Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА

Езангина И.А. 1
1 ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Волгоградский филиал
В статье доказывается, что в условиях динамично развивающегося мирового рынка, обостряющейся конкурентной борьбы кооперация и сотрудничество дают компаниям более значимые стратегические преимущества, чем сама конкурентная борьба. В связи с этим большинством субъектов рынка осознается необходимость интеграции посредством не столько жестких процедур слияния и поглощения, сколько через вхождение в различные объединения, в том числе региональные. Актуализируется содержание кластера, под которым понимается межфирменный комплекс, а также комплекс промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений на базе территориальной концентрации стратегических альянсовых сетей. Опираясь на перечисленные преимущества кластеров, подчеркивается значимость кластеризации. Охарактеризованы направления реализации кластерной политики в ряде зарубежных стран. Проанализирован опыт России по инициализации и развитию кластерного подхода; обозначен комплекс мероприятий по кластеризации российской экономики.
стратегическая альянсовая сеть
территориальный кластер
кластеризация
кластер
1. Данько Т. П., Куценко Е. С. Основные подходы к выявлению кластеров в экономике региона // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1 (41). - С. 248-254.
2. Куценко Е. С. Проект «Выявление основных направлений для развития кластеров в субъектах РФ: методологическая справка»: [сайт]. [2010]. URL: http://www.promcluster.ru/ (дата обращения: 25.03.2013).
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ [Электронный ресурс]: рекомендации Министерства экономического развития от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
4. О деятельности Минэкономразвития России по формированию перечня пилотных программ развития территориальных инновационных кластеров: Доклад Минэкономразвития России (СПб. 13 марта 2012 г.): [сайт]. [2010]. URL: http://cedipt.gov.spb.ru/ (дата обращения: 20.03.2013).
5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
6. Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23.10.2009 г. № 965. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
7. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 г. № 1538-р. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
8. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2005. - № 3. - С. 18-22.
9. Якобс Д. Меры по развитию инновационных процессов [сайт]. [2009]. URL: http://www.informika.ru/ (дата обращения: 18.03.2013).
10. Enright M. J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // Word Link, № 5, July/August, 1992. - Р. 24-25.

В настоящем первоочередной целью экономической политики развитых стран являются расширение доли отечественного бизнеса на национальном и мировом рынках, повышение эффективности их деятельности за счет роста национальной конкурентоспособности. Успеха добиваются те хозяйствующие субъекты, которые способны генерировать информационный актив; адаптироваться к глобальным экономическим изменениям; проявлять достаточную гибкость в ответ на институциональные изменения; вводить инновации, так как последняя стала ключевым орудием конкурентной борьбы.

Вместе с тем, важнейшими факторами достижения и удержания конкурентных позиций становятся не только инновации, но и взаимосвязи между предприятиями, преимущества кооперации и гибкой специализации. В подобных условиях актуализируются процессы локальной промышленной агломерации и специализации, отмечается ориентация на качество локальных конкурентных преимуществ и внимание к региональным производственным системам. Среди направлений развития экономики, основанных на данных процессах, наиболее перспективным является формирование кластеров.

С точки зрения М. Портера, родоначальника кластерной теории, кластером признается группа взаимодействующих на определенной географической территории компаний, функционирующих в определённой сфере и связанных различного рода экстерналиями. При этом М. Портер допускает размещение кластера как в пределах одного региона или города, так и на территории нескольких близлежащих стран [8].

В качестве предпосылок формирования такого рода объединений М. Энрайт выделяет: особенности развития регионов и ведения бизнеса, уникальность природных ресурсов, близость к поставщикам и потребителям, высокий уровень развития инфраструктуры и квалификации рабочей силы. Вводится определение регионального кластера как географической агломерации фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства [10].

Д. Якобс образование кластера также связывает с географическим или пространственным объединением видов экономической деятельности; подчеркивает значимость развития в нем горизонтальных и вертикальных отношений между отраслями промышленности, использования общих технологий, наличия лидера, а также качества сетевого взаимодействия. С этих позиций кластеры выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу [9].

В настоящей работе под кластерами будем понимать межфирменные комплексы, а также комплексы промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений на базе территориальной концентрации стратегических альянсовых сетей.

Доказательством реализации альянсового типа отношений в структуре кластера, выступает факт сохранения самостоятельности хозяйствующих субъектов, не преодоление отношения конкуренции между ними. Они продолжают конкурировать друг с другом избирательно в отдельных областях, что является движущей силой постоянных продуктовых и технологических инноваций, направленных на рост производительности всех факторов производства, и обеспечивает быстрое распространение новшеств.

Кластеры основаны на неполном, частично опосредованном взаимодействии. Входящие в него структуры связывает не момент сговора или особые жесткие имущественные отношения, а процесс воспроизводства совместного синергетического конкурентного преимущества на основе взаимодополняемости факторов производства. В кластере выгоды формируются по следующим направлениям связей:

  • новые производители, приходящие из смежных отраслей, ускоряют совместное развитие, стимулируя НИР и обеспечивая ресурсы для внедрения новых стратегий;
  • отмечается свободный обмен информацией и распространение инноваций по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами;
  • теснота связей внутри кластера опосредует появление новых способов конкуренции и порождает новые возможности;
  • новые комбинации человеческих ресурсов, технологий и идей [8].

Таким образом, среди преимуществ кластерной организации объективно выделить: инновационность, динамичность, структурированность, общность совместной деятельности, единство информационного пространства. По этой причине многие страны все активнее используют кластерный подход в развитии своих национальных инновационных программ.

В данном контексте объективно, что фундаментом, основополагающим условием появления и развития кластерных образований выступает как система развитых межфирменных отношений, так и адекватная перманентно развивающаяся институциональная составляющая региона. В этом случае усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений между потенциальными участниками кластера. Соответственно, деятельность по реализации кластерного подхода может быть обозначена как кластеризация и определена как комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными институтами различного уровня с целью интеграции предприятий, организаций в кластеры и установления между ними стратегических альянсовых отношений.

Так, правительства многих государств концентрируют внимание на продвижении эффективной кластерной региональной политики. Государство при этом не только способствует формированию и развитию кластеров, но и само становится прямым участником сетей. В последнем случае речь идет о государственно-частном партнерстве, которое представляет институциональный альянс между органами государственного управления и бизнесом, основанный на совместном финансировании проектов.

В Германии и Великобритании действует долгосрочная программа создания и развития биотехнологических кластеров. В Финляндии определен «кластерный каркас», составлены кластерные карты лесного хозяйства, цветной металлургии, энергетики, телекоммуникаций, экологии, здравоохранения и т.д. В Италии, в рамках Программы формирования национальной системы конкурентоспособности, получили развитие индустриальные округа. В США на уровне штатов создаются комиссии по инициированию создания кластеров; ведутся обширные и глубокие исследования эффективности кластерных комплексов. В Китае результатом инвестирования в автомобильную отрасль стало формирование соответствующих кластеров с обширной сетью поставщиков, научно-исследовательской базой, инновационными центрами, инжиниринговыми компаниями.

Для региональной администрации кластеры: удобный инструмент промышленной, инновационной политики; эффективный способ взаимодействия с бизнес-структурами, поддержания благоприятного бизнес-климата; действенный механизм реализации цели обеспечения занятости населения и повышения доходности региона.

Согласно Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 года, невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее мировую специализацию и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества [5].

В этой связи в Концепции актуализируются следующие направления:

  • развитие на инновационной основе центров экономического роста в Поволжье, на Урале, на Северо-западе; формирование новых центров расселения и концентрации высокотехнологичного бизнеса в Центральной России;
  • создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях;
  • создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;
  • формирование туристско-рекреационных кластеров на территориях с уникальными природными ресурсами и ландшафтами, богатым культурным наследием;
  • укрепление стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов.

Официальное определение территориального кластера встречается в Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ: «территориальные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов РФ». С учетом отраслевой специфики обозначены следующие виды кластеров: дискретные, процессные, инновационные, туристические, транспортно-логистические [3].

Вместе с тем, объективно, что стадии реализации достигла небольшая часть проектов развития кластеров, что актуализирует в России реализацию ряда институциональных мероприятий в частности.

  • инициирование и поддержку создания специализированной организации кластерного развития, деятельности по стратегическому планированию его развития, установлению эффективного информационного поля взаимодействия между участниками кластера;
  • повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию делового сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;
  • осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;
  • содействие реализации проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и рост эффективности взаимодействия предприятий и организаций;
  • предоставление налоговых льгот; снижение административных барьеров.

Особо следует подчеркнуть значимость: содействия развитию механизмов субконтрактации; поддержки коллективных маркетинговых проектов для успешного привлечения инвестиций на территорию региона; содействия развитию механизмов и практики «технологического аудита»; мониторинга и прогнозирования потребностей участников кластера в специализированных человеческих ресурсах; интеграции разработки стратегий развития кластеров и программ субъектов РФ, муниципальных образований, федеральных целевых программ; развития механизмов конкурсной поддержки прикладных исследований, проектов частно-государственного партнерства в сфере инноваций и образования, обеспечивающих предпосылки для развития кластерных проектов [3].

В России кластеры активно создаются в таких отраслях, как химия и нефтехимия, фармацевтика и медицина, информационные технологии, туризм, нанотехнологии.

Кластеры доминирующих фирм сформированы на территории Самарской и Липецкой областей. Так, в состав автомобильного кластера в Самаре входят авто-сборочное совместное предприятие АвтоВАЗа, многочисленные производители автокомпонентов, предприятия автосервиса и торговли, исследовательские, конструкторские, финансовые организации, образовательные учреждения.

В Липецкой области функционирует промышленный кластер на базе ЗАО «Индезит Интернэшнл», включающий как собственно производство бытовой техники, так и предприятия малого и среднего бизнеса по поставке комплектующих для холодильников и стиральных машин, Центр логистики бытовой техники.

На территории Московской области в целях восстановления и поддержания производственных связей, обеспечения комплиментарности факторов производства, проведения единой технической и инновационной политики и увеличения конкурентоспособности было принято объективное решение об образовании кластера пьезоэлектроники.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа и Стратегией развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года, основными ожидаемыми результатами от реализации проекта химико-фармацевтического кластера на территории Волгоградской области являются: создание современного производства по стандарту GMP; лабораторий биофармацевтических технологий; направленного высокопроизводительного скрининга лекарственных средств; обеспечение непрерывного внедрения инновационных разработок в производство; открытие центра клинических исследований для изучения лекарственных средств [7; 6].

Условием успешной реализации проекта следует признать наличие следующих ключевых институциональных факторов: фундаментальная наука, промышленное производство, медицинские учреждения для проведения клинических испытаний, фармацевтическая дистрибуция. Важным условием дальнейшего стабильного функционирования является вовлечение в процесс кластеризации малых инновационных предприятий.

Территориальные кластеры, которые планируется развивать в регионах России, отражены в таблице 1 [4].

Таблица 1

Проект развития территориальных кластеров в России

Федеральный округ

Территория базирования

Направления

Ведущие организации

ЦФО

г. Пущино

(Московская обл.)

Биотехнологии

Пущинский научный центр РАН,

Пущинский государственный естественнонаучный институт

 

г. Зеленоград (Москва)

Биотехнологии

ОАО «Ангстрем»,

ЗАО «Биннофарм»,

МГУ им. М.В. Ломоносова

 

г. Рыбинск (Ярославская обл.)

Энергомашиностроение

ОАО «НПО «Сатурн»

ПФО

г. Саров (Нижегородская обл.)

Ядерные, суперкомпьютерные и лазерные технологии

ФГУП РФЯЦ - ВНИИЭФ,

АФК «Система»

Самарская обл.

Аэрокосмические технологии

ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Авиакор-Авиационный завод»

Ульяновская обл.

Авиационные технологии

ОАО «АВИАСТАР»,

ОАО «Волга-Днепр»

г. Димитровград (Ульяновская обл.)

Ядерные и радиационные технологии

ОАО «ГНИЦ НИИАР»

г. Нижнекамск

(Татарстан)

Нефтехимия

ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Химград»

СЗФО

г.Гатчина, г.Сосновый бор (Ленинградская обл.)

Санкт-Петербург

Радиационная медицина

ФГУП НИИФА им Д.В.Ефремова, ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М.Никифорова

 

г. Железногорск

(Красноярский край)

Космические спутники и материалы ядерного комплекса

ОАО «ИСС им. Решетнева»,

ФГУП «ГХК»

СФО

г. Томск

Медицинская промышленность, информационно-коммуникационные технологии

СибГМУ, ТГУ, ТУСУР

ДВФО

Хабаровский край

Аэрокосмические и судостроительные технологии

ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ОАО «Хабаровский судостроительный завод»

УФО

Свердловская обл.

Фармацевтическая промышленность

УрФУ, Институт органичес-кого синтеза УрО РАН,

ООО Холдинг «Юнона»

Методы выявления кластеров в экономике региона можно разделить по источникам информации на две большие группы: основанные на анализе официальной статистики и косвенной информации и экспертных оценках. До настоящего времени в России первая методологическая группа последовательно не использовалась.

Полагаясь на косвенную информацию, а также методологию экспертных оценок, в 2010 г. российскими экономистами реализован проект по выявлению значимых кластерных групп в субъектах РФ. Представленные три типа значимых кластерных групп (промышленные, креативные, высокотехнологичные) были картографированы и размещены в информационном поле Подкомитета ТПП по развитию субконтрактации и кластерных технологий [2]. Данный Проект содействует решению ряда задач: количественное изучение кластеров, оценки их влияния на региональную экономику; реализация инновационной политики государства в части уточнения среды, с учетом которой необходимо формировать стратегии развития по приоритетным направлениям; системная реализация кластерной политики в регионе; оценка воздействия мероприятий кластерной политики; согласование позиций различных сторон по поводу существующих и формирующихся в регионе и стране кластеров [1].

Таким образом, состояние современной экономической системы убедительно доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность кластеров. Последние становятся новым источником конкурентных преимуществ региона; способствуют многополярному распределению точек роста по его территории, обеспечивая равномерность и сбалансированность пространственного развития; меняют не только систему факторов размещения, но и структуру экономического пространства.

Рецензенты:

Гончарова М. В., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика и финансы» Волгоградского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Волгоград.

Жилина В. И., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой ««Менеджмент» ФГОБУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Езангина И.А. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8892 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674