Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУЖИЯ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ОСЕТИН ( В ПЕРИОД ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА)

Багаев А.Б. 1
1 ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований ВНЦ РАН и РСО-А, Владикавказ, Россия
В период традиционного общества в жизни осетин оружие имело важное значение. Это объясняется тем, что в прошлом война и военное дело занимали в быту осетин значительное место. В исследованиях посвященных военной культуре осетин оружие рассматривается в основном только в военном аспекте. Однако предметы вооружения использовались не только по прямому назначению, но и в различных обрядах праздничной и повседневной жизни. Изучение роли оружия в этих обрядах необходимо для полного и глубинного раскрытия феномена военной культуры у осетин. Как известно, одной из важных сфер духовной культуры составляет свадебная обрядность. У осетин, как и у некоторых других народов мира, во время свадебных мероприятий предметы вооружения фигурировали при исполнение некоторых обычаев. В данной статье рассматриваются обряды свадебного цикла, в которых так или иначе оружие находило применение. Предпринята также попытка объяснения смысла использования предметов вооружения при оправлении того или иного свадебного обряда.
военная культура осетин
оружие
свадебный обряд
1. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. - Москва : Наука, 1988. - 238 с.
2. Хетагуров К.Х. Особа. Этнографический очерк // Избранное. - Орджоникидзе : Ир, 1989. - 496 с.
3. Чурсин Г. Ф. Очерки по этнологии Кавказа. - Тифлис, 1913. - 192 с.
4. Шанаев Г. Из осетинских сказаний о нартах // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1876. - Вып. 9. - 386 с.
5. Шанаев Дж. Свадьба у северных осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1870. - Вып. 4. - 402 с.
Введение

Свадебный ритуал - важная сторона традиционной культуры любого народа. С постепенным изменением ценностных ориентаций народа происходит и трансформация свадебных действий и обрядов. Так, современная свадебная обрядность осетин, несмотря на сохранение ряда архаичных черт, за последние 100-150 лет претерпела существенные изменения. В современном свадебном ритуале совершенно не используются предметы вооружения, между тем, согласно источникам, еще в конце XIX вв. оружие широко фигурирует в свадебных действиях и обрядах.

Целью исследования является описание и анализ свадебных действий и обрядов, в которых использовалось оружие.

Материалом исследования послужила свадебная обрядность осетин. В работе использованы историко-сопоставительный и описательный методы.

Обсуждение результатов исследования. Оружие использовалось не только на самой свадьбе, но и в предсвадебный период. Так, при сватовстве старший сват в знак согласия обеих сторон на брак оставлял какой-нибудь ценный предмет, часто это был пистолет. Позже, когда в осетинское общество проникли товарно-денежные отношения, вместо пистолета оставляли деньги. То есть здесь оружие в первую очередь выступало в качестве предмета, имеющего определенную материальную ценность. Это подтверждается и тем, что пистолет выступал в качестве залога и являлся частью калыма. Как правило, рассматриваемый пистолет специально брали у жениха именно для этого случая, хотя старший сват мог оставить и свое оружие. Это была залоговая часть калыма, который, в зависимости от социального положения родственного коллектива девушки, состоял из определенного количества коров или быков, впрочем калым никогда не выплачивался полностью одной только скотиной. Специально выбранные люди определяли количество и достоинство предметов, заменявших животных. Примерно одна часть калыма обязательно должна была быть выплачена коровами, еще одна часть включала что-то определенное - дорогой предмет вооружения (в зависимости от эпохи - панцирь, ружье, шашка), нива или большой медный пивоваренный котел. Остальная часть, обычно чуть превышавшая половину, состояла из различных составляющих: пашни, медной утвари, оружия, мелкого рогатого скота и т.п. Во всяком случае о наличии в составе калыма предметов вооружения свидетельствуют почти все источники, в которых он упоминается. Цена оружия, шедшего в уплату калыма, часто превышала его реальную стоимость, в особенности если оно досталось от предков [5, с. 13].

В случае мезальянса родственники невесты сверх калыма требовали «гӕртам» (взятку) в виде хорошего ружья, шашки или скакового коня [5, с. 63]. Таким образом, здесь мы наглядно видим, как предметы вооружения выполняли роль денег. Однако то, что в качестве материальной ценности и предмета обмена выступает именно оружие, говорит как о его большом значении в обществе, так и о наличии его в определенном, достаточном для выполнения функции денежной массы, количестве. Насыщенность и ценность оружия в обществе несомненно говорит о его сильной милитаризованности, о важной роли военного дела и производной от нее военной идеологии в жизни народа.

Оружие использовалось при проведении некоторых свадебных обрядов. Так, свадебные дружки о своем приезде за невестой извещали выстрелами из ружей и пистолетов, а также громкими радостными возгласами. Они шумно въезжали во двор родителей невесты, громко произнося различные приветственные фразы [5, с. 15]. Здесь, на наш взгляд, выстрелы из оружия использовались для привлечения внимания к группе и для демонстрации открытости и позитивности намерений, бесспорным подтверждением чего является сопровождавшая стрельбу вербальная составляющая.

В прошлом аульные мальчишки старались незаметно похитить у подвыпивших дружков жениха различные вещи, в том числе и оружие. В период господства натурального хозяйства деньги заменялись различными вещами, представлявшими определенную ценность в традиционном обществе. Одним из мер ценности в осетинском обществе был заряд пороха на один выстрел. Свадебные дружки посредством зарядов торговались с аульными мальчишками, чтобы вернуть свои утраченные вещи [5, с. 26]. Здесь опять оружие выступает как денежный эквивалент. Поведение мальчиков, на наш взгляд, связано с первоначальным обучением определенным военным навыкам - незаметно подобраться к противнику и ловко его обезоружить.

Важным действующим лицом на осетинской свадьбе был и остается шафер - «къухылхӕцӕг» (букв. «держащий (невесту) за руку»). Он сопровождает невесту во время всех передвижений на свадьбе. С этого дня и до конца жизни отношения между ними должны были быть, как между братом и сестрой. После того как шафер преодолевает различные препятствия и ему все же удается добраться до невесты, он обнажает шашку и берет невесту за правую руку. Далее он делает шашкой знак, чтобы многочисленная толпа подруг и родственниц расступилась и дала им дорогу. Таким образом, шафер выводил невесту в помещение, где располагался очаг - «хӕдзар». «Когда они переступают порог, он громогласно вещает: "Фарн фӕцӕуы" (букв. "благодать идет"). Пройдя по правой стороне от очага, шафер помещал невесту в угол» [2, с. 413].

После этого тесть преподносил своему зятю ценный подарок в виде оружия (ружья или шашки) [2, с. 413]. По представлениям осетин, каждый мужчина в первую очередь защитник. Лучшей возможностью признания его в этом статусе является преподнесение ему в качестве подарка оружия, и чем больше свидетелей, тем почетнее этот акт.

После этого шафер опять подходил к невесте, обнажал шашку и обводил ее вокруг очага три раза, каждый раз нанося удар шашкой по надочажной цепи. Этот обряд символизировал прощание невесты с божеством - покровителем дома, в котором она выросла и жила. Интересен тот факт, что покровитель домашнего очага у осетин - Сафа, по некоторым данным, также являлся богом меча и всего оружия [4, с. 41]. Это является еще одним свидетельством того, какое важное значение имело оружие в быту осетин традиционного общества.

Дружки жениха, сидевшие за свадебным столом, после обряда прощания невесты с родительским домом, вставали из-за стола для отправления в путь. Однако вставать раньше старших, или же без их позволения, считалось неприличным, да и прислуживающая молодежь не давала возможности покидать стол. Необходимо было откупиться, и тогда каждый из гостей (кроме стариков) клал на стол пулю, порох, нож и т.п. Прислуживающая молодежь удовлетворялась этим, и гости, выпив во имя покровителя путников Уастырджи еще по одному рогу, догоняли шафера и невесту.

Когда невеста проходила все обряды, связанные с прощанием с родным очагом и родительским домом, ее сажали в арбу (или на лошадь) и увозили. В это время дружки начинали стрелять из всего имеющегося у них оружия. Стрельба продолжалась до тех пор, пока арба невесты не покидала двор родительского дома [5, с. 25]. Г.Ф. Чурсин этот обряд связывает с существовавшим в прошлом у многих народов обычаем похищения невесты [3, с. 150]. Примечательно то, что в прошлом у болгар во время захвата девушки похитители производили несколько выстрелов [1, с. 154].

В случаях, когда невесту везли мимо другого селения, его жители в знак почтения начинали стрелять из ружей. Стрельба производилась и во время подъезда свадебного кортежа к аулу жениха. По свидетельству информаторов, это делалось для того, чтобы в доме жениха узнали о том, что свадебный поезд приближается к ним. В ответ на это из аула отвечали продолжительной и усиленной стрельбой.

На наш взгляд, стрельба во время различных свадебных обрядов имела и магический смысл, выступая в роли своеобразного оберега невесты. По представлениям осетин, нечистая сила боится шума, а тем более шума, производимого оружием. Интересно, что в современной свадьбе вместо стрельбы используют резкие и сильные звуки автомобильных клаксонов.

Юноша, который первым въезжал во двор жениха, в том случае если под потолком висело копченое мясо, ловким ударом кинжала или шашки должен был срезать его в знак радостного события. Также он стремился проникнуть к очагу и нанести несколько ударов по надочажной цепи клинковым оружием.

Далее шафер вел невесту в помещение, где располагался очаг, обводил ее три раза вокруг очага с обнаженной шашкой, которой он три раза ударял по надочажной цепи. Посредством этого обряда невеста поручалась покровительству божества надочажной цепи ее нового дома. После совершения еще нескольких обрядов, в которых оружие не использовалось, шафер уводил невесту в специально для нее приготовленное помещение и оставлял ее там, в женском обществе.

После этого шафер возвращался к очагу и все присутствовавшие там лица, включая стариков и старух, становились в круг и начинали исполнять вокруг очага ритуальный танец, сопровождавшийся песней. По свидетельству К.Л. Хетагурова, «пляшущие доходят до такого экстаза, что стреляют в потолок и всячески стараются выразить свою радость» [2, с. 414]. Здесь оружие использовалось для выражения чувства удовольствия от происходивших событий.

На второй вечер свадьбы с невесты снимали фату. Обряд этот называется «хызисӕн». При исполнении этого обряда также использовалось оружие. Шафер выводил невесту из помещения, в котором ее размещали после приезда, и вел в «хӕдзар». В это время молодежь начинала стрелять из ружей со словами «фарн фӕцӕуы», сидящие за столом у очага старшие отвечали: «Амонд йемӕ» («счастье с ней») [5, с. 49].

В различных осетинских обществах данный обряд имел некоторые особенности, однако это не искажало его смысла. Так, К.Л. Хетагуров дает следующее описание этого ритуала: «Шафер снимает красное сукно и передает его свекрови, затем обнаженной шашкой снимает коленкор и вешает его в углу, где висят такие же куски коленкора от прежних свадеб. С этой вешалки его уже не снимает никто никогда» [2, с. 414].

Вариант обряда снятия фаты приводится у Дж. Шанаева: «Шафер, приподняв сзади шаль, выдергивает острой палочкой из под неё кисею, заносит ее над головой и, описывая ею круги, торжественно произносит: "Благоденствие! Благоденствие! Благоденствие! Девять мальчиков и одну голубоглазую девочку!". Женщины и девушки принимают из рук шафера эту палочку с кисеею. Сняв с неё предварительно кисею, вместо которой надевается на нее небольшой кусок коленкора или бязи, они вколачивают ее с этим куском материи в переднем углу почти у самого потолка» [5, с. 28-29]. Как видим, во втором варианте холодное оружие заменено острой палочкой. Но, на наш взгляд, первый вариант рассматриваемого обряда более архаичен, потому как осетины Наро-Мамисонской котловины, у которых он бытовал, были менее подвержены культурному влиянию соседних народов.

Обряд снятия головного убора невесты известен многим народам. На Кавказе он прослеживается у балкарцев и адыгейцев. В некоторых районах Словении он исполняется посредством острого металлического предмета, например сабли или вилки, что делалось в целях защиты невесты от злой силы [1, с. 127].

Использование оружия, или заменявшего его острого предмета, необходимо было для того, чтобы пресечь воздействие нечистой силы во время приобщения невесты к новой семье. На наш взгляд, острая палочка, так же как и шашка, является своего рода оружием или его символическим обозначением.

На основе рассмотренного материала мы пришли к выводу о важной роли предметов вооружения в свадебных действиях и обрядах. По представлениям осетин, оружие являлось мощным средством противодействия злым силам. Чаще всего оно использовалось во время самой свадьбы, что обусловлено тем, что невеста именно во время свадьбы была наиболее уязвима для нечистых сил, особенно в период после того, как она выходила из под покровительства божества родного очага но еще не попала под защиту божества очага дома жениха. Кроме этого, выстрелы из огнестрельного оружия служили для выражения радости, почтения и уважения. Предметы вооружения исполняли также функцию денег. Они использовались при уплате калыма или в качестве различного рода подарков. С постепенным же снижением роли войны и военного дела в жизни осетин оружие перестает фигурировать в свадебной обрядности.

Рецензенты:

  • Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, заведующий отделом этнологии ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева» ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.
  • Марзоев И.Т., д.и.н., старший научный сотрудник отдела этнологии ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Багаев А.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУЖИЯ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ОСЕТИН ( В ПЕРИОД ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА) // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7047 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674