Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ

Рубцов В. А. 1 Кучерявенко Д. З. 1 Гайсин И. Т. 1 Михайлова А. В. 1
1 ФГАОУВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Статья посвящена выявлению географических подходов к типологии муниципальных образований Республики Татарстан по результатам Единого государственного экзамена по географии. Целью исследования является анализ результатов ЕГЭ по географии с использованием территориального подхода на основе типологии муниципальных образований Республики Татарстан. Использован метод анализа результатов ЕГЭ по географии за 2009–2011 годы и экстраполяции результатов ЕГЭ по географии за 2009–2011 гг. на динамическую модель цифровой многослойной карты Республики Татарстан. Внедрение данной модели районирования позволяет повысить уровень и качество интеграции информации о сдачи ЕГЭ и усилить ее значение в практике регионального, муниципального и местного управления. Выявлены некоторые закономерности в распределении уровня знаний выпускников, связанные с социальными, демографическими, экономическими и другими показателями, на основе которых выделены пять типов муниципальных образований Республики Татарстан (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).
география
качество знаний
дифференциация
результаты Единого государственного экзамена
типология
школа
регион
территориальный подход
динамическая модель
муниципальные образования
1. Результаты единого государственного экзамена в Республике Татарстан в 2009 году. Информационно-аналитическое издание. – Казань, 2009.
2. Результаты единого государственного экзамена в Республике Татарстан в 2010 году. Информационно-аналитическое издание. – Казань, 2010.
3. Результаты единого государственного экзамена в Республике Татарстан в 2011 году. Информационно-аналитическое издание. – Казань, 2011.
4. Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «КИЛЭЧЭК». – Казань, 2010.
5. Трофимов А. М., Рубцов В. А.. Районирование. Математика. ЭВМ. (Учебное пособие). Вып. 2. – Изд-во Казанского ун-та, 1993.

В последние десятилетия сфера образования претерпевает существенные изменения, в том числе и в Республике Татарстан. Система просвещения подвергается серьезным структурным перестройкам. Модернизируется содержание образования, методы и средства обучения.

Одним из главных направлений современной модели образования на период до 2020 года является решение задач по формированию механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, так как достижение основной цели – выхода государства на Международный уровень, невозможно без
модернизации образования, от того, насколько высоко образование трудовых ресурсов зависит от уровня развития национальной экономики.

В этих условиях Единый государственный экзамен может и должен стать одной из действенных форм модернизации российского образования, так как он обеспечивает комплексную независимую оценку качества знаний.

В Республике Татарстан разрабатываются новые подходы к тестированию и обработке результатов на основе современных теорий педагогических измерений и мобильных информационно-коммуникационных технологий.

В Республике Татарстан в 2011/2012 учебном году функционировали 1902 школы, в том числе 1830 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 51 школа и школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 санаторные школы-интерната, 1 школа для детей с девиантным поведением учащихся, 17 вечерних школ. В них обучалось 377 780 учащихся [4].

В структуре общеобразовательных учебных заведений доля средних школ составляет 54,9 процента (1044 школы), из них 57,5 процента (600 школ) приходится на сельские школы. В средних школах Республики Татарстан обучаются 91,9 процента (347 097 человек) от общей численности учащихся, из них в городской местности обучаются 97,2 процента (271 791 человек), в сельской – 80,2 процента (75 306 человек) от общей численности школьников в городской и сельской местности соответственно [4].

Основные направления и векторы развития новой образовательной системы определены в стратегии развития образования Республики Татарстан на 2010–2015 годы – «Килэчэк» («Будущее»). Стратегия утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010–2015 годы “Килэчэк” – “Будущее”» [4].

В 2009–2010 учебном году в Республике Татарстан проведены следующие мероприятия:

- выборочное тестирование студентов-первокурсников в вузах республики с использованием контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2009 года (2563 студента-первокурсника 8 вузов);

- тестирование студентов пятых курсов – будущих учителей (505 студентов с обобщением информации об уровне знаний студентов 5 курса и их профессиональной подготовки);

- анализ приема студентов в вузы, расположенные на территории Республики Татарстан (в исследовании приняли участие 19102 студента очной формы обучения 94 вузов и филиалов);

- реализация Федерального проекта «Апробация инструментария для оценки качества начального, основного и общего образования» [4].

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 20 сентября 2010 года № 3327/10 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на повышение результативности единого государственного экзамена на территории Республики Татарстан в 2010–2011 учебном году» и обеспечения подготовки к единому государственному экзамену 2011 года для всех муниципальных образований Республики Татарстан утверждены целевые ориентиры ЕГЭ.

Целевой показатель формируется из среднего балла ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету.

Статистический анализ среднего балла ЕГЭ в целом по республике позволяет утверждать, что среднереспубликанские показатели в 2011 году результатов ЕГЭ по географии значительно улучшились (табл. 1).

Таблица 1

Среднереспубликанские показатели результатов ЕГЭ [2,3]

Предмет

2010 год

2011 год

Разница

География

55,7

59.7

4 %

 

Анализ такого показателя, как доля участников ЕГЭ, получивших 80 баллов и более, в сравнении с 2009–2011 годами также свидетельствует о повышении качества знаний выпускников (табл. 2).

Таблица 2

Доля участников ЕГЭ, получивших 80 баллов и более, в сравнении 2009, 2010, 2011 гг.[1,2,3]

год

2009 год

2010 год

2011 год

Показатель

Участ-вовали (чел.)

80 бал-
лов и
выше
(чел.)

80 бал-
лов и
выше
(% от
кол.
уч.)

Участ-вовали (чел.)

80 бал-
лов и
выше
(чел.)

80 бал-
лов и
выше
(% от
кол.
уч.)

Участ-вовали (чел.)

80 бал-
лов и
выше
(чел.)

80 бал-
лов и
выше
(% от
кол.

уч.)

География

523

4

0,7

271

6

2,2

253

34

13,4

 

В то же время количество желающих сдавать единый государственный экзамен по географии имеет тенденцию к сокращению. Такая тенденция грозит сокращением числа абитуриентов, поступающих в вузы по направлениям: география, экология и природопользование, гидрометеорология, картография и геоинформатика, педагогическое образование (география).

Таблица 3

Результаты основного этапа ЕГЭ по географии учащихся образовательных учреждений разного типа и вида в 2009–2011 гг. [1,2,3]

Средние

общеобразовательные

школы

Лицеи

 

 

Гимназии

Школы с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

 

УНПО, УСПО

средний балл

средний балл

средний балл

средний балл

средний балл

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

47

55.2

60.8

51.6

59.5

60.4

49.2

60.8

65.6

50.9

54.4

61.9

43.1

44.8

 

 

Как показывают данные таблицы 3, существенной разницы и зависимости в оценке качества знаний учащихся по результатам показателя ЕГЭ в разных типах учебных общеобразовательных учреждений нет. В 2010–2011 годах наблюдается рост общереспубликанского ЕГЭ по географии, поэтому сравнение с результатами прошлых лет позволяет говорить о положительной динамике по заданиям разных типов. Практически по всем типам заданий отмечается более высокий процент правильных ответов по заданиям базового уровня, чем повышенного или высокого. Более высокий процент правильных ответов отмечается по разделам изучаемых в 9–10-х классах: Население мира. Мировое хозяйство. Регионы и страны мира, а по разделам начальной географии и географии России процент правильных ответов невысокий [1,2,3].

 

Таблица 4

Результаты ЕГЭ по географии по муниципальным районам РТ в 2011 году [3]

№ п/п

Муниципальные районы

география

п/п

Муниципальные районы

география

балл

группа

балл

группа

1

Агрызский

85

5

23

Кукморский

64,5

3

2

Азнакаевский

53,5

1

24

Лаишевский

61

2

3

Аксубаевский

85

5

25

Лениногорский

60,57

2

4

Актанышский

63,6

3

26

Мамадышский

79

5

5

Алексеевский

48

1

27

Менделеевский

70,25

4

6

Алькеевский

73

4

28

Мензелинский

64,96

3

7

Альметьевский

57,86

2

29

Муслюмовский

65

3

8

Апастовский

64,5

3

30

Нижнекамский

64,2

3

9

Арский

65

3

31

Новошешминский

79

5

10

Атнинский

64

3

32

Нурлатский

69

3

11

Бавлинский

57,38

2

33

Пестречинский

58,6

2

12

Балтасинский

85

5

34

Рыбно-Слободский

61,2

2

13

Бугульминский

77,79

5

35

Сабинский

73

4

14

Буинский

51,75

1

36

Сармановский

79

5

15

Верхнеуслонский

73

4

37

Спасский

69

3

16

Высокогорский

62,6

2

38

Тетюшский

62,5

2

17

Дрожжановский

56

2

39

Тукаевский

55,5

2

18

Елабужский

71,33

4

40

Тюлячинский

59,14

2

19

Заинский

68

3

41

Черемшанский

56

2

20

Зеленодольский

59,56

2

42

Чистопольский

63,5

3

21

Кайбицкий

59

2

43

Ютазинский

66

3

22

Камско-Устьинский

58

2

 

СРЕДНИЙ БАЛЛ

70,49475

 

Как видно из таблицы 4, в результате сдачи ЕГЭ по географии в 2011 году в разрезе муниципальных образований находятся в пределе от 48 до 85 баллов, разница между максимальным и минимальным результатом 37 баллов, таким образом, интервал для группировки районов получился 7,4 балла [3].

 
 

Рис 1. Результаты ЕГЭ по географии в РТ

В Республике Татарстан наблюдается существенная дифференциация результатов ЕГЭ в разрезе муниципальных районов (рис.1).

Результаты экзамена по географии в 2011 году наглядно представлены на рис.1, проанализировав который можно сделать следующие выводы:

1. Низкие результаты сдачи ЕГЭ по географии наблюдались всего в 3 муниципальных районах: Азнакаевском, Алексеевском и Буинском районах.

2. Вторую группу с результатами ЕГЭ ниже средних составляют 15 муниципальных районов: Альметьевский, Бавлинский, Высокогорский, Дрожжановский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Лаишевский, Лениногорский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Тетюшский, Тукаевский, Тюлячинский и Черемшанский.

3. Средние результаты ЕГЭ по географии наблюдались у 13 муниципальных районов: Актанышском, Апастовском, Арском, Атнинском, Заинском, Кукморском, Мензелинском, Муслюмовском, Нижнекамском, Нурлатском, Спасском, Чистопольском и Ютазинском.

4. В пяти муниципальных районах результаты экзамена оказались выше средних: в Алькеевском, Верхнеуслонском, Елабужском, Менделеевском и Сабинском.

5. Группа районов с высокими результатами ЕГЭ по географии включает Агрызский, Аксубаевский, Балтасинский, Бугульминский и Сармановский муниципальные районы.

В основу типологии муниципальных образований Республики Татарстан по результатам ЕГЭ по географии положен метод многомерной средней и метод районирования, продуктом которого является динамическая модель цифровой многослойной карты, выступающей информационной основой для практического решения огромного спектра задач.

Типология районов РТ по результатам ЕГЭ 2011 года основывалась на показателях. Классификация муниципальных районов РТ велась по средним баллам сдачи ЕГЭ в районах. Всего в классификации представлено пять групп распределения экономических районов, имеющих высокие, выше среднего, средние, ниже среднего и низкие результаты ЕГЭ.

Традиционно хорошие результаты показывают муниципальные районы, расположенные близко к крупным промышленным городам, либо районы с высоким хозяйственным потенциалом.

Внедрение постоянно действующей динамической модели районирования на базе результатов Единого государственного экзамена в региональную структуру ГИС позволяет систематизировать, структурировать потоки информации, отображать динамику процессов мониторинга в сфере образования, что позволяет повысить уровень и качество интеграции информации о сдачи ЕГЭ и усилить ее значение в практике регионального, муниципального и местного управления.

Кроме того, были выделены некоторые закономерности в распределении уровня знаний выпускников, связанные с социальными, демографическими, экономическими и другими показателями. Эти выводы можно использовать для повышения качества образования в Республике Татарстан.

Рецензенты:

Переведенцев Юрий Петрович, доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой метеорологии, климатологии и экологии атмосферы Института экологии и географии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Хусаинов Заудет Абдуллович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики географического и экологического образования Института экологии и географии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Рубцов В. А., Кучерявенко Д. З., Гайсин И. Т., Михайлова А. В. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9689 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674