Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВ В СФЕРЕ СЕРВИСА.

Чеснокова А.В. 1 Радина О.И. 1 Пономарев П.А. 1
1 Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса
На современном этапе развития общества появились новые, более повышенные требования к кадрам, в связи с этим повысились и требования к современному образованию. Молодых людей, которые хотят занять высокие позиции в надежных компаниях, уже сложно заинтересовать стандартным теоретическим курсом, который преподают в вузах. Да и общество на сегодняшний день требует от молодых специалистов более глубоких знаний, чем раньше. В связи с этим необходимо внедрять инновационные методы в систему образования, практические курсы для студентов, развивать у них нестандартное мышление и тягу к самообразованию. Цель данного исследования состоит в том, чтобы обозначить данную проблему и показать ряд подходов к формированию такой системы образования, показать основные направления и объекты педагогических преобразований. Главная цель внедрения инновационных технологий в систему подготовки экономических кадров состоит в том, чтобы развернуть и реализовать интеллектуальный потенциал нации, государства, общества.
инновационные технологии в образовании.
система образования
инновации в педагогике
1. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1984. – С. 93-96.
2. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. – М., 1991. – С. 1-12.
3. Хотяшева О. Социально-психологические аспекты инновационной деятельности / Правила игры. – М., 1997. – № 3. – С.13-18.
4. Развивающие Педагогические Технологии: http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps13.html
5. Конспектирование научного сообщения по дисциплине «Общая педагогика»: М. С. Бургин «Инновация и новизна в педагогике», Новосибирск, 2009. http://www.coolreferat.com/
Hа разных стадиях своего развития общество предъявляет все более высокие требования к рабочей силе. Это обуславливает необходимость развития системы образования на каждом новом этапе. Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности. Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Несмотря на то, что отечественная система образования долгое время находилась в стагнации и пользовалась только разработками Советских ученых, не обращая внимание на зарубежный педагогический опыт большинства развитых стран, реформирование социально-экономических отношений последних десятилетий благоприятно сказалось на развитии принципиально новых образовательных структур нашей страны. Появились качественно новые виды и формы организации обучения, изменился подход к традиционным. Формирование конкурентной среды сыграли большую роль в трансформации данного сектора экономики. В итоге на современном этапе Россия выходит на качественно новый уровень образовательных процессов, характеризующийся внедрением инновационных методов.

Сеть Интернет и современные информационные технологии образования охватили все развитые страны мира и наносят удар по классической системе образования. Современного студента уже нельзя заинтересовать традиционным теоретическим курсом. Одним из нововведений сейчас стали частные платные вузы, в которых образовательная программа более модернизирована, но, во-первых, далеко не все абитуриенты способно оплатить образование в таком вузе, а во-вторых, есть опасность, что спустя какое-то время диплом данного вуза не будет котироваться на рынке труда. Исходя из этого, чаще всего отдается предпочтение государственным высшим учебным заведениям с традиционной программой обучения. Но, к сожалению, эта традиционная программа обучения не дает нужной подготовки молодым специалистам.

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы. Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

  • разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
  • обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
  • совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
  • улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
  • проектирование новых моделей образовательного процесса;
  • обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
  • обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
  • разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Также нужно отметить, что по характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. 

К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов. 

К практическим - новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства. 

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему. Этот уровень преобразования характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от известных представлений в данной области. В дидактике к этому уровню можно отнести исследования, которые обосновывают целостный подход к обучению.

Если говорить о сфере сервиса, которая также на протяжении многих десятилетий в нашей стране отставала от всего цивилизованного мира, то проблема подготовки квалифицированных кадров здесь стоит наиболее остро, поэтому внедрение инновационных методов в данном случае сверх актуально.

Для сокращения разрыва между образовательным процессом и развитием российского сектора услуг необходим качественно новый подход к образовательному процессу в целом. Существующие в российских вузах магистерские программы подготовки по управлению проектами, маркетингу, стратегическому менеджменту, управлению человеческими ресурсами и т.п. определенно выиграли бы от внесения практического опыта. Так как конкуренция на отечественном рынке услуг обостряется, в Россию приходит все больше высокопрофессиональных иностранных компаний, формирование стратегического сервисного мышления у молодых специалистов просто необходимо. Менеджеры сервисного предприятия не могут себе позволить мыслить как менеджеры производственных предприятий. В современной сфере услуг важную роль заняла «клиенториентированность», то есть максимально индивидуальный подход к клиенту, а этому может научить только специалист, который на практике систематически с этим сталкивается. В современной экономике, характеризующейся увеличением роли сферы услуг, увеличивается потребность в специалистах, владеющих практическими знаниями об особенностях сервисной деятельности, и отсутствие таких специалистов может стать серьезной проблемой при выходе российских компаний на международный уровень и обеспечении конкурентоспособности отечественных предприятий.

Для реализации такого подхода существует ряд методов:

  • внедрение в систему обучения практического курса, связанного с развитием предприятий сферы услуг и управления ими;
  • вовлечение «практиков» современной экономики из крупных предприятий сферы услуг в образовательный процесс;
  • модернизация теоретических курсов, которые преподаются в ВУЗах на основании работ современных авторов;
  • составление списка современных книг, обязательных для прочтения для студентов данной специальности;
  • создание реальных возможностей для студентов проходить практику в крупных российских и зарубежных компаниях сферы услуг.

Но на данный момент, несмотря на все реформы отечественного образования, существенных изменений не происходит. Реформируются лишь количественные параметры образования, и не было попыток реформировать ядро, суть, смысл образования - его содержание с точки зрения его научной обоснованности и целесообразности. Учебные программы перегружены массой заведомо ненужной учащимся информации, и в то же самое время в них отсутствуют необходимые им знания о тех сферах жизни, в которые они войдут после вуза.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Проблема соотношения педагогической науки и практики, их взаимосвязи - это самая общая, можно сказать, глобальная проблема педагогики. От того, как она решается, зависит и развитие педагогической науки, и качество педагогических инноваций, и успех осуществляемой сейчас модернизации образования, в конечном счете - эффективность образовательной системы в целом.

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Этот метод ставит своей задачей выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе должны быть направлены на формирование нравственных ценностей и способствовать формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Главная цель внедрения инновационных технологий в систему подготовки экономических кадров состоит в том, чтобы развернуть и реализовать интеллектуальный потенциал нации, государства, общества. Высшая школа должна готовить не узких специалистов, а скорее стратегов, способных на риск, предвидение, умеющих делать выбор, тех, кто готов к личной и социальной жизни. Только хорошо поставленное образование позволяет человеку (студенту, преподавателю, другим участникам технологического процесса подготовки экономических кадров) раскрыть свои таланты в полной мере.

Рецензенты:

Макареня Т. А., доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика» ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог.

Бондаренко О. В., доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой «Гуманитарные и социальные науки» ШИ ЮРГТУ (НПИ), г. Шахты.


Библиографическая ссылка

Чеснокова А.В., Радина О.И., Пономарев П.А. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВ В СФЕРЕ СЕРВИСА. // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8224 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674