Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕДИКТОРЫ САМООЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЁЖИ

Григорьев А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского»
Данная статья посвящена исследованию проблем самооценки социальной активности молодёжи в условиях социальной среды. В статье приведён анализ данных, полученных при помощи опроса респондентов по методике диагностики мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана, методике диагностики волевых особенностей личности М. В. Чумакова и методике оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского. Полученные данные подвергаются регрессионному анализу. В результате анализа выявляются значимые факторы влияния на самооценку социальной активности в зависимости от видов активности. В статье представлено описание причин наличия тех или иных предикторов в статистических моделях трёх групп активности: спортивно-туристическая, гуманитарная и неопределённая активность. Целью исследования является выявление факторов самооценки социальной активности личности, основываясь на регрессионных моделях различных выборок.
молодёжь
деятельность
регрессионный анализ
самооценка
личность
социальная активность
1. Григорьев А. В., Григорьева М. В. Социально-психологическая адаптация молодёжи в зависимости от видов социальной активности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 6. - С. 234-240.
2. Григорьева М. В. Основные концептуальные положения исследования школьной адаптации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2. - С. 63-66.
3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - С. 15.
4. Шамионов Р. М. Личность как субъект отношений и взаимоотношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - Т. 11, № 1. - С. 94-99.
5. Шамионов Р. М. Психологические характеристики социальной активности личности // Мир психологии. - 2012. - № 3. - С. 145-154.

Введение

В современных социально-экономических условиях возрастает роль активности личности в процессе её социализации и профессионализации. Социальная активность молодого человека обеспечивает его ориентацию в системе норм и ценностей [4], способствует эффективной рефлексии, в процессе которой познаются личностные резервы и возможности, соотносятся личные потребности и социально приемлемые пути их удовлетворения [3, 5]. Самооценка социальной активности личности формируется в процессе социальных взаимодействий и, одновременно, влияет на выбор средств социально-психологической адаптации [2], стратегий и тактик поведения, самоотношение и результаты значимой деятельности [1]. В социальной психологии отсутствуют данные о конкретных предикторах самооценки социальной активности личности в современных динамичных условиях. Актуальность темы обусловлена высокой значимостью проблемы адекватного оценивания личностью своей социальной активности и недостаточностью эмпирических исследований, в которых изучаются влиятельные факторы самооценки социальной активности с указанием их весовых значений.

Цель исследования: выявление предикторов самооценки социальной активности личности, основываясь на регрессионных моделях различных выборок.

Материал и методы исследования

В процессе исследования применялись следующие методики: авторская анкета, методика диагностики мотивационной структуры личности В. Э. Мильмана, методика диагностики волевых особенностей личности М. В. Чумакова и методика оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского. В качестве математических методов был проведен прямой пошаговый регрессионный анализ данных с включением в качестве зависимой переменной показателя самооценки социальной активности. Были выделены три группы испытуемых в зависимости от вида проявления социальной активности: спортивно-туристическая, гуманитарная (волонтёры) и неопределённая активность. В исследовании принимали участие студенты ВУЗов города Саратова (выборка: 200 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Для анализа по группе спортивно-туристической активности была выбрана статистическая модель, объясняющая 85 % дисперсии показателя самооценки социальной активности. В нее входят: с положительными коэффициентами - стремление личности к социальной полезности; выдержка; стремление к жизнеобеспечению; с отрицательными коэффициентами - стремление к комфорту; уровень общительности; возраст.

Наибольшее положительное влияние на самооценку социальной активности оказывает в данной модели показатель выдержки личности. Чем в большей степени индивид может регулировать время проявления своей реакции на события, контролировать свою импульсивность, отсрочивать реактивный ответ на действия других людей, тем в большей степени субъект уверен в своей высокой социальной активности. Очевидно, выдержка является тем качеством, за счёт которого субъект имеет возможность продумать последовательность своих действий, произвести их рефлексию, что позволяет ему считать себя успешным и активным в социальных контактах.

Следующий положительный фактор, влияющий на самооценку социальной активности - стремление к жизнеобеспечению. Субъект постоянно стремится к удовлетворению своих потребностей, в том числе социальных, обеспечивает себя необходимыми элементами, средствами и условиями существования, он должен соотносить свою активность с социальным окружением. Чем выше стремление к жизнеобеспечению, тем в большей степени субъект будет стремиться к социальным контактам, возможно, ожидать помощи от других людей, т. е. проявлять социальную активность.

Положительным фактором для самооценки социальной активности является мотив социальной полезности. Очевидно, мотивация социальной полезности является побудителем социальной активности личности и поэтому объективно выступает фактором реальной активности. Стремление субъекта быть полезным обществу связано с установками на других людей, с активной, продуктивной деятельностью, с оценкой социальной полезности своих действий, что повышает его самооценку в отношении своей социальной активности.

Среди отрицательных факторов наибольшее влияние имеет возраст. Спортсмены и туристы с возрастом становятся менее уверены в своей социальной активности и оценивают её ниже. Очевидно, с возрастом происходят значимые изменения ценностных ориентаций, молодые люди переориентируются на другие сферы проявления социальной активности, которые не были востребованы в спорте и туризме. Поскольку опыт проявления социальной активности в данных сферах, возможно, недостаточен, самооценка своей социальной активности также снижается.

Стремление к комфорту, выраженное в значительной степени, снижает самооценку социальной активности. Состояние комфорта связанно с умиротворённым, спокойным состоянием, что является противоположностью любой активности, в том числе и социальной. Это состояние, применительно к спортивно-туристической активности, вступает в противоречие с реальной деятельностью. Поэтому отрицательная валентность его вполне понятна.

Отрицательный фактор уровня общительности, на первый взгляд, является противоречивым для самооценки социальной активности респондентов, включённых в группу спортивно-туристической активности. Возможно, высокий уровень общительности провоцирует поверхностность большого количества контактов, личность не вкладывается в данные социальные связи. Отсутствие глубины межличностных взаимоотношений, лёгкость общения не позволяет личности высоко оценить свою социальную активность, индивид не способен чётко выделить из повседневной деятельности определённую сферу своей социальной активности. К тому же, качество общительности не является определяющим при достижении успешных результатов в сфере спорта и туризма.

Уравнение регрессии выглядит следующим образом:

S = C+ 0,39SU - 0,43K + 0,57ST + 0,4LS - 0,19L - 0,46AG

Где С - константа (7,32),S - самооценка социальной активности, SU - социальная полезность, K - комфорт, ST - выдержка, LS - жизнеобеспечение, L - уровень общительности, AG - возраст.

При анализе показателей выборки гуманитарной активности использовалась статистическая модель, объясняющая 51 % дисперсии показателя самооценки социальной активности. В данную модель входят 2 фактора: положительный фактор - решительность; отрицательный фактор - уровень адаптированности.

Чем большей решительностью обладает индивид, тем в большей степени он оценивает свою социальную активность. Данная связь объясняется влиянием качества решительности на величину объёма выполненных работ в сфере социальной активности субъекта. Высокий показатель решительности повышает уверенность в своих действиях, что даёт дополнительную мотивацию в деятельности, соответственно индивид оценивает свою социальную активность в большей степени.

Отрицательным фактором для самооценки социальной активности является показатель уровня адаптации. Проблемы в процессе адаптации к новым социальным условиям у представителей с высокой гуманитарной активностью требуют решения, т. к. волонтёрская деятельность, которой занимаются представители данной группы, основана на помощи другим людям, эффективном взаимодействии с ними, установках на решении проблем других людей. Всё это связано с повышением социальной активности. Соответственно, самооценка этой активности также будет высокая.

Обратимся к результатам регрессионного анализа, проведенного в выборке с неопределенной активностью. Выбранная статистическая модель объясняет 44 % дисперсии показателя самооценки социальной активности. Модель включает в себя: положительные факторы - энергичность; стенические эмоции; уровень общительности; настойчивость; общая активность; отрицательные факторы - ответственность; стремление к комфорту.

Наибольшее положительное влияние на самооценку социальной активности оказывает в данной модели показатель стенических эмоций. Чем больше субъект испытывает стенические эмоции, тем выше он оценивает свою социальную активность. Действительно, при успешной активности возникают положительные стенические эмоции. Благодаря этому субъект не испытывает чувство утомления, наоборот, он ощущает необходимость в продолжении своей активности. Бодрость и положительный настрой повышают качество деятельности, увеличивают время активного состояния до наступления утомления, субъект, испытывающий эмоциональный подъём, даёт большую оценку своим действиям.

Следующим по значимости положительным фактором является настойчивость. Качество настойчивости также повышает продуктивность социальной активности. Субъект продолжает деятельность до достижения успеха, в независимости от препятствий и степени сложности процесса достижения поставленных задач. Проявляя настойчивость, субъект увеличивает шанс успешного выполнения плана деятельности, уменьшения временных затрат и впоследствии ускоряет приближение к началу новой фазы активности.

Показатель энергичности также является положительным фактором, влияющим на самооценку социальной активности. Энергичность индивида напрямую влияет на качество проведения любого вида активности. Большой ресурс сил, как физических, так и психических, обеспечивает продолжительное активное состояние субъекта, что позволяет выполнить больший объём задач, нацеленный на достижения успеха в какой-либо сфере социальной активности. Таким образом, положительное влияние качества энергичности на процесс деятельности позволяет субъекту высоко оценивать свою социальную активность.

Очевидным является положительное влияние уровня общей активности на самооценку социальной активности. Поскольку анализ данной статистической модели проводится в сфере неопределённой активности, фактор общей активности значимо влияет на зависимую переменную, т. к. респонденты, входящие в рассматриваемую группу, как правило, не занимаются одним конкретным видом социальной активности, соответственно показатель самооценки их активности имеет обобщённый характер. Эти данные согласуются с полученными нами ранее результатами исследования взаимосвязи активности и субъектных характеристик личности.

В отличие от группы спортивно-туристической активности, фактор уровня общительности положительно влияет на самооценку социальной активности в группе неопределённой активности. Это объясняется тем, что в различных видах деятельности, относящихся к группе неопределённой активности, от субъекта требуется поддержание социальных контактов, навыки взаимодействия в коллективе. Очевидно, представителям данной выборки свойственна активность в сфере взаимоотношений, общения. В спортивно-туристической сфере активности эти качества востребованы, но не являются первостепенными.

Наибольшее отрицательное влияние на самооценку социальной активности в рассматриваемой статистической модели оказывает фактор «ответственность». Субъект, занимающийся различной активностью и не посвящая себя в определённую социальную активность, способен избежать серьёзных последствий в случае неудачи в какой-либо сфере активности, т.к. она не является для него главной и единственной. В результате субъект оценивает свою активность поверхностно и, возможно, неоправданно завышено.

Стремление к комфорту также отрицательно влияет на самооценку социальной активности. Как и в случае со спортивно-туристической активностью, ощущение комфортного состояния исключает активные действия со стороны индивида.

Заключение

Таким образом, общим фактором самооценки социальной активности в разных выборках является фактор комфорта (с отрицательной валентностью). Между тем, в результате регрессионного анализа нам удалось выявить существенные различия, как на уровне объема объясняющей дисперсии, так и содержания регрессионных моделей. Это связано с наличием личностных переменных, обусловливающих оценку своей активности личностью в зависимости от объективных условий занятий ею различными формами деятельности (активности). Наименьшим процентом дисперсии обладает статистическая модель группы неопределённой активности. Это свидетельствует о том, что самооценка социальной активности личности с неопределёнными и разнонаправленными установками в меньшей степени зависит от её социально-психологических и демографических свойств, а, значит, в большей степени опосредовано социокультурными и деятельностными условиями социальной активности. Наибольшим процентом дисперсии обладает статистическая модель группы спортивно-туристической активности. У представителей данного вида социальной активности её самооценка формируется и зависит, прежде всего, на основе определённых личностных и субъектных качеств, является более стабильной под воздействием объективных ситуационных условий. В группе представителей гуманитарной активности наряду со средним влиянием предикторов на самооценку социальной активности выявлено их малое количество, что может свидетельствовать о большей предсказуемости уровня самооценки в данной группе.

Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы" (2012-1.2.1-12-000-3005-012).

Рецензенты:

Шамионов Р.М., д.псих.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.

Григорьева М.В., д.псих.н., доцент, профессор кафедры психологии образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Григорьев А.В. ПРЕДИКТОРЫ САМООЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЁЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9990 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674