Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коптелов А.В. 1 Машуков А.В. 1
1 ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации»
В статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональным развитием педагогов общеобразовательных учреждений в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с точки зрения системно-деятельностного подхода. Обращается внимание, что процесс профессионального развития должен отражать позитивные изменения в личностных и профессиональных качествах педагога, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), способствующих развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий. На основе позиций системно-деятельностного подхода предлагается решение проблемы профессионального развития педагогов, с одной стороны, через самопроектирование своего собственного профессионального роста, с другой, через организацию системы методического и управленческого взаимодействия всех субъектов, от которых зависит профессиональное развитие педагогов.
системно-деятельностный подход.
профессиональное развитие педагогов
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] /А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – N 4. – С.18-22.
2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н. В. Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990. –255 с.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
4. Об образовании [Текст] : закон Рос. Федерации № 3266-1. – М. : Кодекс : Проспект, 2008. – 64 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]. В 2 т. Т. 2 / АПН СССР ; С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. – 328 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
8. Философский энциклопедический словарь [Текст] / [сост. А. Л. Грекулова и др.] ; редкол.: С. С. Аверинцев и др. – 2-е изд. – М. : Сов. энцикл., 1989.
9. Шамова Т.И. Перспективы развития системы управления образованием [Текст] / Т.И. Шамова // Управление образованием. – 2010. – № 5. – С. 8-13.

С сентября 2011 г. в общеобразовательных учреждениях на всей территории Российской Федерации введены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее – ФГОС ОО). В соответствии с Законом РФ «Об образовании» стандарты представляют собой совокупность требований к результатам, структуре и условиям освоения основных образовательных программ. Существенной особенностью новых стандартов является то, что впервые в отдельную категорию выделены требования к кадровым условиям реализации основных образовательных программ общего образования и достижения планируемых результатов общего образования.

В новых ФГОС общего образования, наряду с требованием об укомплектованности образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками, выдвигаются требования к уровню квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения и непрерывности их профессионального развития. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – квалификационной категории. Тем самым, успешность результативности реализации новых стандартов будет определяться уровнем профессионального развития педагогических кадров.

Методологической основой разработки и реализации ФГОСов общего образования является системно-деятельностный подход. Один из разработчиков данного подхода А.Г. Асмолов выделяет три его составляющих основания:

1. Деятельность, в том числе социальная, – это целеустремленная система, ориентированная на результат.

2. Результат деятельности достигается только при наличии обратной связи.

3. Деятельность как система всегда имеет генетически развивающий план анализа [1].

Данные положения системно-деятельностного подхода четко просматриваются как в методологическом обосновании ФГОСов общего образования, так и при определении целей и требований к результатам, структуре и условиям освоения основных образовательных программ общего образования. Так, в пункте 7 ФГОС начального общего образования определено, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, в том числе, ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования [6]. Тем самым, это свидетельствует о нацеленности всех участников образовательного процесса на конечный результат. Причем, конечные результаты, планируемые на принципиально ином методологическом подходе (системно-деятельностном), как считает Т.И. Шамова, имеют инновационный характер, который выражается в ориентации их не только на формирование знаний, но и на формирование личности самого обучающегося, овладение им универсальными способами учебной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [9]. Инновационный характер результатов требует иной организации образовательного процесса, которая, основываясь на деятельностном подходе, определяет целью школьного обучения формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями [9]. Или иными словами, как характеризует главную ценность учебной деятельности А.Г. Асмолов, «компетентность к обновлению компетентности» [1].

Требования к результатам освоения основных образовательных программ, являющиеся системообразующим компонентом ФГОСов общего образования, дают основания для формирования системы обратной связи на основе оценки:

- состояния системы общего образования в целом (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях);

- деятельности общеобразовательных учреждений посредством проведения процедуры их аккредитации;

- деятельности педагогических работников посредством проведения аттестации кадров образовательных учреждений.

Для достижения конечного результата – развития личности ребенка через сформированность универсальных учебных действий – необходимо на основе всестороннего и комплексного анализа реальной ситуации определить и создать определенные условия, в том числе и для профессионального развития педагогов, участвующих в реализации ФГОСов общего образования. Причем, существует реальная необходимость перехода от традиционных методов обучения к использованию технологий обучения деятельностного типа, способствующих формированию универсальных учебных (метапредметных) действий учащихся как средствами учебного предмета, так и внеурочной деятельности учащихся. В связи с этим остро встает проблема освоения всеми педагогами подобных технологий, решение которой возможно только через создание системы профессионального развития учителя.

На протяжении всей своей профессиональной деятельности у каждого работника образования существует возможность и необходимость постоянного изменения уровня своего профессионального развития. Разным этапам профессионально-педагогического становления соответствует разный уровень профессиональной компетентности. Чем выше уровень профессиональной деятельности педагога, тем более высок уровень его профессионального развития

В философии под развитием понимается характеристика качественных изменений объектов, появление новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая, прежде всего, процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов [8]. С точки зрения рассматриваемой нами проблемы большое значение имеет тезис, что при качественных изменениях, которые приводят к развитию, сохраняются системные качества развивающегося объекта, в нашем случае уровень профессионального развития педагогов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования.

Профессиональное развитие любого специалиста основывается на диалектическом принципе «от простого к более сложному». Все исследователи, занимающиеся этой проблемой (В.И. Беспалько, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Немова и др.), четко выделяют, иерархически структурируют и характеризуют уровни профессионального становления и его совершенствования, что свидетельствует о профессиональном развитии, осуществляющемся на каждом уровне профессионального становления. Кроме того, все исследователи акцентируют внимание на том, что все выделяемые ими уровни тесно взаимосвязаны, так как каждый из них является либо условием перехода на следующий уровень, либо результатом освоения предыдущего. Переход с уровня на уровень – это плавный, проходящий без скачков процесс, который характеризует профессиональное развитие, выражающееся в качественных изменениях.

Таким образом, профессиональное развитие педагогов в условиях введения ФГОС общего образования, можно определить как процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах, обеспечивающих достижение каждым обучающимся образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных), определенных Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, и, тем самым, способствующих развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Необходимо обратить внимание, что при определении сущности профессионального развития педагогов мы придерживались одного из основных положений системно-деятельностного подхода – нацеленности на результат профессиональной деятельности педагогов, в частности, на реализацию целей ФГОС общего образования, достижение которых невозможно без профессионального развития каждого педагога, принимающего участия в их реализации.

По нашему мнению, одной из составляющих профессионального развития педагогов является саморазвитие, предполагающее умение осуществлять самопознание, самопроектирование, самореализацию.

В результате самопознания складывается представление о себе (субъективный образ своего «Я») под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Когда «образ Я» становится основой целеполагания деятельности субъекта, необходимо говорить о самопроектировании. В этом случае в сознание субъекта одновременно возникает и представление о цели (изменение «образа Я») и путях ее достижения, т.е. представление о своих будущих действиях, о своих формирующихся в этих действиях способностях. Таким образом, функция самопроектирования позволяет личности на уровне должного спланировать образ своего «Я», отличающегося от существующего в реальности, определить план действий по его достижению и наметить траекторию дальнейшего собственного развития.

Роль самореализации во всех формах проявления саморазвития состоит в нацеливании личности на максимальное раскрытие творческих способностей, на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданиям и собственным задачам. В конечном счете, роль самореализации состоит в раскрытии потенциала личности. Самореализация – это проявление собственной индивидуальности, самостоятельность и самоутверждение в различных сферах жизнедеятельности личности.

Профессиональное развитие педагогов в условиях введения ФГОС общего образования должно осуществляться через систему дополнительного профессионального образования (курсовую и межкурсовую подготовку) и систему методической работы, организованной в образовательном учреждении. И в том, и в другом случае должно происходить мотивирование педагога на осознание необходимости постоянного профессионального саморазвития.

В психолого-педагогической науке определены причины возникновения у учителя мотивации на саморазвитие. Первая причина – необходимость наличия у учителя адекватного представления о собственной деятельности и собственной личности. Вторая – сформированность нормативного или идеального представления о педагогической деятельности и личности учителя. Третья – способность соотносить собственную деятельность и собственную личность с идеальной моделью или нормативным образцом. Анализ собственной деятельности с этих позиций позволяет педагогу выяснить для себя, в чем он силен и в чем слаб, что «западает» в его деятельности, чего еще не хватает, чтобы выполнять работу более эффективно. Противоречие между нормативным образцом и оценкой собственной деятельности служит мотивационной основой самообразования, задает цели и направление саморазвития и самосовершенствования. Выделяют четыре элемента, из которых структурируется профессиональное самосознание:

1. «Актуальное Я» – как себя видит и оценивает учитель в настоящее время.

2. «Ретроспективное Я» – каким себя видит и как оценивает учитель по отношению к предшествующим этапам профессиональной деятельности.

3. «Идеальное Я» – каким бы хотел стать учитель.

4. «Рефлексивное Я» – как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают представители профессионального окружения (коллеги, администрация, обучающиеся и их родители).

 

Рис. 1. Профессиональное самосознание педагога

Профессиональное самосознание педагога можно представить в виде схемы (Рис. 1), где в горизонтальной плоскости располагается «Актуальное – Я», или собственное ощущение своего профессионализма, достигнутое через самореализацию личности к данному моменту. «Актуальное – Я» формируется на основе профессионального опыта, который был в прошлом, и определения профессиональных качеств, которые были свойственны личности учителя в предыдущие периоды профессиональной деятельности, иначе говоря на основе «Ретроспективного - Я», которое определяется через самопознание и располагается в нижней плоскости схемы. Но учитель, стремящийся к самосовершенствованию не ограничивается самооценкой «Ретроспективного – Я» и достигнутым уровнем «Актуального – Я». Он стремится к изменению и развитию «Актуального – Я». При этом он самопроектирует себя и свою будущую профессиональную деятельность через определение модели «Идеального – Я» и выбирает пути и средства для ее реализации. «Идеальное - Я», таким образом, располагается на верхней вершине схемы, напротив «Ретроспективного – Я». Вертикаль, которая их соединяет, мы определяем как «Рефлексивное – Я», так как вся траектория саморазвития личности учителя пролегает от «Ретроспективного – Я» через «Актуальное – Я» к «Идеальному – Я». И это изменение «Я» личности учителя постоянно сопровождается самоанализом собственной профессиональной деятельности, самокорректировкой, другими словами, учитель постоянно занимается самопроектированием как своей личности, так и своей профессиональной деятельности. Таким образом, «Актуальное - Я» формируется через самореализацию «Ретроспективного - Я» и его самопознание и располагается на уровне сущего. «Идеальное – Я» формируется через осуществление процесса саморефлексии «Актуального - Я» и процесса самопроектирования своего будущего образа, то есть выявляется уровень должного, к которому стремится в своей деятельности «Актуальное - Я».

Задачи организаторов дополнительного профессионального образования и методической работы должны заключаться в создании условий для индивидуальной методической поддержки, обеспечивающих продвижение личности каждого педагога от уровня сущего к уровню должного, в необходимости научить педагога самопроектировать свой профессиональный рост на основе самоанализа своей профессиональной деятельности. Но при этом от педагога требуется наличие сформированной мотивации на саморазвитие и самосовершенствование.

Мы считаем, что профессиональное развитие педагогов в условиях введения ФГОС общего образования необходимо рассматривать с позиций системно-деятельностного подхода, поскольку это системная, целенаправленная деятельность субъектов методического взаимодействия (педагогов, методистов, управленцев), реализующаяся в конкретных индивидуальных проектах профессионального развития и саморазвития и направленная на реализацию задач ФГОС общего образования, обеспечивающих конечный результат – развитие личности на основе универсальных учебных действий, формирующихся через комплекс личных, метапредметных и предметных результатов. Причем, позиции системно-деятельностного подхода очень важны при рассмотрении процесса управления профессиональным развитием педагогов, который должен носить опережающий характер. Опережающее управление обладает таким важным качеством как интегративный характер и имеет своей целью, опираясь на достигнутое, предвидеть будущее и на этой основе готовить необходимую систему ресурсов, которые должны обеспечить дальнейшее развитие системы [9]. С этой точки зрения, по нашему мнению, профессиональное развитие педагогов в условиях введения ФГОС общего образования целесообразно рассматривать как метаструктурный план анализа деятельности всех субъектов этого процесса, который включает в себя:

1. мотивационно-ценностный план деятельности;

2. целевой план деятельности;

3. операционально-технологический план деятельности;

4. ресурсный план деятельности.

Осуществляя мотивационно-ценностный анализ деятельности по профессиональному развитию педагогов, даются ответы на вопросы: Зачем это необходимо делать? Ради достижения каких результатов это необходимо делать? В психологической науке мотив рассматривается как источник активности. Всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее адекватно осознанное побуждение выступает как мотив [5], то есть, другими словами, мотив выступает как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъектов, как осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивацию мы рассматриваем как источник совершенствования профессиональной деятельности, потенциал, наличие внутренних средств, обеспечивающих готовность субъекта выполнять новые профессиональные функции и саморазвиваться, а также как источник формирования ценностных профессиональных ориентаций. Целенаправленное формирование ценностных ориентаций способствует превращению ценности в стимулы и мотивы профессиональной деятельности любого работника образования.

Целевое планирование позволяет нам ответить на вопрос: каких результатов мы добьемся, если будет осуществляться профессиональное развитие педагогов? Характерной особенностью данного этапа планирования становится определение общей цели и комплекса задач, конкретизирующих эту цель, по профессиональному развитию конкретного педагога с учетом его индивидуального уровня профессионального развития и степени мотивированности на это развитие. На наш взгляд, это должен быть комплекс личностных и профессиональных качеств педагога, формирование которого должно быть направлено на достижение задач ФГОС общего образования.

Операционально-технологическая составляющая метаструктурного плана определяет, каким образом и какими способами и технологиями будет осуществляться достижение цели и задач. Реализация всех трех предыдущих планов невозможно без ресурсного плана деятельности, поскольку он определяет совокупность необходимых кадровых, материально-технических, программно-методических, информационных и иных ресурсов.

Необходимо отметить, что для конкретного педагога или определенной группы педагогов должны разрабатываться индивидуальные планы (программы) методического сопровождения (индивидуальные образовательные маршруты) профессионального развития. Данные планы (программы, маршруты) должны учитывать имеющийся индивидуальный профессиональный уровень развития педагога («Актуальное – Я»), предполагаемый уровень достижения его профессионального развития в зависимости от специфики выполняемой профессиональной деятельности («Идеальное – Я»), сформировавшиеся мотивационно-ценностные установки и ориентиры на профессиональное развитие («Рефлексивное – Я»).

Итогом реализации метаструктурного плана должно стать изменение уровня профессионального развития педагогов, который обеспечит реализацию целей Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Рецензенты:

Потапова М.В., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой общей и теоретической физики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.Челябинск.

Киприянова Е.В., доктор педагогических наук директор МБОУ лицей № 11 г. Челябинска, г.Челябинск.


Библиографическая ссылка

Коптелов А.В., Машуков А.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7816 (дата обращения: 13.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074