Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ

Князева Т.Н. 1 Куликова Л.Ю. 2
1 ГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина»
2 МКС(К)ОУ школа-интернат VIII вида № 92
Проведен сравнительный анализ особенностей социальной перцепции по отношению к сверстнику у младших школьников с легкой степенью психического недоразвития и развивающихся в норме. Выделены качественно-количественные критерии оценки ряда характеристик социальной перцепции детей данных групп (восприятие и распознавание лицевой экспрессии, эмоционально-окрашенных фраз, характеристик внешности, физического облика и действий сверстника). Сконструирован критериально-ориентированный диагностический комплекс, позволяющий оценить специфику изучаемых характеристик социальной перцепции у детей с психическим недоразвитием. Установлено, что специфическими особенностями социальной перцепции у младших школьников с легкой степенью психического недоразвития по отношению к сверстнику являются: нарушение адекватного распознавания и вербализации нейтральных эмоциональных выражений лицевой экспрессии и эмоционально-окрашенных фраз сверстника; подмена фактических характеристик внешности и действий сверстника собственной интерпретацией его состояния, внешности, совершаемых им действий. Выявлены общевозрастные характеристики социальной перцепции младших школьников обеих групп по отношению к сверстнику: более адекватно восприятие происходит при опоре на схематическое изображение лица и затруднено при восприятии некоторых эмоций по фотографии; при восприятии поведения сверстника наиболее точно обеими детскими категориями передается смысл длительного действия, восприятие деталей и кратковременных действий ситуативно и требует специальной мотивации. На основе полученного объема данных выделены и описаны уровни развития комплекса социально-перцептивных характеристик восприятия сверстника младшими школьниками с психическим недоразвитием в сравнении с возрастной нормой.
социальная перцепция
младшие школьники с легкой степенью психического недоразвития
социальный опыт
восприятие сверстника.
1. Агавелян М. Г. Опознание невербального поведения человека умственно отсталыми школьниками: дис. … канд. пед. наук / НИПК и ПРО. – Новосибирск, 1998. – 189 с.
2. Бодалев A. A. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. –200 с.
3. Дмитриева, Е. Е. К проблеме коммуникативного развития дошкольников с легкими формами психического недоразвития / Е. Е.Дмитриева // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 3. – С. 33-37.
4. Коробейников И. А. Специальный стандарт образования – на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 10-17.
5. Коробейников И. А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: дис. … канд. психол. наук. – М., 1997.
6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
7. Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы: Методическое пособие. – Алма-Ата: КазПИ им. Абая, 1985. – 70 с.
8. Першина Н. А. Коррекция отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления тактильно-кинестезических знаков невербального общения у умственно отсталых детей: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: УрГПУ, 1999. – 19 с.
9. Соловьев Н. Н. Социально-психологические факторы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. психол. наук. – СПБ., 2003.
10. Шевченко Н. Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1999.

В современном обществе вопросы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья становятся все более актуальными [4].

Важнейшей стратегией российского общества является реформирование системы образования, которое подразумевает доступность полноценного и качественного образования для всех категорий граждан, включая лиц с психическим недоразвитием. Важной целью обучения и воспитания детей с легкой степенью психического недоразвития [5] является успешная социализация в обществе. В связи с этим социальная перцепция, как процесс восприятия и понимания другого человека [2], для детей с легкой степенью психического недоразвития (ЛСПН) является важным условием успешной социализации и интеграции в общество. В исследованиях [5], [9] подчеркиваются сложности протекания данного процесса у детей с психическим недоразвитием: нарушение связи с миром; ограничение в мобильности; бедность контакта со сверстниками, взрослыми; недоступность многих культурных ценностей; сложившееся отторжение этой категории лиц в общественном сознании.

Изучение некоторых аспектов социальной перцепции в коррекционной психологии связано с анализом различных аспектов восприятия как психического процесса [9], восприятия эмоций [7], восприятия физического облика человека и его действий [1], интерпретации невербального поведения [8], восприятия человека под влиянием интонационных установок [10].

Несмотря на широкое поле исследований в данном направлении не достаточно представлен комплексный анализ процессов социальной перцепции ребенка по отношению к сверстнику, хотя именно сверстник, как объект восприятия, побуждает ребенка к сопоставлению себя и "другого", к отражению своих свойств через восприятие свойств "другого". Как показывают исследования Е. Е. Дмитриевой [3], уже в дошкольном и младшем школьном возрасте для детей с ЛСПН сверстник выступает и как важнейший объект информации, и как субъект значимых межличностных отношений.

Изучение особенностей и специфики социальной перцепции по отношению к сверстнику у младших школьников с ЛСПН необходимо для оптимальной организации коррекционно-обучающего процесса, формирования внутригрупповых отношений, развития коммуникативных действий в процессе учебной деятельности. Недостатки в развитии социальной перцепции по отношению к сверстнику, неадекватность восприятия его эмоциональных, поведенческих, вербальных реакций в более старшем подростковом возрасте может привести к изоляции ребенка среди сверстников, когда потребность в них будет особенно сильна. Поэтому изучение и коррекция социально-перцептивных действий актуальны именно в младшем школьном возрасте, поскольку направлены в том числе на профилактику (предупреждение) негативного восприятия сверстников детьми с ЛСПН.

В ходе разработки данной проблемы в качестве самостоятельного предмета исследования нами были определены комплексные характеристики социальной перцепции младших школьников с ЛСПН по отношению к сверстнику в сравнении с категорией школьников с нормальным психическим развитием (НПР). В исследовании принимали участие ученики 1 – 4-х классов специальной коррекционной школы VIII вида с легкой степенью психического недоразвития (ЛСПН) и младшие школьники общеобразовательной школы, развивающиеся в норме (НПР), всего 111 учащихся. Все испытуемые учащиеся младших классов в возрасте 7 – 11 лет.

В качестве показателей социальной перцепции младших школьников по отношению к сверстнику мы выделили: распознавание эмоционального состояния сверстника по лицевой экспрессии; распознавание эмоционального состояния сверстника по интонационному рисунку речи; восприятие внешности и поведения сверстника с последующей вербализацией.

Среди показателей распознавания эмоционального состояния сверстника по лицевой экспрессии изучались: возможности распознавания по схематическому изображению общего знака эмоционального состояния (плохое, хорошее, нейтральное); возможность распознавания эмоциональной лицевой экспрессии сверстника по фотографическим изображениям. Показателями распознавания эмоционального состояния сверстника по интонационному рисунку речи были: возможность распознавания общего эмоционального состояния (настроения); возможность распознавания конкретных эмоциональных состояний сверстника. Изучение восприятия внешности и поведения сверстника велось по следующим показателям: адекватность и полнота воспринимаемых характеристик внешности; деталей одежды; восприятие и понимание действий сверстника.

При моделировании оценочных уровней развития социальной перцепции младших школьников по отношению к сверстнику мы учитывали следующие каналы восприятия: аудиальный, визуальный, смешанный (аудио-визуальный) (таблица 1).

Таблица 1

Показатели изучаемых характеристик социальной перцепции младших школьников с ЛПСН по отношению к сверстнику

Восприятие эмоционального состояния сверстника по лицевой экспрессии

(визуальный канал восприятия)

Восприятие эмоционального состояния сверстника по эмоционально-окрашенным фразам

(аудиальный канал восприятия)

Восприятие внешности и поведения сверстника (аудио-визуальный канал восприятия)

· различение по схематическому изображению основных эмоциональных состояний;

· различение по фотографическому изображению конкретных эмоциональных состояний.

· распознавание общего эмоционального состояния (настроения) сверстника по интонационному рисунку речи;

· распознавание конкретного эмоционального состояния по интонационному рисунку речи.

· распознавание основных характеристик внешности;

· распознавание основных элементов одежды;

· распознавание и интерпретация основных действий сверстника.

В основу диагностики легли адаптированные к возрасту и типу дизонтогенеза методики: "Распознавание эмоционального состояния человека по лицевой экспрессии" (Н. Я. Семаго); "Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи" (А. А.Борисова); "Восприятие внешности человека и составление словесного портрета" (Н. И.Бабич). Обработка результатов велась по специально разработанной нами системе критериально-ориентированного оценивания уровней сформированности социальной перцепции младших школьников. Каждый из показателей оценивался совокупностью характеристик и степенью их выраженности, что позволило нам определить условно балловую оценку каждого из показателей изучаемого спектра характеристик социальной перцепции. Было выделено пять уровней: I (возрастная норма, высокий), II (выше среднего), III (средний), IV (ниже среднего), V (низкий). Приведем их основные характеристики:

I уровень: ребенок правильно указывает общее эмоциональное состояние сверстника по схематическим и фотографическим изображениям. По интонационному рисунку речи эмоциональные состояния сверстника опознаются ребенком верно, возможны отдельные ошибки в подборе правильного обозначения эмоции. Словесный портрет внешности сверстника адекватный: воспринимает и вербализует основные характеристики внешности (описывает черты лица, особенности прически, одежды, действий). В описании используются как основные, так и частные характеристики внешности и действий сверстника.

II уровень: распознавание эмоциональной лицевой экспрессии сверстников по схематическим и фотографическим изображениям происходит, как правило, адекватно: ребенок верно указывает общее эмоциональное состояние сверстника, при восприятии конкретных эмоций сверстника допускает неточности, может ошибаться в интерпретации близких эмоциональных состояний (обида – задумчивость). По интонационному рисунку речи испытуемый понимает основное настроение, хотя может испытывать трудности при назывании конкретных эмоций. Словесный портрет внешности сверстника адекватный: воспринимает и вербализует основные характеристики внешности (описывает черты лица, особенности прически, одежды, действий), может упускать из виду некоторые особенности (рост, цвет глаз и пр.). В описании используются основные характеристики внешности и действий сверстника, воспринимается последовательность действий.

III уровень: распознавание эмоциональной лицевой экспрессии сверстников по схематическим и фотографическим изображениям происходит с явными ошибками: ребенок правильно указывает общее эмоциональное состояние сверстника (хорошее или плохое), но ошибается в интерпретации конкретных эмоций и в различении противоположных по знаку эмоций. По интонационному рисунку речи верно распознает основное настроение (хорошее или плохое) сверстника, но допускает ошибки при восприятии и описании конкретных эмоциональных состояний, путает близкие, а также противоположные по знаку эмоциональные состояния. При восприятии внешности сверстника вербализует только основные характеристики лица, особенности прически, одежды и действий, допускает ошибки при восприятии деталей одежды, цвета волос и глаз. Кратковременные действия сверстника в восприятии не фиксируются.

IV уровень: распознавание эмоциональной лицевой экспрессии сверстников по схематическим и фотографическим изображениям происходит слабо: ребенок не может обозначить или неправильно распознает конкретные эмоции сверстника, допускает ошибки в обозначении общего эмоционального состояния (настроения). Нейтральное выражение лица обозначить не может. По интонационному рисунку речи основное настроение может распознать только при стимулирующей помощи взрослого, крайне затрудняется при восприятии конкретных эмоциональных состояний: называет неправильно или отказывается от распознавания. Словесный портрет внешности сверстника очень упрощен, при описании черт лица, особенностей прически, одежды и действий называются только самые яркие внешние признаки, как правило, те, что привлекают внимание.

V уровень: распознавание эмоционального состояния сверстника по лицевой экспрессии и по интонационному рисунку речи не адекватно: испытуемый не связывает свою характеристику с предметом восприятия или не принимает задачу восприятия вовсе. Характеристики внешности и действий сверстника отрывочны, не отражают имеющиеся признаки или не соответствуют действительности.

Эмпирическое исследование позволило выявить уровни развития и специфические характеристики социальной перцепции по отношению к сверстнику у младших школьников с ЛСПН и НПР.

Младшие школьники с ЛСПН имеют значительное отставание в формировании изучаемых характеристик социальной перцепции по отношению к сверстнику, в сравнении с детьми с НПР. Высокий I уровень развития социальной перцепции показали только дети с НПР (37 %); II уровень развития обнаружили 46 % детей с НПР и 4 % детей с ЛСПН; III уровень развития социальной перцепции оказался характерен для 66 % детей с ЛСПН и 16 % детей с НПР. IV и V уровени развития социальной перцепции выявлены только у группы с ЛСПН (23 % и 7 % соответственно) (рис. 1).

 

Рис. 1. Распределение испытуемых по общим уровням развития социальной перцепции

В ходе проведения эмпирических исследований нами были определены специфические особенности развития социальной перцепции младших школьников с ЛСПН в сравнении с нормально развивающимися сверстниками:

· низкая дифференцированность восприятия по фотографии близких эмоциональных выражений лиц сверстника и некоторых полярных эмоциональных состояний, отражающих большую силу эмоциональной экспрессии (страх, удивление);

· при распознавании эмоционального состояния сверстника по интонационному рисунку речи нейтрально окрашенные эмоциональные фразы сложны для восприятия детьми данной группы и вызывают у них сомнения в интерпретации состояния сверстника; в этом случае дети приписывают сверстнику свое эмоциональное состояние; при восприятии лицевой экспрессии и эмоциональных фраз сверстника происходит частая подмена нейтральных эмоциональных состояний отрицательными;

· наиболее точно и полно отражаются характеристики основного действия (наиболее длительного по времени) (их отразили 81 % испытуемых); существенно меньше представлены характеристики цвета глаз, телосложения, мелких деталей одежды (назвали 47 % испытуемых). Действия сверстника, которые были не продолжительны во времени, младшие школьники с ЛПСН либо не воспринимают, либо это восприятие очень фрагментарно, поэтому они обозначают их не верно, или фантазируют по этому поводу;

· характерной особенностью восприятия детей с ЛПСН в отличие от группы детей с НПР было то, что при оценке внешности сверстника и его действий испытуемые с ЛСПН дают эмоциональную оценку сверстника, заменяя ею конкретные признаки («он всегда грязный»: воспринимаемый признак – рубашка незнакомого мальчика, которая застегнута на пуговицы неправильно; «она всегда смеется»: воспринимаемый признак – улыбка на лице незнакомой девочки, после рассказанного стихотворения; «я не хочу с ним играть»: воспринимаемый признак – складывание кубиков незнакомым мальчиком). Эта особенность отмечается у 91 % детей с ЛПСН;

· значимых различий по объему воспринимаемых признаков с опорой на визуальный и аудиовизуальный каналы восприятия у младших школьников с ЛСПН не выявлено; ведущим по полноте воспринимаемых признаков и качеству их интерпретации является визуальный канал;

· вербализация воспринятого характеризуется большим количеством ошибок; описание носит бессистемный характер, опора при восприятии происходит на малосущественные или яркие признаки; при составлении совестных портретов сверстников дети с ЛПСН демонстрируют средний объем (54 – 57 %) и низкий объем (43 – 37 %) воспринимаемых признаков.

Математическая обработка полученных данных, проведенная с использованием t-критерия Стьюдента, подтвердила значимые отличия в результатах, показанных младшими школьниками с ЛПСН и НПР (p< 0,001).

Кроме того, были выявлены общие особенности восприятия сверстника, характерные для младших школьников с ЛСПН и НПР (общевозрастные особенности):

· способность адекватно определять общий знак эмоционального состояния сверстника (хорошее (позитивное) – плохое (негативное));

· верно распознавались самые яркие эмоции «явная радость» (ЛСПН – 88 %, НПР – 91 %), «страх» (ЛСПН – 53 %, НПР – 65 %), которые сигнализируют об удовлетворении основных потребностей человека в безопасности и удовольствии;

· наиболее трудными для распознавания в обеих группах испытуемых стала эмоция «удивление», которая интерпретировалась детьми как «страх»; кроме того для младших школьников с ЛСПН и НПР сложно было дифференцировать такие эмоциональные состояния сверстника как «разочарование» и «огорчение»;

· девочки по сравнению с мальчиками в обеих группах полнее описывают детали одежды наблюдаемых сверстников (ЛСПН – девочки на 15 % чаще мальчиков упоминают детали одежды, НПР – на 24 %).

Полученные в ходе исследования результаты позволяют оценить комплекс особенностей восприятия сверстника младшими школьниками с легкой степенью психического недоразвития при отсутствии специального психологического сопровождения развития социально-перцептивной сферы этих детей. Несомненно, начатое исследование требует продолжения уже на уровне создания специализированной психокоррекционной помощи детям в освоении различного спектра перцептивных действий. Полагаем, что данная работа должна осуществляться в ходе комплексной системы мер коррекционно-развивающего характера, нацеленных на:

· коррекцию и развитие социально-перцептивных действий младших школьников с ЛСПН;

· повышение мотивации и информатизации родителей данной группы детей;

· повышение педагогической компетентности специалистов, работающих с детьми с ЛСПН в вопросах становления и развития социальной перцепции учащихся.

Данные направления составляют круг проблемных вопросов, определяющих продолжение представленного исследования.

Рецензенты:

Суворова Ольга Вениаминовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии и педагогики, Нижегородский филиал Негосударственной образовательной автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Институт бизнеса и политики», г. Нижний Новгород.

Сорокоумова Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Князева Т.Н., Куликова Л.Ю. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9071 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674