Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТИБЕТ – «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА» ЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КИТАЯ

Желобцов Ф.Ф. 1
1 ФГАУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»
Статья посвящена непростой ситуации в Тибетском автономном районе КНР, расположенном непосредственно у южных границ РФ, и угрожающей миру и безопасности в Центральной Азии. Повышенная заинтересованность определенных сил в мире создать новый очаг международной напряженности в этом регионе, раздувая межконфессиональный и межэтнический конфликты, лишь усугубляет обстановку. Специфика исторического развития Тибета, его сложные взаимоотношения с Пекином, а также то, что Тибет является духовным центром всего буддийского мира, придают современному положению в Тибетском автономном районе международную значимость в деле сохранения стабильности во всем обширном районе Центральной Азии. ТАР занимает одно из последних мест по доходам на душу населения и полностью зависит от централизованных дотаций. Переселение китайцев-ханьцев на фоне интенсивного освоения природных богатств ТАР, не учитывающего особенностей ведения традиционного сельского хозяйства, все чаще приводит к межэтническим конфликтам.
этнические конфликты
деятельность Далай-ламы XIV
вмешательство во внутренние дела
тибето-китайские отношения
буддизм
Тибет
1. Белов Е. На заре российско-тибетских отношений // Азия и Африка сегодня. - 1994. - № 4. - С. 64-66.
2. Белов Е. Соперничество России и Британской Индии в Тибете // Азия и Африка сегодня. - 2002. - № 10. - С. 62-66.
3. Беспорядки в Китае копируют события в Тибете 2008 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rian.ru/world/20090706/176461653.html (дата обращения 01.03.2013).
4. В мире: Демонстрации против китайской оккупации Тибета [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lenta.ru/story/tibet (дата обращения 01.03.2013).
5. Вонг Эдвард. Тибетцев выдавливают из дома [Электронный ресурс]. - URL: http://www.novayagazeta.ru/data/2010/the_new_york_times29/11.html (дата обращения 28.02.2013).
6. Галенович Ю. М. Снежные горы и Поднебесная // Азия и Африка сегодня. - 2009. - № 3. - С. 46-48.
7. Гарри И. Р. Тибетский вопрос и национальная политика КНР в Тибете (1951-2001 гг.): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Улан-Удэ, 2010. - 47 с.
8. Москалев А. Преобразования в Тибете и их перспективы // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 5. - С. 163-165.
9. Рыжов Виталий. Китай и Тибет: противостояние длиной в 60 лет [Электронный ресурс]. - URL: http://www.km.ru/turizm/2011/06/14/kitai/kitai-i-tibet-protivostoyanie-dlinoi-v-60-let%20(дата (дата обращения 26.02.2013).
10. Юсов Б. В. Тибет: краткий географический очерк. - М.: Географгиз, 1952. - 78 с.

Тибетский автономный район (ТАР) находится на юго-западе Китая в пределах Тибетского нагорья в Центральной Азии, являющегося одним из самых больших (около 2 млн кв. км) и высоких на планете среди себе подобных. Русский путешественник Н. М. Пржевальский, впервые представивший системные научные данные о Тибете, восхищённо писал об уникальности Тибетского нагорья, что он раскинулся на вершине «громадного пьедестала», поднятого на «страшную высоту» [10, с. 12]. Кажется, что сами природные условия создали среду, в которой сформировалась такая национальная общность, как тибетцы со своей самостоятельной и отдельной историей, культурой, своим жизненным укладом.

Тибет часто именуют «крышей мира», где до сих пор сохранились архаичная цивилизация и древние духовные институты. Многие исследователи склонны считать, что тибетская цивилизация нисколько не моложе индийской и китайской, а может быть и старше. Особенностью тибетцев является то, что веками они направляли все свои силы не на создание материальных и технических ценностей, а на постижение тайн бытия и сознания. Классический буддизм, проникнув в Тибет в первой половине VII в., почти сразу был возведён в государственный ранг. В истории китайских династий буддизм-ламаизм в Тибете пользовался покровительством монгольской Юань и маньчжурской Цин. При правлении монгольской династии Юань тибетский буддизм-ламаизм стал даже распространяться по всей китайской империи. Лишь пришедшая к власти в 1368 г. китайская династия Мин положила этому конец.

Растущий интерес в мире к буддизму не в последнюю очередь поддерживается одним из острых конфликтов современности в Азии, а именно - китайско-тибетским противостоянием по поводу статуса Тибета в унитарном государстве КНР. Проблема будущности буддийской метрополии - Тибета все больше начинает приобретать международное звучание. К тому же важное стратегическое положение Тибета в центре азиатского материка во все времена привлекало повышенное внимание со стороны мировых держав.

В течение своей двухтысячной истории Тибет крайне редко подпадал под иностранное влияние. Объединённый в VII в. Тибет стал в свое время одним из могущественнейших держав в Азии. Тибетское государство существовало в таком самостоятельном и независимом виде вплоть до XIII в., когда оно попало в зависимое положение от монголов [8, с. 46]. Правители Тибета заключили с монгольской династией Юань китайской империи специальное соглашение, чтобы избежать военного захвата страны. Монгольские правители чрезвычайно покровительственно отнеслись к Тибету. Сам император Хубилай принял тибетский вариант буддизма и пригласил одного из высших лам стать его наставником и духовником. Необходимо особо отметить, что монгольские правители Китая никогда и никоим образом не присоединяли административно Тибет к Китаю. С китайской династией Мин Тибет не поддерживал вообще никаких связей. Вплоть до XVIII столетия тибетское государство не испытывало какого-либо иностранного влияния.

Второе подобное испытание Тибет перенёс в период правления маньчжурской династии Цин в XVIII в. Далай-лама, чтобы избежать военного захвата страны, вновь согласился стать духовным учителем маньчжурского императора в обмен на покровительство и защиту. Маньчжурские императоры в период с 1720 по 1792 г. четырежды посылали в Тибет императорские войска для защиты страны от вторжений монголов, а также от внутренних беспорядков. Тибет, как и в период правления династии Юань, не был включен в состав китайской империи. Тибетское государство поддерживало отношения с соседними государствами вполне самостоятельно. Таким образом, можно сказать, что тибетско-китайские отношения вплоть до XIX в. носили равноправный характер, и Тибет лишь формально оставался вассальным владением Китая, в чём не последнюю роль играли его отдалённость и трудности высокогорья. Таким образом, между правителями Тибета и монголо-маньчжурскими властями Китая сложились практически равноправные отношения, нарушившиеся лишь с падением маньчжурской династии Цин.

В конце XIX в. Тибет временно стал объектом экспанcии Великобритании, которая в 1903-1904 гг. осуществила вооружённую интервенцию [2, c. 63-64]. 9-я статья Лхасской конвенции ставила Тибет под полный контроль Великобритании. Несогласный с таким положением Далай-лама XIII бежал во Внешнюю Монголию.

Английская экспансия в Тибет вызвала противодействие России, у которой до этого не существовало никаких политических связей с Тибетом. Между тем, Далай-лама XIII был открытым противником англичан и имел намерение заручиться помощью России. С этой целью с помощью российских бурят-буддистов велась тайная переписка между российским правительством и Далай-ламой XIII [1, c. 64-66]. Но царское правительство проводило осторожную политику в Азии: оно защищало Тибет от английской агрессии, но не выступало за его полное отделение от Китая. Россия потребовала вывода английских войск из Тибета, а Китай вообще не признал Лхасскую конвенцию. По настоянию России 31 августа 1907 г. было подписано англо-российское соглашение, по которому обе стороны обязались уважать территориальную целостность Тибета и не вмешиваться в его внутреннее управление.

В изгнании Далай-лама XIII призывал монгольских князей выступить против Китая и добиться независимости Монголии, которая должна была в будущем объединиться с независимым Тибетом [1, с. 65]. В результате трудных переговоров с китайскими властями в июне 1906 года Далай-лама покинул Монголию и переехал в монастырь Гумбум (около г. Синан) [2, с. 64]. 20 декабря 1908 г. он выехал из Китая в Лхасу. Китайские власти решили воспользоваться создавшейся ситуацией в Тибете, задавшись целью превратить Тибет в обычную китайскую провинцию. В январе 1910 г. в Тибет были введены крупные китайские вооружённые силы. В феврале 1910 г. Далай-лама XIII бежал в Индию. А 25 февраля того же года указом цинского императора он был лишён сана тибетского Первосвященника и объявлен «обыкновенным простолюдином» [2, с. 66].

В период Синьхайской революции (1911-1913 гг.) все цинские войска и чиновники были изгнаны из Тибета. Далай-лама XIII заявил о прекращении всех связей с Пекином и провозгласил независимость Тибета. Однако республиканские войска под командованием Юань Шикая вторглись на территорию Тибета. Карательные действия китайских войск были приостановлены из-за решительного противодействия Великобритании. К концу 1912 г. в Лхасу с согласия Далай-ламы XIII вошёл трехтысячный отряд английских войск. Тибету удалось сохранить свой традиционный статус.

Хотя вооружённые столкновения на тибетско-китайской границе продолжались вплоть до середины 30-х годов, фактом остаётся то, что во времена Китайской Республики и правления партии Гоминьдан Тибет фактически продолжал жить своей жизнью отдельно от Китая [6, с. 47]. В этот же период тибетское правительство всячески укрепляло связи с Внешней Монголией. Так, 11 января 1913 г. в Урге был подписан монголо-тибетский договор, по которому стороны взаимно признавали образование независимых монгольского и тибетского государств и обязывались оказывать друг другу помощь [1, с. 66]. Царская Россия тогда не признала данный монголо-тибетский договор «международным актом», выступив за широкую автономию Внешней Монголии в составе Китая, но не за её независимость. Тому были веские причины: по англо-российскому соглашению от 1907 г. Россия в свое время уже признала сюзеренитет Китая над Тибетом [1, с. 66].

1 октября 1949 г., когда была провозглашена Китайская Народная Республика, но Тибет всё ещё оставался вне зоны административного управления нового китайского государства.

Независимость Тибета была провозглашена 4 ноября 1949 г. 20 января 1950 г. правительство Китая сделало заявление по Тибету, в котором охарактеризовало действия тибетских властей «как сепаратистские». Поворотным пунктом в истории государственности Тибета стал 1949-й г., когда части Народно-освободительной армии Китая вступили в Тибет. В мае 1951 г. тибетскому правительству было навязано «Соглашение из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета». Подписание этого документа и оккупация района китайскими войсками ознаменовали поражение тибетцев в борьбе за независимость своей страны и начало нового периода сино-тибетских отношений [7, с. 23].

Тибетское правительство, не получив поддержки мирового сообщества, оказалось вынужденным принять условия китайского правительства. Так, 23 мая 1951 г. в Пекине было подписано «Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», которое предоставляло Тибету право на осуществление национальной автономии в составе КНР с сохранением и уважением местных обычаев и традиций, в т.ч. с сохранением теократической формы правления. Таким образом, Тибет впервые фактически потерял свою независимость: в страну были введены китайские оккупационные войска. Нынешнее тибетское правительство в изгнании во главе с Далай-ламой XIV официально объявило это событие актом агрессии и незаконной оккупацией Тибета.

В 1956 г. было официально провозглашено создание Тибетского автономного района КНР. Несмотря на политико-административные перемены весь последовавший период тибетско-китайских отношений имел тенденцию к обострению, которая закончилась известным народным восстанием 1959 г. Далай-лама XIV был вынужден эмигрировать в Индию. После подавления восстания Тибет был превращён фактически в оккупированную зону. В стране была организована система военно-контрольных комитетов.

Большой урон духовной жизни тибетцев нанесла «культурная революция» (1966-1976 гг.) в Китае. Она разрушила сам образ жизни тибетцев, запретив проведение национальных праздников, отправления традиционных обычаев. В результате насильственной политики китайских властей буддийская церковь значительно утратила свое прежнее влияние в тибетском обществе.

Китайские власти постоянно вмешиваются во внутренние религиозные дела Тибета. В настоящее время кандидатура Панчен-ламы утверждается на уровне Госсовета КНР, то есть осуществляется контроль на момент его лояльности центральным властям. В отсутствие Далай-ламы вся духовная власть в Тибете принадлежит Панчен-ламе.

По скудной информации сети Интернет достаточно сложно судить об истинном положении в ТАР. Известно о том, что в регионе идёт ускоренное переселение китайцев-ханьцев из центральных провинций страны. Китайский язык объявлен доминирующим, что привело к изменению названий многих мест и городов на китайский манер до неузнаваемости. Монахам запрещено брать детей на обучение в тибетские монастыри. Те же, кто хочет учиться по-тибетски и приобщиться к родной культуре, бегут в соседний Непал или в Индию [4]. В ТАР приезжим предпринимателям-ханьцам принадлежат крупные компании в главных отраслях народного хозяйства от горного дела до туризма [5]. Сейчас Тибет вновь, как и в 2008 г., закрыт на неопределённое время для посещения иностранных туристов. «Скорее всего, Тибет закрывают из-за грядущей 61-й годовщины перехода «страны снегов» под власть Китая», - предполагает один сайтов Интернета [9]. В сети Интернет можно найти много материалов о наиболее масштабных уличных беспорядках в марте 2009 г. в Лхасе, которые были инициированы буддийскими монахами и приурочены к 49-ой годовщине восстания тибетцев против оккупации страны в 1949 г. Во время силового подавления волнений погибло от 10 до 15 тысяч человек [3]. Далай-лама XIV выступил со специальным заявлением, в котором жестко осудил китайские власти за нарушения прав человека в Тибете.

Анализируя историю Тибета, начиная с 1950 г., когда Тибет перешёл под власть Китая, можно явственно видеть, что акции протеста с последующим их жестоким подавлением стали для Тибета обыденным делом. В 1959, 1969 и 1971 гг. Генеральная Ассамблея ООН принимала резолюции, осуждавшие нарушения прав человека Китаем в Тибете и призывавшие уважать основные свободы тибетского народа, включая его право на самоопределение. Фактически и юридически Тибет на сегодняшний день не потерял своей государственности. Правительство Тибета в эмиграции во главе с Далай-ламой последовательно утверждает, что Тибет находится под китайской оккупацией с тех времён, когда Китай вторгся в независимое государство в 1949-1950-х годах. Руководство КНР же настаивает на том, что её отношения с Тибетом являются чисто «внутренним делом», так как «Тибет является и веками являлся внутренней частью Китая». Авторитет Далай-ламы решительно не признаётся китайскими властями.

Тибетское правительство в изгнании и лично Далай-лама XIV ведут не без успехов активную деятельность на международной арене, стремясь привлечь мировое общественное мнение к справедливому решению тибетского вопроса. Голос Далай-ламы звучит с трибуны ООН, Европейского парламента в Страсбурге. Он постоянно встречается со многими руководителями государства мира. Однако, необходимо признать, что до сего дня духовный правитель Тибета так и не смог добиться открытой поддержки со стороны ведущих держав мира борьбы тибетского народа за самоопределение. За свою активную деятельность Далай-лама XIV 5 октября 1989 г. был удостоен Нобелевской премии мира.

Тибетское правительство в изгнании только в 1993 г. впервые установило прямые контакты с Пекином. Однако прошедшие восемь раундов переговоров между представителями Пекина и Далай-ламы, к сожалению, не принесли положительных результатов. В прошлом году на страницах СМИ было озвучено новое предложение духовного главы Тибета Далай-ламы XIV, которым он, в поисках выхода из создавшейся ситуации, не призывает к полной независимости Тибета от Китая, но требует «подлинной автономии», исходя из принципа «две системы в одной стране» по примеру Гонконга. Как пишет «Der Spiegel», Далай-лама, возглавляющий тибетское правительство в изгнании, официально не поддерживает демонстрации и акции протеста и является сторонником более мягкой политики в отношении Китая. «... Если он раньше требовал независимости, то теперь выступает за широкую автономию» [4].

Вместе с тем совершенно ясно, что если руководство КНР желает наладить добрососедские отношения с буддийским миром и вообще укрепить свой имидж в мире как глобализирующейся державы, то оно должно в первую очередь обеспечить мир и спокойствие в Тибете. Тем более, что противоправные действия китайских властей в отношении буддийской религии в Тибете вызывают нарастающее возмущение у буддистов всего мира. Наиболее мощные демонстрации у китайского посольства произошли в декабре 2009 г. в Непале [4].

Одновременно, необходимо признать, что современная международная ситуация в Азии отнюдь не способствует быстрому разрешению «тибетского кризиса». Ещё ни одно большое или малое соседнее государство не выступило с внятной позицией по тибето-китайским отношениям. В Пекине же сильны позиции тех, кто абсолютизирует государственный суверенитет, территориальную целостность КНР и коренные интересы нации хань. Да и сам регион слишком важен для Китая, чтобы его потерять. В Тибете большие залежи полезных ископаемых: нефти, природного газа, меди, урана и золота [4]. В сети Интернет идет обильная информация о реформах в экономической жизни Тибета, которая походит на пропагандистскую кампанию с целью доказать благополучие жителей ТАР в глазах мировой общественности. Учитывая полную зависимость ТАР от централизованных дотаций, очевидно, что Пекин сделал главный упор на экономическую интеграцию Тибета с остальным Китаем. Одним из свидетельств такой политики центральных властей КНР стал Круглый стол, организованный в Институте востоковедения РАН 15 июня 2001 г. к 50-ти летнему юбилею Соглашения о мирном освобождении Тибета, где присутствовала представительная китайская делегация [8, c. 164].

Желая счастья и благополучия тибетскому народу, всё же нельзя не упомянуть о двух факторах, которые всегда будут жизненно важны для будущего Тибета. Это, во-первых, сильное историческое сознание тибетцев, связанное с их привычкой жить самобытно и самостоятельно. Во-вторых, сильное влияние буддизма-ламаизма, который навечно проник в дух народа в Тибете, и буддисты всегда будут стремиться сохранить свою независимость и самостоятельность в вопросах, которые касаются их религиозных воззрений. «Понимание Тибета как теократического государства, - замечает российский исследователь И. Р. Гарри, - являлось основой тибетской национальной идентичности» [7, с. 3]. Нельзя не сказать и о том, что трудности процесса национального строительства в КНР коренятся и в менталитете преобладающего населения ханьцев, которое воспитано на конфуцианских представлениях существования Поднебесной и, не в последнюю очередь, территориальной целостности и неделимости страны. Именно поэтому, народу Тибета предстоит долгая и опасная борьба за лучшее будущее и, представляется, что без международной поддержки Тибету не обойтись.

Рецензенты:

Гоголев Анатолий Игнатьевич, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всемирной истории и этнологии ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск.

Боякова Сардаана Ильинична, доктор исторических наук, зав. сектором арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Желобцов Ф.Ф. ТИБЕТ – «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА» ЭТНО-КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КИТАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9074 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674