Спортивно-оздоровительные клубы на современном этапе экономических отношений играют значительную роль в сохранении и восполнении физического и душевного здоровья нации. А это, в свою очередь, является чрезвычайно важным элементом экономической и политической жизни общества, значимым компонентом мировоззренческой и идеологической позиций, приоритетов и поведения людей. Здоровье нации сказывается на культуре, образовании, здравоохранении, науке. В мировоззрении и ментальности здоровой нации превалирует энтузиазм и оптимизм, вера в собственную значимость и благоприятные перспективы. Нарушения в общественном здоровье порождают пессимизм и безысходность, они деструктивно воздействуют на дух народа.
На современном рынке значительную часть спортивно-оздоровительных услуг составляют услуги, связанные с двигательной активностью населения и косметические услуги (SPA, массаж и пр.). Участниками рынка спортивно-оздоровительных услуг являются:
- тренеры, преподаватели, инструкторы, работники оздоровительной сферы и индустрии красоты, результатом деятельности которых является услуга;
- производители, которые охватывают как спортсменов, тренеров и т.п., так и организаторов шоу-бизнеса и средств массовой информации, т.к. производимый ими продукт - спортивно-зрелищные мероприятия - массовый, направлен на широкий круг потребителей;
- работники научной и образовательной сфер, целью деятельности которых является производство методик занятий, технологий тренировок, новых косметических и оздоровительных средств и т.п., т.е. производимый ими продукт - интеллектуальный;
- производители спортивного оборудования, производители инвентаря, производители одежды и обуви и т.д., деятельность которых направлена на юридических так и на физических лиц;
- участники рынка спортивно-оздоровительных услуг, которые формируют, преобразуют, хранят, представляют информацию о рынке.
Рыночные отношения оказывают влияние на все стороны эффективной работы клуба как части жизни всего современного общества, обусловливая реализацию основных функций рынка: посреднической; ценообразующей; информационной; регулирующей; стимулирующей; санирующей.
Посредническая функция рынка спортивно-оздоровительных услуг соединяет организации этой сферы с потребителями, людьми, занимающимися спортом, физической культурой и пользующимися оздоровительными процедурами как индивидуально, так и в группе. Они общаются между собой посредством цен с помощью процесса купли-продажи, формируя предложение и спрос на спортивно-оздоровительные услуги.
Ценообразующая функция рынка спортивно-оздоровительных услуг реализуется в процессе удовлетворения спроса на товары и услуги, предлагаемые организациями спортивно-оздоровительного бизнеса. В процессе конкуренции организаций за своего потребителя, определяются цены, удовлетворяющие требованиям и возможностям потребителей при их приобретении (большее качество при как можно меньшей стоимости) и желаниям производителей при их оказании (получение как можно большей прибыли).
Конъюнктура рынка цены способствует реализации информирующей и стимулирующей функций рынка услуг. Рост или падение рыночной цены информирует участников рынка о состоянии и тенденциях его развития. Снижение цены свидетельствует о насыщенности рынка определенными видами услуг и товаров, внимание предпринимателей при этом обращается на перспективные направления спортивно-оздоровительной деятельности, развитие которых обеспечивает быстрый возврат вложенных средств и приносит большую прибыль. Так реализуется регулирующая функция рынка спортивно-оздоровительных услуг.
В современных условиях развития спортивно-оздоровительной индустрии и экономики в целом в качестве объекта купли-продажи на данном рынке, кроме товаров и услуг, также выступает информация о спортивных мероприятиях, событиях, оборудовании, одежде и т.п., освещаемая средствами массовой информации.
Совокупность указанных факторов, определяющих потребности в оказании данных услуг, формирование ее рыночной цены, конкуренция между их производителями регулируют рынок и стимулируют производителей использовать новые технологии, технику, методы и приемы производства продуктов (услуг) и осуществления деятельности. Используя инновации, производители стремятся улучшить качество продуктов и услуг и снизить издержки на их производство.
Стимулирующая функция проявляется через ориентирование производителей на востребованные потребителями товары и услуги.
Однако сфера оказания спортивно-оздоровительных услуг является социально-значимой, следовательно, в процессе ее регулирования, кроме непосредственных участников рынка, активное участие принимает (или должно принимать) государство, способное изменять приоритеты отдельных направлений спортивно-оздоровительной деятельности, удовлетворяя государственные (общественные) потребности. Деятельность государства в значительной степени должна найти свое место в санирующей функции оказания услуг населению.
Санирующая функция выступает в противоположность стимулирующей, ее реализация позволяет выводить из экономики невостребованную потребителями деятельность и недобросовестных производителей, неумеющих или нежелающих удовлетворять требования потребителей, повышать технико-технологический уровень, использовать прогрессивные способы производства продуктов (оказание услуг, выполнение работ).
В спортивно-оздоровительной индустрии научно-техническому прогрессу следует уделять особое внимание научным разработкам, т.к. спорт, медицина, биология, химия, физиология - это те научные сферы, в рамках которых научные разработки никогда не прекращаются. К объектам рынка спортивно-оздоровительных услуг относятся:
- уроки физической культуры; занятия в спортивных секциях и школах; занятия в фитнес-клубах; оздоровительные процедуры; тренировки и т.д.;
- спортивно-зрелищные мероприятия, в частности, соревнования;
- спортивные шоу и праздники и т.п.;-
- интеллектуальный продукт, в том числе методики занятий, технологии тренировок, комплексы упражнений и занятий, технологии оздоровительных процедур, системы и программы физической подготовки и воспитания;
- товар, необходимый для оказания услуг, проведения спортивно-зрелищных мероприятий, занятий физической культурой и спортом, а также оборудование (тренажеры, спортивные снаряды и т.д.), инвентарь (мячи, гири, штанги и т.п.), покрытия (футбольные, беговые и т.п.), одежда, обувь;
У каждого из перечисленных продуктов рынка спортивно-оздоровительных услуг есть потребители, которые как существенно отличаются друг от друга, так и имеют общие черты. Потребителями услуг являются лица, занимающиеся спортом, клиенты фитнес-центров, spa-салонов и т.п.
Особым объектом рынка спортивно-оздоровительных услуг является интеллектуальный продукт, потребителями которого будут: тренеры, преподаватели, инструкторы, работники оздоровительной сферы и индустрии красоты, а также лица, самостоятельно занимающиеся физкультурой и спортом.
Потребителями товара - объекта рынка спортивно-оздоровительных услуг являются: юридические лица (спортивные школы, секции, клубы, фитнеc-центры, spa-салоны, спортивно-оздоровительные комплексы и т.п.); физические лица (занимающиеся самостоятельно, тренеры, инструкторы, преподаватели, спортсмены и др.).
Основными направлениями совершенствования работы спортивных клубов также является увеличение разнообразия форм спортивной активности, ориентация на свободное самовыражение занимающихся, культурно-просветительную работу, усиление внимания к процессам населения.
Специфика организации и деятельности физкультурно-оздоровительных центров заключается в следующем:
- плата за оказываемые услуги в физкультурно-оздоровительном центре должна быть доступной для членов клуба;
- время и содержание занятий должны учитывать возможности каждого занимающегося (желание похудеть, поправиться, внести коррективы в свое телосложение, улучшить функциональные возможности организма и т.п.);
- место проведения занятий должно быть недалеко от места проживания занимающихся;
- максимальное число занимающихся в центрах отмечается с декабря по май, в то время как в июне - августе посещаемость снижается до показателей минимального количество занимающихся.
Повышение интереса у граждан к регулярным занятиям физическими упражнениями повлекло резкое увеличение количества клубов, в которых они могут удовлетворить свою потребность в двигательной активности. В результате повысилась конкуренция между физкультурно-оздоровительными центрами и спортивными клубами. Это привело к тому, что руководители физкультурно-оздоровительных центров в острой конкурентной борьбе за выживание на рынке услуг в сфере физической культуры и спорта были вынуждены:
- улучшить санитарно-гигиенические условия в местах проведения занятий;
- качественно улучшить освещение в помещениях центров;
- установить в местах занятий кондиционеры, фрамуги для проветривания помещений;
- оснастить спортивные залы современными тренажерами со средствами срочной информации о функциональных изменениях систем организма занимающихся на них;
- оборудовать душевые кабины для приема душа после окончания занятий физическими упражнениями;
- оборудовать парную или сауну;
- установить специальное оборудование для приема сеанса солярия по рекомендации медицинского работника от 10 до 20-25 минут в течение 10 дней или ежедневно по рекомендации врача.
- оборудовать плавательный бассейн и предоставлять его клиентам для плавания после основной тренировки 1-2 раза в неделю.
Таким образом, теоретический анализ условий, определяющих эффективность оказания физкультурно-оздоровительных услуг, включает широкий круг факторов, способствующих повышению уровня жизни населения, экономической, социальной и экологической безопасности страны.
В педагогическом аспекте дано обоснование позитивного влияния оздоровительной технологии применения физических упражнений с отягощениями на показатели физической и функциональной компонент морфофункционального статуса женщин второго зрелого возраста.
В условиях острой конкуренции на рынке труда, целью клуба спортивно-оздоровительной направленности является создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни той части населения, которая в большей мере материально обеспечена, профессионально определена и может позволить себе дополнительные траты с целью двигательной рекреации и профилактики здоровья. Вызывает определенный интерес контингент занимающихся в этих организациях, их отношение к занятиям, динамика показателей физической подготовленности и здоровья.
Рецензенты:
Скоблякова Ирина Васильевна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория и управление персоналом» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», г. Орел.
Старостенко Анна Михайловна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и отечественной истории Орловского филиала РАНХиГС при президенте РФ, г. Орел.
Библиографическая ссылка
Алешин В.А., Калашников А.Ф., Лукьянчикова Т.Л. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КЛУБА НА РЫНКЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8351 (дата обращения: 25.04.2024).