Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭКСПРЕССИВНОЙ АЛАЛИЕЙ

Ермакова М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО "Благовещенский государственный педагогический университет"
В статье обоснована необходимость развития интонации у дошкольников с экспрессивной алалией в комплексе логопедических мероприятий и в качестве профилактики нарушений. С этой целью в ней отражен теоретический и экспериментальный анализ материалов по исследованию интонационных конструкций (повествование, вопрос, восклицание) у данной категории детей; представлены этапы логопедической работы по ее развитию (подготовительный, основной и заключительный). Основное внимание уделяется раскрытию второго этапа логопедической работы – этапа интеграции интонационных компонентов для передачи смысла высказывания через интонацию. Подробно описываются приемы, используемые при знакомстве, а также развитии восприятия и воспроизведения повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации в специально созданных коммуникативных ситуациях с учетом цели и ситуации речевого общения.
приемы развития интонации.
экспрессивная алалия
интонация
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - 5-е изд. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 576 с.
2. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
3. Копачевская Л. А. Логопедическая работа по формированию правильной интонации у детей с речевыми нарушениями // Содержательный и процессуальный аспекты профессионального образования: Межвузовский сборник научных трудов. Ч.2 / Науч. ред. В. Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2001. - С. 70-78.
4. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи у дошкольников с речевыми нарушениями. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. - 143 с.
5. Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. - 176 с.
6. Трауготт Н. Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Расстройства речи и слуха в детском возрасте. - Петрозаводск, 1940. - С. 3-42.
7. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: АСТ, 2002. - 258 с.

Согласно современным лингвистическим представлениям интонация представляет собой совокупность просодических элементов и рассматривается как одно из основных фонетических средств оформления речевого высказывания, участвующее в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [1, 5]. Своевременное ее развитие оказывает положительное влияние на организацию коммуникативной деятельности, социально-перцептивную сторону общения, потребность в речевом взаимодействии и достижении его эффективности, а также на состояние письменной речи будущего школьника.

Целью данной статьи является описание состояния интонации и приемов логопедической работы по ее развитию у дошкольников с экспрессивной алалией.

Анализ теоретической и научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что сведения о состоянии интонации у детей с экспрессивной алалией малочисленны. В. А. Ковшиков [2], Н. Н. Трауготт [6], М. Е. Хватцев [7] отмечают у таких детей нарушения мелодики, темпа, ритма, неправильную постановку логического ударения, но объясняют это по-разному. Н. Н. Трауготт и С. Н. Шаховская связывают их возникновение с нарушениями ритмической структуры слова и фразы, а В. А. Ковшиков считает, что указанные расстройства являются следствием языковых нарушений, имеющихся у данной категории детей, и возникают при поиске языковых единиц и правил их функционирования.

Экспериментальное изучение детей с экспрессивной алалией показало, что наиболее сформированным является процесс восприятия повествовательной интонации, а наименее - вопросительной и восклицательной. Причем последовательность формирования восприятия интонации иная, чем у детей с нормальным речевым развитием. Так, восклицательная интонация узнается дошкольниками с экспрессивной алалией лучше, чем вопросительная. В то время как при нормальном речевом развитии происходит наоборот, узнавание вопросительной интонации осуществляется детьми легче, нежели восклицательной. Следовательно, процесс восприятия интонации у дошкольников с экспрессивной алалией развивается с отклонениями от онтогенетических особенностей, а чувство интонационного различения развито недостаточно.

Процесс воспроизведения интонации также характеризуется рядом особенностей. В моменты эмоционально значимые для дошкольников с экспрессивной алалией, под воздействием соответствующих переживаний они способны передавать в речи разнообразную интонацию, в то время как воспроизведение мелодики вопросительной и восклицательной интонации по заданию оказывается для них затрудненным. Это свидетельствует о том, что на непроизвольном уровне передача в экспрессивной речи таких интонационных конструкций, как вопрос и восклицание, доступно для детей с экспрессивной алалией, в то время как на произвольном уровне этот процесс оказывается несформированным. Кроме того, дети с экспрессивной алалией не используют интонацию для передачи смысла высказывания, а пытаются это сделать с помощью пропуска слов в предложении или изменения их порядка (чаще всего глагол ставится в конец предложения). Такая тенденция передачи интонации характерна для детей в норме, но для более раннего возраста.

Таким образом, результаты исследования показали, что у детей с экспрессивной алалией нарушен не только процесс восприятия, но и наблюдаются трудности мелодического оформления высказываний в экспрессивной речи.

С целью коррекции выявленных нарушений нами была разработана поэтапная методика логопедической работы по развитию интонации, в которой определены основные направления и содержание логопедической работы:

  1. Подготовительный - этап восприятия и воспроизведения компонентов интонации. Логопедическая работа проводится по следующим направлениям: развитие восприятия и воспроизведения высоты голоса и мелодики речи, силы голоса и интенсивности, эмоционального характера тона голоса (тембра), темпа, ритма и логического ударения.
  2. Основной - этап интеграции интонационных компонентов для передачи смысла высказывания через интонацию. Основными направлениями работы являются: знакомство с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; развитие восприятия, воспроизведения и дифференциации интонационных конструкций в специально созданных коммуникативных ситуациях с учетом цели и ситуации речевого общения.
  3. Заключительный - этап закрепления различных типов интонационных конструкций в естественных условиях общения с взрослыми и сверстниками. Третий этап логопедической работы по развитию интонации направлен непосредственно на дифференциацию и закрепление различных типов интонационных конструкций в естественных условиях общения с взрослыми и сверстниками.

Рассмотрим основные приемы, используемые на втором этапе логопедической работы по развитию интонации у дошкольников с экспрессивной алалией. При разработке его содержания использовались модели методик Л. А. Копачевской [3], Л. В. Лопатиной, Л. А. Поздняковой [4]. Усвоение интонационных структур осуществлялось в той же последовательности, как они формируются в онтогенезе. Первоначально детей знакомят, а затем учат воспринимать и воспроизводить самую простую - повествовательную, затем вопросительную и только потом восклицательную интонацию.

При знакомстве с интонацией обращается внимание на направление и характер движения мелодики при ее воспроизведении, а также способ обозначения на письме.

Приемы, используемые при знакомстве с повествовательной интонацией:

  • понижение голоса в конце предложения (фразы) отражает движение мелодики повествовательного предложения;
  • зрительное подкрепление (знакомство со знаком препинания повествовательного предложения и демонстрация карточки-символа - точки; знакомство с графическим обозначением движения мелодики повествовательного предложения на письме - стрелка, идущая вниз);
  • ассоциативное подкрепление (спуск с моста) для запоминания характера движения мелодики повествовательного предложения;
  • движение руки вниз, показывающее понижение голоса в конце предложения (фразы);
  • разучивание стихотворения о точке.

При знакомстве с вопросительной интонацией используются следующие приемы:

  • повышение голоса в конце вопросительного предложения (в предложениях без вопросительного слова) и повышение голоса на вопросительном слове (в предложениях со специальным вопросом) - отражает движение мелодики вопросительного предложения;
  • зрительное подкрепление (знакомство со знаком препинания вопросительного предложения и демонстрация карточки-символа - вопросительного знака; знакомство с графическим обозначением движения мелодики вопросительного предложения на письме - стрелка, идущая вверх);
  • ассоциативное подкрепление (подъем на мост) используется для запоминания мелодики вопросительного предложения;
  • движение руки вверх, показывающее повышение голоса на вопросительном слове;
  • разучивание стихотворения о вопросительном знаке.

При знакомстве с восклицательной интонацией используются следующие приемы:

  • резкое повышение тона голоса, а затем незначительное его понижение для отражения движения мелодики восклицательного предложения;
  • зрительное подкрепление (знакомство со знаком препинания восклицательного предложения и демонстрация карточки-символа - восклицательного знака; знакомство с графическим обозначением движения мелодики восклицательного предложения на письме - стрелка, идущая вверх, затем горизонтально с незначительным понижением);
  • ассоциативное подкрепление (подъем на мост и движение по нему) используется для запоминания характера движения мелодики восклицательного предложения;
  • движение руки вверх и горизонтально, показывающее резкое повышение голоса, а затем незначительное его понижение;
  • разучивание стихотворения о восклицательном знаке.

После знакомства с той или иной интонацией детей учат выделять ее из ряда других на материале предложений и текста. С этой целью используются следующее приемы:

  • поднимание карточки-символа (точки, вопросительного или восклицательного знаков);
  • выкладывание фишек по количеству повествовательных / вопросительных / восклицательных предложений в тексте или карточек со стрелками, отражающих движение мелодики того или иного предложения;
  • выполнение действий (хлопки в ладоши, приседания и т.п.), если предложение произнесено с повествовательной / вопросительной / восклицательной интонацией;
  • рисование точек по количеству повествовательных предложений / вопросительных знаков по количеству вопросительных предложений / восклицательных знаков по количеству восклицательных предложений;
  • составление целой картинки из частей (при правильном определении повествовательного / вопросительного / восклицательного предложения на экране компьютера появляется часть картинки, по окончании выполнения задания у ребенка должна получиться одна целая картинка);
  • создание ситуаций, в которых дети определяют, соответствует ли интонация и мимика описываемой ситуации или нет. Например: «У собаки был щенок - вот такой!». Эти слова произносят низким голосом, и разводят руки широко, показывая, что щенок большой. «А собака была - вот такая!». Эти слова произносят высоким голосом и показывают на что-то маленькое.

Обучение выделению предложений с повествовательной интонацией осуществляется из ряда: а) вопросительных предложений; б) восклицательных предложений; в) вопросительных и восклицательных предложений (с одинаковым набором слов в предложении, например: «Пошел дождь? Пошел дождь! Пошел дождь»; а затем с разным набором слов, например: «На улице снег. Солнце спряталось за тучи? Как прекрасно морозным утром!»); а также г) из стихотворного и небольшого прозаического текста. Логопедическая работа по восприятию предложений с вопросительной интонацией начинается с обучения выделению вопросительных предложений без вопросительного слова, а затем содержащих специальный вопрос. Обучение восприятию предложений с восклицательной интонацией происходит в определенной последовательности. Первоначально детей учат выделять эмоционально-оценочные высказывания со значением положительной, затем негативной оценки и в последнюю очередь со значением удивления.

Усвоение интонационных конструкций в экспрессивной речи осуществляется с опорой на подражание образцу выразительной речи, которое способствует развитию слуховой и словесной памяти, активизирует творческое воображение детей, а использование определенной мимики, жестов, показа некоторых действий помогает детям понять эмоциональное состояние героя, лучше вникнуть в его смысл. По мере развития интонации степень подражания меняется. Если на первоначальных этапах дети копируют не только интонацию, но и жесты, мимику, то на последующих этапах степень самостоятельности возрастает, возникают элементы самостоятельности в нахождении нужных движений, способов выражения чувства, отношения к той или иной обыгрываемой ситуации. Немаловажную роль в этом играют иллюстрации, благодаря которым дети могут представить внешний вид персонажей, ситуацию с действующими лицами, их эмоциональное состояние в момент речи.

Большую роль в развитии интонации играют музыкальные занятия, на которых дети учатся двигаться под музыку, сочетать движение и речь под музыку. Такие занятия развивают чувство ритма, темпа, восприятие эмоционального характера музыки.

Закреплению усвоенной интонации способствует разыгрывание коротких сценок с диалогом, инсценировка сказок, стихотворений. Слишком большие тексты необходимо адаптировать с учетом речевых особенностей детей. Разучивание стихотворений в сочетании с развитием мелкой или общей моторики способствует развитию чувства ритма, внимания к звучащему слову.

Усвоение повествовательной интонации в экспрессивной речи начинается с простых нераспространенных предложений с добавлением указательного местоимения «это» или «вот», при этом внимание детей акцентируется на понижении голоса в конце предложения. На последующих этапах она закрепляется при воспроизведении простых распространенных предложений с перемещением логического ударения, а также при пересказе небольших рассказов с интонационным выделением конца каждого предложения, при составлении рассказов, чтении стихотворений, небольших диалогов.

Для усвоения повествовательной интонации в экспрессивной речи используются следующие приемы:

  • ответ на вопрос полным предложением (например, «Где мишка? - Вот мишка»; «Что это - Это дом»; «Кто это? - Это слон»);
  • добавление подходящего по смыслу слова, например, глагола и повторение получившегося предложения (например, «Учитель что делает? - Учитель учит»; «Змея что делает? - Змея ползает»);
  • составление повествовательных предложений по предъявляемым картинкам;
  • распространение предложения;
  • произнесение повествовательных предложений с перемещением логического ударения;
  • пересказ текста, включающего повествовательные предложения; составление небольшого по объему рассказа по картинке или серии сюжетных картин; разучивание стихотворений, предполагающих наличие в них диалога, в которых вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает, используя повествовательную интонацию.

Усвоение вопросительной интонации в экспрессивной речи осуществляется в следующей последовательности:

  1. В вопросительных предложениях, не содержащих специального вопроса, состоящих из одного слова (Мишка?), затем из двух слов с указательным местоимением «это» (Это кот?).
  2. В вопросительных предложениях, не содержащих специального вопроса с использованием нескольких слов (Тебе нужна кукла? Ты можешь сорвать яблоко?).
  3. В вопросительных предложениях, содержащих специальный вопрос, в которых вопросительные слова находятся в начале (Какое сегодня число? Как тебя зовут?), в конце (Это что? Это кто? А почему?) и в середине предложения (Тебе сколько лет?).
  4. В вопросительных предложениях с перемещением логического ударения (Что ты любишь? Что ты любишь? Что ты любишь?).
  5. При разучивании стихотворений и обыгрывании диалогов.

При усвоении вопросительной интонации в экспрессивной речи используются следующие приемы:

  • самостоятельное составление общего вопроса с опорой на схему (например, с помощью задаваемых вопросов и опорой на схему (форма, размер, цвет, качество (твердый или мягкий), вкус) дети должны догадаться, о каком фрукте идет речь);
  • самостоятельное составление предложений с вопросительными словами (например, дети становятся в круг и, обращаясь к друг другу, говорят, кем они будут, затем спрашивают об этом рядом стоящего соседа. Например: «Я буду врачом. Катя, а ты кем будешь?»);
  • преобразование повествовательного предложения в вопросительное (например, «На улице дождь. На улице дождь?»);
  • составление предложений с заданным вопросительным словом;
  • произнесение вопросительных предложений с изменением позиции главного слова;
  • разучивание стихотворений; обыгрывание диалогов; инсценировки сказок.

Логопедическая работа по усвоению восклицательных высказываний осуществляется в следующей последовательности:

  1. В эмоционально оценочных восклицательных высказываниях со значением положительной оценки, соответствующих радостному, похвальному тону: Какое вкусное мороженое! Какой он художник! (в значении хороший художник).
  2. В эмоционально оценочных восклицательных высказываниях со значением негативной оценки, соответствующих осуждающему тону высказывания: Какой он художник! (в значении плохой художник).
  3. В эмоционально оценочных восклицательных высказываниях со значением удивления (Вот это художник!).

Приемы, используемые при работе над восклицательной интонацией:

  • стимуляция ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям в условиях специально созданных ситуаций;
  • добавление подходящих по смыслу звукоподражаний (например, при чтении отрывка К. И. Чуковского «Путаница») или слов;
  • преобразование интонации повествовательного предложения в интонацию восклицательного;
  • произнесение восклицательных предложений с изменением позиции главного слова;
  • пересказ небольших текстов, содержащих восклицательные предложения; разучивание стихотворений.

Таким образом, обучение дошкольников с экспрессивной алалией по разработанной методике позволяет улучшить выразительность их речи, положительно влияет на речевые возможности, учит вникать в эмоциональный смысл высказывания и передавать его с помощью интонации в процессе коммуникации.

Рецензенты:

Денисова Рута Робертовна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой специальной дошкольной психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.

Лейфа Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск.


Библиографическая ссылка

Ермакова М.А. РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭКСПРЕССИВНОЙ АЛАЛИЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8896 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674