Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА МИРА ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Кирьякова А.В. 1 Силкина И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В статье с аксиологических позиций анализируется процесс формирования целостного образа мира под-ростка в современной школе. Актуальность статьи определяется все большей информированностью школьников, у которых в то же время отсутствуют умения критического анализа и корректного синтеза возрастающего объема знаний. Результатом является фрагментарность, дискретность образа мира под-ростка. Отсутствие целостности образа мира негативно сказывается на формировании психики под-ростка, его мировоззрения. В статье рассматриваются принципы, которые должны дополнить методо-логическую базу процесса формирования целостного образа мира в условиях современной школы. Ана-лизируются и трактуются принципы гетерометрии биологического и социального, необходимого разно-образия, информационного ускорения, эволюции механизмов развития, антропно-социокультурный и бифуркационный принципы коэволюции природы и общества. Устанавливается их роль в формирую-щем процессе. Реализация принципов в учебном процессе происходит в рамках учебных предметов гео-графии и биологии. Представлены темы элективных курсов, интегрированных уроков, научно-исследовательских работ школьников 5–9 классов в русле указанной интеграции. Широко использова-лись методы визуализации учебного материала на основе материалов бионики. В экспериментальных классах трансформация разрозненных представлений в целостный образ мира шла более интенсивно и в позитивном направлении.
подросток
целостный образ мира
школа
принципы коэволюции
1. Бахчиева О. А., Никонова М. А. Методика преподавания региональной географии в школе. – М.: Астрель, 2003. – 188 с.
2. Гетманов И. П. Принципы коэволюции: дис... д-ра филос. наук. – М.,2005. – 304 с.
3. Кирьякова А. В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. – М.: Дом педагогики, 2008. – 578 с.
4. Кирьякова А. В. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: монография. – М., 2000. – 240 с.
5. Михайлова Н. М., Кирьякова А. В. Эколого-гуманистическая картина мира в современ-ном образовании // Известия ВГПУ. – 2001. – № 4. – С. 72–75.
6. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. Библиотека учителя географии. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
7. Пушкарева Е. В. Специфика современной интеграции образования и науки: автореф. дис… д-ра филос. наук. – Новосибирск, 2009. – 45 с.
8. Свиркин В. П. Взаимосвязь образа мира и образа жизни // Мир психологии. – 2009. – № 4. – С. 109–123.
9. Силкина И. А. Генезис педагогического знания о целостном образе мира современного подростка // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 11. – С.230-236.

Введение

Характерной чертой прогрессивного общества является возрастающая ценность представления мира как целостной позитивной реальности, насыщенной и пронизанной интегративными процессами. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что целостность образа мира есть альтернатива разрушению. В этой связи процесс и результат формирования целостного образа мира взрослеющего человека представляется актуальной междисциплинарной проблемой современной педагогики, решению которой в условиях образовательного процесса школы может способствовать междисциплинарная интеграция идей коэволюции природы и общества и проекции на содержание образования.

Цель данного исследования состоит в выявлении принципов формирования целостного образа мира подростка в условиях современной школы на основе междисциплинарной интеграции идей коэволюции природы и общества.

Материалы

Исследования последних лет позволяют выделить разнообразные подходы к изучению понятия «образ мира». Так, например, в 2009 году на страницах журнала «Мир психологии» (2009, № 4) была представлена яркая палитра мнений по данной проблематике. Образ мира, исследуемый авторами, анализировался как с позиций целостности (О. С. Анисимов, В. М. Розин, Т. Н. Горобец В. Н. Марков, А. И. Пигалев, А. П.Федоркина, А. А. Гостев), так и с точки зрения сопоставлений с картиной мира (В. С. Мазлумян), образом Я (И. А. Хватов, И. Л. Притыко, А. Б. Ахмедов, Т. Д. Марцинковская, Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов), образом жизни и условием бытия и действия человека (Э. В.Сайко, В. П. Серкин), а также другие аспекты такого анализа [8].

Исследования образа мира подростка в настоящее время представляют определенное научно-педагогическое направление, к которому мы относим работы, посвященные: возрастным особенностям школьников, сконцентрированные в позиции «Психология Детства» (Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейна, В. С.Мухина, Г. Г. Бочкарева); аксиологическому подходу в образовании (А. В. Кирьякова, Г. А. Мелекесов, В. А. Сластенин, В. П. Бездухов, Л. П. Разбегаева); интеграционных процессов в образовании (М. Н. Берулава, Т. Г. Браже, В. Н. Максимова, Л. В. Тарасов); проблемного обучения (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов), мотивации в познании (Е. П. Ильин, Г. И. Щукина, А. К. Маркова, Н. В. Бордовская); социализации личности подростка и становлении образа Я (Н. А. Каргапольцева, В. И. Андреев, А. Я. Журкина, А. В. Золотарева, М. Б. Коваль, Н. А. Каргапольцева, Р. А. Литвак, Т. А. Ольховая), влиянию процессов информатизации на становление образа мира современного школьника (И. В. Роберт, Е. С. Полат, А. А. Ахаян, В. А. Красильникова, Е. З. Власова), а также последние исследования в области информатизации как факторе формирования образа мира, (В. А. Садова, Е. Н. Горутько, H. A. Кузибецкий). Анализ этих исследований представлен нами в работе [9].

Вместе с тем в настоящее время не представлены специальные исследования, связанные с формированием ценностного и целостного мира подростка в изменчивых динамичных условиях современной школы.

Исследования, проведенные нами, в сочетании с результатами, полученными научно-педагогической школой аксиологии Оренбургского государственного университета [3,4,5,9], позволяют установить некоторые условия успешного формирования целостного образа мира современного подростка.

В первую очередь речь идет о содержании образования: образовательный процесс должен быть основан на междисциплинарной интеграции ведущих идей коэволюции природы и общества. Идеи коэволюции – это идеи гармоничного совместного развития природы и общества, стремления человечества к гармонии, взаимодействию, взаимоподдержке, идеи гармонии природного и социального, уникальности и природосообразности живого, информационного ускорения, эволюционной позитивности, экологичности и валеологичности, рекреационности и другие [2,7].

Модель междисциплинарной интеграции ведущих идей коэволюции природы и общества демонстрирует, как актуализируются основные принципы коэволюции природы и общества (И. В. Гетманов [2]) в учебных дисциплинах. Анализируя исследования И. В. Гетманова, мы относим к принципам коэволюции, реализуемым в учебном процессе современной школы, следующие: принцип гетерометрии биологического и социального, бифуркационный принцип, принцип необходимого разнообразия, принцип информационного ускорения, принцип эволюции механизмов развития, антропно-социокультурный принцип. Представлены в таблице 1.

Таблица 1. Трактовка этих принципов в контексте формирования целостного образа мира подростка и педагогическое влияние их реализации в учебном процессе современной школы

Трактовка принципа в настоящем

исследовании

Педагогическое влияние реализации принципа

Принцип гетерометрии биологического и социального

отражает иерархию природных целостностей, где жизнь и разум человека перестраивают характер эволюции природы, создавая «новую» природу с новыми законами и механизмами функционирования.

целостность образа мира формируется через понимания подобия живых и технических систем, природного и социального, биологического и нравственного.

Бифуркационный принцип

эволюционный процесс, проходя через точки бифуркации, приобретает свойства уникальности, невоспроизводимости.

в определении ценности каждого события, его уникальности, установлении связи прошлого, настоящее и будущего в образе мира.

Принцип необходимого разнообразия

разнообразие представлений, диалог мировоззрений, культур и форм деятельности создает необходимую основу решения общепланетарных проблем.

создается полифония представлений о мире, формируется научная картина мира, многообразие образов мира, определяет ценность его многообразия.

Принцип детерминации будущим

Интеллектуально-духовная, познавательно-деятельностная сущность человека определяет будущее, в чем и заключается аксиологическая сущность человеческой деятельности. Подросток должен быть вовлечен в деятельность, стать ее активным субъектом, что определяет не только успешность обучения, но самоопределение подростка, его жизненный опыт.

определяет ценность учебной и внеучебной деятельности, влияние результата обучения на дальнейшее развитие подростка, значимость возникающего и формирующегося образа мира для самоопределения подростка.

Принцип информационного ускорения.

Каждая последующая ступень социальной эволюции характеризуется возрастающей интенсивностью информационных процессов.

определяет возможность доступа к информации о мире, создает информационный образ мира, ресурс знаний, представлений о мире и определяет их ценность.

Принцип эволюции механизмов развития.

Человеческий разум создает новые законы развития материи - законы интеллектики, которые «работают» под управлением человека

в обогащении содержания образования научными идеями и ориентацией образования на становление научной картины мира.

Антропно-социокультурный принцип

Человек, используя предоставляемые природой ресурсы, должен соизмерять степень своего воздействия на природу с ее регенерационными возможностями. Сущность принципа определяется положением «Человек - мера всего», что определяет задачу сохранения всех существующих природных систем, популяризируют идеи рекреационного подхода, представление в содержании образования экологических проблем.

в акцентировании экологических и валеологических аспектов в образе мира, создании эколого-гуманистический образ мира, определении ценности природы, здоровья, мира как социального состояния.

Методы исследования. Представленные принципы трансформируют ранее известные принципы обучения по следующей схеме (рисунок 1):

Рисунок 1. Схема синтеза принципов формирования целостного образа мира подростка

Конкретизация модели может быть представлена в виде таблицы, в которой принципы обучения интегрируются с принципами коэволюции (в различных сочетаниях) и в новом проблемном поле нашего исследования представляются частно научными принципами формирования целостного образа мира подростка (таблица 2).

Таблица 2. Логика синтеза частно научных принципов формирования целостного образа мира подростка

Общие принципы

обучения

Принципы коэволюции природы

и общества

Принципы формирования

целостного образа мира

Связи с жизнью и практикой, Мотивации к обучению, Обучения и воспитания детей в коллективе,

Гуманистической направленности

1. Ценностного отношения к образованию, окружающей природе и обществу

Научности, Доступности и посильности, Учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, Прочности и действенности результатов

2. Проблемности

Преемственности, Последовательности, Систематичности

3. Преемственности

4. Интеграции

Наглядности, Эстетизации

5. Визуализации

Сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников, Сознательности и активности учащихся

6. Субъект-субъектного взаимодействия учителя и подростка

На основании проведенных аналитических исследований была разработана программа опытно-поисковой работы по формированию целостного образа мира подростка в условиях современной школы, реализованная в школах г. Оренбурга. В качестве исследовательской линии были использованы дисциплины география и биология. Наш выбор учебных дисциплин был обоснован тем, что именно география позволяет выявить, каково отношение школьников к реальному миру, увидеть географический синтез знаний реального и виртуального миров в глобальном масштабе, создать естественнонаучный фундамент представлений о мире в подростковом возрасте. Биология определяет эволюционную картину возникновения мира и его развития, создавая представление о микромире, о разнообразии жизни на Земле. Таким образом, эти дисциплины интегративно и преемственно ориентируют школьника в окружающем мире.

Мы опирались также на концепцию организации проективной деятельности учащихся при изучении курса географии, предложенную О. А. Бахчиевой [1]. Она ориентирует учителя на организацию самостоятельного, личностного познания школьниками компонентов природы, населения и хозяйства территории – от непосредственного восприятия к осмыслению. Построенное таким образом содержание школьной географии обладает огромным мировоззренческим потенциалом, поскольку позволяет учащимся правильно оценивать изучаемые явления, искать пути решения различных проблем, убеждаться в необходимости получения знаний для применения их в жизни посредством формирования целостного Образа мира.

Уже в конце ХХ века в методике обучения географии стали активно обсуждать проблемное обучение (этот вопрос подробно освящен в работах Г. А. Понуровой [6]), где проективный метод представлен в интерпретации к урокам географии. Главная идея состоит в самостоятельной творческой деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой). Проективная деятельность предполагает решение мини-проблемы, предусматривающей, с одной стороны, интегрирование различных знаний и умений по изученным дисциплинам, а с другой – использование совокупности методов и средств активизации обучения. Все это способствует формированию целостного Образа мира. Таким образом, проектная деятельность порождает креативно-ценностное отношение к миру.

Результаты исследования и их обсуждение. Опытно-поисковая была проведена в два полных цикла изучения географии и биологии с 6 по 9 классы. Особенность состояла в том, что в период с 2009 по 2013 год мы внедряли более совершенные информационные технологии и использовали новые поколения компьютерной техники, но общие тенденции, выявленные в нашем исследовании, подтвердились.

На констатирующем этапе были выделены контрольные и экспериментальные группы-классы. В них проводилась диагностика сформированности целостного образа мира с использованием комплекса методик (тестирование, анкетирование, сочинение-размышление, контент-анализ, метод визуализации), которые выявили мозаичность представлений о мире, отсутствие его целостной картины. Установлена статическая неразличимость групп по этому критерию с использованием программных продуктов «Педагогическая статистика».

Диагностика обнаружила деструктивные тенденции: на когнитивном уровне представления подростков о мире были отрывочными, мозаичными. Отмечалось вторжение виртуального мира в реальный и их смешение на назывном уровне. На эмоционально-ценностном уровне заметно смещение приоритетов в направлении негативизма и враждебности. В результате анализа были выделены следующие типы формирующихся образов мира: досугово-прагматический, природно-экологический, информационно-технологический, социально-гуманистический, социально-познавательный, экономико-политический и креативно-созидательный. Все они в той или иной мере интегрируются в целостный образ мира подростка, в то же время имеются возрастные различия этой структуре. В 5–6 классах преобладает природно-экологический и досугово-прагматический тип образа мира, в то время как в 8–9-классах все более значимым являются информационно-технологический и экономико-политический образы мира. На формирующем этапе опытно-поисковой работы в естественных условиях школы были реализованы педагогические условия формирования целостного образа мира подростка. Работа проводилась в экспериментальных группах. С этой целью была разработана программа «Образ мира подростка», которая включала в рамках учебных дисциплин элективные курсы, интегрированные уроки, презентации по бионике, проблемные ситуации.

Были реализованы такие элективные курсы: «Рекреационная география», «Глобальные проблемы человечества», «России в географическом мире» и другие. Были смоделированы специальные ситуации аксиологического синтеза отношения к природе и обществу в рамках уроков географии и биологии с использованием информационных технологий. Проводились интегрированные и бинарные уроки, их тематика носила проблемный характер. Уроки проводились в формах конференции, КВН, урока-открытия, презентации, исследования, наблюдения и др.. Например: проводился урок наблюдения «Как предсказывают погоду?», основанный на интеграции знаний по дисциплинам география, математика, физика, информатика, валеология. Урок-презентация «Сохраним водопады на Земле» интегрировал такие учебные предметы как география, физика, экология, информатика. Комплексные информационно-познавательные игры «Путешествие капельки воды», урок- теле путешествие «Мир из окна автобуса» синтезировал учебный материал по дисциплинам география, демография, социология, экономика.

В учебной и внеучебной деятельности развивались формы научно-исследовательской работы подростка, в которых были использованы проективные и информационные технологии, усиливающие визуализацию пространственно-временного представления о природе и обществе в направлениях идей коэволюции. Примеры таких тематических работ приведены в таблице 3.

Таблица 3. Примеры тематические научно-исследовательские работы школьников (сочинения)

Идея коэволюции природы и общества

Пример темы НИР подростка

Гармония природного и социального

«Осваиваем Космические миры»

Уникальности и природосообразности живого

«Тропики, степи, пустыни…»

Информационного ускорения

«Информационное будущее мира»

Эволюционной позитивности

«Минеральные ресурсы Земли», «Судьба Урала – судьба Байкала»

Экологичности и валеологичности проект

«Наш Кувандык – маленькая Швейцария»

Рекреационности

проект «Создание в калининградской области курорта европейского значения», «Янтарный край», «Соль-Ильцк: курорт мирового значения»

Выводы и заключения. В качестве выводов по результатам наших исследований мы отмечаем, что и в контрольных, и в экспериментальных группах в ходе обучения происходит трансформация образа мира, связанная с успешностью изучения учебных дисциплин. В то же время в экспериментальных группах такая трансформация шла более интенсивно, в позитивном направлении. Так, в экспериментальных группах стала ниже доля подростков, у которых превалирует в образе мира прагматический тип, выше доля подростков, у которых превалирует креативно-созидательный, социально-гуманистический тип образа мира.

Рецензенты:

Белоновская Изабелла Давидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории методологии образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.

Каргапольцев Сергей Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Кирьякова А.В., Силкина И.А. ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА МИРА ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8809 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674