Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕАУДИТОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Говорушина Т.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
На основе ретроспективного историко-педагогического анализа определена роль и значимость просвети-тельской деятельности прогрессивной интеллигенции в становлении специфического вида образования детей и подростков – внеаудиторного – как специфической составляющей российского педагогического процесса и эффективной многоканальной модели освоения культурного наследия, раскрыта сущность демократических концепций. Введено в научную терминологию определение внеаудиторного образова-ния детей и подростков как истока внешкольного воспитания. Проведен анализ существующих концеп-ций демократизации. Выявлены демократические особенности внеаудиторного образования детей и под-ростков в первой трети XX века. Определены демократические принципы внеаудиторного образования детей и взрослых: принцип связи «школы с жизнью; трудовой принцип, принцип равенства и принцип развития в ребенке «живой детской любознательности» и создания положительного эмоционального настроя.
социально-педагогическая система.
демократические особенности
демократия
внеаудиторное образование
1. Верб И.А. Внешкольная работа // Дополнительное образование. - 2000. - № 7- 8. - С. 18-25.
2. Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. Документы и материалы. - М. : Молодая гвардия, 1981. - 304 с.
3. Дьюи Д. Впечатления о Советской России / пер. с англ. // История философии. - 2000. - № 5. - С. 233-247.
4. Дьюи Дж. Проблемы человека // Реконструкция в философии. Проблемы человека. - М., 2003. - С. 234.
5. Ионкина Ю.Л. Воспитание в учебных заведениях и внешкольных организациях в России конца XIX - начале XX веков : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 154 с.
6. Квартальнов В.А. Туризм. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
7. Лобковиц Н. Философская идея демократии и ее значение // Демократия в России и Европе: философское измерение. - Калининград : КГУ. - 2003. - С. 47-54.
8. Тбилиси (Тифлис). Детская железная дорога [Электронный ресурс] // Детские железные дороги СССР - история и современность. - URL: http://www.dzd-ussr.ru/towns/tbilisi/index.html (дата обращения: 25.05.2013).
9. Фрумин И.Д. Теория и практика демократического образования : дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2001. - 300 c.
10. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. - М., 1964. - Т. 2. - С. 406.

Начало XX века в России характеризуется многообразными педагогическими идеями демократизации образования. Идеи свободы и равенства, охватившие русское общество, нашли отражение и в области образования детей и подростков. Зарождение внеаудиторного образования связано с просветительской деятельностью интеллигенции среди детей и подростков Петербурга: «Общество любителей русской словесности» воспитанников Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, где организовывались спектакли силами воспитанников, издавался детский печатный орган «Праздное время, в пользу употребленное»; культурно-образовательные мероприятия в Царскосельском лицее (умственные забавы, парламентские заседания, спортивные и художественные состязания); воскресные курсы для детей 8-11 лет в Мраморном дворце в Петербурге под руководством Н.А. Бартошевича; патруль скаутов - «Бобры» в г. Павловске под руководством штабс-капитана лейб-гвардии Стрелкового полка О.И. Пантюхова и скаутский отряд «Легион юных разведчиков». Позднее к просветительской деятельности подключились народные дома, библиотеки, читальни, книжные склады, народные театры, музеи.

При народных домах стали открываться первые клубы для детей [5]. В обществе сложилась социально-педагогическая система, созданная прогрессивной интеллигенцией общества при материальной поддержке меценатов, представляющая собой совокупность форм культурно-просветительной, образовательной и воспитательной работы, реализующей продуктивное сочетание стремления взрослых приобщить детей к социально-культурному опыту и стремления детей к социализации, саморазвитию и самореализации в различных видах деятельности, которую мы определили как внеаудиторное образование.

Свобода и равенство, управление и соуправление, равноправие в общественной жизни, осознание личностью собственной ценности как члена сообщества - все это характеризует развивающую среду внеаудиторного образования детей и подростков, в рамках которой формировалась гражданская позиция воспитанников, их демократические идеалы. К этому времени отечественной педагогикой был накоплен богатый теоретический, а в практике - реальный опыт демократизации образования: педагогизация среды и реформирование школы, создание благоприятных условий для социализации, творческого развития и творческой самореализации детей и подростков.

В сфере социально-политической практики и научно-теоретических исследований демократия рассматривается в двух позициях: как тип политической организации, способ принятия политических решений и как образ жизни народа и способ организации социальной сферы, гражданского общества и только затем как способ организации политической системы. Демократия как образ жизни народа впервые была сформулирована американским философом Дж. Дьюи [4]. Анализ исследований по проблеме становления демократического процесса позволил нам выявить демократическую направленность педагогики: ориентация педагогической деятельности на принципы и ценности, обеспечивающие воспитание свободной и творческой личности, активного гражданина своей страны, готового строить и жить в демократическом обществе. Необходимым условием выступало единство социально-педагогических институтов, правил и процедур, которое воплощалось на идеологическом, организационном и процессуальном уровнях своего развития [9]. Данная парадигма демократии - это исследование связи демократии с культурно-историческими традициями, обычаями, менталитетом, активной жизненной позицией гражданина и другими феноменами общественного бытия народа. Демократия - это есть демократический образ жизни, позволяющий создать гражданское общество, с учетом национальных и культурных традиций народа страны. Рассматривая основные направления развития демократического гражданского образования, И.Д. Фрумин выделяет институциональный (обеспечение равенства образовательных возможностей с целью компенсации социального и культурного неравенства; содержание образования на основе опыта свободного образования; многообразие форм содержания образования для удовлетворения потребностей граждан и т.п.) и учебный аспект (реализация возрастного подхода при обучении гражданским и моральным умениям; усиление социальной практики и отражение в её содержании современных социальных проблем и критической теории демократии и др.) [9].

В двадцатые годы прошлого века С.Т. Шацкий возглавляет Первую опытную станцию Народного комиссариата просвещения, деятельность которой была направлена на разработку материалов, «могущих способствовать как государственным органам, так и общественным организациям, широким кругам населения в деле углубления проблем культурной работы».

Потребность детей в общении реализовывалась в специально организованных клубах, деятельность которых регламентировалась правилами поведения, отношений и деятельности, разработанными самими воспитанниками [10]. В своей педагогической деятельности ученый-педагог основывался на представлении о ребенке как носителе определенной субкультуры. Он на теоретико-практическом уровне доказал, что сообщество является оптимальной формой социально-культурного и индивидуального развития ребенка, так как это происходит в рамках демократических отношений через призму самоуправления и активную творческую деятельность человека и всего «организма» сообщества. В связи с этим можно утверждать, что вкладом С.Т. Шацкого в разработку демократических идей явились положения о развитии детского сообщества и технологии его создания («школа жизни», «школа труда», «свободная школа»). Ему удалось найти истинно педагогическую демократическую форму - клуб, в котором создавались все условия для успешной социализации ребенка «из низов». Большой популярностью среди детей в этот период пользовались кружки по интересам. В деятельности кружков особое внимание уделялось созданию детского коллектива как единого организма, где он все чаще выступал субъектом воспитательного процесса. Необходимо отметить демократичный характер взаимоотношений между кружковцами и руководителями: в кружке пользуются одинаковыми правами и учителя и учащиеся [10].

Анализируя и осмысливая существующий опыт, педагоги определились с основными принципами работы: массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения по интересам; развитие инициативы и самодеятельности; общественно значимая направленность деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Возникновение летних объединений детей и подростков было связано с созданием пионерских отрядов, в деятельности которых ощущалось влияние скаутских программ: увлечение идеалами взрослых, символами, атрибутами и ритуалами, привлекательность заданий, сочетающих личный и общественный интересы. Однако жесткая ориентация пионерского движения на политические цели со стороны партии и комсомола направили пионерскую организацию на активное приобщение детей к общественной жизни, классовой борьбе [1].

Учитывая и предполагая самые разные варианты наклонностей коммунаров, в колонии им. А.М. Горького создавались разнообразные площадки. Обилие игр, физкультурно-спортивных занятий обеспечивало педагогическую поддержку воспитанникам на основе индивидуального подхода к каждому.

После принятия плана ГОЭЛРО в стране интенсивно открываются электротехнические кружки для детей и подростков, где основная часть времени была уделена проведению экскурсий на предприятия, где подростки получали полезные сведения, знакомились с технико-технологическим процессом производства. В это же время создаются первые кружки юных авиамоделистов, секции «Юные друзья ОДВФ». Увлеченность молодых людей физкультурой и спортом, здоровым образом жизни «заразила» и детскую среду. Для удовлетворения потребностей подростков открываются детские спортивные школы и стадионы. Позже появляются детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги и картинные галереи, киностудии. С целью развития детского технического творчества открываются станции юных техников, где особой популярностью пользовались секции радиолюбителей (1924-1926 гг.). Одним из популярных технических направлений стали детские железные дороги, сконструированные и построенные самими детьми [8]. В 30-е годы начинается формирование туристско-краеведческого направления: кружки пешеходного и горного туризма, туристов-лыжников и велотуристов, туристов-водников. Создаются также кружки литературного краеведения - изучение родного края по материалам устного народного творчества, художественной и мемуарной литературы, кружки юных археологов. Большое значение начинает придаваться самодеятельному туризму, как основному и наиболее ценному виду воспитательной работы и детского краеведческого образования. Организация детских походов направлена на формирование навыков ориентирования и понимания элементов топографии, походного быта и умения оказать доврачебную помощь, выносливости. В этот период постепенно происходит слияние туризма и экскурсионного дела с элементами физкультурно-оздоровительной работы [6]. Отдельные кружки и студии художественно-эстетического направления начали открываться почти сразу после революции. Так, первая художественная студия для детей рабочих Путиловского завода была создана в 1918 году. Для занятий студии отдали особняк на Рижском проспекте. В июле 1920 года состоялся первый концерт детского духового оркестра. В 1937 году студия была преобразована в Детскую музыкальную школу Ленинского района Ленинграда [2]. После событий 1917 года скаутское движение распадается: сохраняются отдельные отряды скаутов, предпринимаются попытки соединить скаутскую организацию с революционной идеологией, и возникают отряды «Лесных братьев» - следопытов леса.

На протяжении 1922 года начинают возникать пионерские отряды в целом ряде городов и селений. Среди важных задач, решаемых пионерскими отрядами, была ликвидация неграмотности среди деревенского населения, распространение литературы, озеленение городов, охрана парков и скверов, очистка дворов. В тридцатые годы в пионерских отрядах развернулось массовое движение юных натуралистов, которые организовывали всесоюзные экспедиции по изучению родного края, геологические походы, сбор средств для покупки тракторов, создавали дозоры по охране урожая и колхозного имущества [2].

В 1928 г. Д. Дьюи возглавил группу американских педагогов, посетивших Советский Союз по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского для ознакомления с организацией образования в советской школе. Посещение детских учреждений дало ему основание дать в очерках «Впечатления о Советской России и революционном мире» самую высокую оценку образования и педагогики в СССР. Так, после посещения детской колонии, находящейся в Ленинграде, «нигде в мире, - восторгался он, - я не видел так много разумных, счастливых, умно занятых делом детей... Этот опыт не был единственным в своем роде, поскольку он подтверждался, хотя, может быть, не столь полно в каждом детском и юношеском учреждении, которые я посетил» [3].

Обобщая вышеизложенное, выявим демократические особенности внеаудиторного образования, которое понимаем как совокупность приоритетов, обеспечивающих ориентацию культурно-образовательной деятельности на критерии, принципы, ценности, связанные с воспитанием свободно мыслящей творческой личности, обладающей гражданской позицией. При этом организация внеаудиторного образования предполагает интегративное единство социально-педагогических институтов и прогрессивно настроенной интеллигенции.

К демократическим особенностям внеаудиторного образования мы относим:

  • бесплатность и доступность образования; идеи активности, социального, нравственного и духовного развития, саморазвития человека;
  • воспитание личности на общечеловеческих ценностях и культурных традициях;
  • ориентацию воспитательного процесса на развитие творческого мышления и индивидуальных способностей детей и подростков;
  • формирование мотивации учения и активной самостоятельной деятельности, направленной на решение общественно значимых проблем;
  • реализацию активных образовательных методов (лабораторный, исследовательский, экскурсионный, трудовой, бригадно-лабораторный, метод проектов и др.).

В процессе организации общественно значимой деятельности формировалась социальная активность учащихся. Образ воспитанника как социального субъекта и носителя национальной культуры обогатился представлениями о нравственности, активности, творчестве, свободе и стремлением к самосовершенствованию.

В основу педагогики этого периода было положено множество прогрессивных демократических принципов:

  • принцип связи «школы с жизнью», когда учебно-воспитательный процесс реализуется в тесной взаимосвязи с окружающим миром и происходящими в нем событиями;
  • трудовой принцип, подразумевающий активное участие в преобразовании окружающей действительности;
  • принцип равенства, реализуемый в равноправном, диалоговом взаимодействии учителя и ученика, в котором педагог становился компетентным помощником и организатором самостоятельной деятельности учащихся и формирования личностного опыта; отношения между воспитанниками основывались на взаимоуважении и поддержании человеческого достоинства;
  • принцип развития в ребенке «живой детской любознательности» и создания положительного эмоционального настроя.

Рецензенты:

Федотова Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга и управления персоналом, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород.

Александрова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, проректор, Новгородский институт развития образования, г. Великий Новгород.


Библиографическая ссылка

Говорушина Т.К. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕАУДИТОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9481 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674