Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ – СЕТЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

Громова Н.М. 1 Ким Л.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
2 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого», Старорусский политехнический колледж (филиал)
Современная социально-экономическая ситуация в жизни российского общества и государства требует от профессионального образования основательной модернизации, оптимизации ресурсов обучения, изменений системы управления образовательными учреждениями, что обусловлено комплексным развитием ведущих отраслей промышленности на основе полного использования их потенциальных возможностей, внедрения инновационных технологий, новых систем управления. Интеграция образовательных ресурсов профессионального образования и социальных партнеров позволит изменить менталитет участников, создать продуктивную профессиональную среду, обеспечить согласованную инновационную политику развития предприятий и образовательных учреждений путем создания сетевого ресурсного центра. Сетевой ресурсный центр выступает координатором взаимодействия заинтересованных профессиональных образовательных учреждений разного уровня и предприятий конкретной отрасли экономики, является центром развития сети учреждений определенного профессионального профиля и осуществляет информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики отрасли и потребностями населения.
модели образовательных сетей
инновационное взаимодействие
работодатели
образовательное учреждение
сетевой ресурсный центр
инновации
1. Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании // Синергетика и образование. Хрестоматия. – Ижевск : Изд-во Удмуртского университета, 2003.
2. Никитин М.В. Ресурсный центр как функциональная модель непрерывного профессионального образования. – М., 2004.
3. Новиков Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. – М. : ИПУ РАН, 2003.
4. Омаров М.М., Сергеев В.Ю. Концепция реализации управленческих решений в предпринимательских структурах // Российское предпринимательство. – 2011. – № 1. – С. 147-152.
5. Омарова Н.Ю., Митин С.Г. Инновационные подходы к внедрению социально-ориентированного управления российским предпринимательством // Известия СПбГАУ. – 2012. – № 28.
6. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – № 3.
7. Федотова Г.А. Менеджмент знаний в развитии потенциала вуза // Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 2010. – № 58. – С. 18-23.

Современная социально-экономическая ситуация  в  жизни российского общества и государства требует от профессионального образования основательной модернизации, оптимизации ресурсов обучения, изменений системы управления образовательными учреждениями, что обусловлено комплексным развитием ведущих отраслей промышленности на основе полного использования их потенциальных возможностей, внедрения инновационных технологий, новых систем управления.

В сложившихся условиях обнаружились следующие противоречия между:

- объективными требованиями усиления социальной и экономической базы саморазвития отраслей и недостаточной динамикой включения учреждений профессионального образования в решение этих задач;

- необходимостью всестороннего учета динамично меняющегося спроса на образовательные услуги на предприятиях отрасли и отсутствием соответствующей системы маркетинга;

- перенасыщением рынка труда специалистами одного профиля и недостаточной подготовкой специалистов по дефицитным профессиям, специальностям технического профиля;

- усилением конкурентной борьбы среди учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования за абитуриентов в условиях демографического спада и резким снижением престижа рабочих профессий;

- оценкой квалификации выпускников самими образовательными учреждениями и оценкой работодателя;

- ускоренным оснащением предприятий региона высокотехнологичным оборудованием и устаревшей учебно-материальной базой учреждений профессионального образования.

Разрешение этих противоречий с большой долей вероятности может быть осуществлено путем внедрения наиболее адекватной современному развитию экономики инновационно-синергетической системы управления [1].

В этой системе администрация более не является пассивным, ждущим участником в инновационной цепи, выполняющим лишь функции «стимул – реакция». Роль администрации, помимо функций отклика на инициативы снизу, дополняется функцией превентивного, опережающего управления, осуществляемого за счет генерации параллельных, альтернативных полей возможных инициатив, предъявляемых любым субъектам образовательного пространства. Это происходит не только в рамках коридора допустимых функций гомеостаза, но и за счет процессов самоорганизации в образовательном пространстве, например в направлении качественного нового развития образовательной программы (инновационной образовательной программы).

Реализация опережающего, инновационного административного управления позволяет создать образовательное пространство с высокими адаптивными свойствами и высокой скоростью реакции на вызовы быстро изменяющихся социальных условий. Кроме того, такая синергетическая система, в большой степени моделируя саму социальную среду современного мира, оказывает влияние на его развитие. Чтобы быть адекватными требованиям времени, распределение векторов развития в образовательном пространстве должно быть: на 80% – саморазвивающиеся, самоподдерживающиеся системы, и только на 20% – административные, организующие свою устойчивость для определения границ и возможностей. Подобное соотношение возможно лишь в сетевом устройстве, то есть в организации сетевого ресурсного центра (СРЦ).

СРЦ выступает координатором взаимодействия заинтересованных профессиональных образовательных учреждений разного уровня и предприятий конкретной отрасли экономики, является центром развития сети учреждений определенного профессионального профиля и осуществляет информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики отрасли и потребностями населения.

Идея создания сетевого ресурсного центра на базе образовательного учреждения среднего профессионального образования, осуществляющего подготовку рабочих и специалистов для авиаремонтного производства, возникла, во-первых, в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» и, во-вторых, в связи с организацией холдинга авиаремонтной промышленности в Северо-Западном федеральном округе.

Проект направлен на укрепление кадрового потенциала авиаремонтных предприятий, входящих в холдинг, повышение качества образования на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, находящихся с данными предприятиями в одном пространстве. Наиболее эффективным способом обустройства пространств становится организация сетевого взаимодействия коллективных субъектов образовательной деятельности авиаремонтного профиля.

Разработка организационно-управленческих схем сетевого взаимодействия образовательных учреждений основана на понимании сущности сети и сетевого взаимодействия. Обычно под сетевым взаимодействием в сфере образования понимают разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих целей и реализующих инновационные образовательные программы.

В реальной практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей, которые условно можно объединить в два основных типа: концентрированная и распределенная сети [3].

Первая предполагает наличие мощного ресурсного центра, где число входящих связей будет намного превышать количество исходящих. В распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития.

Наш проект организации сетевого ресурсного центра имеет в своей основе именно распределенную сеть инновационно-активных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, учитывающую потребности холдинга в квалифицированных рабочих и специалистах.

Механизмы взаимодействия между узлами сети – инновационно-активными ОУ определяют принципы саморегуляции [4]. Каждое инновационно-активное ОУ несёт в себе вполне определённый функционал и содержание, которые, согласно закону синергетики, могут усиливаться в сетевом взаимодействии. Основой функционирования сети являются конкретные проекты («временные связи»), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения стоящей перед членами сети задачи. При этом вертикальные связи и соподчинения узлов сети могут меняться в зависимости от решаемой задачи. Таким образом, инновационно-активные ОУ являются уникальными узлами сети, которые вступают во взаимодействие «по определенному поводу»: по поводу подготовки конкурентоспособных кадров для авиаремонтной промышленности, создания совместной (сопряженной) инновационной образовательной  программы, организации распределенного обучения, выполнения научного проекта, проведения научно-практической конференции по проблеме и т.д. Решение задачи будет сопровождаться изменениями в механизмах взаимоотношений между элементами сети: каждая новая задача может привести к формированию временной иерархической структуры или некоторого соподчинения.

В рамках предлагаемой модели сетевое взаимодействие организовано преимущественно на основе информационно-коммуникационных технологий. Выбор такого подхода основан на имеющемся опыте применения сетевого взаимодействия при создании и эксплуатации сайтов, порталов, телекоммуникационных сетей и т.п. Таким образом, в нашем проекте сетевая структура представляет собой вполне конкретную форму отношений. Ключевыми понятиями для организации сетевого варианта взаимодействия ОУ являются: доверие, кооперация, адаптация, обязательства, сетевая позиция. Сетевое взаимодействие в нашем случае должно  привести к формированию устойчивой взаимозависимости тех ОУ, которые в него включены. Образовательные учреждения нашей «сети» независимы, отношения между ними устанавливаются в рамках долгосрочных договорных обязательств, а информацию о внешней среде «сеть» получает через постоянный интерактивный процесс обмена (взаимодействия) с другими участниками проекта.

Ключевой задачей становления сетевого ресурсного центра становится обеспечение лояльности участников и улучшение инвестиционной привлекательности сети ОУ для холдинга. Организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия в рамках проекта зависят от направления обмена ресурсами и услугами на основе паритетного и донорского взаимодействия. В случае паритетного взаимодействия обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный. При донорском взаимодействии одно из образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования, имеющее наиболее сильные позиции в реализуемом направлении, предоставляет ресурсы и/или услуги, а остальные ОУ ими пользуются на безвозмездной или возмездной основе.

Основные понятия и термины проекта сетевого взаимодействия ОУ и социальных партнеров нашли свое отражение в Концепции сетевого ресурсного центра и Положении.

Для осуществления этих преобразований должны быть вовлечены ресурсы соучредителей в профессиональное обучение и повышение квалификации персонала, а достижение качества профессионального образования может быть достигнуто за счет качества подготовки студентов от непосредственных производителей образовательных услуг.

Инновационность взаимодействия образовательных учреждений и их социальных партнеров определяется тем, что образовательные процессы впервые анализируются и проводятся в условиях государственно-частного партнерства с участием совершенно новых учреждений различных форм собственности (опыт которых практически не изучен). С одной стороны, Сетевой ресурсный центр подготовки кадров для предприятий авиаремонтной промышленности нового типа (холдинг), на базе федерального образовательного учреждения, является средством реализации государственной политики, и, с другой стороны, Сетевой ресурсный центр выступает как средство реализации корпоративно-отраслевых интересов партнерской сети предприятий авиаремонтной промышленности (рис. 1)

рисунок

Рис. 1. Уровни взаимодействия образовательных учреждений и партнерской сети предприятий.

При этом должны быть задействованы материально-технические ресурсы государственных источников ОУ, источников функционирования негосударственных учебных заведений, добровольно входящих в состав Сетевого ресурсного центра, и предприятий – социальных партнеров (работодателей), обеспечивая тем самым государственно-частное партнерство в системе непрерывного профессионального образования. Для координации совместных действий и координации вопросов учреждений, входящих в состав Сетевого ресурсного центра, создается Координационный совет [2].

На стратегическом уровне необходимо решить следующие задачи:

- определить стратегические приоритеты профессиональной подготовки;

- сформировать ежегодный заказ компании на кадровую подготовку;

- принимать активное участие объединениям работодателей в разработке профессиональных и образовательных стандартов;

- координировать и сопровождать разработку перспективных сетевых программ подготовки кадров;

- создать институциональную структуру по реализации сервисных функций сети образовательных учреждений;

- взаимодействовать с ресурсными центрами по подготовке кадров для авиационной промышленности.

Формы государственно-частного партнерства на стратегическом уровне – это контракты и кооперация всех форм.

На сетевом уровне должны быть решены следующие задачи:

- сформировать целевой заказ каждого предприятия на кадровую подготовку, входящего в партнерскую сеть предприятий авиаремонтного производства;

- разрабатывать перспективные программы подготовки и повышения квалификации преподавательского состава и администрации образовательных учреждений;

- организовывать занятия, учебные практики и стажировки на базе предприятий ПСП;

- активно привлекать работников предприятий к процессу обучения;

- осуществлять современное ресурсное обеспечение качества подготовки кадров для авиаремонтного производства.

Формы частно-государственного партнерства на сетевом уровне – это контракты, эндаумент-фонды и малые инновационные предприятия.

Сетевой ресурсный центр – это институциональная структура, построенная на принципах многопрофильного взаимодополнения участниками друг друга, функционирующая с помощью системы различных информационных и иных коммуникаций участников сети, обеспечивающая решение совокупности вопросов профессионального образования: обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех участников сети.

Эффективность создания сетевого ресурсного центра проявляется в следующих аспектах: во-первых, в педагогической целесообразности; во-вторых, социальной составляющей и, в-третьих, в экономической эффективности.

Педагогическая целесообразность реализации сетевого взаимодействия проявляется в объединении учебно-методических материалов, в непрерывном обновлении содержания профессионального образования, взаимосогласованности учебных планов и программ, в поддержании основ единого образовательного пространства в области начального и среднего профессионального образования, в появлении в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих обучаемым действительную возможность выбора содержания и направления профессионального обучения с учетом их личных интересов и возможностей.

Социальная значимость сетевого взаимодействия проявляется в укреплении позиций субъектов сетевого ресурсного центра профессионального образования за счет реализации востребованных производством образовательных программ, в обеспечении доступности и непрерывности профессионального образования, в достижении вариативности профессиональных образовательных программ, в предоставлении полного спектра услуг по профильной профессиональной подготовке и профильному обучению с учетом реальных запросов партнерской сети предприятий авиаремонтного производства.

Экономическая эффективность создания и функционирования сетевого ресурсного центра проявляется в оптимизации ресурсов сети (кооперация и перераспределение ресурсов сети с целью более полной их отдачи), в экономии бюджетных средств и средств работодателей (социальных партнеров), в наличии многообразных сетевых образовательных профессиональных программ, доступных участникам сети, в решении вопросов укомплектования образовательных учреждений преподавательским составом, в достижении результативности и непрерывности профессионального образования.

Рецензенты:

Михалкина Т.К., д. э. н., доцент, заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин Старорусского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург.

Омаров М.М., д.э.н., профессор, председатель Новгородского регионального отделения Вольного экономического общества России, г. Великий Новгород.


Библиографическая ссылка

Громова Н.М., Ким Л.В. ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ – СЕТЕВОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7650 (дата обращения: 13.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074