Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУБЪЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Григорьев А.В. 1
1 Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Данная статья посвящена исследованию проблем адаптации социально активной и пассивной молодёжи в условиях социальной среды. В статье приведён анализ данных полученных при помощи опроса респондентов по методике диагностики волевых особенностей личности М.В. Чумакова. В результате анализа выявляются значимые различия степени активности между двумя группами респондентов: социально активные и пассивные. В статье представлено описание причин наличия или отсутствие тех или иных различий по шкалам субъектных качеств личности испытуемых, предложенным в выбранной методике. Выделяются следующие шкалы: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, настойчивость. Целью исследования является выявление различий в структуре субъектных характеристик личности молодых людей в зависимости от степени проявления социальной активности.
социальная активность
личность
адаптация
деятельность
молодёжь.
1. Борзилова О. Е. Социальная активность личности как объект социологического исследования // Философский взгляд на жизнь, 2011. - URL: http://filosofika.ru/2011/05/224.html (дата обращения: 12.09.2012).
2. Григорьева М. В. Метасистемный анализ школьной адаптации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2008. - Т. 8, № 2. - С. 76-81.
3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - С. 54.
4. Шамионов Р. М. Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2008. - Т. 8, № 1. - С. 90-95.
5. Шамионов Р. М. Личность как субъект отношений и взаимоотношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Т. 11. № 1. - С. 94-99.
Введение

Активность личности характеризует способность социализироваться и адаптироваться в условиях постоянно изменяющейся внешней среды [2,4]. Социализация - процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) путем усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Социальная активность личности представляет собой проявления общественно полезной человеческой жизнедеятельности во всех сферах жизни общества: экономической, политической, культурной, духовной и определяется, главным образом, из сущности человека - его неотъемлемости от рассмотрения в контексте других личностей. Исследования в области социальной активности являются наиболее значимыми в современной социальной психологии. Социально активную личность характеризует определённый набор субъектных качеств, позволяющих личности интегрироваться в общество.

Цель исследования: выявление различий в структуре субъектных характеристик личности молодых людей в зависимости от степени проявления социальной активности.

Материал и методы исследования

Для определения показателей социальной активности использовалось анкетирование, для выявления субъектных качеств личности - тестирование по методике М. В. Чумакова. Степень социальной активности определялся из анализа свободных ответов на открытые вопросы анкеты. Согласно выбранной методике, выделяются следующие шкалы субъектных качеств личности испытуемого: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, настойчивость. Различия определялись методом расчёта t-критерия Стьюдента. Были выделены две группы испытуемых в зависимости от степени проявления социальной активности: социально активные и социально пассивные. В исследовании принимали участие студенты ВУЗов города Саратова (выборка: 200 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование социальной активности личности связано с рассмотрением личности в качестве субъекта социальных отношений [5]. Социальная активность личности как объект социально-психологического исследования представляет собой совокупность формирующих её факторов, специфических взаимосвязей между ними и выражается в различных видах и формах социальной активности [1]. Внутренними факторами социальной активности личности являются её субъектные характеристики.

Рассмотрим показатели субъектных качеств личности студентов в зависимости от уровня социальной активности.

По первой шкале «Уровень ответственности» при анализе данных значимых различий между социально активными и пассивными выявлено не было. В среднем респонденты обеих групп демонстрируют одинаковые показатели уровня ответственности (М=5, где М - среднее значение). Независимо от разделения респондентов на группы по степени активности, субъекты с высоким и низким уровнями ответственности встречаются примерно в равных долях в обеих группах. Исходя из анализа показателей данной шкалы, можно сделать вывод о том, что на развитие ответственности, как субъективного качества личности, социальная активность субъекта прямое влияние не оказывает.

По шкале, отражающей уровень инициативности респондентов, наблюдаются значимые различия между социально активными и пассивными (tСтьюдента=2,92, при p<0,01). Респонденты, имеющие высокий уровень социальной активности, демонстрируют заметно большую способность к инициативным действиям (М=6), чем респонденты с низким уровнем активности (М=3). Субъект активный в социуме обязан уметь самостоятельно ставить перед собой цели и организовывать действия, направленные на достижения этих целей. Подобные волевые проявления - неотъемлемая часть социальной активности. Для проявления инициативы необходимо правильно понять и оценить сложившуюся ситуацию и решиться на самостоятельные действия. Развитие данного субъектного качества положительно сказывается на процессах адаптации человека в социуме, позволяет занимать лидерские позиции в обществе и продвигать собственную общественную деятельность. Несомненно, это одно из самых важных качеств, необходимых для социальной активности, этим объясняются низкие показатели проявления инициативности у респондентов, для которых социальная активность не является приоритетной деятельностью.

При анализе шкалы, отражающей качество решительности опрошенных, также были выявлены значительные различия (tСтьюдента=3,67, при p<0,01). Группа социально активных вновь продемонстрировала более высокие результаты волевых показателей. Решительность, как и инициативность, связанна с самостоятельной деятельностью, направленной на реализацию неких целей, которые субъект ставит перед собой. Однако, в отличие от качества инициативности, решительность характеризует своевременность выполнения необходимых действий. В условиях преодоления трудностей субъект, не отличающийся решительностью, колеблется, испытывает сомнения и боязнь совершить ошибку. Такой человек будет ожидать одобрения своих действий со стороны. Развитое качество решительности позволяет самостоятельно принимать решения и действовать без колебаний, уверенно и последовательно. Поэтому такое волевое качество, как решительность - неотъемлемая черта социально активной личности.

В следующих двух шкалах «Самостоятельность» и «Выдержка» значимых различий между группами не наблюдается. Самостоятельность, как субъектное качество личности, по отношению к социальной активности - инвариантное понятие. Данное качество проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. В обеих группах самостоятельность средняя, что свидетельствует о большем проявлении внешних, социальных детерминантах активности и о недостаточно развитых личностных факторах в данном процессе.

Хоть показатели выдержки у обеих исследуемых групп практически не отличаются, качественные различия всё же присутствуют. У респондентов, относящихся к группе социально пассивных, выдержка обусловлена низким уровнем общей активности и связана с трудностью начала определённого социального действия. У группы социально активных выдержка сформирована в практике социальных взаимодействий и связана с произвольной задержкой нежелательных социальных действий или действий, требующих детальной оценки ситуации и прояснения определённых аспектов ситуации.

В следующей шкале «Настойчивость» наблюдаются значимые различия в анализируемых показателях (tСтьюдента=2,37, при p<0,01). У субъектов, находящихся в группе социально активных, показатели качества настойчивости выше. Это можно объяснить тем, что настойчивость предполагает длительное и неуклонное движение к поставленной цели, невзирая на препятствия, неудачи и поражения. Люди, слабо проявляющие себя в сфере социальной активности, как правило, не стремятся к решению задач, требующих преодоления психологических препятствий и  долговременного движения к цели.

По шкале, характеризующей энергичность, также наблюдаются значительные различия между двумя группами активности. Под энергичностью стоит понимать способность индивида быстро поднимать уровень активности до нужного в данный момент времени уровня усилием собственной воли. В нашем случае активность понимается как социальная. Следовательно, если уровень социальной активности стремится к минимальному (у группы социально пассивных), то прямо пропорционально связанный с ним уровень энергичности также достигает низкой отметки, и наоборот (в случае с группой социально активных).

Анализ показателей шкалы «Внимательность» не выявил значимых различий. Внимательность - это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте [3]. Такое качество личности, как внимательность, детерминирует не только социальную активность, а любую деятельность, в том числе и предметную. Оно может проявляться как в ситуации проявления активности, так и в ситуациях отсутствия её внешнего наблюдения. Поэтому это качество одинаково присуще социально активным и пассивным субъектам.

Далее по выбранной методике следует последняя из шкал - «Целеустремлённость». В результате анализа результатов опроса по данной шкале были выявлены значимые различия (tСтьюдента=1,95, при p<0,01). Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Любая деятельность, в том числе социальная активность, имеет конечную цель, заранее определённую субъектом, занимающимся этой деятельностью, поэтому целеустремлённость, как субъектное качество личности, присуща как субъектам, проявляющим социальную активность в обществе, так и тем, кто предпочитает вести активность в иной области деятельности.

Заключение

В  результате представленного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. В целом испытуемые, относящиеся к группе социально активных, превосходят по показателям субъектных качеств личности группу социально пассивных.
  2. Наиболее значимое различие между двумя группами активности выявлено по шкале, характеризующей решительность.
  3. Качество ответственности в равной степени присуще как социально активным, так и пассивным субъектам.

Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы"  (2012-1.2.1-12-000-3005-012)

Рецензенты:

  • Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.
  • Печерский Владимир Григорьевич, доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой консультативной психологии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.

Библиографическая ссылка

Григорьев А.В. СУБЪЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7166 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674