Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Корчак Е.А. 1
1 ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина» Кольского научного центра РАН
Проведен анализ основных характеристик и тенденций в сфере благосостояния населения северных и арктических регионов России. Определены основные проблемы в сфере благосостояния населения, препятствующие устойчивому социально-экономическому развитию России. Рассмотрена ситуация на рынке труда Севера России, в т.ч. занятость и заработная плата. Отличительной чертой рынков труда северных регионов является высокий уровень экономической активности населения. Определено, что актуальной проблемой на рынках труда регионов Севера России остается безработица. Детерминантой нестабильной ситуации на рынках труда северных и арктических территорий является также монопрофильный характер экономики. В целом, анализ тенденций и характеристик ситуации на рынках труда Севера России (в т. ч. на его арктических территориях) указывает на феномен экономической бедности. Одна из причин – неэффективность деятельности органов местного самоуправления в части регулирования системы оплаты труда работников муниципальных учреждений. Феномен экономической бедности в северных и арктических регионах – это реакция региональных социально-экономических систем на несовершенство общегосударственных и специфически северных институтов социального управления. Проанализирован уровень жизни населения северных и арктических территорий. Выявлена тенденция снижения бедности населения. Определено, что основной проблемой остается низкий уровень жизни домохозяйств с детьми.
рынок труда.
уровень жизни
заработная плата
феномен экономической бедности
бедность
безработица
благосостояние
Север
Арктика
1. База данных оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minregion.ru/activities/monitor/exec_evaluation/
2. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm
3. Краткий анализ ситуации на регистрируемом рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа за январь - сентябрь 2011 года [Электронный ресурс] // Департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа: сайт. - URL: http://de.gov.yanao.ru/ (дата обращения 16.01.2013).
4. Окружающая среда и здоровье населения России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sci.aha.ru/ATL/ra11c.htm.
5. Отчет о результатах деятельности Правительства Чукотского автономного округа за 2011 год [Электронный ресурс] // Губернатор Чукотского автономного округа Р. В. Копин: сайт. - URL: http://www.rkopin-chukotka.ru/interview/article.storyid/24.htm (дата обращения 15.04.2013).
6. Проект ФЗ «Об Арктической зоне РФ» [Электронный ресурс] // Министерство регионального развития Российской Федерации: сайт. - URL: http://www.minregion.ru/documents/draft_documents/2714.html
7. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 662 с.
8. Рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/
9. Скуфьина Т. П. Специфика современного Севера // Экономические науки. - Москва: Изд-во ООО «Экономические науки», 2009. - № 58. - С. 182-184.
10. Социально-экономические индикаторы бедности в 2008-2011 годах [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: сайт. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1252310752594

Введение

Север России образует территорию страны с экстремальными условиями жизнедеятельности в силу дискомфортных природных условий - самую обширную на Севере Российской Федерации зону занимают территории, в пределах которых практически круглогодично природные условия, воздействуя на человека, резко усложняют его жизнедеятельность, а параметры отдельных факторов среды достигают критических для здоровья и жизни населения значений [4]. К существующим факторам, определяющим специфику условий развития Севера России (особенно его арктических территорий), относятся: «буферная экологическая емкость» северных экосистем, остро реагирующая на антропогенное воздействие [9]; расселение коренных малочисленных народов Севера (на северных и арктических территориях РФ проживает более 170 тыс. чел. коренного населения или 2,2 % населения этих территорий); повышенная стоимость жизнедеятельности, обусловленная природно-климатическими (дефицит ультрафиолетовой радиации, продолжительность отопительного сезона, промерзаемость грунта), экономико-географическими (транспортная доступность, уровень развития социальной инфраструктуры) условиями, а также риском проживания (экстремальность окружающей среды).

К регионам Севера России полностью отнесены 13 субъектов, в т.ч. 4-е - к регионам Арктики (Мурманская область и Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа) [6].

Объем валового регионального продукта на 1 жителя субъекта РФ на 01.01.2012 г. в среднем по Северу составил 695 тыс. руб. (в среднем по России - 261,7 тыс. руб.): от 1577,2 тыс. руб. в Ямало-Ненецком автономном округе до 212,7 тыс. руб. в Архангельской области [1]. В структуре ВРП Севера России в основном преобладают такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, государственное управление и обеспечение военной безопасности.

Для регионов Севера России, занимающих 44,6 % площади Российской Федерации (в т.ч. арктических территорий - 10,6 %), характерен очаговый характер расселения: плотность населения большинства регионов не превышает 3 чел. на 1 км2.

Общая численность населения Севера РФ по состоянию на 01.01.2012 г. составила 7915,1 тыс. чел. [7] или 5,5 % населения России (в т.ч. арктических территорий - 1417,8 тыс. чел. или 0,99 % населения страны).

Северные регионы России (за исключением Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов) характеризуются низкой в сравнении со среднероссийской ожидаемой продолжительностью жизни [7]: в среднем по регионам Севера ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 68,34 года (в т.ч. в арктических территориях - 69,06 года) при среднем по России уровне в 69,83 года (2011 г.).

Анализируя данные оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [1] и данные Росстата [7, 8], среди основных характеристик и тенденций в сфере благосостояния населения северных и арктических регионов России выделим следующие.

Рынок труда

Одной из отличительных черт региональных рынков труда Севера России (за исключением Республики Тыва) является высокий уровень экономической активности населения, превышающий среднероссийское значение. Так, в Чукотском автономном округе в 2011 г. 83 % общей численности населения области (в возрасте от 15 до 72 лет) обеспечивало предложение рабочей силы (в 2000 г. - 76 %). В среднем по представленным регионам уровень экономической активности составил 71,9 % (на арктических территориях - 75,9 %) при среднероссийском уровне в 68,3 % (в 2000 г. - 70,5 %, 75,9 % и 65,5 % соответственно).

Уровень занятости населения по субъектам Севера России в 2011 г. составил 66,1 % (на арктических территориях - 70,8 %) при среднем по РФ - в 63,9 % (в 2000 г. - 61,9 %, 66,5 % и 58,5 % соответственно).

Одной из актуальных проблем на рынках труда регионов Севера России остается высокий уровень безработицы: в 2011 г. по данным выборочных обследований по проблемам занятости уровень безработицы составил 7,3 % (на арктических территориях - 6,5 %) при среднероссийском уровне в 6,5 % (в 2000 г. - 12,3 %, 11,6 % и 10,6 % соответственно). Уровень зарегистрированной безработицы в 2011 г. составил 2,1 % (в среднем по арктическим территориям - 1,9 %) при среднем по РФ - 1,7 % (в 2000 г. соответственно 3,3 %, 3,4 % и 1,4 %). Напряженность на северных рынках труда в 2011 г. составила 2,1 чел. незанятого населения в расчете на одну заявленную вакансию (на арктических территориях - 1,4) при среднем по РФ 1,2 (в 2000 г. - 5,9, 4,9 и 1,6 соответственно).

В силу дополнительных производственных издержек на рабочую силу, обусловленных «северными» условиями жизнедеятельности, специфическая особенность рынков труда северных и арктических территорий РФ проявляется в согласовании цены труда на более высоком уровне (функционирование на территориях Севера и Арктики России системы районного регулирования оплаты труда - системы гарантий и компенсация для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная платаовень общей безработицы оновеньРФ в 6,6% (в 7-миботицы (по методологии МОТ) в 2011 г. работников, занятых в сфере экономики, составила в 2011 г. от 75,9 % от средней по РФ в Республике Тыва до 242,4 % - в Ямало-Ненецком автономном округе (в среднем по представленным регионам - 147,6 %).

Анализ данных о соотношении среднемесячной заработной платы по регионам Севера со среднероссийским ее значением, начиная с 2000 г., показывает тенденцию сближения заработной платы по северным и арктическим территориям со средней по России, что, в свою очередь, свидетельствует о снижении эффективности существующей системы районного регулирования оплаты труда (в частности, районного коэффициента, применяемого к заработной плате) в части компенсации повышенной стоимости жизни на Севере.

По данным за апрель 2011 г. 9,1 % работников предприятий, организаций и учреждений Севера РФ получали заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (в среднем по арктическим территориям - 5,3 %, в среднем по России - 13,1 %). Самый высокий уровень экономической бедности сложился в Республике Тыва (19,4 %), Архангельской области (17,1 %), Республике Саха (Якутия) (13,9 %), самый низкий в Ямало-Ненецком (2,6 %) и Ханты-Мансийском (2,3 %) автономных округах.

Сравнение заработной платы со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг, сформированного по результатам экспертизы статистической информации территориальных органов Росстата о потребительских предпочтениях основной части населения, проживающей в конкретном регионе, увеличивает уровень экономической бедности практически в 2 раза. Так, в апреле 2011 г. уровень экономической бедности на Севере РФ составил 14,8 % (в т.ч. по арктическим территориям - 11,2 %) при среднем по России уровне в 24,2 %. Самый низкий уровень заработной платы сложился в сфере образования, социальной защиты, физической культуры и спорта, а также культуры и искусства (например, в Мурманской области в 2011 г. уровень экономической бедности в сферах образования, культуры и спорта составил более 20 %). В лучшем положении находятся работники государственных (муниципальных) учреждений этих сфер в автономных округах, что связано с эффективностью деятельности органов исполнительной власти автономных округов, в т.ч. [5] реализуемыми системами поощрительных надбавок и доплат, позволяющих связать величину заработной платы с качеством предоставления услуг в представленных сферах.

В структуре заработной платы работников предприятий, организаций и учреждений, расположенных на Севере России, превалируют выплаты по районному регулированию, составляющие от 40,1 % в Республике Карелия до 60,3 % в Камчатском крае (в арктических территориях - более 50 %). Тарифный заработок имеет меньший удельный вес - от 22,5 % в Чукотском автономном округе до 44,9 % в Республике Тыва. Для сравнения в среднем по России удельный вес в общей сумме заработной платы тарифного заработка составляет 60,5 %, выплат по районному регулированию - 12,6 %.

Отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин в регионах Севера РФ в среднем составляет 60,9 % (в арктических территориях - 70,1 %) при среднероссийском уровне - 64,1 % (в среднесписочной численности работников женщины составляют в среднем по Северу РФ 47,6 %, в т.ч. по арктическим территориям - 43,9 %, в среднем по России - 54,8 %).

Актуальной проблемой, усугубляющей ситуацию на рынке труда Севера РФ, является также высокая степень территориальной дифференциации заработной платы по муниципальным образованиям в соответствии с существующими различиями в уровне окладов и тарифных ставок в отраслевом разрезе. Например [2], в Ямало-Ненецком автономном округе в 2011 г. заработная плата работников предприятий сферы производства и распределения электроэнергии, газа и воды составила от 3,94 прожиточных минимума трудоспособного населения в г. Лабытнанги до 6,45 в г. Новый Уренгой; сфере образования - от 2,87 в г. Муравленко до 4,10 в г. Салехарде. Среднемесячная заработная плата работников детских дошкольных учреждений в Усть-Янском муниципальном районе Республики Саха (Якутия) составила 1,41 прожиточных минимума трудоспособного населения, в г. Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ) - 2,61. Причинами сложившейся ситуации являются в т.ч. низкая степень эффективности деятельности органов местного самоуправления в части регулирования системы оплаты труда лиц, работающих в муниципальных организациях и учреждениях, а также несовершенство системы районного регулирования оплаты труда.

Отличительными особенностями рынков труда Севера России, особенно его арктических территорий, являются тяжелые условия труда, а также дисбаланс рынков труда в территориальном, половозрастном и профессионально-квалификационном аспектах. Например, удельный вес численности работников организаций по добыче полезных ископаемых, занятых во вредных и опасных условиях труда, в Чукотском автономном округе составляет более 50 %. Число пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом на 1000 работающих в арктических территориях превышает среднероссийское значение практически в 1,6 раза. В Ямало-Ненецком автономном округе [3] спрос значительно превышает предложение труда по таким специальностям, как машинисты различных установок, монтажники, электрогазосварщики и пр., несоответствие же количества, качества и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы потребностям рынка труда не способствует сокращению привлечения в округ работающих вахтово-экспедиционным методом.

Детерминантой нестабильной ситуации на рынках труда северных и арктических территорий является также монопрофильный характер экономики (например, ухудшение финансового состояния градообразующих предприятий вызывает не только увеличение безработицы, но и снижение качества социальной инфраструктуры, сокращение ресурсных возможностей местных сообществ и регионов в целом, и, в конечном итоге, снижение уровня жизни населения).

В целом, анализ тенденций и характеристик ситуации на рынках труда Севера РФ (в т.ч. на его арктических территориях) указывает на феномен экономической бедности - когда работники не в состоянии обеспечить себе и членам своей семьи социально приемлемый в конкретном регионе уровень благосостояния. В регионах Севера и Арктики России феномен экономической бедности - это, прежде всего, реакция региональных социально-экономических систем на несовершенство не только общегосударственных, но и специфически северных институтов социального управления.

Уровень жизни

В среднем по Северу РФ доля населения со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения этих регионов в 2011 г. составила 15 % (в т.ч. на арктических территориях - 11 %) против 12,7 % в среднем по РФ (в 8-ми регионах Севера Российской Федерации уровень социальной бедности по-прежнему превышает среднероссийский уровень). По сравнению с 2005 г. уровень бедности в регионах Севера России снизился на 11 % (16,8 % в 2005 г.), в т.ч. по арктическим территориям - на 28 % (15,3 % в 2005 г.), в среднем по РФ - на 28 % (17,7 % в 2005 г.). Тенденция снижения бедности в представленных регионах сопровождалась повышением уровня жизни в целом: в 8-ми регионах Севера России выросло соотношение среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума, в т.ч. произошел заметный рост уровня жизни пенсионеров.

В среднем по регионам Севера РФ минимальные доходы 10 % наиболее обеспеченного населения в 6,7 раз превышают максимальные доходы 10 % менее обеспеченного населения (в т.ч. в арктических территориях - в 7 раз, в среднем по РФ - в 7,3 раза).

Негативной тенденцией в сфере уровня жизни населения регионов Севера России является высокий удельный вес (и его рост) домохозяйств с детьми в возрасте до 16 лет в структуре малоимущих домохозяйств. Проблема низкого уровня жизни семей с детьми, в свою очередь, обуславливает проявление таких негативных тенденций, как повышение уровня заболеваемости, снижение качества трудового потенциала, снижение уровня образования, рост преступности, сокращение возможностей экономического роста и рост социальной напряженности.

Уровень «детской» бедности (по результатам распределения малоимущего населения по возрастным группам [10]) в северных регионах (за исключением Камчатского края) также превысил среднероссийский уровень (26,3 %): в Мурманской области 44,8 % малоимущего населения составляли дети в возрасте до 16 лет, в Республике Тыва - 43,3 %, в Республике Саха (Якутия) - 39,6 %, в Ханты-Мансийском автономном округе - 35,4 %, Архангельской области - 34,1 %, Республике Коми - 31,2 %, Чукотском автономном округе - 31 %, Магаданской области - 29,8 %, Ненецком автономном округе - 28,4 %, Республике Карелия - 28,3 %. Одним из факторов сложившейся ситуации, помимо неблагоприятной демографической нагрузки, остаются низкая, в силу действия эндогенных факторов, экономическая активность членов домохозяйств, в т.ч. низкий уровень заработной платы и безработица, а также неэффективность комплекса мер семейной политики, проводимой на региональном и муниципальном уровнях.

Заключение

Таким образом, основными проблемами в сфере благосостояния населения северных и арктических регионов России являются 1) напряженность на региональных рынках труда; 2) снижение эффективности существующей системы районного регулирования оплаты труда (в части обеспечения компенсации населению повышенных материальных и физических затрат в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях Севера и Арктики РФ) и низкая степень эффективности деятельности органов местного самоуправления (в части регулирования системы оплаты труда работников муниципальных учреждений), являющиеся первопричиной распространения феномена экономической бедности; 3) высокий уровень бедности домохозяйств с детьми в возрасте до 16 лет (в т.ч. высокий уровень «детской» бедности).

Данные выводы подтверждают существующие фундаментальные противоречия в развитии Севера и Арктики РФ, в т.ч. между стратегической ролью Севера России (особенно его арктической зоны) и наличием деструктивных процессов в его социальном развитии.

Исследование выполнено при поддержке гранта Минобрнауки России по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, №2012-1.2.1-12-000-3002-007 по теме «Формирование стратегических приоритетов развития российской Арктики».

Рецензенты:

Скуфьина Татьяна Петровна, д-р экон. наук, зав. отделом регионального и муниципального управления на Севере РФ ФГБУН ИЭП им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН, г. Апатиты.

Жаров Владимир Сергеевич, д-р экон. наук, профессор, декан экономического факультета ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», Кольский филиал, г. Апатиты.


Библиографическая ссылка

Корчак Е.А. БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9380 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674