Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОРТРЕТ АБИТУРИЕНТА 2013 ГОДА (ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ, ПОСТУПАЮЩЕГО В УЧРЕЖДЕНИЯ СПО И ВПО): РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тесленко И.В. 1
1 1ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
В России весна – начало лета является достаточно напряженным периодом для выпускников общеобразовательных школ. Радость и слезы прозвучавших Последних звонков в школах сменяются напряженными буднями: финальной подготовкой к сдаче единого государственного экзамена. Сегодня каждый выпускник школы и их родители осознают, что от баллов, полученных за ЕГЭ зависит дальнейшая судьба выпускника, выбор жизненного пути: возможность поступить в учреждение высшего профессионального образования или низкие баллы позволят без экзаменов, только по собеседованию – в соответствии с новой редацией Закона Российской Федерации «Об образовании» - поступить в учреждение среднего профессионального образования. В представленной статье автор приводит результаты социологического исследования, проведенного в конце 2012 года среди выпускников школ города Екатеринбурга и Свердловской области. Основной внимание в данной статье уделено особенностям выбора будущего места учебы, профессиональным планам. Достаточно подробно автор анализирует отношение российских школьников выпускных классов к существующей системе профориентационной работы и их предложения по ее развитию. Представленные материалы интересны работникам системы образования всех уровней, лицам, ответственным за организацию и ведение профориентационной работы, представителям органов власти в Российской Федерации, выпускникам общеобразовательных школ и их родителям.
профессиональный выбор
профориентационная работа
социологическое исследование
единый государственный экзамен
высшее профессиональное образования
среднее профессиональное образование
общее среднее образование
1. Анализ профессиональной структуры безработицы в Свердловской области [Электронный ресурс] / Департамент по труду и занятости населения Свердловской области. – 2012. – Режим доступа: http://www.szn-ural.ru/home/rinoktruda/analit.aspx
2. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Студент 90-х: социокультурная динамика // Социс. – 2000. – № 12. – С. 36 - 63.
3. Козлова И. В. Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов в социокультурном пространстве современной России: Автореф. дис… канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2005. – 44 с.
4. О состоянии системы образования Свердловской области в 2011 году: ежегодный доклад [Электронный ресурс] / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. – 2012. – Режим доступа: http://www.minobraz.ru/files/prilozhenie_k_ postanovleniju_pravitelstva_sverdlovskojj_ oblasti_ot_03.08.2012g.__836pp_quot_o_ezhegodnom_doklade_ quoto_sostojanii_sistemy_obrazovanija_sverdlovskojj_oblasti_v_ 2011_goduquot.pdf
5. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электр. ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Эл. текст дан. 2012. – URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_14p/Main.pdf
6. Тесленко И. В. Особенности профессионального образования в сфере сервиса и туризма // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 14а. Философия, социология, политология, культурология. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. – С. 207–212.

Весна – начало лета для общего образования в России уже традиционно ассоциируется не только с праздничными мероприятиями по поводу окончания школы, но и с волнениями в связи с началом Единого государственного экзамена. Результаты ЕГЭ сегодня – это заветные баллы, которые будут значимы при поступлении в высшие профессиональные учебные заведения. Демографическая яма, которую испытали российские вузы в последние годы, и особенно вузы в Свердловской области, когда несколько лет назад в области практически не было выпускников 11-х классов, вынудила привлекать в высшую школу практически всех выпускников школ. Приемная кампания 2013 году будет проходить в более комфортной ситуации для вузов – предполагается существенный конкурс среди абитуриентов, и в более напряженной для выпускников школ, стремящихся получить высшее профессиональное образование.

В сознании «взрослой» части российского общества твердо закрепилось мнение о том, что только высшее образование может открыть более широкие возможности для молодежи и наиболее способствует достижению успеха в жизни. Исходя из этого, вполне объяснимо стремление большинства родителей дать своим детям высшее образование, используя при этом все методы и возможности. К сожалению, очень редко родители выпускников общеобразовательных школ задумываются о том, а сможет ли их ребенок освоить программу вуза, имеет ли он достаточный уровень подготовки не только по тем предметам, по которым выпускник сдавал единый государственный экзамен, но и, например, по математике, естественнонаучным дисциплинам, которые сегодня изучают на первых курсах вузов? Не будет ли их ребенок отчислен после первой сессии? Не придется ли после получения заветного диплома о высшем профессиональном образовании, вновь задумываться о том, чем действительно хочется заниматься в жизни, какое ДЕЛО действительно является любимым?

Более того, сегодня очень часто диплом о высшем образовании не свидетельствует о действительной образованности. Даже с точки зрения студентов вузов, «молодежь не умеет правильно и четко говорить, вести себя в обществе, преподнести себя окружающим и заинтересовать, не обладает лидерскими качествами». Тогда как даже в процессе обучения, не говоря уже о процессе трудоустройства, умение четко и логично излагать свои мысли, умение держать себя и в отдельных ситуациях «выгодно себя продать» приходится приобретать путем собственных проб и ошибок.

На студенческой скамье слабо развиваются коммуникативные и лидерские качества, навыки ораторского искусства; явно недостаточно практических занятий в условиях конкретных предприятий; практически отсутствует профессиональное общение со студентами других учебных заведений, обучающихся по аналогичным специальностям; не хватает разнообразных точек зрения по одному вопросу. Во многом это отталкивает современного студента и от ведения научной деятельности.

Более половины респондентов в ходе проведенных исследований указывает на нехватку занятий по психологии общения, каждый второй желает развить лидерские качества, каждый третий хочет приобрести навыки публичных выступлений и овладеть ораторским мастерством, каждый седьмой – мечтает познакомиться с культурой других стран, 80 % – хотят расширить свой круг общения, при этом более всего заявляют о желании общаться с профессионалами в своей области знаний и о стремлении наладить международные контакты. В процессе социализации молодежь усвоила основной принцип рыноч­ных отношений: «главное – образование, инициатива, предприимчивость и поиск нового; только это позволит обрести материальную независимость». Молодежь ищет, приобретая при этом, возможно, не только положительный опыт [6].

Мне хочется остановиться еще на одном моменте и ответить на вопрос: кого ждут учебные заведения и СПО и ВПО в качестве абитуриента в этом 2013 году?

В октябре – ноябре 2012 года в рамках деятельности Ресурсного центра ГБОУ СПО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» и на основе Соглашения о сотрудничестве ФГАОУ ВПО «Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» было проведено маркетинговое исследование среди выпускников 9-х и 11-х классов средних общеобразовательных школ Чкаловского района Екатеринбурга. Значимость полученных результатов, а также сотрудничество с Региональным ресурсным центром развития профессионального образования в Свердловской области (директор Ф. Г. Исламгалиев, зав. отделом Т. М. Фомина), позволило существенно расширить границы исследования: объектом исследования стали выпускники 9-х и 11-х классов средних общеобразовательных школ г. Екатеринбурга и Свердловской области; учителя, администрация образовательных учреждений; родители; эксперты.

Основным методом сбора информации был массовый опрос (анкетирование) выпускников 9-х и 11-х классов. Также были использованы такие методы, как: глубинное интервью с ключевыми информантами: представителями администрации (директорами, завучами по учебной и воспитательной работе), учителями; полуформализованное и глубинное интервью с родителями выпускников и выпускниками; фокус-группы с выпускниками; экспертный опрос представителей Отделов образования, Ресурсных центров, Центров занятости населения.

В структуре выборки в зависимости от класса обучения нашло отражение количественное соотношение выпускников 9-х и 11-х классов: присутствует небольшое преобладание девятиклассников – 58 % против 42 %. Структура выборки в зависимости от пола отражает количественное преобладание девушек – 53 % к 46 %. Структура выборки по месту жительства отражает охват отдаленных от центра г. Екатеринбурга микрорайонов, включение школ, относящихся к отдаленным территориям (поселки городского типа), учреждения Свердловской области, расположенные в гг. Арамиль, Сысерть, Салда, Каменск-Уральский, Березовский, Дегтярск, Нижний Тагил. В каждом муниципальном образовательном учреждении среднего общего образования были опрошены ученики 9-х и 11-х классов. Объем выборки составил 1500 учеников.

Для реализации целей исследования был использован модульный принцип построения инструментария, который позволил анализировать социокультурный портрет выпускников образовательных учреждения по следующим направлениям:

ü профессиональный выбор выпускников общеобразовательных школ,

ü социальная защищенность,

ü ценностные ориентации и установки;

ü гражданская культура учащихся,

ü общественная деятельность и самоуправление,

ü досуг, профилактика зависимостей в молодежной среде.

Одним из базовых моментов в портрете современных выпускников образовательных школ, во многом основой, фундаментом для развития личности является вопрос о том, что наиболее важно для достижения успеха в жизни. 55 % респондентов утверждают, что наиболее значимо – образование, для 22 % – инициативность, для 14 % – связи. Шкала инструментальных ценностей студентов учреждений СПО и ВПО по результатам исследований 2004 г. и 2006 г. выглядела следующим образом: образование (42 %) – инициативность (32 %) – связи (15 %) – власть (6 %) – богатство (4 %) [2; 3]. Таким образом, сегодня можно констатировать определенный рост значимости образования, наличие стремления его получить. Однако ситуация оценки профессиональных учреждений высшего образования, выявление неэффективных учреждений, многочисленные высказывания об оптимизации / сокращении профессиональных учебных заведений в России и растущее стремление получить достойное профессиональное образование предполагает возникновение противоречия, нехватку бюджетных мест для всех желающих учиться.

Более 55 % опрошенных выпускников 9-х классов планируют продолжить обучение в школе, причем чуть больше половины из них предполагают учиться в профильном классе; около 27 % респондентов планируют продолжить учебу в учреждениях СПО, менее 1 % демонстрируют желание пойти работать, и 11 % на начало девятого класса не определились в своем выборе.

Анализ полученных результатов в зависимости от образовательного учреждения позволяет конкретизировать информацию. Так, ученики лицев и гимназий, школ, которые демонстрируют высоки баллы при сдаче ЕГЭ, ориентированы на продолжение учебы в профильном классе, тогда как ученики школ, расположенных в удаленных районах и на отдаленных территориях (поселок Шабровский, Горный Щит и школ области), ориентируются на поступление в учреждения СПО. Профессиональное будущее более 35 % выпускников школ области связывают со средним профессиональным образованием. Исключение составляют только выпускники школ Каменск-Уральского и Сысерти (58 % и 56 % соответственно). К сожалению, присутствует образовательное учреждение, в котором около 42 % (от количетсва опрошенных в данном ОУ) респондентов не определились с выбором. Возможно, что в данном образовательном учреждении необходимо пересмотреть систему профориентационной работы. Обучение экстерном и в вечерней школе практически никто из респондентов не рассматривает.

Выбор жизненного пути выпускниками одиннадцатых классов в целом аналогичен с выбором девятиклассников. Однако, если всех респондентов, которые готовы поступить в учреждения СПО при условии непоступления в вуз, присоединить к готовым учиться в СПО, получиться уже 47 % против 39 % выпускников, поступающих в вуз.

При анализе картины выбора СПО или вуза для получения профессионального образования мы получили следующие результаты: абсолютное меньшинство выпускников екатеринбургских школ останавливаются на выборе СПО, это образовательные учреждения отдаленных микрорайонов, отдаленных территорий Екатеринбурга; и с точностью до наоборот: абсолютное большинство выпускников школ Свердловской области ориентированы на СПО, за исключением выпускников г. Каменск-Уральский, просматривается аналогичная тенденция в г. Верхняя Салда. Что, собственно, говорит об отсутствии равных возможностей для жителей различных районов не только Свердловской области, но и России в целом. К сожалению, существенно увеличилось количество респондентов, не определившихся со своим профессиональным выбором – по сравнению с учениками 9-х классов почти в два раза. Однако для большинства учеников 9-х классов будущее было понятно – учеба в 10–11-м классах, то вот вопрос о том, что делать после окончания школы, для многих остается без ответа.

Едва ли не 90 % будущих студентов целью ЕГЭ ставят поступление в вуз – причем не на предпочитаемую специальность, а поступление вообще как таковое. На определенные размышления подталкивают ответы выпускников на вопрос о наиболее значимых для выбора учебного заведения моментах. Так, на престижность учебного заведения указывают более половины респондентов – 55 %, жители Екатеринбурга предпочитают остаться в столице Урала. Уточним, что в числе респондентов не было выпускников таких школ Екатеринбурга, как Гимназии №№ 2, 5, 9, 110, так как статистические сведения показывают высокий процент поступления выпускников этих школ в вузы г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, а в последние годы – и зарубежные учебные заведения. К большому сожалению, только для 2 % респондентов значимым является наличие в учебном заведении выбранной специальности.

Однако на каждую тысячу населения Свердловской области более половины имеет среднее профессиональное образование. В условиях все большей нехватки рабочих положительной особенностью Свердловской области является сохранение системы начального профессионального образования [4, с. 20].

Абсолютное большинство респондентов указывают на то, что существующая сегодня система профориентационной работы не совершенна, требует качественного анализа и пересмотра подходов к ее организации и ведению. 92 % респондентов высказывают желание изменить систему профориентационной работы, которую сегодня осуществляют психологи, Центры занятости населения, а также созданные на базе учреждений среднего профессионального образования в последние годы Ресурсные центры.

Респондентам в ходе анкетирования были предложены варианты мероприятий по изменению организации и ведения профориентационной работы в школах. Данные варианты были сформулированы в результате проведенных глубинных интервью с профессионалами в сфере профориентационной работы, работниками общего и профессионального образования. Все предложенные практиками варианты совершенствования профориентационной работы получили поддержку у выпускников общеобразовательных школ.

Наибольшее внимание учащиеся продемонстрировали к предложению об увеличению объема сведений о мире труда профессий, что указывает на явный недостаток имеющихся сведений у подростков. Желание посетить различные предприятия и пройти технологические и профессиональные практики показывает высокую потребность и необходимость получения профессиональных проб, возможности получить предпрофессиональную подготовку, находясь еще на школьной скамье.

Дополняет картину о современном состоянии профориентационной работы анализ ответов на вопрос о необходимой помощи для принятия решения о выборе профессии. Каждый второй респондент – 54 % – заявляет о том, что сделает выбор сам; 32 % респондентов прислушиваются к мнению родителей. А вот на помощь учителей и профориентатора в сумме расчитывают только 11 % опрошенных. Эти цифры еще раз подтверждают необходимость пересмотра подходов к организации и ведению профориентационной работе с учениками общеобразовательных школ, выявляют, пожалуй, важнейшее направление для профориентационной деятельности: это работа с родителями учеников.

Согласно данным Департамента по труду и занятости населения Свердловской области процент трудоустройства по полученной специальности у выпускников учебных заведений начального профессионального образования составляет 36 %, у выпускников учебных заведений среднего профессионального образования – 24 %, у выпускников учебных заведений высшего профессионального образования – 23 % [5, с. 10]. Сравнивая эти показатели с данными социально-экономических показателей, приводимыми Федеральной службой государственной статистики, можно заметить тенденцию увеличения численности безработных с высшим профессиональным образованием [1; 5].

Организация просветительской работы с родителями, убеждение в необходимости и важности допрофессиональной подготовки сегодня становятся особенно актуальным направлением деятельности всех элементов профориентационной работы.

Данные по школам позволяют уточнить ситуацию для каждого конкретного учебного заведения, проследить качество работы педагогического коллектива в разрезе организации профориентационной работы.

С помощью ответов на вопрос о том, какая специальность больше всего интересует выпускников школ, был составлен рейтинг специальностей. На первом месте с существенным отрывом оказалось «Банковское дело». Существенный интерес демонстрируют выпускники школ к туризму, экономике и бухгалтерскому учету, дизайну, информационным технологиям, коммерции и гостиничному делу. Многие из обозначенных специальностей относятся к категории новых. Остальные специальности не переступили порог в 10 %.

Анализ профессиональных плановых выпускников школ позволяет говорить об ориентации на работу по специальности – такую позицию отстаивает каждый второй опрошенный, каждый пятый выпускник школы задумывается об организации собственного бизнеса. К сожалению, для каждого десятого респондента будущее туманно или вообще отсутствуют планы на будущее.

На первый взгляд, выбор сферы деятельности и стремление после получения профессионального образования продолжить работать по специальности является положительной тенденцией. Однако, с другой стороны, учитывая неравномерность развития рынка труда, острая нехватка рабочих и инженерных кадров, которая наблюдается сегодня в России, делает выпускников школ в определенном смысле «заложниками» ситуации.

Так, поступить на экономические специальности в регионах сегодня зачастую возможно только на коммерческой основе, однако ее наличие чаще всего гарантирует трудоустройство по специальности, так как сфера услуг стремительно развивается в современной экономике. Только вот позволить себе получить данное образование могут не наиболее успешные в сфере, а имеющие необходимые финансовые ресурсы или льготы при поступлении в вуз, что гарантирует бюджетное место.

Рецензенты:

Вишневский Юрий Рудольфович, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии и социальных технологий управления ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург.

Ольховиков Константин Михайлович, доктор философских наук, профессор, ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Тесленко И.В. ПОРТРЕТ АБИТУРИЕНТА 2013 ГОДА (ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ, ПОСТУПАЮЩЕГО В УЧРЕЖДЕНИЯ СПО И ВПО): РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9665 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674