Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Корнилова А.Г. 1 Данилов Д.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск
Как компонент социально-экономического развития общества школа осуществляет педагогическую деятельность в соответствии с экономическим, общественно-политическим, цивилизационным развитием региона. Школа на Крайнем Севере, как видно из системантики, функционирует во взаимосвязи с факторами и условиями окружающей среды, как природно-климатические, производственные, социальные, этнические. Социально активная личность в ней формируется, когда индивид адаптирован ко всем параметрам социального окружения путем освоения всех производственных, природных, культурных и других условий развития региона. Все это обеспечивается через его непосредственное участие в реальной социальной жизни, общественно-трудовой деятельности, проявляя творческую самостоятельность и активность. Проведенная опытная работа показывает, что все это способствует формированию, развитию творческой, самостоятельной личности учащихся. Они умеют находить в наблюдаемой жизни необходимый для творческой, поисковой деятельности материал.
социально активная личность
системантика
природоохранные традиции северных этносов
экологическое воспитание
природоохранная деятельность
1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. – М. : МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
2. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. – 1996. – № 5. – С. 52-62.
3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды: для специалистов в области образования / сост. М.В. Зверева, Н.К. Индик. – М. : Педагогика, 1990. – 424 с.
4. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара : Изд. СИУ, 1998. – 200 с.
5. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под ред. Л.П. Печко. – М. : Педагогика, 1984. – 180 с.
Республика Саха (Якутия) расположена на огромной территории, половина которой расположена за Полярным кругом, где у этносов Заполярья основное занятие - оленеводство, охота, рыболовство. Они живут в специфических природно-географических, социально-бытовых условиях, определяющих их образ жизни и традиционную культуру. И образовательная система школы, как один из существенных факторов среды, занимает важное место для развития всех сторон жизнедеятельности в социуме Крайнего Севера. Она представляет собой: реализацию принципа защиты и развития сельских культурных традиций и особенностей, обеспечивающих обо­гащение конкретно-чувственного опыта учащихся историко-культурным, этнографическим, нравственным и иным наследием жителей социума, что органически включается в содержание учебно-воспитательной работы и ор­ганизацию образования на территории региона.

Как известно, образование охватывает все стороны жизни в единстве, в системе, и во многом его развитие определяется всеми факторами жизни. С учетом всего этого, чтобы найти пути совершенствования образования, мы остановились на системантическом подходе к его решению (семантика изучает естественные и искусственные системы в единстве). Это, в частности, мы находим в положениях систем развивающего обучения Л.В. Занкова [3] и В.В. Давыдова [2]. Их реализация предполагает, что школьники приобретают знания не только из живого слова учителя и книг, но и из личной практической жизни, которая для сельских школьников Заполярья разноплановая. В целом системантический подход позволяет: совершенствовать все стороны образования, функционирующего в единой системе с факторами и условиями окружающей жизни.

Формирование социально активной личности, в частности, исходит из своеобразия природно-географических, социальных и других условий региона. На Крайнем Севере одним из проблемных вопросов является экологическое воспитание школьников в условиях глобализации, когда повсюду на первое место ставится освоение природных богатств, наращивание производства, что губительно для окружающей среды северного края, где восстановительные силы природы весьма ограниченны. Известно, что потребительский подход человека к природе уничтожает все живое на ней: не успевает очиститься пресная вода; быстрее, чем растут, исчезают леса и т.д. Отсюда возникают вопросы экологического воспитания в школах, пути и способы охраны природы, формирования и воспитания экологической культуры личности.

И в процессе опытной работы в школах Заполярья мы исходили из того, что отношение к природе представляет собой духовное наследие северного этноса. Здесь человек, устраивая свою жизнь, брал на себя ответственность за сохранность ресурсов флоры и фауны. Такое бережное природоохранное отношение сохранилось в заповедях предков: «Не бери от природы больше, чем достаточно тебе и твоей семье в ближайшее время»; «Бережно относись к природе, как к самому себе, как к своим предкам, ибо ты сам являешься частицей этой природы» и т.д. На основе взаимодействия народа и окружающей природной среды вырабатывались у этносов Заполярья традиции природопользования.

Итак, экологическая культура - это сформированность определенных личностных качеств, которые обеспечивают экологически обоснованное взаимодействие с окружающей природной и социальной средой. Б.Т. Лихачев связывает ее с различными сторонами и качествами личности, включая культуру труда, хозяйственную деятельность и образованность [4]. Формирование и развитие экологической культуры обеспечивается процессами экологического образования и воспитания в образовательном пространстве. По мнению Л.П. Печко, экологическая культура включает в себя культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе [5].

По программе опытной работы ученики приобретали экологические знания, т.е. знания о конкретных объектах и явлениях природы, взаимосвязях между объектами и явлениями природы, человеком и природой, знания о мерах рационального природопользования и охране природы. Иначе, экологическая информированность является основой для формирования экологического мышления, предпосылкой всесторонней оценки технических нововведений, преобразующей деятельности человека в целом. Однако экологические знания не гарантируют наличия экологической культуры.

Наряду с экологическим образованием программа опытной работы предусматривает и экологическое воспитание. Оно связано с формированием экологически целесообразных потребностей общения с окружающей средой, сбережения её от разрушения и загрязнения. Для этого, по разработанной нами программе, ученик не эпизодически, а постоянно находится во взаимоотношении с природой, так как невнимание к природе даже при непосредственном общении с ней ведет к душевной слепоте. В процессе воспитания важное место занимает наряду с умением видеть природу и умение общаться с ней. Для этого используются виды и формы работы, направленные на самостоятельную поисковую, практико-ориентированную и природоохранную деятельность учащихся.

Иначе, экологическая культура представляется как результат целенаправленных воспитательных воздействий, осуществляемых различными факторами окружающего мира. На экологическое сознание школьников оказывают влияние виды практической деятельности, их содержание, формы и средства. Природоохранная деятельность и труд в природе формируют практические природоохранные умения и навыки через непосредственный контакт с живой природой.

И в опытной работе обращалось внимание на то, чтобы ученики в практической деятельности, общаясь с природой, развивали в себе умения проводить фенологические наблюдения, знания метеорологии, повадок зверей и биологии животных. В результате у учеников развиваются наблюдательность, аналитический и гибкий ум, пространственное воображение и др. Освоение края строилось на хороших знаниях природно-географических особенностей тундры, лесотундры, тайги, полей, расположенных в арктической зоне. Вся эта работа направлена на освоение народных традиций, когда, организуя свою жизнедеятельность в соответствии с природными законами, северные этносы обеспечивали равновесие природы, способствовали ее самовосстановлению.

Как видно, в процессе опытной работы вся система экологического образования и экологического воспитания направлена на сохранение человека думающего, трудолюбивого, бережливого сына Вселенной. Данный подход связан с подготовкой школьников к жизни, чтобы они смогли самостоятельно найти свое место в реальной действительности в соответствии со своими возможностями. Речь идет о системе практико-ориентированного образования, с которой связана подготовка к жизни учащихся на основе развития их самоопределения, самостоятельности, самоорганизации. Через оптимально организованное образование индивид, прилагая только свои усилия, развивая свои способности, становится Человеком, творческой, самостоятельной личностью.

Все это требует совершенствования организационно-педагогических основ обучения, воспитания и развития учащихся. Как известно, индивид становится личностью через активное участие в многогранной жизнедеятельности общества, где особое место занимает трудовая деятельность. Это не новшество, а выделяемый всеми известными педагогами прошлого феномен. В условиях глобализации вхождение России во всесторонние отношения с другими странами способствовало внедрению в стране многих западных образцов экономической, социальной, культурной жизни. В данном аспекте справедливо замечание А.В. Боровских и Н.Х. Розова: «... практически все эти "инновации" на поверку оказываются в лучшем случае - громкими лозунгами... » [1]. Многие из них не всегда имеют опоры на исторически сложившиеся, стабильные ценности общества. К примеру, в школах Республики Саха (Якутия), не используя передовой опыт из пройденного в стране, стремятся ввести дуальное образование, как в Германии, хотя регион по уровню социально-экономического развития не готов для его внедрения. В данном аспекте совершенствование трудового обучения, подготовки учащихся к сельскохозяйственному производству вполне возможно на основе достигнутого прежней системой производственного обучения с использованием передовых технологий из других стран.

В целом представители российского образования едины во мнении: воздержаться от слепого копирования всех направлений развития Запада; хорошее образование можно получить только в университетах с рационально сформировавшейся педагогической традицией, ориентированной на национальное мышление, национальную культуру; развитие глубинки может стать основой модернизации всех сторон жизни. Все это позволяет особо обратить внимание на совершенствование деятельности сельских школ Заполярья.

Изучение данного вопроса показывает недостаточность мотивации к обучению учащихся сельских школ, которые видят, что в условиях рыночной экономики на селе они не могут себе обеспечить жизнь, занимаясь в сельском хозяйстве. И повсюду наблюдается отток молодежи из сельской местности. С учетом всего этого в сельских школах республики нами проводится опытная работа, направленная на решение социально-педагогических проблем, возникающих в новых условиях жизни общества, и подготовку социально активной молодежи. Для решения проблемы мы опирались на создание агропрофилированных школ. Для примера остановимся на отдельных показателях опытной работы, проводимой в двух школах, расположенных как в центре республики, так и в зоне Арктики.

В Тулагинской агропрофилированной школе, расположенной в центральной Якутии, создано свое хозяйство, которое направлено на профильную подготовку учащихся к сельскохозяйственному производству. Школа сотрудничает с институтами сельского хозяйства Якутского научного центра Сибирского отделения РАН, которые привлекают учащихся к научно-исследовательской работе, что немаловажно для мотивации школьников к труду в сельском хозяйстве. Организуется также сотрудничество с предпринимателями, что дает школьникам приобрести опыт создания своего предприятия, обеспечивающего население сельскохозяйственными продуктами. В результате ряд выпускников школы успешно занимаются предпринимательской деятельностью по производству сельскохозяйственных продуктов в своем селе.

Другая опытная работа проводится в Казачинской средней школе Заполярья. Проводимая работа в этой школе, где в основном обучаются дети малочисленных народов Арктики, направлена на обогащение учебных программ и содержания учебно-воспитательной работы региональным материалом, содержащим философию, материальную и духовную культуру аборигенных народов Севера, а также овладение родным языком и культурой. Так, в содержание истории вносятся новые темы, разделы и вопросы, связанные с развитием циркумполярной цивилизации, на различных этапах развития общества на Крайнем Севере и др. Также используются новые подходы к изложению учебного материала в рамках дисциплины. Например, по курсу естествознания, используя резерв времени на уроках и во внеурочное время, ученики проводят творческую работу по разным вопросам производственных занятий жителей, местной природы и экологии, обеспечивающую формирование современного научного мировоззрения, самоопределение личности в условиях традиционного хозяйствования, в охране окружающей природы и т.д.

В процессе участия школьников в трудовой деятельности совместно с жителями села воспитание превращается в естественный продукт их собственного творческого усилия. И выпускники школы, впоследствии получив профессиональное образование, занимаясь предпринимательской деятельностью, организуют оленеводческие общины, кооперативы охотников, рыболовов и т.д., создавая рациональные условия для развития своего региона. Вся практика агропрофилированных школ, где проводится опытная работа, убеждает в том, что функционирование и развитие в регионе таких школ способствует развитию сельского хозяйства, значительному сокращению оттока молодежи из сёл.

Как видно, апробированный нами подход базируется на основных понятиях, определения которых близки сельским школьникам в связи с тем, что их воспитание и обучение с малых лет во многом обусловлено сельскохозяйственным трудом и природным окружением. Данные категории служат фундаментальной основой системантического подхода, что способствует развитию интеллекта ученика, умению самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим, формированию социально активной личности через участие в реальной социальной, экономической, общественной жизни, в трудовой деятельности.

Рецензенты

Неустроев Николай Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики начального обучения пединститута СВФУ, г. Якутск.

Черкашин Илья Афанасьевич, доктор педагогических наук, профессор, зам. директора по НИР института физического воспитания и культуры СВФУ, г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Корнилова А.Г., Данилов Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7309 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674