Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сотникова Н.Н. 1
1 Ставропольский филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»
В данной статье проанализированы педагогические технологии развития экологической культуры личности в системе дополнительного образования. Решение проблемы приобщения детей к общечеловеческим ценностям, а также формирование личностной культуры на основе глубинных ментальных ценностей русской культуры рассматривается с позиций экологического - биологического образования.На основе проведенного анализа автор выявляет в дополнительном образовании педагогические технологии по интеграции биологического образования с экологическим, развивающим ребенка, ученика в контексте экологической культуры. Автор приходит к выводу, что с позиций экологического - биологического образования возможно решение проблемы приобщения детей к общечеловеческим ценностям, а также формирование личностной культуры на основе глубинных ментальных ценностей русской культуры.
педагогические технологии
экологическая культура
дополнительное образование
педагог.
1. Глазачев С.Н., Каленская Е.В., Каленская В.П. Введение в экологию: уроки творческого развития. - М.: Горизонт, 1998. - 120 с.
2. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. Учебное пособие. - М..: Горизонт, 1997. - 205 с.
3. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. - М.: Владос, 1999. - 239 с.
4. Сотникова Н.Н. Некоторые теоретические предпосылки обновления технологий в педагогическом образовании // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 6 (14). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/sotnikova.pdf - Загл. с экрана.
5. Сотникова Н.Н. Этноэкологическая культура как адаптивное средство жизнеобеспечения этносов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/104-6797. - Загл. с экрана.

Введение педагогических технологий обусловлено необходимостью ликвидации выявленных педагогической наукой недостатков в образовании. Это, прежде всего, ориентация педагогического процесса на обязательное усвоение, запоминание разнообразной информации, не имеющей для них никакого личностного или жизненного смысла.

Программы дополнительного образо­вания с направленностью на биологический и экологический профиль не акцентировали должного внимания на процессы развития и саморазвития ре­бенка, ученика в границах образовательного материала. Стало быть, и разви­тия экологической культуры. С проведением современных реформ системы образования меняются направления в дополнительном образовании.

Первое направление - обновление содержания образования и второе - внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности. Как отмечает, Л. Н. Буйнова, «если содержание образования претерпело значительные изменения, то образовательные технологии об­новляются медленно: прочно закрепилась традиционная классно-урочная система, а с новыми технологиями многие активно борются». В то время как они направлены на развитие личности, переводят обучение не столько на результат деятельности, сколько на саму деятельность. При этом и содержание образования рассматривается как способ развития личности. Функционирование технологий предполагает строгий порядок всех действий, посильность для педагога и ребенка (ученика), обязательное обеспечение индивидуального и дифференцированного процесса «от ученика».

По отношению к дополнительному образованию детей данный подход, по мнению Л.Г. Логиновой [5], не является новаторским. С этим нельзя не согласиться. А. Г. Логинова рассматривает образовательные программы как средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка в процессе совместной добровольной деятельности со сверстниками и взрослыми и активным обучением. Это и инструмент целевого развития, индивидуальных способностей освоения (но не усвоения!) социокультурных ценностей.

Дети, включенные программой в образовательный процесс, должны ре­ализовать себя в этой области, получив знания, опыт творческой деятельно­сти и опыт эмоционально-ценностных отношений в том объеме и форме, которая наиболее адекватна (при ведущем виде деятельности) их возрасту, психофизиологическим показателям, уровню культурогенеза.

Не менее значима нацеленность педагогических технологий в дополни­тельном образовании на развитие индивидуальности - через создание среды «рождения и развертывания» личности, через освоение детьми культуры, ее ценностей и определения себя в культуре. Это означает, что в обучении и учении (индивидуальной познавательной деятельности) каждый овладевает способностью строить различные типы деятельности, способы мышления и стили поведения при учете соответствующих норм и на основе рефлексии. Другими словами, чтобы чему-то научиться, важно не только усвоить, накопить в своей памяти какой-то объем информации, умений и навыков, но также необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, умением использовать, воспроизводить их в своей жизни, то есть быть компетентным.

Процесс усвоения, перенимания ценностей предполагает и присвоение той социальной формы, в которой она функционирует в действительности, той системы общественных связей, которые отражаются в ценностных отно­шениях. Поэтому обучение в дополнительном образовании не может замыкаться на передачу отдельных ценностей и должно быть направлено на широкий процесс развития личности, ее целостного становления. Все это находит отражение в педагогических технологиях.

Важным в дополнительном образовании становится аспект формирова­ния субъекта культуры. Педагогические технологии стали предусматри­вать освоение детьми определенной сферы их будущей практической жиз­недеятельности, выработку культуры, адекватной состоянию этой сферы, использование в образовательном процессе наиболее «культурогенных», бо­гатых педагогическими возможностями технологий, впитавших в себя совре­менные достижения человеческой практики и способы воздействия на нее вплоть до творческого открытия.

Одной из важных особенностей дополнительного образования детей становится его процессуальность. С ориентацией конечного результата на деятельную способность к саморазвитию, самооценке, самоопределению, рефлексии, дающим начало для нового уровня развития. В этом виден путь не только к непрерывному образованию, но и освоению и воспроизводству культуры деятельности, мышления и обобщения. Это становится возможным при использовании в образовательном процессе методики творческого сотрудничества, совместной продуктивно раздельной деятельности педагога с детьми, активного и интенсивного обучения, планирования обра­зовательного процесса «от ученика».

Направленность педагогических технологий дополнительного образова­ния эколого-биологического профиля в связке «цель-результат» в образова­тельном процессе преследует реализацию в образовательном процессе пере­численных выше подходов, а также привносит некоторую специфику, определяемую необходимостью формирования (развития) экологической культуры. Данная направленность начала просматриваться на рубеже 60-70-х годов. И характеризовалась включением экологических и природо­охранительных знаний в учебные программы по биологии. С течением времени целью экологического образования становится не столько формиро­вание экологических знаний, сколько развитие экологической культуры. Это согласуется теперь с новой парадигмой образования, согласно которой образованию придается приоритетная функция культуры и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идею благоговения перед жизнью как явлением. На этих основах началась экология Земли, персони­фицированных учебных программ по направлению «биология», предполагая творческое освоение личностью экологической культуры. Экологизация «не отменяет гуманизма, но исключает самодостаточность последнего, любые формы индивидуального и группового эгоизма, предполагает новое видение человеком себя, образа своей чести и достоинства». [4, с. 20].

Феномен в биологическом дополнительном образовании составляет не столько самоопределение личности в природно-социальной среде. Осознание себя частью целостной природы. Осмысление взаимосвязей части и целого - базовый принцип формирования экологической культуры. Выбор такого ориентира определяет структуру образовательного процесса. В ней отражаются основные системообразующие (краеведческий, экологический, валеологический) и педагогические подходы, ориентированные на гуманизацию образовательного и творческого процесса. Проведенный анализ позволил нам выявить в дополнительном образовании педагогические технологии по интеграции биологического образования с экологическим, развивающим ребенка, ученика в контексте экологической культуры.Признание значительности, индивидуальности, непрерывности, повышение образованности, прогнозированности в сферах самоопределения личности - природа, человек, общество, ноосфера.

Прогноз позволяет строить идеальный образ несуществующего уровня, в связи с чем могут фиксироваться уровни развитости способностей, склон­ности, увлечения, уровень экологических знаний, умений и т.д. Как никакой другой, познавательной интерес эколого-биологического характера имеет множество опор в опыте обучающихся экологической культуре. Это уход за растениями, животными, просвещенческая работа, включенность в природоохранную деятельность и т.д. Такая педагогическая технология про­гноза ориентирована на отдельного ребенка, ученика, делает их деятельность одушевленной, позволяет осуществлять мотивацию познания окружающей среды. Эта технология обеспечивает единство целей и средств развития экологической культуры через прогнозирование возможных уровней. Для этого создаются специальные ситуации, творческие задачи, проводятся экологические конкурсы, исследовательская работа в области экологии и биологии и др.

Стратегия развития экологической культуры детей учитывает общие установки стимулирования мотивационной сферы: включение детей в многообразие деятельности, адекватных системе отношений к окружающей природе; интенсификация тех видов деятельности, которые более способствуют склонностям к биологии, экологии, природе и экологической деятельности (ответственности, сотрудничества, самоутверждения и др.) обеспечение успеха познавательной и практической, исследовательской деятельности экологического характера через средства интегративной направленности: игровое моделирование экологических ситуаций, диалог, защита авторских проектов сохранности экологической среды, решение жизненно значимых задач. Таким образом, развитие экологической культуры детей в дополнительном образовании реализуется на основе применения интегративной педагогической технологии.

В качестве одной из главной технологической единицы разрабатываются модули экологических действий, профессиональной проблеме [1]. Проводятся теоретические занятия, экскурсии в природу, экспедиции, исследовательские работы, а также практическая деятельность по охране природы и восстановлению окружающей среды (создание экологических троп, озеленение, изготовление гнездовий, участие в экологических акциях и т.д.). Новым в формировании экологической культуры становится реально значимая деятельность: введение технологий, актуализирующих познание экологических ценностей, рефлексия экологического опыта и как следствие - переосмысление ориентации ребенка, ученика, определение своего отношения к природе.

В содержании дополнительного эколого-биологического образования начал просматриваться эстетически-экологический аспект по восприятию культурного и природного наследия. Формируются новые представления о наследии и его месте в жизни современного общества. Краткое определение наследия звучит следующим образом: наследие - система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющих исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для ее дальнейшего развития. Таким образом, говоря о наследии, нужно вести речь о истории развития природы и культуры, что признается ценностным в научном, духовном, экологическом и эстетическом отношении как национальное достояние. Наследие - это и культурный ландшафт, и окружающая среда, и, наконец, ресурс социально-экономического и социокультурного развития страны. Отсюда и цель-охрана наследия, значит, сохранение и приумножение разнообразия и. самобытности культурных и природных ландшафтов страны, регионов.

Определен выбор нового пути в новом веке образования. Дополнитель­ное образование рассматривается как непрерывный процесс, в котором про­исходит поиск решений многих проблем, включая общечеловеческие. Через призму государственных требований проектируются образовательные программы как средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстни­ками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведения базиса личностной культуры [2]. То есть с позиций экологического образования решается проблема приобщения детей к общим ценностям, поставленная в материалах Минобразования РФ «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей».

С позиций экологического образования решение проблемы приобщения детей к общечеловеческим ценностям, возведенного базиса личностной культуры возможно на основе принципов культуры мира, глубинных мен­тальных ценностей русской культуры [3]. От скорейшего ее возрождения зависит стабильность и мир на Земле. В дополнительном образовании эта проблема только поставлена.

Нынче много толкуют о национальной идее России. Сейчас все больше убеждаемся: национальная идея - это могущественная возрожденная Россия, сохранившая свое евразийское пространство, свой природно-культурный дом -экос, интеллектуальный потенциал и здоровье народа. Разумом и духовностью народа вписываться в природные ландшафты, оптимально использовать ресурсы и талант народа - вот в чем сверхзадача.

В России, занимающей 1/7 часть суши, простирающейся от Атлантики до Тихого океана и выполняющей функцию экологического донора для многих стран мира, особенно понятен экологический взгляд на культуру мира. Со­хранить мир и благодатную жизнь на Земле - две стороны одной медали. Утверждая свободу личности, не следует забывать, что из этого порой вырастаютэгоизм, корпоративные интересы, которые губят природу. Экология - это целостный взгляд на мир осознание своего места в мире и ответственности за свои поступки, решения, за судьбу планеты и будущих поколений.

Социальная аскеза, забота о справедливости без уравниловки, «об общем деле» (Н. Ф. Федоров) в обустройстве Отечества и экологическая аскеза - ограничение до уровня, безопасного для воспроизводства целостности природы тот нравственный императив, без которого невозможна культура мира (С. Н. Глазачев).

Важной частью нового отношения к действительности, экологической куль­туре является преодоление между будущим и прошлым человека. Нельзя восстановить устойчивость глобальной экосистемы, не меняя характера соци­ального развития. Но нельзя ее восстановить и путем полного отрицания пройденного пути обособления, видения его как только порочного.

Завершающийся этап развития отношений природы и общества был неизбежен, являлся способом социального самопознания, пробы сил фор­мирующегося человечества. Чтобы понять себя, человечеству необходимо было обособиться, до некоторой степени «уйти в себя», преодолеть перво­начальную «растворенность» человека в природе. Зрелая социальность требует изменения поведения, но сама она не могла быть достигнута без стадии становления, на которой общество неизбежно «испытывает на проч­ность» свои связи с природой, противопоставляет себя природе. Суще­ствующая многие годы система экологического образования не могла обес­печить формирование поведения, реализующего готовность ребенка жить в гармонии с природой. По нашему мнению, такое поведение нельзя выработать лишь привитием учащимся экологических понятий, логических операций, реализующих через предметно-практический опыт, ориентацию на примитивные механизмы, правилосообразного поведения, т.е. путем знаниевого традиционного образования (И. Д. Зверев, Л. П. Салеева, А. Е. Тихонова, Д. И. Трайтака и др.).

Новый уровень осознания причастности человека - носителя культуры к природе предполагает гораздо более высокий, чем прежде, уровень от­ветственности, не спонтанное, безотчетное, а уже вполне осознанное служе­ние, ясное видение своей роли звена в экологической цепи.Экологический подход и культура становятся определяющими в допол­нительном биологическом образовании детей.В культуре всегда складывались представления об основной ценности, в качестве которой могли выступать земля, капитал, информация. Огромное влияние в культуре приобрела такая ценность, как гуманизм. Но в современ­ных условиях все эти ценности видятся как не абсолютные, производные.

Принято считать абсолютной ценностью жизнь. И соответственно то, что помогает жизни, ценно, а что мешает жизни, выступает как антиценность. В этом сущность экологического подхода, становления новой оси культуры - системности, «жизненности». Ведь жизнь существует лишь как системная организация, не нарушение жизни превращается в основной критерий культурности (С. Н Глазачев).

Традиционно выделяют духовную культуру - духовное, умственное возделывание действительности, отраженное в искусстве, науке, образова­нии, и материально-опредмеченную духовную культуру, среду, созданную людьми. Однако такое деление условно: культура - это поприще взаимо­действия материального и духовного, «поле души».

Взаимодействие общества и природы, связанное с ним экосоциальное бытие также отображается в культуре. Формируется область экологической культуры - совокупность духовных ценностей, принципов, правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимодействия общества и природы. Экологическая культура - становящийся феномен, обладающий своей структурой, языками (наука, искусство, религия), специфическим пространством - временем [4].

«Энергия человеческой культуры» (В. И. Вернадский) - особый вид энергии «живого вещества». Роль человечества во взаимодействии с приро­дой определяется не его массой, а воплощением в деятельности духовной культуры. И в этом смысле экологическая культура призвана обеспечить устойчивое развитие системы общество - природа, реализуя духовно-нрав­ственный потенциал человечества.

С позиций экологического подхода человек выступает как ценность постольку, поскольку он противостоит энтропии, участвует в воспроизвод­стве жизни. «Я есть жизнь, желающая жить среди жизни, желающей жить»такова этика благоговения перед жизнью великого гуманиста А. Швейцера. Экологическая этика утверждает: жизнь - абсолютная ценность, ее сохранение должно стать мерилом развития современной цивилизации.

Аксиомой экологического мышления является признание биологического разнообразия как непрерывного условия динамической стабильности биосферы. Постепенно к нам приходит понимание того, что и вторая составная культуры, ее органичная часть - экологическая культура - может успешно развиваться только при наличии разнообразия. Первичное разнообразие природы Севера и Юга, Запада и Востока во многом обусловило разнообразие этносов, культур, систем ценностей. Социоестественная история, история освоения природы человеком «творила» и современные экологические культуры регионов.

На рубеже тысячелетий человечество расстается с детерминизмом - с абсолютизацией того, что истина изначально принадлежит объекту познания, природе. Познание мира - это диалог человека и природы; только на вызов - вопрос человека природа отвечает. И если глупыми будут наши вопросы - такими будут и ответы. Искусство «вопрошания природы» - алгоритм новой современной модели познания мира.

В этом взаимодействии духовного и материального, человека и природы и вырастает «междубытие культуры», «как поле души» (М. М. Бахтин). Вспомним изначальный смысл слова «культура» - почитание, возделывание. Возделывание «поля души», духовное постижение мира - непременное условие сохранения Целостной Системы Жизни.

Таким образом, главное открытие культуры второго уходящего тысяче­летия, всей человеческой истории связано с экологией - с осознанием того, что от поведения и деятельности по отношению к природе зависит жизнь на планете. Гармония людей и природы становится реальностью через культуру мира и согласия. «Экологическое» бытие человека понимается как целостное, а не деструктивное, вписанное в универсум, его динамику. Экогуманитарная парадигма культуры дополнительного образования позволит «достроить» естественнонаучную картину мира, создать целостный образ мира и человека на основе постижения и реализации его сущностной силы.

У системы дополнительного образования, всех ее структур, от дошкольного до послешкольного образования, у каждого педагога появилась в педагогических технологиях образования новая социокультурная функция - воспроизводство в личности, обществе ценностей новой экогуманитарной культуры, целостного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в Целостной Системе Жизни. В этом спасительная духовная функция экологической культуры и образования в современном мире.

Рецензенты:

Малашихина Ирина Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Таранова Татьяна Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогических технологий, ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Сотникова Н.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9428 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674