Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Никонова А.Е. 1
1 ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», Челябинск
Проведено изучение психофизиологических функций у представителей двух профессиональных групп: менеджеров и преподавателей средних образовательных школ. Анализировали скорость психомоторных реакций, подвижность и утомляемость в центральной нервной системе, самооценку психоэмоционального состояния, статистические показатели сердечного ритма. Показано, что различия между профессиональными группами были больше выражены у мужчин. Большинство тестов выявляли высокую скорость у мужчин-менеджеров, но реакция на распределение внимания была выше у преподавателей, как у мужчин, так и у женщин. Скорость реакций различения и аудиомоторной также была выше у женщин-преподавателей. Изменения показателей свидетельствуют, что для менеджеров ведущим является качество быстроты, а для преподавателей качества внимания. При этом в обеих профессиональных группах утомляемость в центральной нервной системе у женщин была выше, чем у мужчин. Выявлено функциональное напряжение у всех испытуемых, в большей степени – у женщин.
психоэмоциональное состояние
психомоторные реакции
преподаватели
менеджеры
1. Агаджанян Н. А. Функциональные резервы организма и теория адаптации / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева // Вестник восстановительной медицины. – 2004. – № 3. – С. 4-11.
2. Баевский Р. М. Методики оценки функционального состояния организма человека / Р. М. Баевский, Ю. А. Кукушкин и др. // Медицина труда и промышленная экология. – 1995. – № 3. – С.30–34.
3. Доскин В. А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния [Текст] / В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников, В. Б. Шарай // Вопросы психологии. – 1973. – №6. – 141 с.
4. Марокко Д. А. Компьютерная программа для психоневрологического тестирования / Д. А. Марокко, Т. В. Попова, Ю. И. Корюкалов // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2007610943 от 1 марта 2007 г. (Реестр программ для ЭВМ РФ.)
5. Оганесян Г. Р. Мера целевого отклонения и уровень саморегуляции психо-сенсомоторных актов как показатели оперативной ориентировки спасателя / Г. Р. Оганесян // Инновации в образовании. – 2004. – № 5. – С. 95-100.
6. Пономаренко В. А., Лапа В. В. Методологические вопросы моделирования критических условий деятельности оператора // Проблемы инженерной психологии: сб. Вып. I. –Ярославль, 1974. – С. 18.
7. Попова Т. В. Саморегуляция функциональных состояний: монография / Т. В. Попова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2006. – 156с.
8. Родыгина Ю. К. Феномен профессиональной деформации личности в современных условиях / П. И. Сидоров, Ю. К. Родыгина // Медицина труда и промышленная экология. – 2010. – № 9. – С. 20-23.
Введение

Психофизиология труда  большое внимание уделяет профессиональному здоровью, определяющему профессиональную надежность и имеющему свойства биосоциального фактора [6].  В профилактике профессиональных заболеваний и состояний, среди которых обозначен профессиональный стресс, важная роль принадлежит регламентации нервно-эмоциональных нагрузок в процессе трудовой деятельности [8]. Заболевания, связанные с профессиональными стресс-факторами, включены в перечень производственно обусловленных заболеваний (work-related diseases)  по МКБ-10.

Психоэмоциональный стресс зависит от индивидуальных характеристик функций центральной нервной системы (ЦНС), которые необходимо учитывать и при прогнозировании его последствий [5]. Для разработки оздоровительно-коррекционных мероприятий в трудовом процессе необходимо изучать адаптационные реакции, направленные на защиту организма от негативных воздействий стрессоров физической и психосоциальной природы [1].

Цель нашего исследования заключалась в изучении психофизиологических функций у представителей двух профессиональных групп: менеджеров и преподавателей средней школы. Общеизвестно, что в трудовом процессе представителей этих профессий нередко возникают стрессовые состояния и психоэмоциональное напряжение.

Методика

Обследовали две аналогичные по возрастному составу группы: 1 - менеджеры ЗАО в возрасте от 23 до 57 лет (средний возраст 37,1±5,6) и 2 - школьные преподаватели от 24 до 55 лет (средний возраст 42,8±7,6). Для определения функционального состояния ЦНС использовали компьютерную программу "НС-Тест 2003" [4], включающую теппинг-тест. Производили самооценку психоэмоционального состояния при помощи опросника САН (самочувствие, активность, настроение) по [3].  Оценку регуляторных процессов сердца проводили по показателям вариабельности структуры сердечного ритма, для этого регистрировали кардиоинтервалограмму (КИГ) по [2] в течение 5 мин.

Результаты

Результаты исследований показали, что  в 1-й группе у мужчин скорость зрительно-моторной реакции (тест 1), реакции различения (тест 3), реакции в условиях динамической помехи (тест 5) и распределения внимания (тест 7) были выше, чем у женщин, а  у женщин более высокая скорость реакции выбора (тест 2). Среднее время зрительно-моторной реакции в условиях статистической помехи (тест 4) и аудиомоторной реакции (тест 6)  у мужчин и женщин практически не отличалось (табл. 1).

В группе 2 также наблюдаются различия в показателях мужчин и женщин. В тесте на зрительно-моторную реакцию (тест 1) - мужчины затратили намного меньше времени на выполнение данного теста;  у женщин средняя скорость реакция выбора ниже (тест 2); а максимально длительное время поиска чисел по таблице Шульте - Платонова наблюдалось у женщин (тест 6).

Таблица 1

Показатели нейродинамических функций у испытуемых разных  профессиональных групп

Группы

пол

Психомоторные тесты

1

2

3

4

5

6

7

1

м

349,1±

23,2

471,2±

26,7

342,6±

15,7

381,3±

19,1

430±

22,5

312,1±

20,3

1858,6±

46,2

ж

469,0±

28,3*

428,1±

22,4*

387,8±

16,4*

422,8±

16,8

508,1±

31,4*

355,8±

19,0

2010±

59,5*

2

м

411,5±

26,6**

458,6±

32,3

359,8±

23,1

380,1±

18,3

470±

22,9

361±

16,5**

1614,8±

91,7**

ж

503,2±

37,4*

518,7±*

29,8**

361,6±

17,5

421,6±

24,8

465±

27,7

367,8±

16,6

1941±

32,6*

Примечания: * - достоверные различия с мужчинами; ** - с испытуемыми 1 группы.

Различия между профессиональными группами были больше выражены у мужчин. Большинство тестов выявляли высокую скорость у мужчин-менеджеров, но реакция на распределение внимания была выше у преподавателей, как у мужчин, так и у женщин. Скорость реакций различения и аудиомоторной также была выше у женщин-преподавателей.

Теппинг-тест показал, что у всех испытуемых подвижность нервных процессов была выше у мужчин, а утомляемость - у женщин (табл. 2).

Таблица 2

                         Показатели теппинг-теста у испытуемых разных профессиональных групп

Группы

пол

Квадраты

У

1

2

3

4

1

м

46,0±3,0

45,7±4,2

48,0±3,7

49,1±5,6

2,1±1,3

ж

39,8±2,7*

44,5±5,3

47,0±4,4

45,5±3,9

11,6±2,5*

2

м

42,4±2,7

46,7±3,1

47,3±4,2

48,1±5,8

4,6±1,6

ж

40,0±2,8*

44,0±3,9

45,3±3,7

46,8±3,5

7,1±3,2*

Примечания:* - достоверные различия с мужчинами.

Самооценка психоэмоционального состояния по тесту САН показала существенные различия в самочувствии, активности, настроении менеджеров высшего и среднего звена и преподавателей школы. Так, в 1 группе у женщин все показатели, особенно самочувствие (5,28±0,3), были выше у женщин, чем у мужчин (4,80±0,2). Во 2 группе, напротив, показатели самочувствия и настроения были выше у мужчин, чем у женщин, а активности - даже несколько ниже. В целом, самооценка психоэмоционального состояния у мужчин была выше во 2 группе, а у женщин - в 1 группе.

Результаты анализа сердечного ритма свидетельствуют, что у представителей обеих групп показатели индекса напряжения (ИН) были выше 100 усл. ед., причем, у испытуемых-женщин выше, чем у мужчин.  Эти данные свидетельствуют о напряжении центральных механизмов регуляции сердца у представителей исследуемых профессий.

Заключение Таким образом, в процессе адаптации к трудовой деятельности динамика нейродинамических функций различается у испытуемых разного пола и профессиональной принадлежности. Изменения показателей свидетельствуют, что для менеджеров ведущим является качество быстроты, а для преподавателей - качество внимания. При этом в обеих профессиональных группах утомляемость в центральной нервной системе у женщин была выше, чем у мужчин. Данные самооценки также подтверждают, что степень психоэмоционального напряжения у женщин была выше, чем у мужчин, а у преподавателей-женщин выше, чем у менеджеров.

Полученные нами данные о различиях в нейродинамических функциях у представителей разных профессиональных групп имеют значение как для профориентирования, так и профподготовки будущих специалистов. Результаты работы свидетельствуют о необходимости психофизической коррекции и оздоровления [7] в трудовом процессе менеджеров и преподавателей школ.

Рецензенты:

Павлова В. И., д.б.н., прфессор, профессор каф. ТОФК, ЧГПУ, Челябинск.

Колосова О. С., д.м.н., профессор, зав. каф. СиКП, ЧелГУ, Челябинск.


Библиографическая ссылка

Никонова А.Е. ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖЕРОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7349 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674