Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИЗЕЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ДЛЯ СИСТЕМ ПИТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ОСОБОЙ ГРУППЫ

Карякин А.Л. 1 Булыгин Д.А. 1
1 ФБГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет»
В статье рассматривается актуальная задача проектирования дизельных электростанций для систем питания потребителей первой категории особой группы. Решение задачи выполнено на основе предложенных параметрических моделей электротехнического комплекса дизельной электростанции, источника бесперебойного питания и потребителей. Модели имеют непрерывную и дискретную формы. Приведены возможные постановки задачи оптимального проектирования и методы их решения. На основе модели в непрерывной постановке получено неравенство, которое позволяет оценить минимальное число дизель-генераторных установок в составе дизельной электростанции, необходимое для обеспечения ее работы в заданном диапазоне мощностей с заданной загрузкой дизельных двигателей. На основе модели дизельной электростанции в дискретной форме предложена методика и алгоритм выбора оптимального количества и мощности дизель-генераторных установок по критерию минимума стоимости при заданных значениях коэффициента минимальной и максимальной загрузки ступени дизельной электростанции. Приведен пример определения оптимальных параметров дизельной электростанции для различных функций стоимости дизель-генераторных установок.
диапазон нагрузок электростанции
оптимизация параметров
дизельная электростанция
дизель-генератор
1. Герасимов А. Дизель-генераторные электростанции. Работа при переменной частоте вращения дизеля / А. Герасимов, В. Толмачев, К. Уткин // Новости электротехники. - 2005. - № 4.
2. Гринкруг Я.С., Соловьев В.А., Ткачева Ю.И. Определение оптимального распределения мощности нагрузки между дизель-генераторами в дизельной электростанции : межвузовский сборник научных трудов. – Магнитогорск : МГТУ, 2006.
3. Завалишин В.В. Дизель-генераторная установка автономного электроснабжения с микропроцессорной системой управления // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2010. - № 3 (47). - С. 38-41.
4. Хватов О.С. Дизель-генераторная электростанция с переменной частотой вращения вала / О.С. Хватов, А.Б. Дарьенков, И.М. Тарасов // Вестник Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина. - 2010. - № 2.
5. Уайлд Д. Оптимальное проектирование / пер. с англ. – М. : Мир, 1981. – 272 с., ил.

Введение

Электротехнические комплексы электроснабжения потребителей первой категории особой группы используются в центрах хранения данных, многофункциональных высотных зданиях, нефтяной и газодобывающей промышленности, геологоразведке, других отраслях промышленности и народного хозяйства. Отличительной особенностью таких систем является наличие дополнительного питания от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания, в качестве которого применяют источник бесперебойного электропитания на основе аккумуляторных батарей и дизельные генераторы, объединённые в дизельную электростанцию

Опубликованы работы [1-4], в которых рассмотрены вопросы управления дизель-генераторными установками (ДГУ) в переходных режимах работы. Однако одной из основных задач проектирования комплексов электроснабжения потребителей первой категории особой группы является выбор количества и мощности дизель-генераторных установок (ДГУ) в составе дизельной электростанции (ДЭС), от правильного решения которой зависит эффективность электротехнического комплекса на этапах его реализации и эксплуатации.

Ранее авторами были получены уравнения и неравенства параметрической модели дизельной электростанции. Модель дизельной электростанции основана на предложенном понятии коэффициентов минимальной и максимальной загрузки дизельной электростанции

, , (1)

где – номинальная мощность ДЭС на n-й ступени,, – номинальная мощность ДГУ i-й ступени.

Коэффициент минимальной загрузки ступени ДЭС равен минимальному отношению мощности, потребляемой нагрузкой, к текущей номинальной мощности электростанции, при котором исключается холостой ход дизельных двигателей, включенных в работу. Коэффициент максимальной загрузки ступени ДЭС определяет отношение мощности, потребляемой нагрузкой, к текущей номинальной мощности электростанции, при котором осуществляется переключение на следующую по мощности ступень.

Параметрическая модель дизельной электростанции представлена в виде системы неравенств, которая описывает ограничения мощности отдельных ДГУ, в соответствии с условиями на загрузку ДЭС:

(2)

Введено понятие образа стандартной номинальной мощности на множестве стоимостей

(3)

где – упорядоченный набор значений стоимости ДГУ; – отображение множества стандартной мощности на множество ; – стоимость ДГУ с номинальной стандартной мощностью .

Целью исследования является разработка методов поиска оптимальных параметров дизельной электростанции, описываемой системой (2) и условием (3).

Материал и методы исследования

Возможны следующие формальные постановки задачи оптимизации параметров дизельной электростанции.

Задача I: найти

, , (4)

где – общее число ступеней ДЭС, .

Задача II: найти

, , (5)

где - стандартная мощность ступени ДГУ.

Задача III: найти вектор параметров дизель-генераторных установок, обеспечивающих минимальную стоимость электростанции

,. (6)

Задача IV: найти вектор параметров дизель-генераторных установок, обеспечивающих минимальную стоимость электростанции и топлива, потребляемого за период эксплуатации

. (7)

Задача I характеризуется непрерывной функцией мощности ДГУ, задача II – дискретной.

Для решения задачи I выразим максимально допустимую номинальную мощность ступени ДЭС в функции номера ступени:

. (8)

Общая номинальная мощность ДЭС должна обеспечивать ее работу во всем диапазоне нагрузки. Верхнее ее значение определяется объединением выражения с неравенством из системы (2):

. (9)

Тогда число ступеней ДЭС определяется неравенством, следующим из выражений (8), (9):

, (10)

где – максимальная мощность нагрузки, при которой необходимо обеспечить длительную работу ДЭС.

Выражение (10) дает оценку нижней границы числа ступеней ДЭС и, следовательно, числа ДГУ при заданном диапазоне мощности нагрузки:

. (11)

Неравенство позволяет оценить минимальное число ДГУ в составе ДЭС, необходимое для обеспечения ее работы в заданном диапазоне мощностей с заданной загрузкой дизельных двигателей.

Для решения задачи в постановке II разработаны алгоритм и программа. Алгоритм решения включает следующие шаги: 1) мощности отдельных ДГУ выбираются последовательно и в соответствии с системой неравенств (2); 2) расчетная мощность ДГУ округляется до ближайшего меньшего значения из ряда стандартных значений номинальной мощности; 3) после каждого шага делается проверка ДЭС на способность обеспечить энергией максимальную нагрузку, что соответствует последнему выражению системы (2); 4) на последнем этапе мощность ДГУ последней ступени корректируется: она соответствует наименьшей стандартной мощности, превышающей разность между мощностью максимальной длительной нагрузки и номинальной мощностью предпоследней ступени ДЭС. Алгоритм позволяет произвести более точную оценку минимального количества ДГУ для обеспечения работы ДЭС в заданном диапазоне мощностей с заданной загрузкой дизельных двигателей с учетом дискретности функции мощности.

Решение задачи минимизации стоимости в постановке III основано на том, что имеется отображение (3) множества номинальной стандартной мощности ДГУ на множество стоимостей.

Тогда пространство возможных решений

можно представить матрицей, где строка представляет возможное решение, а номер столбца соответствует номеру ступени ДЭС.

В пространстве S выделим область допустимых решений, удовлетворяющих системе неравенств (2). Для этого выделим в пространстве , представляющем собой n-ю декартову степень множества действительных чисел, область , которую можно интерпретировать как множество удовлетворяющих системе (2) векторов , компоненты которых являются действительными числами.

. (12)

Множество допустимых решений определяется пересечением этих множеств:

(13)

Для решения задачи оптимизации нужно выбрать вектор из множества такой, чтобы стоимость элементов этого вектора была наименьшей. Или формально:

.

Геометрическая интерпретация множества R как области в N-мерном гильбертовом пространстве, ограниченной гиперплоскостями согласно системе неравенств (2), для случая трех ступеней ДЭС, представлена на рис. 1.

Рисунок 1 – Трехмерная область R

черный – P1min, пурпурный - P2min, голубой – P3min, зеленый – Р1max, красный – Р2max,

синий – Р3max, желтый (Р1+Р2+Р3)min

Из анализа рис. 2 следует, что имеются дополнительные ограничения на диапазон возможных значений номинальной мощности для любой ступени ДЭС при известном количестве ступеней.

Ограничение на нижнее значение ДГУ n-й ступени в функции номинальных мощностей предыдущих ступеней:

. (14)

Тогда с учетом системы неравенств (2) и выражения (14) можно записать диапазон возможных значений номинальной мощности для любой ступени ДЭС при известном количестве ступеней:

(15)

Последнее выражение уточняет и дополняет систему неравенств (2).

Разработаны алгоритм и программа решения задачи оптимизации параметров дизельной электростанции в постановке III.

Алгоритм решения задачи оптимизации основан на использовании функции кодирования, переводящей множество допустимых решений во множество кодировок [5], и содержит следующие шаги.

– из множеств допустимой мощности и стоимости ДГУ формируют матрицы, соответствующие области возможных решений S и области отображения таким образом, что соответствующие друг другу элементы этих матриц имеют одинаковые индексы;

– из областей S и удаляются решения, которые не удовлетворяют системе (2), и получают матрицы, соответствующие областям Dи где– множество допустимых кодировок;

– в матрице, изображающей область , отыскиваются строки с минимальной суммой элементов, причем строки являются образами одноименных строк из матрицы, которой представлена область D, которые и являются решением задачи оптимизации.

Результаты исследования и их обсуждение

Произведен выбор оптимальных параметров ДГУ в составе ДЭС для следующих исходных данных: производитель ДГУ – Wilson, ряд мощностей ДГУ – [11; 14,4; 17,6; 26,4; 40; 44; 52; 704; 88; 120; 132; 160; 20; 220; 280; 320; 400] кВт, функции стоимости ДГУ Wilson для различных исполнений (по данным открытых источников) представлены на рис. 2.

Cost

Рисунок 2 – Функции стоимости ДГУ Wilson для различных исполнений

Результаты решения задачи оптимизации, которыми являются множества значений мощности ДГУ в составе ДЭС, приведены в табл. 1. Важной является последовательность компонентов множества мощностей, так как она определяет последовательность включения ДГУ в работу.

Таблица 1 – Результаты решения задачи оптимизации

 

Pmin, кВт

 

Pmax, кВт

Исполнение ДГУ

Открытое

Защищенное

Pi, кВт

Стоимость, руб.

Pi, кВт

Стоимость, руб.

10

100

[11, 11, 26.4, 52]

2 023 824,0

[17.6 17.6 52 14.4]

2 457 659,0

 

 

-

-

[17.6 17.6 14.4 52]

2 457 659,0

 

 

-

-

[17.6 14.4 17.6 52]

2 457 659,0

 

 

-

-

[14.4 17.6 17.6 52]

2 457 659,0

20

100

[40, 52 , 11]

1 653 069,0

[40, 52 , 11]

2 038 641,0

 

 

[40, 11, 52]

1 653 069,0

[40, 11, 52]

2 038 641,0

30

100

[52, 52]

1 321 518,0

[52, 52]

1 626 306,0

40

100

[52, 52]

1 321 518,0

[88 14.4]

1 608 635,0

≥48

100

[120]

896 214,0

[120]

1 323 795,0

Из анализа полученных результатов следует, что существенное влияние на количество ДГУ в составе ДЭС и распределение их мощности оказывает соотношение минимальной и максимальной мощности ДЭС при длительной работе и , а также вид функциональной зависимости стоимости ДГУ от мощности. Увеличение стоимости в случае использования нескольких ДГУ меньшей мощности оправдывается значительным улучшением условий функционирования ДГУ при малых нагрузках дизельной электростанции и уменьшением эксплуатационных затрат на приобретение топлива.

Выводы

Таким образом, поставлена и решена задача оптимального проектирования дизельной электростанции для питания потребителей первой категории особой группы с учетом ограничения на коэффициент загрузки дизель-генераторных установок. Результаты решения представлены в форме ряда мощностей дизель-генераторных установок в составе дизельной электростанции, последовательность элементов в котором определяет последовательность включения дизель-генераторных установок в работу.

Рецензенты:

Носырев Михаил Борисович, д.т.н., профессор, первый проректор, Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург.

Зобнин Борис Борисович, д.т.н., профессор, Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Карякин А.Л., Булыгин Д.А. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИЗЕЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ДЛЯ СИСТЕМ ПИТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ОСОБОЙ ГРУППЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9073 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674