Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБОСНОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТЕЙ, ЗАНИМАЕМЫХ СПЕЦИАЛИСТАМИ СО СРЕДНИМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Солонинина А.В. 1 Шахина С.Г. 2 Одегова Т.Ф. 1
1 ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения России. Пермь, Россия
2 ГБОУ СПО "Пензенский базовый медицинский колледж" Министерства здравоохранения России. Пенза, Россия
В настоящее время действующая система квалификаций работников заменяется системой профессиональных стандартов. Разработка профессионального стандарта базируется на перечне и содержании трудовых функций, перечне должностей, требованиях к квалификации работников. Проведенный ранее анализ занимаемых должностей специалистами со средним фармацевтическим образованием выявил их несоответствие требованиям регламентирующих документов, что обусловило необходимость систематизации трудовых функций при осуществлении фармацевтической и иных видов деятельности специалистами со средним фармацевтическим образованием, их разграничения в зависимости от уровня полученного образования и занимаемых должностей и разработки перечня должностей специалистов со средним фармацевтическим образованием, соответствующих фактически выполняемым трудовым функциям и полученным компетенциям. В данной публикации представлены предложения авторов по функциональным обязанностям и перечню должностей специалистов, имеющих среднее фармацевтическое оборазование, с дифференциацией их в зависимости от уровня подготовки (базовая, углубленная).
трудовые функции
среднее фармацевтическое образование
номенклатура должностей
фармацевтический персонал
1. Комиссинская И. Г. Теоретические и методологические основы государственного управления фармацевтическим персоналом: Автореф. дис. ... д-ра фармацевт. наук : 15.00.01 / Комиссинская Ирина Геннадьевна; Курский гос. мед. ун-т. – М., 2000. – 43 с.
2. Крупнова И. В., Солонинина А. В. Фармацевтический персонал: регламентация требований // Новая аптека. – № 9. – 2008. – С. 38–45.
3. Крупнова И. В. Методическое обоснование оптимизации требований к фармацевтическому персоналу аптечных организаций: Автореф. дис. … канд. фармацевт. наук: 15.00.01. / Крупнова Ирина Викторовна. – Пермь, 2009. – С. 25.
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"».
5. Солонинина А. В., Арефина Н. Ф., Смирнова Л. И. Проблема подтверждения профессиональной компетентности // Фармацевтические ведомости. – 2005. – № 12. – С. 19–24.
6. Солонинина А. В., Крупнова И. В., Порсева Н. Ю. О профессиональных компетенциях специалистов фармацевтического профиля: регламентация квалификационных требований // Вестник Росздравнадзора. – 2011. – № 2. – С. 39–43.
7. Солонинина А. В., Лазарева М. Н., Силантьева М. Н. Специальность «Фармация»: предлагаем новую номинацию // Новая аптека. – 2010. – № 9. – С. 61–65.
8. Солонинина А. В. Номенклатура фармацевтических специальностей и должностей нуждается в уточнении // Фармацевтический вестник. – 2004. – № 7. – 18 с.
9. Солонинина А. В., Олешко Г. И. О необходимости расширения номенклатуры фармацевтических специальностей на этапе послевузовского профессионального образования // Пальцев М. А., Перфильева Г. М., Денисов И. Н., Чекнёв Б. М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (фармацевтическое образование). Выпуск VI. – М.: «Издательский дом «Русский врач», 2005. – С . 136–147.
10. Солонинина А. В., Порсева Н. Ю., Крупнова И. В. О профессиональных компетенциях специалистов фармацевтического профиля: разграничение функциональных обязанностей провизора и фармацевта // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. – 2011. – № 1 (07). – С. 143–149.
11. Солонинина А. В. Фармацевтическое образование: тенденции, задачи и перспективы // Фармацевтический вестник.– 2006. – № 3. – С. 17.

Введение. Одним из важнейших требований современной фармации является высокий уровень профессиональной квалификации персонала фармацевтических организаций как важной составляющей в сохранении здоровья населения. В настоящее время действующая система квалификаций заменяется системой профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт – документ, который раскрывает содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций) в рамках определенного вида экономической деятельности; содержит требования к совершаемым работником действиям, необходимым знаниям и умениям. Профессиональные стандарты вместе с образовательными стандартами призваны стать ядром национальной системы квалификаций и обеспечить взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями меняющейся экономики. Разработка профессионального стандарта базируется на перечне и содержании трудовых функций, перечне должностей, требованиях к квалификации работников.

На кафедре управления и экономики фармации Пермской государственной фармацевтической академии в течение продолжительного времени проводятся исследования по оптимизации требований к специалистам фармацевтического профиля. Разработаны квалификационные требования к специалистам с высшим фармацевтическим образованием на основе компетентностного подхода, обоснована методология и разработаны каталоги профессиональных компетенций и эталонные профили должности специалистов с высшим фармацевтическим образованием [2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11]. В Курском государственном медицинском университете изучались вопросы кадрового обеспечения и структуры занятости фармацевтических должностей фармацевтических организаций (на примере Тульской области), разрабатывались теоретические и методологические основы государственного управления фармацевтическим персоналом [1].

Однако исследования по систематизации видов трудовой деятельности, трудовых функций, разработке функциональных обязанностей и номенклатуры должностей специалистов со средним фармацевтическим образованием в современных условиях, необходимых для разработки профессионального стандарта фармацевтической деятельности не были проведены, что и послужило основанием для проведения исследований.

Цель исследования. Методическое обоснование функциональных обязанностей и перечня должностей специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование, для разработки профессионального стандарта фармацевтической деятельности.

Материал и методы исследования. Проведено изучение нормативных правовых актов, регламентирующих функциональные обязанности, виды выполняемых работ и занимаемые должности специалистами со средним фармацевтическим образованием на основании анкетирования 302 специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование.

Результаты и обсуждение. В результате анализа занимаемых должностей специалистами со средним фармацевтическим образованием установлено, что наименования должностей не соответствуют установленной номенклатуре должностей; руководящие должности занимают специалисты с базовым образованием; фармацевты занимают должности, которые, по нашему мнению, должны занимать специалисты с высшим образованием. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости систематизации видов трудовой деятельности, трудовых функций при осуществлении фармацевтической и иных видов деятельности специалистами с фармацевтическим образованием, их разграничения в зависимости от уровня полученного образования и занимаемых должностей, и подтверждают необходимость внесения изменений в действующую номенклатуру должностей и введения дополнительных должностей для специалистов со средним фармацевтическим образованием.

На основании проведенного изучения требований к квалификации специалистов с разным уровнем образования, занимаемых ими должностей, видов выполняемых работ, нами определены основное занятие, функциональные обязанности, перечень должностей специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование. Для специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование, нами предложено следующее определение основных занятий: «Фармацевты занимаются изготовлением лекарственных средств по рецептам врача и требованиям медицинских организаций, реализацией простейших лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и товаров медицинского назначения, выполняя фармацевтические работы и услуги под руководством провизоров в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения, в т.ч. обращения лекарственных средств».

Основные функциональные обязанности специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование, а также организации, в которых они выполняются, приведены в таблице 1.

Исходя из видов фармацевтических работ и услуг, выполняемых в фармацевтических организациях, с учетом требований нормативных правовых актов к квалификации специалистов, нами определен перечень должностей для специалистов, имеющих среднее фармацевтическое образование. Для каждой должности определены: место работы, основное занятие, уровень образования (табл. 2).

Таблица 1. Содержание функциональных обязанностей специалистов со средним фармацевтическим образованием

Основные обязанности

Место работы

Изготовление ЛС[1] по рецептам врача и требованиям медицинских организаций в соответствии с правилами изготовления ЛС

Аптеки

Участие в приемке товара, его распределении по местам хранения

Аптечные организации, аптечные склады, организации оптовой торговли ЛС, медицинские и другие организации, в которых предусмотрено использование ЛС

Хранение ЛС и других ТМН[2] в соответствии с действующими правилами

Аптечные организации, аптечные склады, организации оптовой торговли ЛС, медицинские организации

Отпуск и реализация простейших ЛС безрецептурного отпуска и ТМН

Аптечные организации

Санитарно-просветительская и консультативная работа среди населения о здоровом образе жизни, хранении и применении ЛС и ТМН в домашних условиях, о применении очковой оптики

Аптечные организации

Организация снабжения аптечного киоска простейшими безрецептурными ЛС и другими ТМН

Аптечные киоски

Руководство аптечным киоском, отделом безрецептурного отпуска аптеки (для фармацевта с углубленной подготовкой)

Аптечные киоски, отделы безрецептурного отпуска аптеки

Выполнение фармацевтических работ в медицинских организациях

Медицинские организации

Отпуск населению и медицинским организациям предметов очковой оптики – оформление заказов на изготовление и ремонт очков, выполнение мелкого ремонта очков

Аптечные организации

Ведение учетной документации в пределах своей компетенции

Аптечные организации, аптечные склады, организации оптовой торговли ЛС, медицинские организации

Выполнение родственных по содержанию обязанностей

Аптечные организации, аптечные склады, организации оптовой торговли ЛС, медицинские организации


Таблица 2. Перечень должностей для специалистов со средним фармацевтическим образованием

Наименование должности

Основное место работы

Основное занятие

Уровень образования

1

2

3

4

Зав. аптечным складом[3]

Аптечный склад организации ОТЛС[4], либо сетевой фармацевтической организации

-Руководство аптечным складом

-Ведение учетной документации в пределах своей компетенции

Повышенный уровень

Зав. аптечным киоском

Аптечный киоск

-Руководство аптечным киоском

-Ведение учетной документации в пределах своей компетенции

Повышенный уровень

Зав. отделом безрецептурного отпуска аптечной организации

 

Аптечная организация

-Руководство отделом

-Выполнение фармацевтических работ по организации хранения и отпуска ЛС безрецептурного отпуска и иных товаров аптечного ассортимента

-Санитарно-просветительская и консультативная работа среди населения о здоровом образе жизни, хранении и применении ЛС и ТМН в домашних условиях, о применении очковой оптики

-Ведение учетной документации в пределах своей компетенции

Повышенный уровень

Зав. отделом аптечного склада ООТЛС

Организация оптовой торговли ЛС

-Выполнение фармацевтических работ по организации хранения и комплектованию заказов

-Ведение учетной документации в пределах своей компетенции

Повышенный уровень

Старший фармацевт

Аптека, организация оптовой торговли ЛС

-Выполнение фарм. работ по организации хранения и отпуску ЛС безрец. отпуска и иных товаров аптечного ассортимента

-Санитарно-просв. и консультативная работа среди населения о здоровом образе жизни, хранении и применении ЛС и ТМН в дом. условиях, о применении очковой оптики

-Ведение учетной документации в пределах своей компетенции

Повышенный уровень

Фармацевт медицинской организации

Медицинские организации с небольшим объемом лечебно-диагностических функций, не имеющие аптеки

Выполнение фармацевтических работ по приему, хранению, отпуску лекарственных средств и продукции медицинского назначения в медицинских организациях

-Ведение учетной документации в пределах своей компетенции

Повышенный уровень

Фармацевт

Аптека, аптечный пункт, аптечный киоск,

организация ОТЛС

-Выполнение фармацевтических работ по изготовлению ЛП по рецептам врача и требованиям медицинских организаций в соответствии с правилами изготовления ЛС

-Участие в приемке товара, его распределении по местам хранения

-Отпуск и реализация простейших ЛС безрецептурного отпуска и ТМН

-Ведение учетной документации в пределах своей компетенции

Базовый уровень

Младший фармацевт

Аптека, аптечный пункт, аптечный киоск, организация ОТЛС

-Участие в приемке товара, его распределении по местам хранения

-Отпуск и реализация простейших ЛС безрецептурного отпуска и ТМН

Базовый уровень

Продавец оптики

Организации, занимающиеся реализацией средств оптической коррекции зрения

Выполнение работ по приему рецептов и отпуску средств оптической коррекции зрения, реализации очковой оптики

Базовый уровень


Таким образом, нами предложены должности, которые могут занимать специалисты, имеющие среднее фармацевтическое образование с дифференциацией их по уровню образования.

Так, для специалистов с повышенным уровнем образования (углубленная подготовка) предложены следующие должности: заведующий аптечным складом, заведующий отделом безрецептурного отпуска ЛП, заведующий отделом аптечного склада, заведующий аптечным киоском, старший фармацевт, фармацевт медицинской организации. Для специалистов, имеющих базовый уровень образования (базовая подготовка), нами предложены следующие должности: фармацевт, младший фармацевт, продавец оптики.

Как видно из таблицы, фармацевты могут занимать должности руководителей аптечных объектов, в частности, аптечных складов, аптечных киосков, отделов безрецептурного отпуска ЛС, отделов организаций оптовой торговли ЛС. Также возможно введение должности заведующего отделом – фармацевта и должности фармацевта при наличии в организационной структуре аптечной организации выделенного отдела по отпуску простейших безрецептурных лекарственных средств, лекарственных трав, предметов ухода за больными и иных товаров аптечного ассортимента.

Рецензенты:

Белоногова Валентина Дмитриевна, доктор фармацевтических наук, зав. кафедрой фармакогнозии с курсом ботаники ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.

Хомов Юрий Александрович, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры фармацевтической химии ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России, г. Пермь.


[1] ЛС – лекарственные средства;

[2] ТМН – товары медицинского назначения.

[3] Регламентировано приказом Минздравсоцразвития России № 541н [4];

[4] ООТЛС-организация оптовой торговли лекарственными средствами.


Библиографическая ссылка

Солонинина А.В., Шахина С.Г., Одегова Т.Ф. ОБОСНОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТЕЙ, ЗАНИМАЕМЫХ СПЕЦИАЛИСТАМИ СО СРЕДНИМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9003 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674