Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ

Верзунова Л.В. 1 Беняш М.В. 1 Беседина О.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье рассматриваются сущностные характеристики комплексного сопровождения стажировки, выступающей одной из эффективных форм дополнительного образования, повышения квалификации. Авторами отмечается, что эффективность и качество её проведения во многом определяется комплексным сопровождением, которое предоставляется стажировочной площадкой. Для определения сущностных характеристик комплексного сопровождения стажировок в работе проведен анализ основных теоретических подходов по толкованию категорий «педагогическое сопровождение», «педагогическая поддержка». На основании анализа авторы рассматривают комплексное сопровождение стажировки как совокупность ресурсов (человеческих, организационно-управленческих, информационных, методических и т.д.) стажировочной площадки, направленных на создание условий для позитивного развития отношений (познавательных, коммуникативных, эмоциональных, личностных) стажеров в образовательном процессе.
комплексное сопровождение стажировки.
педагогическая поддержка
педагогического сопровождение
стажировочная площадка
стажировка
1. Березина Т.И. Взаимодействие в сфере педагогического образования региона // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона : материалы Х междунар. образоват. форума, Белгород, 24-26 окт. 2006 г. : в 2 ч. / БелГУ [и др.] ; отв. ред.: Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. - Белгород, 2006. - Ч. I. - С. 54-58.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д : Ростов. пед. ун-т, 2000. - 351 с.
3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитар. педагогики к педагогике свободы : [статьи, воспоминания]. - М. : Мирос, 2002. - 294 с.
4. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика учителя : моногр. / Кузбас. регион. ин-т развития проф. образования. - Кемерово : КРИРПО, 2002. - 207 с.
5. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / Н.Н. Михайлова [и др.] ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М. : Академия, 2006. - 284 с. - (Профессионализм педагога).
6. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 20-27.
7. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов: постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». «Законодательство».
8. Фрумин И. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании : материалы Всерос. конф., [Зеленоград, окт. 1995 г. / под ред. О.С. Газмана]. - М., 1996. - С. 26-28.

Ускорение научно-технического прогресса, развитие новых технологий на производстве, появление новых профессий, а также увеличение объема и разнообразия информации побуждают людей, ориентированных на самореализацию и личностный успех, постоянно учиться, переучиваться и повышать квалификацию. Нацеленность на приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, ориентация на их обновление и развитие, способность к самоизменению и самосовершенствованию являются важными характеристиками современного человека, а его девизом становится не «образование на всю жизнь», а «образование в течение жизни». В настоящее время одной из эффективных форм дополнительного образования, повышения квалификации, призванной удовлетворить образовательные потребности людей, является стажировка на базе ведущих российских университетов и научно-образовательных центров.

В качестве целевых ориентиров стажировки выступают: формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки; изучение передового опыта; приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Кроме этого, данная форма дополнительного образования стимулирует выработку стратегии последовательного формирования личного профессионального опыта, предоставляя возможность каждому стажеру самостоятельно определить новые перспективы изучения теории; мотивирует дальнейший карьерный рост, усиливает роль творчества в практической деятельности; позволяет добиваться высоких конечных результатов труда [7]. К отличительным характеристикам стажировки относятся субъектность и самостоятельность, а также способность к качественному изменению в минимально сжатые сроки уровня теоретической и практической подготовленности каждого стажера благодаря максимальной приближенности к практической деятельности обучающихся.

Изучение отечественного опыта по организации и реализации стажировок показал, что эффективность их проведения во многом определяется комплексным сопровождением, которое предоставляется организацией в целом или его структурным подразделением (научно-образовательным центром, научно-исследовательской лабораторией, кафедрой, отделом и т.д.), т.е. стажировочной площадкой. В рамках данной статьи для определения сущностных характеристик комплексного сопровождения стажировки считаем целесообразным обращение к основным теоретическим подходам по толкованию категории «педагогическое сопровождение», представленным в отечественной научно-педагогической литературе.

К настоящему времени сложились разные формы и уровни сопровождения. В научной литературе сопровождение рассматривается в педагогическом, психологическом, социальном, методическом, информационном и других аспектах. По мнению М.И. Губановой, основанием для такой дифференциации выступают: источник (кто сопровождает?), содержательное наполнение (чем, ради чего?), форма (как?) и средство (с помощью чего?) [4].

Как в отечественной, так и зарубежной педагогической науке идея сопровождения возникла как практическое воплощение гуманистического, личностно ориентированного, индивидуального подходов к обучающимся. Следует отметить, что сопровождение и близкие ему идеи поддержки, помощи, заботы существовали в педагогической практике и концепциях гуманистической ориентации с давних времен и нашли отражение в педагогических сочинениях и трудах Сократа, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Локка, Ф. Дисверга и др. Так, положения о необходимости внимания педагога к особенностям и природным задаткам ребенка, видения в нем человека, а также стремления со стороны учителя к взаимопониманию, помощи и содействию встречаются уже в трудах античных ученых (Пифагора, Демокрита, Сократа, Аристотеля и др.). Исследования историко-педагогической литературы (Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, Л.А. Степашко, З.И. Васильева, А.И. Пискунов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский) показали, что в деятельности пифагорейских школ можно найти первые проявления, свидетельства идеи педагогического сопровождения. Учащихся в этих школах приучали к самостоятельному преодолению трудностей в познании, а в задачу учителя входило «ношу помогать взваливать, но не снимать», т.е. не облегчать хода учения. Согласно одному из пифагорейских наставлений, обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика, иначе поставленные цели не будут достигнуты.

На современном этапе при помощи идеи сопровождения решаются задачи гуманизации образования, обеспечивается личностно ориентированное обучение и воспитание, создаются условия для полноценного развития обучающихся. В словарях русского языка слово «сопровождение» определяется как действие по глаголу «сопровождать», среди семантических единиц которого находим: а) то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс; б) следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом; в) ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь. Итак, сопровождать, значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве сопровождающего. Среди его ролевых функций В.И. Даль называет «сопроводитель», «товарищ на пути, в жизни», «проводник», «спутник для указания пути, для присмотра», т.е. посредник между человеком и окружающим миром, обеспечивающий поддержку личности в трудных жизненных ситуациях.

В России исходными положениями для формирования теории и методики педагогического сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, рассматриваемое как помощь субъекту развития в решении проблем за счет преобразования ориентационного поля его развития. Элементами ориентационного поля развития человека выступают его чувство социальной защищенности, компетентности, приобретенный опыт разнопланового взаимодействия, способствующий решению проблем. Целью педагогического сопровождения является оказание помощи формированию самостоятельной личности обучающегося, помощь в обучении самостоятельно решать свои проблемы и использовать этот опыт в будущем. Задача сопровождающего - не предлагать готовые решения, а способствовать самостоятельному поиску вариантов решений с опорой на уже имеющийся опыт [2; 4; 5; 8].

Анализ научной литературы показал, что педагогическое сопровождение широко используется в теории и практике и рассматривается как:

  • метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (О.С. Газман, Е.И.Казакова, А.П. Тряпицына, Л.И.Маленкова, Л.Г. Тарита, В.Г. Маралов);
  • организация различных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса (Л.Б. Лаптева, Л.Н. Бережнова, В.И.Богословский, В.В. Семикин);
  • процесс, включающий в себя такие виды деятельности со стороны педагога, как совместная деятельность, стимулирование и мотивация учебной деятельности, предупреждающая поддержка, предвидение и совместное решение проблемы (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев);
  • система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений (познавательных, коммуникативных, эмоциональных, личностных) студентов в образовательном процессе (И.И. Хасанова);
  • особая сфера деятельности педагога как фасилитатора, ориентированная на взаимодействие со школьниками в процессе оказания им поддержки в становлении их личностного роста, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М.И. Губанова).

Итак, из представленных определений следует, что сопровождение в образовательном процессе - категория, относящаяся к педагогической деятельности; одним из ключевых слов в определении сущности сопровождения является взаимодействие, что особенно важно в процессе организации и реализации стажировки; использование термина «сопровождение» подчеркивает самостоятельность субъекта в принятии решения.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что к основным принципам сопровождения относятся следующие положения: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения. Особенность процесса педагогического сопровождения заключается в его направленности на усиление позитивных факторов развития и нейтрализацию негативных, что позволяет соотнести сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. Взаимодействие выступает как условие развития в образовании, а сопровождение развития в образовании - это технология разрешения проблемы, целевым назначением которых выступает оказание субъекту развития помощи и поддержки на начальных этапах, а также в особо трудных, переходных периодах становления (Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский).

Исследования психолого-педагогической литературы показали, что содержание понятия «педагогическое сопровождение» сопряжено с таким социально-психологическим, социально-педагогическим и психолого-педагогическим явлением, как педагогическая поддержка [1; 5; 6; 8]. На наш взгляд, необходимо уточнить теоретический и практический статус термина «педагогическая поддержка» для более полного исследования, лучшего понимания и использования идеи педагогического сопровождения при организации и реализации стажировок.

Основы теории педагогической поддержки были заложены О.С. Газманом, который видел задачу педагогической поддержки в оказании помощи растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. самоопределении и самореализации. По его мнению, педагогическая поддержка - это процесс совместного определения с ребенком его интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий, проблем, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [3].

По мнению Т.А. Строковой, смысл педагогической поддержки находит отражение в двух подходах к ее определению. Согласно первому подходу, педагогическая поддержка связана с созданием благоприятных условий и безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельным действиям и свободному выбору. В соответствии со вторым, педагогическая поддержка - это помощь педагога, его содействие в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем и самоопределением [6].

Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфин определяют педагогическую поддержку как специфическую деятельность, направленную на становление индивидуальности ребенка, способ организации взаимодействия педагога и ученика по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них [5].

Е.В. Бондаревская, рассматривая педагогическую поддержку в учебном процессе, выделяет два вида поддержки ребенка на уроке. Первый - обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает для них эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, позитивную оценку достижений, диалогическое общение. Второй - направлен на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику развития, обученности и воспитанности, выявление личностных проблем, отслеживание процесса развития каждого ребенка [2].

Таким образом, из приведенных выше определений следует, что в силу неоднородности и объемности термин «педагогическая поддержка» пока не имеет завершенного целостного научного описания; в соответствии с идей педагогической поддержки в центре внимания всей образовательной системы должен быть обучающийся со своими потребностями, познавательными интересами, индивидуальными способностями; одним из элементов содержания педагогической поддержки является та или иная по форме, виду, характеру помощь обучающемуся в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей и создании ситуации успешности. При изучении характера, особенностей и востребованности идеи педагогической поддержки мы обнаружили указания на задачи, которые решаются педагогом при организации педагогической поддержки. Это выявление и решение проблемы обучающегося, помощь в понимании себя как суверенного субъекта самостоятельной практики, создание условий саморазвития. На наш взгляд, следует принять во внимание, что педагог, осуществляющий педагогическую поддержку, не просто оказывает помощь, а передает обучающемуся средства разрешения внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения. Задача педагога - создать условия для преодоления обучающимся очередного препятствия, для развития интеллектуального, нравственного, эмоционального, волевого потенциала.

Проведенный анализ теоретических исследований дает основание утверждать, что понятия «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» имеют как общие, так и отличительные черты. Совершенно очевидно, что их объединяет то, что они: имеют давнюю историю и нашли отражение в философско-педагогических воззрениях мыслителей прошлого; связаны с педагогической деятельностью; являются воплощением гуманистического, личностно ориентированного, индивидуального подходов к обучающимся. Их идеи могут быть конструктивно использованы в процессе организации и реализации сопровождения стажировки. Вместе с тем с учетом её отличительных черт (субъектность, самостоятельность и т.д.), на наш взгляд, наиболее приемлемо использование понятия сопровождения как оказания помощи в развитии самостоятельной личности каждого стажера, формировании умения самостоятельного решения своих проблем и использования этого опыта в будущем. Иными словами, использование термина «сопровождение» обусловлено необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность стажера в принятии решения, что позволяет каждому обучающемуся активно и реально участвовать в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса обучения.

Кроме этого, важным при организации и реализации сопровождения стажировки является её комплексность. Под комплексным сопровождением стажировки мы рассматриваем совокупность ресурсов (человеческих, организационно-управленческих, информационных, методических т.д.) стажировочной площадки, направленных на создание условий для позитивного развития отношений (познавательных, коммуникативных, эмоциональных, личностных) стажеров в образовательном процессе. В самом общем виде комплексное сопровождение стажировки как особая функция стажировочной площадки предполагает реализацию следующих видов сопровождения: кадровое, организационное, нормативное, информационное, методическое. Т.е. благодаря согласованной деятельности различных специалистов стажировочной площадки появляется реальная возможность сделать стажировку строго индивидуализированной, адресной, четкой и функциональной, а также повысить её эффективность и качество.

Исследование выполнено при финансовой поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» (соглашение 14.А18.21.0544 от 06.08.2012 года).

Рецензенты:

Исаев Илья Фёдорович, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Ситникова Мария Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Верзунова Л.В., Беняш М.В., Беседина О.А. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9526 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674