Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК Я–КОНЦЕПЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Тарасова Л.Е. 1
1 ФБГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Минобразования и науки РФ»
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи характеристик Я-концепции учащихся старшего подросткового возраста и показателей адаптации к образовательной среде учебного заведения. Проблема исследуется в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации старшеклассников к образовательной среде учебного заведения и рассматривается с внутренней и внешней позиций по отношению к личности старшеклассника. Понятия «Я-концепция», «образовательная среда» и «адаптация» анализируются в аспекте их соотношения с позиций педагогической психологии. Установлено, что существуют устойчивые взаимосвязи характеристик формирующейся Я–концепции старшеклассников и показателей их адаптации к образовательной среде учебного заведения. Для положительного результата школьной адаптации старшеклассников важна не только позитивная Я-концепция, но и процессы внутриличностных конфронтаций, связанных с негативным отношением к себе в определенных ситуациях, что свидетельствует о напряжении адаптационных процессов.
старший подростковый возраст
образовательная среда
дезадаптация
социально-психологическая адаптация
показатели адаптации
адаптация
Я-концепция
самосознание
личность
1. Григорьева М. В. Сравнительный анализ механизмов и факторов школьной адаптации в разных условиях обучения: дисс… канд. психол. наук. – Саратов, 2005. – 182 с.
2. Григорьева М. В. Основные концептуальные положения исследования школьной адаптации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2. – С. 63-66.
3. Медведев Д. А. Развитие внутреннего мира человека в современной социокультурной среде // Психическое развитие человека и социальное влияние: кол. моногр. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – С. 91-106.
4. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. – 5-изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – С. 58-62.
5. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. – М., 1988. – С. 123-130.
6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 193-197.
7. Шмелева Ю. Н. Психолого-педагогическое обеспечение адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах // Вестник Астраханского государственного технического университета: научный журнал. – Астрахань: Изд-во АГТУ. – 2006. – № 5 (34). – С. 332-339.
8. Rosenberg М. Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological Attitudes / Ed. Robinson J. P., Shaver P. R. – Ann Arbor: Institute for Social Research, 1972. – P. 98-101.

Введение. Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в современной России, особо актуализируют проблемы адаптации, требуют поиска новых путей и средств, повышающих эффективность данного процесса. Гарантией успешного осуществления любой деятельности, в том числе и учебной, является устойчивая адаптация личности к ее условиям. Адаптационные способности во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма и разнообразных условий жизни и деятельности.

Опираясь на исследования отечественных психологов [1; 2], под социально-психологической адаптацией мы понимаем психические феномены адаптации на уровне личности или индивида. Социально-психологическая адаптация осуществляется через систему социальных институтов, к числу которых относятся все виды образовательных учреждений. Старшая школа являет собой особую образовательную среду, в которой, в силу достижения соответствующего возраста, реально происходит социальное и гражданское самоопределение учащихся.

Одним из действенных направлений решения задачи социально-психологической адаптации личности старшеклассника, способствующей ее активной интеграции в складывающееся социокультурное пространство, является создание системы условий для формирования у подростков позитивной Я-концепции.

Структура внутреннего мира подростка, формирующаяся на основе отражения объективной действительности, состоит из трех элементов: образ Я, формирующийся на основе самосознания; образ Другого, формирующийся на основе общения человека с другими людьми; обобщенный образ предметного мира, формирующийся на основе деятельности [3].

Формирование Я-концепции старшего подростка имеет некоторые особенности. В частности, в этом возрасте осуществляется переоценка соотношения таких компонентов Я-концепции, как собственная внешность и умственные и моральные качества. Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя своё развитие с развитием сверстников, постепенно привыкают к своей внешности, принимают изменившийся образ своего тела, в связи с чем происходит стабилизация уровня притязаний. Теперь ведущими становятся такие свойства личности, от которых напрямую зависят эффективность деятельности и общения.

В подростковом возрасте проблема адаптации проявляется достаточно остро, поскольку расширение границ социальных контактов со средой и интерпретация межличностных взаимодействий влекут за собой повышение напряженности в общении. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, с профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях с родителями, учителями и сверстниками. Недостаточно высокая коммуникативная компетентность, неопределенность самоотношения и динамичные процессы формирующейся рефлексии отношения к другим людям обостряют процессы социально-психологической адаптации. Поэтому адаптацию к образовательной среде мы в данном исследовании будем рассматривать, прежде всего, как адаптацию социально-психологическую, связанную с процессами формирования Я-концепции подростка.

Целью предпринятого нами эмпирического исследования стало изучение взаимосвязи характеристик Я-концепции подростка и показателей адаптации к образовательной среде. Выборка состояла из 50 подростков - по 25 мальчиков и девочек. Средний возраст - 15,3 л.

В работе были использованы следующие методики: шкала Й. Шварцландера «Уровень притязаний» [4]; «Тест самоотношения Столина и Пантилеева» [5]; шкала социально-психологической адаптированности Роджерса и Даймонда [6]; тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга» [8].

Мы разделяем мнение Ю. Н. Шмелевой, считающей критериями процесса адаптации старшеклассников к образовательной среде: 1) эффективность учебной деятельности, которая определяется через учебную активность и успеваемость; 2) усвоение школьных норм поведения, оценивающееся по поведению на уроке и поведению на перемене; 3) успешность социальных контактов, определяющаяся по характеру взаимоотношения с одноклассниками и отношению к учителю; 4) эмоциональное благополучие [5]. Очевидно, что в постоянно изменяющихся условиях образовательной среды и социального окружения подросток зачастую переживает эмоциональный дискомфорт, который сопровождается внутренней напряженностью и при достаточной длительности может закончиться школьной дезадаптацией, рассогласованием в системе «потребности индивида - среда», которые не обеспечивают адекватное регулирование личностно-средового взаимодействия, поддерживая адаптационное напряжение. В итоге может произойти сбой по всем аспектам: психофизиологическом в форме многочисленных нервно-психических, психосоматических и соматических заболеваний; психологическом в форме стабильных изменений психологических характеристик личности, не обеспечивающих адекватных приспособительных реакций; социально-психологическом, выраженном в изменениях характеристик социального функционирования личности, ее системы отношений.

Результаты исследования и их обсуждение

Определение содержания Я-концепции у подростков целесообразно начинать с выявления уровня притязаний, так как определенный его уровень направляет личность в ее активности, способствует развитию в процессе достижения более трудных целей. В целом у испытуемых преобладает два уровня притязаний: умеренный, находящийся в норме (38 %), что свидетельствует о том, что испытуемые успешно решают задачи средней сложности и не стремятся перейти к более сложным целям; низкий уровень притязаний (36 %) эти подростки выбирают простые цели, не верят в свои силы, обладают заниженной самооценкой. Показатели нереально высокого уровня (4 %) свидетельствуют о том, что испытуемые ставят перед собой недосягаемые цели и обладают завышенной самооценкой, а показатели нереально низкого уровня притязаний (4 %), наоборот, свидетельствуют о том, что у испытуемых заниженная самооценка. Качественный анализ результатов, полученный с помощью опросника самоотношения, позволил выявить три основных уровня самоотношения: 1) глобальное самоотнонение; 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самооинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий в отношении к своему «Я». Первый уровень (глобальное самоотношение) включает в себя такой признак, как интегральный показатель. Он представляет собой совмещение показателей внутреннего «за» и «против». Выяснилось, что больше чем половине исследуемой группы (у 56 %) присущ данный показатель. У 8 % испытуемых данный признак не выражен, что может свидетельствовать об отсутствии четкой жизненной позиции и ощущения собственной самости. Возможно, это связанно с активным влиянием социального окружения, отсутствием полной самостоятельности подростков в своих поступках и действиях. Следующий показатель - самоуважение, позволяет выявить оценку своих возможностей, способность контролировать свою жизнь, верить в свои силы и способности, объединяющие их в единое целое. У 60 % испытуемых признак самоуважение ярко выражен. Можно говорить о том, что большая часть опрошенных подростков адекватно оценивает свои возможности, испытуемые уверены в себе, в своей самостоятельности, в том, что могут контролировать свою жизнь, быть последовательными, понимать самих себя. У 28 % испытуемых данный показатель не выражен, возможно, эти подростки не уверены в свих достижениях, успехах в какой-либо деятельности, потому что ограничены в полной свободе действий. Признак «аутосимпатия» отражает отношение к собственному ЭГО. Выявлено, что 66 % испытуемых позитивно оценивают себя, свое поведение, свои личностные качества, доверяют себе и своим поступкам, что положительно влияет на самооценку и эмоциональное состояние. При этом 34 % испытуемых не обладают таким признаком самоотношения, можно предположить, что подростки испытывают негативные эмоциональные реакции, такие как раздражение, презрение, издевка и вынесение самоприговоров. Самоинтерес представляет собой заинтересованность учащихся в собственном внутреннем мире, своих идеях и целеполаганиях. Установлено, что 52 % опрошенных подростков испытывают интерес к своим собственным мыслям и чувствам, внутреннему миру, установками и ценностям, уверены, что интересны для других. Вероятно, это может быть связанно с расширением круга общения подростков, физиологическими изменениями в их организме, переоценке установок и ценностей, в связи с чем появляется больший интерес узнавать себя. У 48 % опрошенных подростков признак «самоинтерес» не выражен, эта часть подростков не проявляет интерес к исследованию своего внутреннего мира, не уверены в своей интересности для других. Показатель «ожидаемое отношение от других» определяет уровень позитивного отношения общества к испытуемому. Всего 20 % испытуемых ожидают позитивного отношения от общества, подростки рационально оценивают свои действия и предполагают, какая реакция будет у окружающих. 80 % испытуемых, очевидно, имеющих богатый негативный опыт взаимодействий и проявлений несправедливого отношения к себе со стороны учителей, родителей и сверстников, настроены на ожидание отрицательного отношения к себе со стороны окружающих. При выявлении наличия или отсутствия самоуважения и самоунижения определено, что подавляющее большинство испытуемых (86 %) обладают высоким уровнем самоуважения, ценят себя как личность, умеют извлекать полезное из ошибок и трудных ситуаций, стремятся к развитию и совершенствованию, могут адекватно оценивать как свои недостатки, так и достоинства. Но при этом у некоторых из них наблюдается колебание в оценках собственной личности - от самоуважения до самоуничижения. При достижении успеха в какой-либо сфере деятельности самоуважение у большинства испытуемых начинает зашкаливать, а неудачи резко понижают самооценку.

Корреляционный анализ между показателями, полученными с помощью теста социально-психологической адаптации, шкалой самоуважения, тестом-опросником самоотношения и шкалой уровня притязаний позволил определить силу связи между признаками. Так, установлена значительная обратная связь между критериями эскапизм и интегральный показатель самоотношения. Коэффициент корреляции r= -0,38 значим на уровне p<0,1 - чем выше такой показатель как эскапизм, тем ниже интегральный показатель. Видимо, сложности, возникающие при оценке своих качеств, неспособность принять себя таким, какой есть, высокая степень неудовлетворенности собой побуждают старшеклассников избегать проблем, снижают способность принимать решения, блокируют инициативу. Проанализировав данные связи, можно сказать, что, оставляя нерешенную проблему, подросток не чувствует себя угнетенным, следовательно, у него не возникает «угрызения совести», он не испытывает переживаний, связанных с возникшей ситуацией.

Следующим значимым показателем является взаимосвязь доминирования и самоинтереса. Коэффициент корреляции составляет r=0,236 и значим на уровне р<0,01. Первый показатель отражает степень стремления человека главенствовать в межличностных отношениях, что может влиять на особенности коммуникативного поведения учащихся, которое проявляется в большем объеме общительности и попытках управлять поведением других, в расширении круга активного общения. Второй показатель отражает интерес к собственным мыслям и чувствам, показывает степень близости к самому себе, подтверждает уверенность в том, что человек представляет интерес для окружающих. Следовательно, чем выше доминирование, тем выше самоинтерес. То есть, если подросток стремится управлять поведением других, тем больше у него уверенность в себе, своих мыслях и чувствах.

Обнаружена взаимосвязь между показателями принятие других и самоуверенность. Коэффициент корреляции r=0,35 значим на уровне р<0,01. Чем выше «принятие других», тем выше «самоуверенность». Учащиеся не стремятся кого-либо «переделать», принимают других такими, какие есть, уважают друг друга, испытывают интерес к сверстникам, не похожим на них. За счет чего у них возрастает самоуверенность, и они не боятся своей индивидуальности, проецируя свое отношение к другим на себя.

Значимыми в корреляционном анализе являются показатели принятие себя и ожидаемое отношение от других. Коэффицент корреляции r=0,29 значим на уровне р<0,1. Очевидно, что чем выше принятие себя, тем адекватнее воспринимается отношение от других. Если подросток воспринимает себя, свои действия, поступки и мысли рационально, то отношение других к себе в его представлении не будет искажено.

Значимым показателем является взаимосвязь характеристик внешний контроль и отношение от других. Коэффициент корреляции r=0,25 значим на уровне р<0,01. Суть внешнего контроля заключается в том, что подростки лучше выполняют свои обязанности, зная, что они находятся в «центре внимания». Высокий коэффициент корреляции говорит о том, что чем выше уровень внешнего контроля, то есть стремление подростка выглядеть в «глазах» окружения лучше, тем продуктивнее будут складываться его отношения с людьми.

Показатели ведомость и самопринятие также являются значимыми. Коэффициент корреляции r=0,27 значим на уровне р<0,01. Показатель ведомость свидетельствует о том, что учащиеся не берут на себя ответственность, им свойственно быть на «вторых ролях», идти за кем-то, то есть подчиняться лидерам. Чем выше такой показатель как ведомость, тем выше показатель самопринятие, видимо, потому, что подростки, находясь в позиции ведомого, не несут ответственности за принятые решения, а перекладывают всю ответственность на лидеров и в случае неудач не испытывают угрызения совести.

Взаимосвязь между эскапизмом (в данном контексте - уходом от проблем) и самопринятием также является значимой (r=0,29, при р<0,01). Подростки в ситуациях затруднения не решают свои проблемы, а переключаются на что-то другое. В результате, не испытывая неудач, подростки сохраняют самопринятие на высоком уровне. Корреляционный анализ выявил значимую связь между показателями: непринятие других и саморуководство. Коэффициент корреляции r=0,24 значим на уровне p<0,01. Чем выше уровень неприятия других, тем выше показатель «саморуководство». При этом подросток не принимает людей со всеми их достоинствами и недостатками, не хочет с ними взаимодействовать, стремится показать себя и посмотреть на других людей, на то, как они будут справляться в различных ситуациях. Общаясь с другими людьми, подростки обращают внимание в первую очередь на свои мысли, идеи и поведение и, исходя из этого, выстраивают общение, руководствуясь своими убеждениями.

Значимая связь обнаружена между показателями адаптивности и интегрального показателя самоотношения. Коэффициент корреляции r=-0,23 значим на уровне p<0,1. Чем выше уровень адаптации, тем ниже интегральный показатель. Большинство учащихся хорошо адаптированы к образовательному процессу, имеют высокий уровень адаптации. Подростки, которые легко справляются с трудностями, быстро приобщаются ко всему новому, которым все удается, не будут расценивать препятствия, которые встречаются на пути, как непреодолимую помеху - у них не возникает проблемы выбора в своих действиях и поступках.

По результатам корреляционного анализа возможно заключить, что для положительного результата школьной адаптации старшеклассников важна не только позитивная Я-концепция, но и процессы внутриличностных конфронтаций, связанных с негативным отношением к себе в определенных ситуациях, что свидетельствует о напряжении адаптационных процессов. Преодоление этих конфронтаций и решение проблем в процессе адаптации помогает подросткам сформировать адекватную Я-концепцию.

Выводы

Проведенное исследование не дает возможности однозначно утверждать, какие факторы в большей степени влияют на уровень адаптированности старшеклассников - внешние (особенности образовательного процесса) или внутренние (степень развития Я-концепции). Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что существуют устойчивые взаимосвязи характеристик формирующейся Я-концепции старшеклассников и показателей их адаптации к образовательной среде учебного заведения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант № 11-06-00716).

Рецензенты:

Шамионов Р. М., д-р психол. наук, профессор, декан факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.

Григорьева М. В., д-р психол. наук, доцент, профессор кафедры психологии образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Тарасова Л.Е. ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК Я–КОНЦЕПЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9860 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674