Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛИЗАЦИЯ РОЛИ ФГОС ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 081100 «ГМУ» (БАКАЛАВРИАТ) В КОНТЕКСТЕ ПОСТОЯННО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Мельникова Н.С. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В статье обоснована необходимость усиления роли составляющих ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат). Компетентностная модель выпускника по данному направлению подготовки характеризуется оптимальным уровнем развития соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций средствами ООП ФГОС на базе постоянно развивающегося управляемого образовательного процесса (МПЦУ). Идентичное управленческим реалиям содержание ООП, интегрированные педагогические коммуникации несут практическую полезность для создания новых объектов профессиональной деятельности и превышают эффект не сопряженных воедино отдельно взятых ЗУН, обеспечивает минимизацию компетентностных дефицитов, оптимизирует включение в различные виды профессиональной деятельности.
государственная гражданская служба.
качество профессиональной подготовки
мотивационное программно-целевое управление (МПЦУ)
компетентностная модель выпускника
ПК
ОК
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» («ГМУ»)
Компетентностный подход (КП)
1. Ильина Л. Н. Педагогические условия совершенствования качества подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих в системе высшего профессионального образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 47 с.
2. Мельникова Н. С. Концептуализация повышения качества подготовки государственных гражданских служащих посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5. – С. 156-158.
3. Смышляева Л. Г. Дидактические основы модернизации дополнительного профессионального образования муниципальных служащих: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Барнаул, 2013. – 53 с.
4. Сухаева А. Р., Иванова С. В. Проблемы качества профессиональной подготовки специалиста // Педагогические науки. – 2010. – № 7. – С. 283-285.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат). Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 41.
6. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Государство, общественные организации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts.
7. Черепанов Н. П. Повышение эффективности деятельности муниципальных служащих на основе управляемого дополнительного самообразования по методологии МПЦУ: дис. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2009. – 47 с.
8. Шалаев И. К. Нормы-образцы реализации технологических функций МПЦУ как базовые компетенции современного управления: учебно-методическое пособие. – Барнаул: АлтГПА, 2009. – 32 с.
9. Шалаев И. К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. – 5 изд., перераб. и доп. – Барнаул: БГПУ, 2007. – 344 с.
10. Шалаев И. К. Региональная составляющая теории и практики и управления образованием: монография / И. К. Шалаев. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – 193 с.

Качество подготовки кадрового потенциала государственных органов власти неадекватно масштабам и сложности происходящих социально-экономических преобразований. Фактическое наполнение властных структур компетентными специалистами с достаточным уровнем развития профессионально-личностных качеств, а также сформированности общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО определяет идентификацию ООП по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) реалиям профессиональной действительности (профессиональные стандарты) и их контекстуальную корректировку. Качество подготовки государственных гражданских служащих в системе современных требований ФГОС и его успешной реализации направлено на минимизацию компетентностных дефицитов[1]. Мы акцентируем внимание на компетентностной модели выпускника (бакалавра)[2] с оптимальным уровнем развития соответствующих ОК и ПК средствами ООП ФГОС на базе постоянно развивающегося управляемого образовательного процесса с основой в виде дерева целей повышения качества подготовки государственных гражданских служащих.

Анализ данных Федеральной службы государственной статистики РФ показал, что более 178 государственных и негосударственных вузов и их филиалов на территории России, из них более 10 вузов и филиалов в Алтайском крае, готовят выпускников по направлению 081100 «ГМУ» (бакалавриат) [10]. Это фактически подтверждается повышенным интересом к профессии и постоянным приростом контингента, однако количество выпускников и трудоустроенных специалистов не соответствует ожиданиям внешнего потребителя образовательных услуг по данному направлению подготовки. Острой проблемой в данном контексте является качественная востребованность и собственно качество профессиональной деятельности выпускников. Подробное изучение вопроса о качестве профессиональной подготовки государственных гражданских служащих с точки зрения педагогической науки [5] позволило выявить устойчивое противоречие: требования современного рынка труда к государственному гражданскому служащему, наличие системы ВПО по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) и отсутствие практик применения синергетически[3] обусловленных технологических механизмов в контексте управляемого образовательного процесса, влекущих за собой усиление роли интегрированных составляющих ФГОС (учебный план, календарный учебный график/график учебного процесса, рабочие программы учебных дисциплин/модулей, программы учебных и производственных практик, программы НИР и НИРС, паспорт компетенций, программы текущего и промежуточного контроля). Научное сообщество подтверждает, что качество профессиональной подготовки (образования) синтетично и синергетично [2, 6] и представляет собой одну из взаимосвязанных подсистем структуры педагогической системы (цель, содержание, педагогические коммуникации, ППС, студенты), что подразумевает овладение заданным ООП объемом компетенций для включения в различные виды профессиональной деятельности. Характерными чертами профессионального образования являются динамичность и устойчивость за счет самоорганизации и высокого потенциала к саморазвитию при активном взаимодействии с внешними потребителями образовательных услуг (работодатель). Процесс повышения качества профессиональной подготовки необходимо и достаточно сочетать с достижениями науки управления, в недрах которой родилось МПЦУ[4], явив более высокий уровень развития управленческой науки и определив более полную совокупность зависящих и обуславливающих блоков компетенций современного управленца: ключевые, базовые, специальные, оценочно-рефлексивные[5]. Идентификация содержания блоков компетенций МПЦУ потребностям сферы государственного управления обуславливает оснащение общекультурных показателей (развитие одинаково важно для выпускника любого вуза), общепрофессиональных показателей (требования согласно ФГОС, учебному плану вуза и прочей документации) и специальных профессиональных показателей (требования к современному специалисту органа власти) по уровню интериоризации цели, адаптивности содержания ООП (соответствие потребностям внешнего потребителя образовательных услуг – работодатель), признакам профессионализма деятельности ППС (владение традиционными и нетрадиционными педагогическими коммуникациями, которые соответствуют компетентностной образовательной модели, внешним запросам к образовательному учреждению и обогащены технологией МПЦУ), а также уровню освоения ОК и ПК ООП по направлению 081100 «ГМУ» (бакалавриат) посредством Пдц[6], Рип[7] и актуализирует необходимость интегрированного усиления роли составляющих ФГОС.

Энергией направленного действия заявленной формы усиления по праву служит концепция компетентностного подхода (КП). В данной статье мы подчеркиваем, что КП является сквозным контекстуальным коррелятом в следующем взаимосвязанном структурно-логическом ряду совокупностей: компетентностные установки ФГОС ВПО (в нашем понимании это нормы-образцы[8] модельного представления идеала компетентного выпускника) – реализация установок ФГОС ВПО в логике МПЦУ (ключевые-базовые-специальные-оценочно-рефлексивные компетенции[9]) – реализация установок ФГОС ВПО в логике профессиональных стандартов (в нашем понимании нормы-образцы модельного представления идеала компетентного специалиста в контексте должностных регламентов). Так КП с подструктурами в виде общекультурных и профессиональных компетенций заявлен базовым элементом профессионального образования по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) [1]. Тот факт, что КП является основой профессиональных стандартов, а в МПЦУ сущностно интегрирует в логической последовательности: ключевые компетенции (профессионально-личностные качества государственного гражданского служащего, необходимые для овладения базовыми компетенциями); базовые компетенции «хочу» − «могу» (технологический цикл МПЦУ в реализации функций государственного гражданского служащего); специальные компетенции «делаю» (профессиональные знания функций государственного гражданского служащего, реализация которых обеспечивает конечный результат); оценочно-рефлексивные компетенции «получаю» (адекватная самооценка конечных результатов труда) позволяет нам говорить о повышении качества высшего профессионального образования и реализации компетентностных установок ФГОС ВПО с критериально различными аспектами КП (блоки компетенций) на оптимальном и допустимом уровнях (см. рис. 1). Установленный сквозной коррелят КП характеризуется наличием взаимозависящих целостных блоков компетенций, обуславливающих гибкость и адаптивность выпускника по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат), его трудовую активность и успешность в профессиональной деятельности за счет совокупного действия всех блоков в определенной последовательности (см. там же), когда совокупный эффект превышает действие каждого блока в отдельности. Блоки компетенций не противоречат друг другу в достижении социально-значимой цели.

Рис. 1. Сквозной контекстуальный коррелят КП в реализации взаимозависимых блоков компетенций

Учитывая, насколько остро ставится вопрос наличия компетентных кадров для совершенствования сферы государственного управления, актуализация вопроса качества профессиональной подготовки повышается. В контексте социально-профессиональной группы «государственные гражданские служащие» оно представляет собой способность конкретного лица исполнять государственную должность в соответствии с должностными инструкциями, применять сформированные в процессе обучения компетенции в соответствии с компетентностными установками ФГОС, обеспечивать достижение целей и выполнение задач профессиональной деятельности, а также развития собственно системы государственной службы как социального института. Оптимальный уровень качества профессиональной подготовки характеризуется управляемым образовательным процессом с актуализированным содержанием ООП и технологией постоянного развития МПЦУ, ведущих к постоянному совершенствованию подготовки по направлению 081100 «ГМУ» (бакалавриат), удовлетворяющее требованиям всех потребителей образовательных услуг. Обогащение существующего унифицированного ФГОС по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат) в заявленной логике несет практическую полезность для создания новых объектов профессиональной деятельности и превышает эффект не сопряженных воедино отдельно взятых ЗУН. Кроме того, обеспечивается минимизация компетентностных дефицитов с оптимизацией сферы государственных услуг, что влечет за собой активизацию взаи­модействия с институтами гражданского общества.

Рецензенты:

Шалаев Иван Кириллович, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Научной школы мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), г. Барнаул.

Овчаров Александр Владимирович, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор института физико-математического образования, г. Барнаул.


[1] Компетентностные дефициты – перечень профессиональных компетенций, уровень которых в поведении и деятельности специалиста является недостаточно развитым [4].

[2]Компетентностная модель выпускника (бакалавр) согласно требованиям ФГОС ВПО представляет собой практикоориентированного компетентного специалиста, способного к созданию новых объектов профессиональной деятельности и выполнению круга профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: организационно-управленческая, информационно-методологическая, коммуникативная, проектная, вспомогательно-технологическая (исполнительская). (определение доработано автором) [1].

[3] Синергетика – (здесь) взаимодействие многих компонентов (подсистем), характеризующееся тем, что совокупное действие всех компонентов превышает эффект, оказываемый каждым из них [9].

[4] МПЦУ – это наука и практика перевода управляемой системы в новое более высокое качественное состояние на основе построения дерева целей, разработки адекватной дереву целей исполняющей программы и реализации управляющей программы, органично сочетающей в себе социально-психологическую стратегию и тактику и традиционный управленческий цикл [7]. Разработчиком инновационной управленческой технологии МПЦУ является д-р пед. наук, профессор И. К. Шалаев [3].

[5] Согласно концепции МПЦУ ключевые представляют собой профессионально-личностные качества субъекта образовательного процесса; базовые – технология МПЦУ в достижении генеральной цели: са-Пдц-Рип-сп-со-ск-ср; специальные напрямую связаны с функциональными обязанностями субъектов образовательного процесса согласно Уставу АФ РАНХиГС и ФГОС по направлению подготовки 081100 «ГМУ» (бакалавриат); оценочно-рефлексивные – есть конечные результаты образовательного процесса профессиональной деятельности ППС и студентов [8].

[6] Пдц – построение дерева целей МПЦУ [7].

[7] Рип – разработка исполняющей программы МПЦУ [7].

[8] Норма-образец – это модельное представление идеала деятельности или эталона деятельности [7].

[9] В концепции МПЦУ базовые, специальные и оценочно-рефлексивные блоки компетенций принято относить к профессиональным компетенциям, так как каждый из них зависит от предыдущего и обуславливает последующий блок. [7].


Библиографическая ссылка

Мельникова Н.С. АКТУАЛИЗАЦИЯ РОЛИ ФГОС ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 081100 «ГМУ» (БАКАЛАВРИАТ) В КОНТЕКСТЕ ПОСТОЯННО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9534 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674