Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

Утеубаева Э.А. 1 Пастушенко Т.А. 1 Еськова Ю.С. 1
1 Карагандинский государственный университет им. академика Е. А. Букетова, г. Караганда
В работе представлено описание контрольно-обучающей программы, которая служит дополнительным инструментом преподавателя по дисциплинам, проводимым на английском языке (также в рамках полиязычного образования). Данная программа в силу широкого спектра возможностей способна организовать процесс обучения по определенной дисциплине. Она представляет собой некий шаблон, который при заполнении информацией и заданиями может стать электронным пособием. Апробация данной контрольно-обучающей программы проходила на базе электронного учебного пособия «Английский язык для магистрантов юридических специальностей» в Карагандинском государственном университете им. академика Е. А. Букетова в 2011–2012 учебном году. Результаты применения данной программы показали улучшение качества знаний по дисциплине, навыков по 4 видам речевой деятельности, а также увеличился процент вовлеченности магистрантов в учебный процесс в силу расширения возможностей получения знаний.
полиязычное образование
коммуникативная компетенция
электронное пособие
контрольно-обучающая программа
1. Жетписбаева Э. А. Полиязычное образование: теория и методология: Монография. – Алматы: Білім, 2008. – 328 с.
2. Концепция развития иноязычного образования Республики Казахстан // Издание официальное. – Астана, 2001.
3. Кунанбаева С. С. Современное иноязычное образование: методология и теории. – Алматы, 2005. – 264 с.
4. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире» // Издание официальное. – Астана, 2007.
5. Утеубаева Э. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции юристов в системе послевузовского образования: дис… канд. пед. наук. – Караганда, 2010. – 156 с.
Введение

Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Государственная языковая политика в Казахстане регламентирована законодательными документами, включая Конституцию Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «О языках», «Об образовании», Государственную программу функционирования языков в Республике Казахстан на 2001-2010 гг., Концепцию развития иноязычного образования Республики Казахстан и другие, которые составляют ее правовую основу.

Для развития языков в изменившихся условиях, в соответствии с теми задачами, которые ставит Президент РК Н. А. Назарбаев, требуется совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на усиление институционального статуса казахского языка как государственного, на сохранение социолингвистической активности русского языка и на развитие иностранных языков как средства интеграции в мировое пространство.

Повсеместная информатизация образовательного процесса требует изменения подхода к обучению иностранным языкам. Таким образом, одним из способов интеграции компьютера в обучение иностранным языкам можно считать внедрение в учебный процесс контрольно-обучающих программ. Целью проводимого исследования являлось создание программы позволяющей служить дополнительным инструментом преподавателя для формирования иноязычной (фонетической, лексической и грамматической) профессиональной коммуникативной компетенции специалиста и для контроля качества знаний обучаемого как преподавателем, так и самим обучаемым.

В качестве основных блоков программы была выбрана структура, включающая два основных блока: «Рабочее место обучаемого», «Рабочее место преподавателя». Первый блок состоит из:

- формы аутентификации и предназначен для входа в обучающую среду на основании ранее зарегистрированных обучаемым личных данных. Форма аутентификации пользователя содержит две панели ввода информации - «Login» и «Password». В данные панели вводятся оригинальное индивидуальное имя («Login») и пароль («Password»), ранее зарегистрированные обучаемым

- формы регистрации, которая реализует возможность регистрации нового обучаемого в программном обеспечении и содержит десять панелей ввода обязательной информации о будущем пользователе:

«Mode of study»

-

поле выбора формы обучения;

«Faculty»

-

поле выбора факультета;

«Group»

-

поле выбора группы, выбор формы, обучения, факультета и группы производится во вспомогательном меню, которое запускается с помощью кнопки «...»;

«Last name»

-

поле для ввода фамилии пользователя;

«First name»

-

поле для ввода личного имени пользователя;

«Patronimic name»

-

поле для ввода отчества пользователя;

«Login»

-

поле для ввода индивидуального имени пользователя, представляющего собой свободную комбинацию буквенных и цифровых символов;

«Verify Login»

-

поле для повторного (подтверждающего) ввода индивидуального имени пользователя;

«Password»

-

поле для ввода пароля;

«Confirm password»

-

поле повторного (подтверждающего) ввода пароля;

- формы личный кабинет обучаемого содержит и представляет полную информацию об обучаемом: регистрационные данные пользователя (фамилия, имя, отчество; форма обучения, факультет; учебная группа) и информацию о текущих (поурочный контроль), промежуточных (блочный контроль) и итоговых (модульный контроль) результатах его обучения в рамках предлагаемого настоящим электронным учебником курса.

- формы урок позволяет пользователю получить доступ к:

- предпосланным к основному тексту урока словарным материалам;

- основному тексту занятия;

- обучающим упражнениям, сформированным на его основе;

- контрольным заданиям.

На панели формы расположены кнопки:

«Vocabulary»

-

активация которой инициирует переход к разделу словарных материалов текущего занятия, словарь снабжен механизмом воспроизведения предлагаемых для запоминания лексем и словосочетаний, что позволяет обучаемому воспринимать лексику урока на слух и предоставляет возможность отработать произношение новых слов;

«Text»

-

выводящая форму, которая содержит основной текст урока, текст также снабжен механизмом воспроизведения, что позволяет пользователю работать с ним не только визуально, но и аудировать последний;

«Task 1»,

«Task

-

отправляющая пользователя к форме, предназначенной для выполнения обучающих упражнений;

«Task

-

отправляющая пользователя к форме, предназначенной для выполнения контрольного задания;

«Back»

-

возврат к форме личный кабинет пользователя.

- формы блок, в которой обучаемый выполняет контрольные задания, сформулированные преподавателем на основании материалов предшествующих уроков.

Второй блок «рабочее место преподавателя» включает в себя аутентификационную форму записи, заполнив которую преподаватель получает доступ к базе личных данных обучаемых, и состоит из следующих разделов:

«Редактор

БД групп»

-

 активация которой инициирует переход к редактору базы данных об учебной группе, факультете и форме обучения конкретного магистранта (студента);

«Редактор

БД студент»

-

активация которой инициирует переход к редактору базы личных данных конкретного магистранта (студента);

«Редактор

заданий»

-

отправляющая пользователя к форме, которая предоставляет ему возможность изменять содержание структурных компонентов занятия (вокабуляр, тексты, обучающие и контрольные задания урока);

«Редактор

контрольных

заданий»

-

отправляющая преподавателя к форме, предоставляющей последнему возможность изменять содержание заданий для промежуточного (блоки) и итогового (модули) контроля знаний, умений и навыков обучаемых;

«Настройка

доступа»

-

отправляющая пользователя к форме, которая предназначена для определения прав доступа курирующим преподавателям.

Посредством инструментов, предоставляемых данной формой, пользователь может вносить, удалять, корректировать задания, а также данные о формах обучения, факультетах и учебных группах студентов, под его руководством изучающих иностранный язык в рамках предлагаемого курса.

Структура урока включает в себя:

  • профессионально ориентированный текст;
  • аудио вариант текста;
  • лексический материал текущего занятия;
  • упражнения для усвоения лексического материала;
  • специальные упражнения для формирования навыка межъязыковой и внутриязыковой трансформации;
  • контрольные задания для определения степени усвоения материала, пройденного в рамках текущего занятия.

В каждом из 4 блоков, подытоживающих результаты ряда уроков, содержатся контрольные задания, включающие:

  • упражнения для определения степени усвоения обучаемым пройденного лексического материала;
  • свободное задание, формируемое курирующим преподавателем.

В каждом из 2 модулей, объединяющих упомянутые выше блоки, предусматривается творческое задание - написание эссе на основании пройденных материалов, которое проверяется и оценивается курирующим преподавателем.

Данная контрольно-обучающая программа выполняет несколько функций: осуществляют процесс обучения, диагностируют, производят оценку, а при необходимости и корректируют знания обучаемого, то есть осуществляют весь процесс обучения, дают возможность смоделировать количество и качество знаний обучаемого и его способность использования своих знаний в решении той или иной задачи. На базе данной обучающей программы могут быть созданы электронные учебные пособия по различным языковым курсам. Апробация данной контрольно-обучающей программы проходила в Карагандинском государственном университете им. академика Е. А. Букетова в 2011-2012 учебном году. Программа была внедрена в курс магистратуры «Иностранный язык» для юридических специальностей  на базе модульного учебного пособия «Английский язык для магистрантов юридических специальностей» (Жетписбаева Б. А., Утеубаева Э. А.). Исходя из результатов проведенного эксперимента, в группе, где обучение проходило с использованием данного мультимедийного пособия, магистрантами были получены более глубокие знания по предмету и равноценные навыки по всем видам речевой деятельности. Более того, использование мультимедийного пособия решило вопрос «дистанционного образования», т. е. магистранты имели возможность получать  и совершенствовать знания самостоятельно, не находясь в стенах университета.

Подобного рода системы широко применяются при обучении студентов, но в то же время их использование имеет существенные ограничения. Они определяются тем, что в основе таких программ лежат, как правило, жесткие конструкции баз данных с однозначными логическими многокритериальными связями. В настоящее время наибольшие перспективы использования интеллектуальных обучающих систем лежат в сфере интерактивного обучения с использованием сети интернет. Использование интеллектуальных систем, ориентированных на выработку практических умений и навыков владения иностранным языком, а также профессионального мышления, является в какой-то степени попыткой решить проблему самостоятельности обучения, что очень актуально в связи с введением кредитной системы обучения, где 70 %  учебного процесса направлено на самостоятельную работу.

Рецензенты:

Букетова Н. И., доктор филологических наук, профессор, директор НОЦ «Лингва», г. Караганда.

Аманбаева Г. Ю., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой классической и русской литературы филологического факультета Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, г. Караганда.


Библиографическая ссылка

Утеубаева Э.А., Пастушенко Т.А., Еськова Ю.С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7269 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674