статистического характера, позволяющей потенциальным инвесторам ознакомиться с информацией об инвестиционной привлекательности сферы туризма. На взгляд авторов статьи, статистическая информация, доступная для свободного получения на официальных сайтах министерств и ведомств, курирующих вопросы развития сферы туризма (въездные и выездные потоки, количество реализованных путевок, количество размещенных в средствах размещения и пр.), не способна заинтересовать потенциальных инвесторов.

Еще одной проблемой в развитии инвестиционной составляющей сферы туризма авторы статьи считают отсутствие единой информационной базы, позволяющей потенциальному инвестору ознакомиться с материалами, необходимыми при реализации инвестиционных проектов (генеральный план размещения туристских объектов, требующих привлечения инвестиций, план местности, бизнес-план, информация о мощностях ресурсов и пр.) Не имея данной информации, инвестор вынужден искать ее самостоятельно. Таким образом, иногда инвестор при наличии финансовых средств и желания вложить их в развитие сферы туризма сталкивается с отсутствием информации о том, куда эти средства можно вложить.

Третьей важной проблемой в развитии инвестиционной привлекательности сферы туризма является создание благоприятного инвестиционного климата. С точки зрения государства, создание благоприятного инвестиционного климата возможно путем принятия нормативных правовых актов, способствующих привлечению инвестиций в развитие экономики. Это могут быть и налоговые льготы, и сокращение сроков согласования решений, и подводка инфраструктурных сетей, и субсидирование процентных ставок при реализации инвестиционных проектов, и другие меры. Существующие в Российской Федерации меры иногда не позволяют инвесторам начать строительство объектов по нескольку лет. Этот период времени уходит на согласование различных решений.

Кроме этого, авторы отмечают, что координацию деятельности в вопросах привлечения инвестиций в сферу туризма детально не осуществляет ни одно из существующих ведомств, хотя в современных условиях информация о строительстве и вводе в эксплуатацию туристских объектов требует упорядочения и специализированного подхода.

Принятые на федеральном и региональном уровне нормативно-правовые акты, направленные на развитие и поддержку сферы туризма, зачастую лишь констатируют факт строительства того или иного объекта туристской инфраструктуры коммерческой организацией и не учитывают меры государственной поддержки.

На фоне существующих проблем привлечение инвестиций в сферу туризма видится более чем перспективным направлением вложения частных и государственных инвестиций. В 2009 году в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума Россия заняла 59 место из 133 стран мира, при этом 5 место - по наличию природных туристских ресурсов мирового значения и 9 место - по наличию памятников культуры [3]. Кроме этого, специалисты отмечают, что экономическая эффективность от реализации туристских инвестиционных проектов выше, чем в иных отраслях экономики, даже несмотря на высокую капиталоемкость таких проектов.

Ситуация с инвестиционной привлекательностью в регионах Российской Федерации повторяет общероссийскую. Несмотря на высокий туристско-рекреационный потенциал, развитие сферы происходит достаточно медленно. Вложение инвестиций в сферу туризма происходит в основном в регионах, где туризм определен в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики. Таких регионов в России меньшинство.

Авторы статьи предлагают рассмотреть состояние инвестиционной привлекательности региона на примере Республики Марий Эл, в которой в последние годы достигнут значительный прогресс в вопросах создания благоприятного климата для реализации инвестиционных проектов. В Республике Марий Эл приняты следующие основные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность (в рамках данной статьи не будут рассмотрены нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание финансовой поддержки ввиду их множества и различной ведомственной принадлежности).

1. Закон Республики Марий Эл от 13 мая 1997 г. № 23-З «О привлечении инвестиций в экономику Республики Марий Эл» определяет правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику Республики Марий Эл капитала российских и иностранных юридических и физических лиц, а также кредитов иностранных государств и направлен на обеспечение и защиту прав собственности субъектов инвестиционной деятельности, стимулирование производства, реструктуризацию экономики и создание новых рабочих мест.

2. Законом Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года № 45-З «Об участии Республики Марий Эл в государственно-частном партнерстве» определены основы правового регулирования, цели, принципы и формы участия республики в ГЧП.

3. Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З определены основные налоговые льготы и условия их применения для предприятий, реализующих инвестиционные проекты в сфере туризма (освобождение от налога на имущество, понижение налога на прибыль, снижение до 10% ставки при применении упрощенной системы налогообложения).

4. Закон Республики Марий Эл от 21 марта 2012 года № 17-З «Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений» регулирует отношения в области инвестиционной деятельности и определяет формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

5. Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 2 марта 2004 г. № 113-р «Об утверждении примерной формы инвестиционного соглашения между Правительством Республики Марий Эл и инвестором, реализующим инвестиционный проект на территории Республики Марий Эл», которым утверждена форма инвестиционного соглашения, заключаемого между Правительством Республики Марий Эл и частным инвестором. В соглашениях и других документах, заключаемых между Правительством Республики Марий Эл и частным инвестором, определяются конкретные мероприятия, объемы и источники финансирования, а также действия сторон при реализации каждого инвестиционного проекта. Это позволяет активизировать и скоординировать действия всех заинтересованных сторон при реализации инвестиционных проектов и дает право Правительству Республики Марий Эл осуществлять мониторинг хода реализации инвестиционного проекта, а частному инвестору - получить административную поддержку в реализации инвестиционного проекта. Таким образом, осуществляется сопровождение инвестиционных проектов до момента запуска предприятия или производства и решение в связи с этим текущих вопросов, связанных с реализацией проекта, а также содействие в получении разрешительной или иной документации, необходимой для его реализации.

6. Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 17 июня 2009 г. № 330-р «О формировании и ведении реестра свободных инвестиционных площадок в Республике Марий Эл», определяющее ведение реестра свободных инвестиционных площадок (свободных объектов, предлагаемых для использования в инвестиционных целях и пригодных для размещения объектов производственного, торгового и иного назначения), который размещается для свободного доступа на сайте Правительства республики.

7. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2010 г. № 110, которым утверждена республиканская целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл в 2010-2014 годах». В 2011 году в рамках указанной программы для потенциальных инвесторов подготовлен справочник «Инвестиционные возможности Марий Эл» на русском и английском языках, материалы которого размещены для свободного доступа на официальном интернет-портале Республики Марий Эл, а также изданы в электронном виде [2].

Для привлечения потенциальных инвесторов осуществлялось формирование и ведение реестра свободных инвестиционных площадок, предлагаемых для использования в инвестиционных целях и для размещения объектов производственного, торгового и иного назначения. Информация для свободного доступа также размещалась на информационных ресурсах Правительства республики.

Также осуществлялась организация приема представителей иностранных государств и потенциальных инвесторов с целью определения перспектив и возможности реализации новых инвестиционных проектов на территории республики.

8. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2009 года № 306 «Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в собственности Республики Марий Эл» определено взимание арендной платы за землю при реализации инвестиционного проекта по минимальной ставке - 0,01% от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых для расчета арендной платы.

Реализация инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл осуществляется по следующим принципам.

  1. Реализация инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства.
  2. Сочетание стратегического подхода и оперативного реагирования на происходящие изменения и общие тенденции развития экономики.
  3. Обеспечение сбалансированности развития промышленного комплекса, развития инженерной инфраструктуры на территории Республики Марий Эл, а также объектов социально-бытового назначения.
  4. Активное позиционирование Республики Марий Эл как инвестиционно привлекательного региона на российском, межрегиональном и международном уровнях.
  5. Создание Правительством Республики Марий Эл условий, с одной стороны, направленных на снижения издержек на ведение бизнеса на территории республики, с другой стороны - на снижение инвестиционных рисков, связанных с вложением инвестиций.

Общие условия реализации инвестиционной политики Правительства Республики Марий Эл формируются путем:

  • снижения издержек на ведение в регионе бизнеса, в частности:

- проведения земельной политики (создание полноценных имущественных комплексов путем формирования земельных участков);

- развития рыночной инфраструктуры, в т.ч. поддержки малого и среднего предпринимательства, инновационной деятельности и др.;

- создания благоприятной налоговой и инвестиционной политики (предоставление налоговых льгот и государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов в соответствии с действующим законодательством);

- административной поддержки инвестиционных проектов и др.

  • снижения инвестиционных рисков, связанных с вложением инвестиций, в частности:

- повышения эффективности управления, планирования экономики и повышения уровня принимаемых управленческих решений (на основе методов индикативного управления, ориентации всех элементов системы на достижение конкретных целей, внедрения программно-целевого метода реализации целевых программ и др.);

- формирования открытой информационной среды (использование современных технологий распространения информации, Internet, возможностей СМИ, позиционирование Республики Марий Эл как инвестиционно привлекательного региона и др.);

- поддержания стабильного политического климата;

- развития межрегиональных и международных связей, межотраслевой кооперации и др.

Выводы (заключение). Итогом проведенного анализа является выявление основных проблем и тенденций в вопросах развития инвестиционной привлекательности сферы туризма, в т.ч. на региональном уровне. Кроме этого, авторами на примере Республики Марий Эл описан положительный опыт создания благоприятного климата для инвесторов с точки зрения мер государственной поддержки инвестиционных инициатив. Систематизация описанной информации создает предпосылки для разработки исследователями новых методических подходов к эффективному управлению сферой туризма, а также позволяет использовать ее органами государственной власти при подготовке управленческих решений, что подтверждает научную и практическую значимость проведенного исследования.

Рецензенты:

  • Катков Н.С., д.э.н., профессор кафедры экономической кибернетики Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
  • Царегородцев Е.И., д.э.н, профессор кафедры экономической кибернетики Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Полухина А.Н., Талалаев М.В. К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРУ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6866 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674