Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ВНЕСЕНИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С УЧЕТОМ ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ

Мартынова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»
Структура образовательных программ, условия их реализации, а также результаты освоения образовательных программ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» закрепляются федеральными государственными образовательными стандартами как совокупностью обязательных требований к образованию определенного уровня и к профессии, специальности и направлению подготовки. Введение инклюзивного обучения Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года как обязательной составляющей системы профессионального образования предполагает изменение действующих федеральных государственных образовательных стандартов с целью создания специальных условий инклюзивного обучения. Настоящая статья содержит предложения по системным изменениям федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, направленным на реализацию условий инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в организациях профессионального образования.
инвалид
инклюзивное обучение
федеральный государственный образовательный стандарт
профессиональное образование
1. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. – Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2005. – 239 с.
2. Конвенция о правах инвалидов. Равные среди равных. – М.: Алекс, 2008. – 112 с.
3. Мартынова Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. – Челябинск, 2002. – 383 с.
4. Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф. Информационно-образовательная среда для студентов-инвалидов в Челябинском государственном // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности: Материалы XXVI междунар. конф. – Челябинск, 2009. – С. 253–257.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рфдокументы/2974 (дата обращения: 10.07.2013).

Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года содержит основополагающие принципы доступности образования, сформулированные как обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности. Закон провозглашает адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека и гарантирует свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям каждого человека, создание условий для его самореализации. Закон предоставляет право выбора форм и направленности получения образования и организации, осуществляющей образовательную деятельность [2, 5]. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, обеспечивать развитие способностей каждого человека, получение квалификации и развитие его личности в соответствии с принятыми социокультурными ценностями [1].

В соответствии с законом «Об образовании» в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или в эти стандарты включаются специальные требования. Поскольку обучающийся с ограниченными возможностями здоровья по определению, данному в законе, -это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий, то наличие этих необходимых специальных условий должно быть внесено в федеральные государственные образовательные стандарты образования в виде специальных требований. Данное положение должно обеспечить реализацию инклюзивного образования инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как реализацию равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3]. Внесение специальных требований в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает приведение системы российского образования к международным стандартам обучения инвалидов.

Предложения с целью создания специальных условий инклюзивного обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по программам профессионального образования и вносимые изменения в федеральные государственные образовательные стандарты далее структурируются в соответствии с общим положением о том, что в соответствии с законом образовательные стандарты включают в себя требования к образовательной программе подготовки, требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям, и требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Принцип инклюзии и исключения какой-либо дискриминации означает полное равенство обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с остальными людьми в отношении свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям, исходя из личных профессиональных интересов человека, создание условий для самореализации, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, направленности образования и самой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Поэтому принципиально важным является требование, в соответствии с которым не допускается дифференциация и какие-либо ограничители в содержании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования по отношению к обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья по отношению к остальным обучающимся в части характеристики направлений подготовки, характеристики профессиональной деятельности выпускников, требований к результатам освоения программ по направлению подготовки, требований к структуре программ по направлению подготовки. В этих разделах федеральных государственных образовательных стандартов возможно лишь внесение дополнений и уточнений, связанных с необходимостью учета ограничений здоровья при реализации инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное образование для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть получено как в образовательных организациях, так и вне образовательных организаций, в форме самообразования. Следует отметить, что для инвалидов обучение в форме самообразования, хотя и допускается законом, но является проблемным с точки зрения принципов инклюзии. Успешность образования инвалидов напрямую зависит от созданных в стенах образовательной организации условий инклюзивного обучении (образовательная социокультурная среда, специальное техническое и компьютерное оборудование, программное и методическое обеспечение и т.д.). При самообразовании обучающийся инвалид может оказаться в ситуации их отсутствия или ограничений.

Объем образовательной программы и срок получения образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом в соответствии с принципами инклюзивного обучения как единые для всех, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом обучающиеся инвалиды, как и все остальные, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки на основе индивидуализации содержания образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Так как срок получения образования при обучении по индивидуальному учебному плану устанавливается образовательной организацией самостоятельно, то для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по индивидуальным учебным планам, предлагается при необходимости внести в федеральные государственные образовательные стандарты возможность увеличения срока получения образования.

При реализации программ подготовки федеральные государственные образовательные стандарты могут предусматривать возможность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В этом случае в отношении обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных стандартах должно содержаться требование к доступности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, то есть должна быть предусмотрена возможность приема - передачи информации в доступных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья формах, соответствующих нозологиям инвалидности.

По окончании обучения выпускники-инвалиды должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах видах профессиональной деятельности, и решению всех указанных в федеральных государственных образовательных стандартах профессиональных задач. Вводить какие-либо дифференциации и ограничения в федеральных государственных образовательных стандартах в отношении профессиональной деятельности выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не допускается. В результате освоения программы подготовки у выпускника-инвалида должны быть сформированы те же общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, что и у всех выпускников. Исключение каких-либо компетенций из общего перечня или внесение дополнительных компетенций в отношении выпускников-инвалидов не допускается.

В то же самое время важно понимание, что сам процесс формирования идентичного со всеми студентами набора компетентнций у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в связи со спецификой их личностного социального опыта и ограниченными физическими возможностями, различными нозологиями инвалидностями и формами ограничения возможностей требует дополнений в последующие разделы федеральных государственных образовательных стандартов, определяющих содержание программы подготовки, а именно - ее вариативного блока, и условий ее реализации. Формирование требуемых компетенций в учебно-воспитательной среде образовательной организации должно быть максимально обращено к развитию позитивных индивидуальных личностных и профессиональных качеств обучающегося инвалида, его потребности в самоорганизации, самоопределении и развитии функциональных качеств в избранном направлении подготовки. Образовательная организация обязана сформировать профессиональную и социокультурную толерантную среду, необходимую для формирования у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональныхкомпетенций и всестороннего развития личности.

Особое внимание при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья следует обратить на формирование в учебно-воспитательном процессе таких социокультурных компетенций как способность формирования адекватной и осознанной гражданской позиции, способность использовать основы экономических и правовых знаний в различных сферах своей жизнедеятельности, способность работать в коллективе, способность к самоорганизации и самообразованию, способность к поддержанию и регулированию своего здоровья, в том числе с использованием методов и средств физической культуры, для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности с учетом имеющихся физических ограничений.

Большое значение при организации инклюзивного образования имеют материально-технические условия формирования компетенций, связанных с работой с информацией. Специфика состоит в том, что работа с информацией, а, зачастую, и весь процесс приема-передачи необходимой учебной информации, должен осуществлятьсяс использованием специальных технических и программных средств, которые реализуют преобразование информации в формат, доступный для восприятия инвалидов, имеющих сенсорные и локомоторные нарушения. Эти условия должны быть отражены в разделе федеральных государственных образовательных стандартов, содержащих требования к условиям реализации образовательных программ.

Структура образовательной программы профессионального образования должна быть единой в соответствии с государственными стандартами для всех обучающихся вне зависимости от инвалидности или ограничений здоровья. Это универсальный принцип инклюзивного обучения. Поэтому дисциплины (модули) и практики, а также государственная итоговая аттестация, относящиеся к базовой части образовательной программы, являются обязательными для освоения всеми обучающимся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья независимо от профиля программы, которую они осваивают. Не должно допускаться изъятие или введение каких-либо дополнительных дисциплин из числа базовых дисциплин, практик и процедур итоговой аттестации в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Однако, поскольку в Законе «Об образовании» содержится положение о том, что профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, то при разработке и реализации образовательных программ образовательная организация должна опираться на гибкость федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, обеспечивающих инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность обучения по таким адаптированным к их индивидуальным особенностям программам. С этой целью предлагается внесение дополнений, привносящих дополнительную индивидуализированную коррекцию нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе профессионального образования. Эти дополнения предлагается внести в требования к вариативной части программы подготовки по направлению, так как набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к вариативной части программы, образовательная организация в соответствии с принципом, заложенным в ее построение федеральным государственным образовательным стандартом, определяет самостоятельно в объеме, установленном данным федеральным государственным образовательным стандартом. В отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предлагается следующее дополнение в федеральные государственные образовательные стандарты, не нарушающее принцип инвариантности структуры программы: в части дисциплин по выбору целесообразно, а при определенных нозологиях и необходимо, для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставление по их выбору специализированных адаптационных дисциплин (модулей) социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор этих специфических адаптационных дисциплин образовательная организация определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных и групповых потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организация обеспечивает методическое, материальное и кадровое обеспечение этих дисциплин.

Дополнительные особенности обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не затрагивающие структуру обучения в федеральных государственных образовательных стандартах, предлагается предусмотреть также в следующих случаях. Для реализации дисциплины «Физическая культура» в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предлагается внести положение о том, что образовательная организация устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. В рамках раздела, регламентирующего организацию практик, предлагается внестиположение о том, что для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

В соответствии с законом федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к кадровым условиям реализации программ, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, а также требования к финансовым условиям реализации программ подготовки. Именно этот раздел стандартов определяет принципиальное условие реализации инклюзивного обучения: внесение в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования специальных требований, обеспечивающих равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Введение в практику профессионального образования инклюзии не предполагает дополнительных должностных ставок штатных преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, обеспечивающих образовательный процесс, так как инвалиды учатся вместе со всеми, будучи зачисленными в общие группы, в общие для всех сроки обучения и по общему для всех учебному графику. Индивидуальный график обучения при его необходимости для отдельных инвалидов также утверждается по общим нормативам. Преподаватели адаптационных дисциплин по выбору из вариативной части образовательной программы осуществляют преподавательскую деятельность по всем установленным правилам и нормативам и в соответствии со своим видом преподавательской деятельности должны быть специалистами в вопросах инвалидности и ограничений здоровья и иметь соответствующую подготовку.

Следует отметить, что регламент федерального государственного образовательного стандарта не запрещает образовательной организации вводить с целью сопровождения инклюзивного обучения дополнительные должности специалистов (психолог, специальный психолог, тифлопедагог, сурдопедагог, сурдопереводчик, педагог-тьютор, социальный работник и др.) в зависимости от индивидуальных и групповых потребностей обучаемых инвалидов, а также должности сотрудников учебно-вспомогательного персонала, обеспечивающих образовательный процесс для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с помощью специальных технических и программных средств. В целях создания толерантной среды в образовательной организации, что является одним из условий инклюзивного образования в соответствии с законом, целесообразным является проведение систематической работы с кадрами образовательной организации по их ознакомлению с особыми образовательными потребностями обучающихся в данной образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Чрезвычайно важными с точки зрения реализации инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья являются положения федерального государственного образовательного стандарта, устанавливающие по отношению к электронно-библиотечной системе и электронной информационно-образовательной среде образовательной организации необходимость обеспечивать индивидуальный доступ для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории образовательной организации, так и вне ее. А в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся, в течение всего периода обучения, должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик [4].

К этим пунктам стандарта должно быть внесено обязательное дополнение, устанавливающее необходимость обеспечения обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Обязательным требованием федерального государственного стандарта должно быть создание профессиональными образовательными организациями специальных условий инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это общие условия доступной безбарьерной среды, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также условия, которые должны быть конкретизированы в соответствии с тем или иным видом и направлением подготовки. Они включают в себя использование специальных образовательных программ и методов, специальных учебников и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных адаптационных и коррекционных занятий, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому при разработке федеральных государственных образовательных стандартов требования к условиям реализации образовательных программ должны быть по возможности конкретизированы и содержать указание на их доступность для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, такие как кабинеты, лаборатории и т.д., какое обязательное специальное оборудование для инвалидов должно быть в них. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в стандарты должны быть включены требования к электронной информационно-образовательной среде и техническим способам приема - передачи информации в доступной для инвалидов формах. Материально-технические условия в местах проведения практик, а также в организациях, осуществляющих сетевые формы обучения, также должны быть доступны для инвалидов.

Выбор методов обучения, средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса осуществляется образовательной организацией, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная организация также определяет требования к процедуре проведения текущих и государственных аттестационных испытаний с учетом особенностей этих процедур для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, разработанные и представленные в данной статье предложения по системным изменениям в федеральных государственных стандартах профессионального образования дают основу для реализации в образовательных организациях профессионального образования специальных условий инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и разработки на основе этих стандартов основных образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям.

Рецензенты:

Репин С. А., д-р пед. наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.

Чернецов П. И., д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Мартынова Е.А. К ВОПРОСУ О ВНЕСЕНИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С УЧЕТОМ ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9867 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674