Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СЕМИНАР КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Исамуллаева Д.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
В данной статье раскрывается значимость такой формы повышения квалификации, как семинар, способствующий эффективной организации коллективной работы. Семинар представляет собой наиболее распространенную форму повышения квалификации специалистов, в том числе в сфере художественной гимнастики, позволяющую узнать новую информацию, к примеру, о достижении исполнения композиции и трудностей тела без ошибок, развить фантазию для неординарных элементов и составления танцевальных комбинаций. Семинар позволяет развивать у тренеров-преподавателей необходимые профессиональные компетенции, что, в свою очередь, способствует повышению уровня профессиональной компетентности. Прохождение семинара необходимо не только для личностного роста тренера-преподавателя, но также для профессионального совершенствования.
профессиональная компетенция.
тренер-преподаватель
внутрифирменное повышение квалификации
повышение квалификации
интеракция
семинар
1. Нагель О. И. Всероссийский семинар как форма повышения профессионализма педагога // Школа и производство. - 2012. - № 2. - С. 38-39.
2. Правила художественной гимнастики 2013-2016 гг. // Технический комитет по художественной гимнастике. FIG. 2012.
3. Психология общения: энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М., 2011.
4. Романовская И. А. Развитие инновационной позиции преподавателя высшей школы в процессе организационного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/108-9093 (дата обращения: 07.05.2013).
5. Трещёв А. М. Развитие профессионально-субъектной позиции молодого учителя в процессе внутришкольного обучения // Известия Южного Федерального университета. - 2010. - № 8.
6. Трещёв А. М., Исамуллаева Д. Р. Внутрифирменное повышение квалификации педагога в учреждениях дополнительного образования (в сфере физкультуры и спорта) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 3. - С. 101-103.

Введение

В современных условиях довольно высокого уровня конкуренции во многих сферах деятельности возможности и готовность организации постоянно совершенствовать качество производства является одним из важнейших факторов успеха. Безусловно, что реализация идеи постоянного совершенствования напрямую связана с регулярным повышением качества и профессионального уровня сотрудников организации. Таким образом, непрерывное повышение профессионального уровня сотрудников является одной из самых актуальных задач.

Внутрифирменное повышение квалификации традиционно рассматривается как система подготовки (обучения и переподготовки) сотрудников, проводимая на базе организации с привлечением собственных или внешних преподавателей и строящаяся на решении проблем, специфичных для определённой организации [6].

Программы внутрифирменной подготовки разрабатываются специально для определённой организации и направлены на развитие профессиональной компетентности сотрудников и их подготовку к изменениям в организации [4]. Содержание программ внутрифирменного повышения квалификации можно признать актуальным и эффективным лишь тогда, когда участники получают ответы на вопросы, возникающие у них в процессе выполнения своих непосредственных обязанностей. Кроме того, если формируются умения и навыки, необходимые для решения стоящих перед ними задач.

Художественная гимнастика является одной из дисциплин, входящих в Олимпийские виды спорта. В связи с новым Олимпийским циклом и новыми правилами 2013-2016 гг. возникла потребность в повышении квалификации судей.

Внутрифирменное повышение квалификации предполагает непрерывность образования тренеров-преподавателей в сфере художественной гимнастики. Каждые четыре года меняются правила, что заставляет постоянно пополнять свои знания, искать новые подходы в изучении трудностей тела, в составлении композиции и т.д. В одном Олимпийском цикле постоянно выходят дополнения к правилам. Чтобы получить их полное разъяснение, необходимо организовывать и проводить семинары.

Цель: определить возможности влияния семинара на повышение уровня профессиональной компетентности тренеров-преподавателей.

Еще в Древней Греции и Риме проводились семинары. Уже в те времена на семинаре изучались и разбирались философские мысли, законы точных наук (математики и геометрии) и их практическое значение, обсуждались интересующие темы. В настоящее время семинары являются одной из основных форм организации учебной деятельности как в общеобразовательной школе, так и в высшей школе. Кроме того, подобная форма активно используется при повышении квалификации специалистов, причем отмечается эффективность семинара как формы повышения квалификации.

Международная федерация гимнастики в связи с окончанием олимпийского цикла 2009-2012 гг. разработала новые правила художественной гимнастики на 2013-2016 гг. Для того чтобы тренер-преподаватель имел право судить, Всероссийская федерация организовала переаттестацию со сдачей экзамена. Целью семинара являлось повышение квалификации и аттестация судей по художественной гимнастике.

Семинар состоял из разбора, уточнения и дополнений по новым правилам, а также сдачи экзамена, состоящего из двух частей:

  1. теоретической, состоящей из 100 вопросов;
  2. практической (в качестве судьи, оценивающего Трудность (D) и судьи Исполнения (E)).

По окончании семинара выдавался сертификат о переаттестации судьи.

Данный семинар проводился под руководством судьи FIG и судьи МК, он позволил тренерам-преподавателям со всей страны поделиться информацией по теоретическим и практическим вопросам. Именно этот семинар являлся одной из форм, называющейся семинар-практикум, который является одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации.

Под семинаром традиционно понимают одну из форм организации повышения квалификации специалистов, призванную решать проблемы методологического и обучающего характера в практической деятельности в опоре на научные знания, достижения в профессиональной сфере [5].

Семинар определённым образом структурирован и состоит, как правило, из следующих частей:

  1. представление информационного блока, включающее показ слайдов, иллюстраций, фильмов;
  2. обсуждение данного материала, включающее вопросы по теме, высказывание своего мнения, сопоставление с практикой.

Безусловным преимуществом семинара, делающим его эффективным, является такое качество, как интерактивность.

Интеракция - (англ. interaction, лат. inter - между и actio - деятельность) определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга [3].

Интеракция является важной особенностью семинара, делающей его эффективным в процессе повышения квалификации тренеров-преподавателей.

Помимо названного, к преимуществам семинара можно отнести следующие.

Во-первых, характерным является возникновение обратной связи, которая способствует усвоению материала, а также дает возможность своевременной корректировке.

Во-вторых, в ходе семинара формируется умение самостоятельно работать с информацией.

В-третьих, семинар способствует систематизации знаний, их расширению и углублению.

В-четвертых, решается актуальная для современного специалиста задача развития культуры речи (умение задавать вопросы и отвечать на них, слушать других, аргументировано отстаивать свою точку зрения).

Таким образом, проведение семинара позволяет организовать активное взаимодействие всех его участников, оптимизировать деятельность тренеров-преподавателей. Эта форма позволяет слушателям семинара проявить самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, проконтролировать знания.

Семинар позволяет решить ряд ключевых задач:

  • Расширение и углубление полученных профессиональных актуальных знаний.
  • Обучение навыкам научно-исследовательской работы, освоение её этапов.
  • Формирование умений и навыков работы с дополнительной литературой, самостоятельный поиск новых знаний.
  • Оценка тренером-преподавателем уровня осознанного понимания профессиональной проблемы.
  • Формирование умения применить свои знания в практической деятельности, проявленного творчества, склонности к научно-поисковой работе.
  • Развитие умения сотрудничать в группе коллег.
  • Воспитание ответственности за результат индивидуального и коллективного труда [1].

Итак, одной из традиционных форм внутрифирменного повышения квалификации является научный семинар, состоящий из работы всего коллектива путем обсуждения значимой информации, повышающий уровень их профессиональной компетенции.

Именно вид научного семинара был в качестве обязательного прохождения для дальнейшего участия в соревнованиях в качестве судьи в новом олимпийском цикле 2013-2016 гг. по художественной гимнастике.

Возникла острая потребность включить семинар в систему внутрифирменного повышения квалификации тренеров-преподавателей, который решал бы ряд задач по новым правилам.

К таким задачам мы отнесли следующие:

  • судья E оценивает артистические ошибки (композиция, согласованность музыки и движений, выразительность и разнообразие); оценивает технические ошибки (ошибки движений телом и предметом);
  • судья D на протяжении всего упражнения засчитывает или не засчитывает элементы, проверяет правильность написания карточки, количество трудностей из каждой группы движения тела, количество рисков и фундаментальных технических групп движений предметами, танцевальных комбинаций, применяет сбавки, соответствующие каждой ошибке [2].

Семинар, организованный в СДЮСШОР им. Л. А.Тихомировой, был посвящен актуальной проблеме совершенствования профессиональной компетентности тренера-преподавателя в свете изменения правил по художественной гимнастике и проводился в три этапа.

Первый этап, подготовительный, включал разработку плана организации семинара, определение сроков проведения, оповещение сотрудников (тренеров-преподавателей), подготовку раздаточного материала, необходимого для изучения.

Второй этап, организационный, состоял из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть заключалась в рассказе о том, как проходил семинар и экзамен, в разборе правил художественной гимнастики олимпийского цикла 2013-2016 гг., в их небольшой коррекции в связи с выходом дополнений, в разъяснении правил судейства.

Практическая часть включала наглядный показ на гимнастках примерных динамических элементов с вращением и броском (R), танцевальных комбинаций (S), элементов мастерства (М), трудности (D), соединенные вместе с мастерством или танцевальными комбинациями.

Третий этап, рефлексивный, предусматривал необходимость по истечении некоторого времени проведения повторной встречи, на которой разбирались новые вопросы по выполнению некоторых элементов. В процессе обсуждения возникло много вопросов по групповым упражнениям, по выполнению упражнения без предмета, а именно количество трудностей, танцевальных комбинаций и их общая максимальная сумма. В результате была отмечена заинтересованность всего коллектива в совместной работе.

Семинар на базе спортивной школы необходимо было провести вследствие того, что не все тренеры-преподаватели могли участвовать в семинаре, организованном Всероссийской федерацией художественной гимнастики.

Таблица 1

Этапы организации и проведения семинара для тренеров-преподавателей

Название этапа

Задачи

Содержание

Подготовительный

Подготовка к проведению семинара.

Разработка плана организации семинара, определение сроков проведения, оповещение сотрудников (тренеров-преподавателей), подготовка раздаточного материала, необходимого для изучения.

Организационный

1. Информирование тренеров-преподавателей о содержании новых правил художественной гимнастики олимпийского цикла 2013-2016 гг.

2. Демонстрация примерных элементов в соответствии с правилами художественной гимнастики олимпийского цикла 2013-2016 гг.

Разбор правил художественной гимнастики олимпийского цикла 2013-2016 гг., их коррекция в связи с выходом дополнений, разъяснение правил судейства.

Наглядный показ на гимнастках примерных динамических элементов.

Рефлексивный

Размышление об эффективности проведённого семинара.

Проведение повторной встречи с разбором новых вопросов по выполнению некоторых элементов.

Результативность семинара несомненна, что подтверждается мнением участников.

Татьяна Р.: «Семинар очень понравился, получила ценную информацию для работы с гимнастками и необходимую для постановки композиций».

Софья Ф.: «Получила ответы на интересующие вопросы по правилам нового олимпийского цикла».

Елена Н.: «Приятно было общаться с коллегами на профессиональную тему. Очень информативный семинар».

Наталья М.: «Семинар своевременный. Информация пригодится для сдачи экзаменов Всероссийской федерации на судейскую категорию».

В заключение необходимо отметить, что семинар, являющийся одной из форм повышения квалификации тренеров-преподавателей, способствует повышению уровня их профессиональной компетентности. Возможности семинара значительны и позволяют организовать коллективную работу тренеров-преподавателей с информацией по правилам, поиску новых трудностей и элементов. Во время семинара участники обмениваются своими знаниями и опытом, также возможна организация помощи в трудных ситуациях. Выступление в качестве докладчика на семинаре благоприятно влияет на развитие личности, добавляет уверенности, развивает способность читать только нужную информацию, уметь отвечать на заданные вопросы. Роль слушателя семинара также благоприятно воздействует, позволяет осознать смысл информации, уметь правильно сформулировать вопросы. Для совершенствования профессионального мастерства тренеров-преподавателей семинар является одной из наиболее эффективных форм внутрифирменного повышения квалификации.

Рецензенты:

Трещёв Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань.

Палаткина Галина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики, социальной работы и физической культуры, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань.


Библиографическая ссылка

Исамуллаева Д.Р. СЕМИНАР КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9252 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674