Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТИТУТА ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ворожбит О.Ю. 1 Самсонова И.А. 1 Корниенко К.А. 2
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
2 Администрация Приморского края
Одним из направлений государственного регулирования является оценка регулирующего воздействия ОРВ, которая успешно используется в развитых странах Евросоюза. Под ОРВ понимается набор определённых средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определённому государственному органу или чиновнику выработать адекватную политику и внедрить её. ОРВ может стать действенным инструментом взаимопонимания между государством и бизнесом. Внедрение института ОРВ важен не только на федеральном, но и на региональном уровне, так как он позволяет развивать конструктивный диалог между властью и малым бизнесом. Учитывая весь предыдущий опыт внедрения института ОРВ в России целесообразно осуществить систему понятий по внедрению механизмов оценки эффективности регулирующих функций на региональном уровне. Эти понятия должны быть увязаны с условиями и прогнозными показателями, содержащимися в разработках органов исполнительной власти субъектов РФ. Дальнейшие мероприятия по внедрению ОРВ в субъектах РФ, возможно, осуществить в соответствии с предложенными схемами. Полезность данных схем объясняется систематизированием основных понятий применяемых институтом ОРВ. Оценка регулирующего воздействия призвана сыграть важную роль в развитии малого предпринимательства в регионах.
государственное регулирование
оценка регулирующего воздействия (ОРВ)
концептуальная модель государственного регулирования
региональный уровень государственного регулирования.
1. Вольманн X. Оценивание реформ государственного управления: "Третья волна" // Социологические исследования. - 2010. - № 10.
2. Дадашева М. Уполномочен защитить // Расчет. - 2012. - № 7.
3. Мадер Л. Европейский опыт оценки законов - от нормативного идеализма к законодательству, опирающемуся на эмпирические доказательства // Приоритетные национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства / под редакцией С. В. Кабышева, Г. В. Минха, О. В. Афанасьевой. - М., 2007.
4. Правовой мониторинг: научно-практическое пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова, Д. Б. Горохова. - М., 2009.
5. Цыганков Д. Б. Интеграция оценки в государственное управление Российской Федерации // Оценка программ: методология и практика / под ред. А. И. Кузьмина, Р. О. Салливан, Н. А. Кошелевой. - М., 2009.
В Российской практике накоплен большой опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности. Как в мировой практике, так и в России нет удовлетворённости его результативностью, так как во многом не достигнуты первоначально поставленные цели, и это сдерживает развитие бизнеса в России.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это общая забота государства и предпринимательства, и для обеих сторон важна эффективность регулирования и качество принимаемых решений.

Одним из направлений государственного регулирования является оценка регулирующего воздействия  (ОРВ), которая успешно используется в развитых  странах Евросоюза.

ОРВ возникла на волне административных реформ в западных странах в 80-90-х гг. и явилась основным инструментом влияния бизнеса на корректировку регулирующих процессов в обществе. Россия также нуждается в использовании этого инструмента.

Актуальность обращения к этой теме непосредственно связана с потребностями социально-экономического развития России на ближайшую перспективу. Готовность власти к широкому диалогу с бизнесом, развитие общественного контроля процедуры принятия законодательных решений ОРВ могут стать действенным инструментом взаимопонимания между государством и бизнесом.

Подчеркнул важность ОРВ, в частности, В. В. Путин: «Только в прошлом году предпринимательское сообщество - на предварительной стадии разработки - отклонило фактически каждый второй проект нормативного акта как ухудшающий условия развития экономики России... Это значит, что мы пока еще не научились готовить документы так, как нужно и удобно и тем, кто пользуется этими документами, и людям вообще, и компаниям в частности. Поэтому - мощный общественный "фильтр" обязательно будет сохранен, а сфера его применения будет расширяться".

В соответствии с генеральным соглашением  между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы пунктом 1.5 предусмотрено обеспечение участия в соответствии со стандартным порядком объединений работодателей (предпринимателей) и объединений работников (профсоюзов)  в проведении всех видов экспертизы, в том числе в целях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти. Этот общественный «фильтр» в виде ОРВ должен явиться инструментом борьбы с коррупцией.

Внедрение института ОРВ важен не только на федеральном, но и на региональном уровне, так как он позволяет развивать конструктивный диалог между властью и малым бизнесом.

В сфере государственного регулирования накапливается полезный опыт, который можно использовать в России на федеральном и региональном уровне.

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации и департамента, ОРВ, который постоянно производит мониторинг текущего уровня внедрения в субъектах РФ института ОРВ, только три региона в России проводят ОРВ с 2011 года, 28 планируют начать внедрение в 2012 году, притом, что 67 субъектов РФ заинтересованы во внедрении ОРВ. В это число входит и Приморский край. Органы исполнительной власти Приморского края занимаются активной разработкой внедрения ОРВ в законотворческую практику правового регулирования предпринимательской деятельности.

Внедрение ОРВ в практику взаимоотношений государства и бизнеса предполагает сначала некоторые теоретические аспекты основные категории и понятия  применяемые в ОРВ. Практика нуждается в теории, чтобы правильно определить  перспективы своей деятельности

Оценка регулирующего воздействия или анализ регуляторного воздействия (влияния), ОРВ/АРВ (ImpactAssessment, RegulatoryImpactAssessment, RegulatoryImpactAnalysis,) представляет собой «...процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив...».

Другими словами, под ОРВ понимается набор определённых средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определённому государственному органу или чиновнику выработать адекватную политику и внедрить её.

Учитывая весь предыдущий опыт внедрения института ОРВ у нас и за рубежом целесообразно осуществить систему понятий по внедрению механизмов оценки эффективности регулирующих функций на региональном уровне. Эти понятия должны быть увязаны с условиями и прогнозными показателями, содержащимися в разработках органов исполнительной власти субъектов РФ.

Дальнейшие мероприятия по внедрению ОРВ в субъектах РФ, возможно, осуществить в соответствии с предложенными схемами. Полезность данных схем объясняется систематизированием основных понятий, применяемых институтом ОРВ.

Новизной представленной концептуальной модели внедрения института ОРВ на региональном уровне является систематизация с помощью схем основы формального описания объекта.

Предварительное содержательное описание исследуемого объекта представлено в виде схем, отражающих наше представление о том, какие переменные наиболее существенно и как ни взаимосвязаны между собой. Концептуальная модель внедрения ОРВ на региональном уровне является основой для последующего формирования описания процесса внедрения ОРВ при принятии решений, связанных с регулированием малого бизнеса на региональном уровне.

  1. Горизонтальная иерархия цели регулирования ОРВ - служит для отображения иерархических отношений цели ОРВ с проводимой политикой региона регулированию предпринимательской деятельности.
  2. Циклическая схема понятия и описания проблемы ОРВ - служит для отображения отношений к центральной идее. Внимание акцентируется не на центральной идее, а на окружающих ее фигурах.
  3. Схема сегментированного процесса оценки вариантов ОРВ - служит для отображения последовательных шагов процесса отбора вариантов решений.
  4. Матрица оценки вариантов ОРВ - служит для отображения отношений четырех квадрантов к целому. Она содержит основные четыре вопроса, ответы на которые позволяют дать оценку  регулирующего воздействия на бизнес.
  5. Радиальный кластер - система мер по улучшению качества государственного регулирования. Служит для отображения данных, связанных с центральной идеей улучшения качества государственного регулирования.

На рисунке 1 отображена горизонтальная иерархия цели регулирования ОРВ

Рисунок 1. Горизонтальная иерархия цели регулирования ОРВ

Основная роль ОРВ заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования. Зачастую это осуществляется путём монетизации потенциальных издержек и выгод нового регулирования, а также оценки его сторонних эффектов. Необходимо четко определить цели государственного вмешательства и, по возможности, разделить их на первичные и вторичные. Особенно важно учесть уже имеющееся в данной сфере регулирование и понять причины его неэффективного действия. Типичной ошибкой на данном этапе является подмена целей регулирующего воздействия методами их достижения.

На рисунке 2 изображена циклическая схема понятия и описания проблемы ОРВ

Рисунок 2. Циклическая схема понятия и описания проблемы ОРВ

Процедура проведения оценки регулирующего воздействия состоит из 3 этапов и включает в себя:

  • выбор вариантов;
  • оценку вариантов;
  • анализ вариантов.

Основные этапы выбора вариантов представлены на рисунке 3

Рисунок 3. Схема сегментированного процесса оценки вариантов ОРВ

ОРВ имеет серьезные отличия от применяемых в России практики экономических обоснований управленческих решений и нормативно-правовых актов.

Первым является анализ возможных вариантов и альтернатив регулирующего воздействия на экономико-правовые процессы, это отражено на схемах 3,4.

Рисунок 4. Матрица оценки вариантов ОРВ

Вторым отличием является проведение ОРВ, предполагает проведение консультаций с участием представителей заинтересованных групп по поводу выбранного варианта, проведение консультаций способствует обеспечению легитимности регулирования, так как предусматривает возможность активного участия людей в формировании политики перед непосредственным осуществлением вмешательства. Позиции по проектам актов могут представлять любые субъекты предпринимательства, любые ассоциации, а также все субъекты Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей определяются возможные варианты ее достижения. Для разработки наиболее эффективного решения проблемы необходимо рассмотреть все возможные варианты, или наиболее выполнимые из них.

Конечной целью является выбор наиболее подходящего способа решения поставленной проблемы, а также предоставление детального доказательства выбора в пользу данной альтернативы. Наиболее подходящей альтернативой является та, выгоды от применения которой превышают издержки её осуществления и обеспечивающая самый большой чистый общественный выигрыш по сравнению с другими альтернативами. Для качественной и количественной оценки применяются различные методы, среди которых оценка рисков.

Практика показала, что система мер по улучшению качества регулирования происходит не за счет технологий, а за счет практических действий с использованием национального и международного прогрессивного опыт. На рисунке 5 представлена схема совершенствования регулирования, построенная по результатам изучения этого опыта. Данная модель улучшения государственного регулирования оценивает современные реалии Российского общества, т.е. засилье бюрократизма, коррупции, высоких рисков предпринимательства и т.д.

Рисунок 5. Система мер по улучшению качества государственного регулирования

Исходя из вышесказанного, решающую роль в развитии малого предпринимательства в регионах страны должно сыграть внедрение института ОРВ на региональном уровне.

Это будет способствовать эффективности и конкурентоспособности малого бизнеса  и в целом повышению экономического потенциала региона, а также расширению финансовых возможностей региона по проведению социальной политики правительства РФ в условиях трансформируемой экономики страны.

Рецензенты:

  • Латкин Александр Павлович, д.э.н., профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.
  • Терентьева Татьяна Валерьевна, доктор экономических наук, проректор по научной работе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

Библиографическая ссылка

Ворожбит О.Ю., Самсонова И.А., Корниенко К.А. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНСТИТУТА ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7155 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674