Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ТАБАКОКУРЕНИЮ

Инглик Т.Н. 1 Чернявская Н.М. 1 Айбазова Л.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Минобрнауки России, Комсомольск-на-Амуре
Распространенность употребления психоактивных веществ среди населения и, особенно среди учащихся образовательных учреждений, определяет неблагоприятный прогноз состояния здоровья населения и является актуальной проблемой российского общества. В результате исследования с применением анке-тирования изучена распространенность табакокурения среди учащихся среднего и старшего школьного возраста и выявлены основные факторы, способствующие приобщению подростков к табакокурению. Вопросы анкеты сгруппированы в блоки и позволили оценить мотивацию, интенсивность и стереотип курения, а также информированность подростков о негативных последствиях табакокурения. Установ-лено, что среди подростков широко распространены ложные представления о курении, которые можно назвать мифами, а знания о негативном влиянии табака на состояние здоровья носят недостаточный и фрагментарный характер. У большинства школьников негативное отношение к курению не выработано и вероятна поведенческая и психологическая зависимость.
мотивации и интенсивность курения
распространенность табакокурения
учащиеся среднего и старшего школьного возраста
1. Дедух Е.Л., Ручкина Н.А., Мирская Н.Б. Факторы, влияющие на табакокурение учащихся среднего школьного возраста Москвы // Гигиена и санитария. – 2011. - № 3. – С. 58-62.
2. Инглик Т.Н. К вопросу об этиологических факторах употребления психоактивных ве-ществ/// Экология и безопасность жизнедеятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Комсомольск-на-Амуре: изд-во АмГПГУ, 2012. – С. 52-62.
3. Калягин А.Н., Швецова Е.А. Школа по преодолению табачной зависимости // ОБЖ. Осно-вы безопасности жизни. – 2009, № 5. – С. 40-47.
4. Маркова А.И., Ляхович А.В., Лозовская А.С. Отношение школьников к табакокурению: социально-гигиеническое исследование // Гигиена и санитария. – 2011, № 3. – С. 69-74.
5. Михайлов А.И. Вредные привычки подростков и их связь с показателями здоровья // Здо-ровье населения и среда обитания. – 2009, №1. – С. 18-22
6. Онищенко Г.Г., Смоленский В.Ю. О мерах по снижению распространенности табачной зависимости // Гигиена и санитария. – 2011. - № 1. – С. 14-17.
7. Чернявская Н.М., Филенкова Ю.О. Изучение распространенности курения среди школь-ников г. Комсомольска-на Амуре // Вестник научного общества студентов и молодых уче-ных. – Комсомольск-на Амуре: Изд-во Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2006. – С. 180-183.
В настоящее время одной из ведущих социально значимых проблем российского общества является распространенность употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди населения и, в частности среди учащихся образовательных учреждений. Среди различных видов употребления ПАВ курение является самой распространенной вредной привычкой. За последние 20 лет число курильщиков в России  увеличилось на  440 тыс. человек, в первую очередь за счет вовлечения в потребление новых социальных групп - молодежи и женщин. В России курят более 3 млн. подростков: 2,5 млн. юношей и 0,5 млн. девушек. По данным репрезентативной национальной выборки к 11-му классу курят более 60 % мальчиков и 40 % девочек, в 13-15 лет - 25,4 % и 20,9 % соответственно. Среди курящих взрослых 80 % мужчин и 50% женщин пристрастились к курению в подростковом возрасте. Если в 1985 году потребление сигарет (в штуках в год на душу населения, в том числе и некурящего) составляло 1415, то в 2008 г. - 2911, что говорит об увеличении интенсивности курения. Количество смертей от курения в России возросло за 20 лет в 1,5 раза и составило в 2005 г. 400 тыс. человек [4, 6].

Несмотря на серьезность, обозначенная проблема остается недостаточно изученной и актуализированной. Молодежь мало восприимчива к информации о негативных последствиях табакокурения. Отчасти это может быть связано с отношением общества к курению как социально приемлемой привычке. В настоящее время табакокурение наряду с употреблением других ПАВ рассматривается как поведенческий фактор риска, ответственный за возникновение и развитие большинства хронических заболеваний и связанных с ними осложнений, приводящих к утрате работоспособности, ранней инвалидизации и смертности [2, 4, 7].

Целью настоящего исследования явилось изучение распространенности табакокурения среди учащихся среднего и старшего школьного возраста и выявление основных факторов, способствующих приобщению подростков к табакокурению, с применением анкетирования. Анкета включала как диагностические, так и аналитические вопросы с вариантами ответов. Вопросы анкеты сгруппированы в блоки, позволяющие оценить мотивацию, интенсивность и стереотип курения, а также информированность подростков о негативных последствиях табакокурения [3].

В исследовании приняли участие 688 учащихся 5-11-х классов средних школ г. Комсомольска-на-Амуре. Школьники были разделены на 2 группы по гендерному признаку: девушек (370 человек) и юношей (318 человек). Сравнительный анализ различий между группами проводили с использованием критерия Стьюдента.

В результате проведенного анализа анкет установлено, что количество курящих школьников составило 25,6 %. Из общего количества опрошенных девушек курит 97 человек (25,9 %). Среди опрошенных юношей число курящих составляет 80 человек (25,2 %). Максимальное количество курящих девушек выявлено в 10-м классе (38,1 %), курящих мальчиков - в 9-м классе (35,3 %).

Как известно, среди факторов, предрасполагающих к курению, немаловажное значение имеют социальные факторы (окружение, пример родите­лей и других значимых для подростков лиц). Количество курящих взрослых среди близких родственников опрошенных курящих подростков показано в таблице 1.

Таблица 1

Курение среди близких людей курящих школьников

Курящие близкие люди

Количество, %

девушки

юноши

всего

Отец

74,7

81,5

77,8

Мать

45,3

66,7

55,1

Брат

33,3

41,1

36,6

Сестра

22,5

25,7

23,7

Дедушка

63,5

77,5

70,1

Как видно из таблицы 1, 77,8 % опрошенных курящих школьников имеют курящих отцов, 55,1 % - курящих матерей. При этом в семьях курящих мальчиков курение родителей более распространено, чем в семьях курящих девочек. Так, курящих отцов имеют 81,5 % юношей и 74,7 % девушек; количество курящих матерей составило 66,7 % против 45,3 %. В семьях курящих школьников количество курящих братьев, сестер и дедушек составило соответственно 36,6 %; 23,7 % и 70,1 %. Таким образом, распространенность курения среди близких людей является для детей провоцирующим моментом к началу курения, что коррелирует с общими тенденциями распространения курения [4].

Как показывают результаты исследования, среди подростков широко распространены ложные представления о курении, которые можно назвать мифами (рис. 1). Самым распространенным мифом среди курящих юношей является ложное представление о том, что курят все. Около 40 % курящих юношей убеждены, что все взрослые курят, бросить курить легко, а курение опасно только для того, кто курит. Каждый третий юноша считает, что курение - безвредное занятие (28,5 %),  помогает оставаться стройным (31,5 %) и  курить, не затягиваясь, не вредно (29,4 %).

1

Рис. 1. Распространенность среди опрошенных мифов о курении

Среди опрошенных курящих девушек эти мифы менее распространены. Однако более трети респонденток также согласны с тем, что «курят все» (34,2 %), «бросить курить легко» (31,4 %) и «курение опасно только для того, кто курит» (35,6 %). Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о формировании у подростков ошибочных убеждений в области употребления табака.

Изучение информированности школьников о негативных последствиях табакокурения показало, несмотря на предупредительные надписи на пачках сигарет, знают  о том, что курение вызывает рак легкого и пищевода только 80 % школьников (табл. 2). О риске развития рака губы, языка, гортани и трахеи знают 44 % курящих юношей и 65 % курящих девушек.

Таблица 2

Информированность школьников о негативных последствиях табакокурения

Негативные последствия табакокурения

Количество, %

девушки

юноши

1. Курение вызывает рак легкого и пищевода

78

81

2. У курильщиков чаще развивается инфаркт миокарда

55

41

3. Курение увеличивает риск развития заболеваний глаз, слухового аппарата, зубов, десен, крови

43

35

4. У курящих женщин повышен риск развития рака шейки матки, выкидышей

67

44

5. От курящих матерей часто рождаются дети с врожденными пороками

76

53

6. У курящих мужчин чаще развиваются импотенция и бесплодие

71

53

7. В момент затяжки образуется около 1200 вредных соединений, в том числе 43 канцерогена, вызывающие рак

29

19

8. Мозг курильщика постоянно испытывает кислородное голодание

53

44

9. В результате курения часто развиваются бронхиальная астма, бронхит, рак губы, языка, гортани, трахеи

65

44

10. Сердце курильщика быстрее изнашивается, т.к. делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше

59

37

11. Дети курильщиц отстают в развитии, в 7 лет хуже читают, в 10 лет плохо понимают текст и решают математические задачи

37

31

Курящие мальчики обладают худшими знаниями о негативном влиянии табака на репродуктивное здоровье. Так, осведомлены  о том, что курение повышает риск развития рака шейки матки, выкидышей, 44 % курящих юношей против 67 % курящих девушек. О риске развития импотенции и бесплодия осведомлены 53 % курящих юношей и 71 % курящих девушек. О риске рождения детей с пороками развития знают 53 % курящих юношей и 76 % курящих девушек.

О влиянии курения на кислородное обеспечение головного мозга информированы 44 % курящих юношей и 53 % курящих девушек. Девушки также более образованы в вопросах о негативном влиянии табака на сердечно-сосудистую систему. Так, о риске развития инфаркта миокарда знают 55 % девушек против 41 % юношей. О составе табачного дыма имеют более полное представление только каждый пятый юноша (19 %) и каждая третья девушка (29 %). О негативном влиянии курения на умственную работоспособность и физическое развитие информирован только каждый третий респондент.

О том, что такое «пассивное курение» и его влиянии на окружающих людей, знает 66,3%  девушек и 56,7% юношей. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что знания курящих школьников о негативном влиянии табака на состояние здоровья носят недостаточный и фрагментарный характер, что не способствует формированию позитивных мотиваций относительно курения.

Результаты изучения этиологических факторов риска табакокурения представлены в таблице 3. В структуре причин приобщения подростков к табакокурению, по мнению курящих девушек, первые ранговые места занимают такие, как «за компанию», «баловство» и «любопытство». Каждая вторая девушка отметила следующие причины: «от нечего делать», «модно», «хочется быть взрослым» и «снятие напряжения».

Более половины опрошенных курящих юношей считают главными следующие мотивы приобщения подростков к табакокурению: «за компанию», «баловство», «от нечего делать» и «снятие напряжения».

Таблица 3

Факторы приобщения подростков к табакокурению

Факторы приобщения к табакокурению

Количество, %

девушки

юноши

Социальные факторы приобщения к табакокурению

1. От нечего делать

50

54

2. За компанию

75

76

3. Модно

48

47

Психолого-физиологические факторы приобщения к табакокурению

1. Для снятия напряжения

57

53

2. Повышение настроения

34

35

3. Баловство

64

61

4. Любопытство

63

40

5. Хочется быть взрослым

55

46

6. Помогает похудеть

32

20

7. Просто так

46

41

Около 30-50 % курящих школьников полностью согласны с утверждениями о том, что «курение успокаивает нервы», «курение - это приятные ощущения», «курить - это модно и современно», «курение дает возможность собраться с мыс­лями», «курение делает подростков и молодых людей более интерес­ными», «курение - это интересное времяпрепровожде­ние».

Результаты оценки мотивации курения у опрошенных респондентов  представлены в таблице 4, из которой видно, что у 40 % девушек и 35 % юношей установлена сильная зависимость от использования курения в качестве поддержки при нервном напряжении.

От желания получить стимулирующий или расслабляющий эффект, от потребности манипулировать сигаретой в сильной зависимости находятся около 20 % курящих школьников. В психологической зависимости  от курения находятся 16 % курящих девушек и 22 % курящих юношей. Привычка сформирована у 21 % девушек и 29 % юношей. Таким образом, достоверных гендерных различий между формой зависимости и мотивацией не выявлено.

Таблица 4

Характеристика мотивации к курению у подростков

Мотив

Количество, %

Слабая зависимость

Средняя

зависимость

Сильная

зависимость

Девушки

Желание получить стимулирующий эф­фект

41

43

16

Потребность манипулировать сигаретой

32

45

23

Желание получить расслабляющий эффект

27

54

15

Использование курения как поддержки при нервном напряжении

8

52

40

Сильное желание курить, психологическая зависимость

20

64

16

Привычка

39

40

21

Юноши

Желание получить стимулирующий эф­фект

24

59

17

Потребность манипулировать сигаретой

21

60

19

Желание получить расслабляющий эффект

12

69

19

Использование курения как поддержки при нервном напряжении

9

56

35

Сильное желание курить, психологическая зависимость

15

63

22

Привычка

32

39

29

Форма употребления табака оценивалась по количеству выкуриваемых сигарет в день. Результаты оценки представлены на рисунке 2, из которого видно, что 25 % девушек и 18 % юношей курят только для поддержания контактов с окружающими (количество сигарет до 5 в день). У 75 % курящих девушек и 82 % юношей вероятна поведенческая и психологическая зависимость (от 5 до 20 сигарет в день).

2

Рис. 2. Формы употребления табака подростками

Анализ ответов опрошенных школьников на вопросы анкеты, характеризующие формы никотиновой зависимости, показал, что не подвержены никотиновой зависимости только 29,5 % курящих юношей и 50 % курящих девушек. Слабая форма никотиновой зависимости установлена у 47,4 % юношей и 41,3 % девушек. Средняя и сильная никотиновая зависимость выявлена соответственно у 15,4 % и 7,7 % юношей и у 5,4 % и 3,3 % девушек (рис. 3).

3

Рис. 3. Формы никотиновой зависимости у школьников

Анализ ответов опрошенных школьников на вопросы анкеты, характеризующие мотивации к отказу от курения, показал, что только 14 % курящих девушек и 6,4 % курящих юношей испытывают сильное желание бросить курить. Слабая мотивация к отказу от курения выявлена у 40,8 % девушек и 43,6 % юношей  (рис. 4).

4

Рис. 4. Степень выраженности желания подростков бросить курить

 

Полученные результаты согласуются с результатами оценки отношения опрошенных школьников к курению. Так, из курящих школьников только 4,7 % не одобряют курение. У 40,7 % курящих школьников негативное отношение к курению не выработано, 54,6 % школьников  относятся к курению положительно.

Анализ мнений подростков о целесообразности различных мероприятий по профилактике табакокурения показал, что  87 % курящих девушек и 77 % курящих юношей считают необходимым запрет продажи сигарет (вообще или людям до 21 года). Запрет рекламы сигарет и введение штрафов за курение в общественных местах считает целесообразным только половина курящих респондентов.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости внедрения психолого-педагогических, образовательных технологий и  технологий занятости подростков для организации мероприятий вторичной профилактики табакокурения среди школьников и определяют необходимость использования системы образования в качестве важнейшего механизма профилактики употребления ПАВ и формирования здорового и безопасного образа жизни.

Рецензенты:

Тяжелков Анатолий Петрович, доктор медицинских наук, профессор, главный врач, МУЗ «Горбольница № 7» Министерства здравоохранения России, г.Комсомольск-на-Амуре.

Седова Наталья Ефимовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Минобрнауки России, г.Комсомольск-на-Амуре.


Библиографическая ссылка

Инглик Т.Н., Чернявская Н.М., Айбазова Л.Б. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ТАБАКОКУРЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8040 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674