Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ратиер Н.И. 1 Александрова Н.С. 1
1 НОУВПО «Вятский социально-экономический институт»
В статье рассматриваются вопросы организации в условиях вуза социально-культурной деятельности как особого творческого типа совместной деятельности, способствующего формированию гуманистических межличностных отношений студентов. Даётся описание ряда социально-культурных технологий: рекреативных и спортивно-оздоровительных, исследовательских, проектных. Предлагается авторская технология включения студентов в социально-культурную деятельность вуза. Технология реализуется поэтапно в течение всего периода обучения в вузе. Результатом первого этапа (подготовительно-адаптационного) является интерес студентов к социально-значимой деятельности. Второй этап (организационно-деятельностный) решает задачу формирования установки на необходимость приобретения знаний в сфере межличностных отношений, хорошее понимание психического состояния другого человека. Результат третьего этапа (рефлексивного) – умение строить отношения, повышение самоконтроля в контактах, ориентация на сотрудничество и компромисс. Данная технология была апробирована и подтвердила гипотезу о фасилитирующем влиянии социально-культурной деятельности на повышение опыта межличностных отношений.
социально-культурные технологии.
студенты
межличностные отношения
1. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2004.
2. Концепция личности В. Н. Мясищева // Аверин В. А. Психология личности. – СПб, 2001.
3. Макаренко А. С. Сочинения. М., 1949. Т. 5.
4. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования. – СПб., 1998.
5. Социальное проектирование в сфере культуры: Игровые методы // Сб. науч. тр. НИИ культуры. – М.,1987.
6. Суртаев В. Я. Игра как социокультурный феномен: уч. пособие. – СПб., 2003.
7. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: уч. пособие. – М., 2004.
Введение

XXI век как век медиатехнологий, инноваций, диалога культур, а также рыночной конкуренции в профессиональной деятельности обусловил возрастание роли коммуникаций в различных сферах современного общества, в том числе и в образовании. Субъекты коммуникаций оказываются вовлечёнными  в различные социальные и межличностные отношения, их качество  определяет становление личности специалиста-профессионала.  

Эта проблема давно привлекает внимание учёных.  А. С. Макаренко писал о том,  «что выключить личность, изолировать ее и выделить  из отношений невозможно; «дефектные» отношения, в которые оказывается  включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и,  наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности» [3].

 Сходное мнение высказывал В. Н. Мясищев. Автор концепции отношений подчёркивал, что «основные психические свойства, составляющие нравственное  ядро личности, детерминированы типом отношений, организованных между участниками совместной деятельности»[2].

Поэтому всё чаще возникает вопрос о том, каким образом в условиях вуза организовать деятельность, способствующую формированию гуманистических межличностных отношений как особого творческого типа совместной деятельности, выполняющей  фасилитирующую  функцию в развитии нравственных качеств  студентов.

Возрастающее значение в становлении и формировании опыта межличностных отношений приобретает социально-культурная деятельность. Сегодня образовательное пространство вузов рассматривается как сфера социально-культурной деятельности, где реализуются многочисленные экологические, экономические, правовые, духовно-нравственные, профессионально и этнически ориентированные, информационные и другие традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, проекты и программы [1]. В нашем исследовании межличностных отношений студентов мы применяли ряд технологий, имеющихся в богатом арсенале социально-культурной практики. Описание технологий позволяет раскрыть их основные характеристики, что делает возможным неоднократное воспроизведение последних в процессе социально-культурной деятельности вуза.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии  предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровление быта, основное внимание уделяется   внедрению новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга. На службу рекреации (восстановления) поставлены методы биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, арттерапии  и другие. В музыкально-медитационных и театрально-оздоровительных программах реализуются специфические возможности разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Содержательная сторона рекреационных технологий может расширяться и обогащаться за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов. В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы.  Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога [4,6].

Исследовательские технологии предназначены для реализации различных  разновидностей  изыскательских работ. В качестве инструментария исследовательских технологий выступает набор специальных документов и материалов, с помощью которых осуществляется социологическое исследование: анкеты и опросные листы, вопросы для тестирования, карты наблюдения, «фотография объекта», рейтинговые таблицы и таблицы экспертных оценок и др. В современной социально-культурной сфере различают несколько  видов исследовательских технологий:  мониторинговые, контент-анализа, опроса, рейтингов, тестов, наблюдения,  экспериментальные [7].

Социально-культурные проектные технологии обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.

Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обусловлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложениями различных групп населения. Особенно актуальна и значима разработка социально обеспеченных проектов для  культуроемких областей жизни отдельно взятого региона:  дополнительного образования и досуга, эстетического воспитания, развития профессионального искусства и народного творчества, концертно-зрелищного обслуживания. Объективно необходимой является «привязка» проекта к конкретным социально-экономическим, демографическим, культурным особенностям региона, образу жизни и традициям его населения [6,7].

Обращаясь к  богатому арсеналу методов и технологий  социально-культурной деятельности, мы разработали авторскую технологию включения студентов в социально-культурную деятельность как фактор развития межличностных отношений со следующими структурными составляющими: структурные компоненты межличностных отношений (эмоциональный, когнитивный, поведенческий), технологии социально-культурной деятельности, этапы реализации технологии (таблица 1).

Таблица 1

Технология включения студентов в социально-культурную деятельность как фактор развития опыта межличностных отношений

Струк-турный компо-нент МО

 

 

Технологии социально-культурной деятельности

 

Рекреативные и спортивно-оздоровитель-ные

Педагогичес-кие игровые технологии

Исследовательс-кие технологии

Проектные технологии

 

 

Результат этапа

 

 

 Ключевые дела и мероприятия, формы и методы  их реализации

 

Подготовительно-адаптационный этап (1 курс)

Цель этапа: формирование мотивации к социально-значимой деятельности, развитие социальной  активности.

Эмоциональ-ный компонент

-Коллек-тивно- творчес-кое дело «Посвящение в сту-денты»;

-Музыкаль-но-медита-ционная программа;

-Театраль-но-оздоро-вительная программа.

 

 

-Голубой огонёк;

-Театральная гостиная;

-Вечер при свечах;

-Пир-бал именинников;

-Игра-сказка;

-День рождения коллектива.

Мониторинг социально-культурного проекта «Подари ребёнку улыбку».

-Социально-культурные проекты:

«Подари ребёнку улыбку», «Третий возраст жизни»;

-Арт-терапия;

-Библиоте-рапия;

-Фитотера-пия;

-Музыкоте-рапия;

-Сказкотера-пия;
-Юмороте-рапия.

Интерес студентов к социаль-но-значи-мой деятельности, желание знать, узнавать  и принимать участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-деятельностный этап (2-3 курсы)

Цель этапа: освоение студентами различных способов взаимодействия, приобретение и накопление опыта межличностных отношений через различные виды социально-культурной деятельности.

Когнитивный компонент

-Литера-турно-художест-венный праздник;

-Спортив-но-турис-тический праздник;

-Праздник цветов.

-Игровой тренинг;

-Вечер этикета;

-Хоровод друзей;

-Праздничный вечер.

Поиск, сбор и системати-зация информации о знамени-тых людях города.

-Разработка и инсценировка сказок;

-Постановка спектаклей;

-Выставка фоторабот.

Формирование установки на необхо-димость приобретения зна-ний в сфере межлич-ностных отноше-ний, хорошее  понима-ние пси-хического состояния другого человека.

Рефлексивный этап (4 курс)

Цель этапа: развитие способности к самоанализу своей деятельности, формирование гуманного отношения к людям.

Поведенчес-кий компонент

-Праздник русского чая;

-День города;

-Конкурсы-шоу;

 -Интеллек-туальные игры.

-Игра-маскарад;

-Студенческий капустник;

-Кабачок 13 стульев.

-Мультиме-дийная презентация результатов мониторинга

-Мультиме-дийная пре-зентация результатов исследова-ния источ-ников о жизни зна-менитых людей.

-Сотрудни-чество волон-тёров с Центром реабилитации детей-инвалидов;

-Видеолек-торий;

-Фестиваль театральных миниатюр.

Умение строить отноше-ния, повыше-ние само-контроля в контак-тах, ориента-ция на сотрудничество и компро-мисс.

Разработанная технология процесса включения студентов в социально-культурную деятельность  была  апробирована в нашем исследовании  и подтвердила гипотезу о фасилитирующем влиянии социально-культурной деятельности на повышение опыта межличностных отношений, что рассматривается нами как результат реализации данной технологии.

Рецензенты:

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. Киро

Библиографическая ссылка

Ратиер Н.И., Александрова Н.С. ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8148 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674