Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL READINESS OF PHD STUDENTS FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES: STATE OF THE ART

Rezer T.M. 1 Pyrkova T.A. 1 Ketrish E.V. 1 Pruksaseat Ch. 1
1 UrFU
Annotation. Methodological readiness of PhD students for professional and pedagogical activities is a key aspect of their preparation for scientific and pedagogical work in higher education. In the modern educational context this problem becomes especially relevant since the requirements to the quality of scientific research and professional activity of researchers are constantly growing. The research is aimed at considering methodological readiness of PhD students to perform professional and pedagogical activities. Analyzing the current state of the problem of methodological readiness of PhD students allows to distinguish key components of readiness (cognitive, operational and motivational) as well as its two main aspects: theoretical and practical methodological readiness. Theoretical methodological readiness implies knowledge of basic methodological approaches, the ability to analyze scientific literature and develop reasonable research approaches. Practical methodological readiness includes the ability to effectively apply theoretical knowledge in pedagogical practice and conduct scientific research. The authors propose the definition of «methodological readiness of PhD students for professional and pedagogical activities» as a set of knowledge, skills and abilities required to successfully conduct scientific research in the field of pedagogy and teaching methods that is needed for efficient fulfillment of professional responsibilities in the system of higher education. In the long run, the components of readiness and types of methodological readiness should be integrated into a unified system for training academic staff in order to provide a wide range of scientific and pedagogical research areas.
readiness
methodological readiness
theoretical methodological readiness
practical methodological readiness
Methodological culture
methodological competence
phd student
professional and pedagogical activities

В настоящее время целями системы высшего образования являются сохранение кадрового потенциала для общества и создание среды, в которой подготовка научных и научно-педагогических кадров должна соответствовать новым цивилизационным вызовам: научно-техническим, экономическим, социально-политическим, социокультурным, а также должна отвечать новым актуальным целям и задачам социально-экономического развития страны. Представляется, что выполнение данных задач будет достаточно сложным и займет определенное время в силу того, что система высшего образования имеет многоаспектный характер и зависит от организационно-правовых изменений в системе образования. На результативность деятельности системы высшего образования большое влияние оказывают также внедрение различных педагогических инноваций в образовательный процесс и, конечно, его качественное методологическое и методическое обеспечение, соответствующее требованиям научно-технического развития в стране и современным направлениям исследований системы образования. Поэтому требуются отдельное рассмотрение вопроса методологической готовности аспирантов к профессиональной и педагогической деятельности, осознание ими того, что наряду со знаниями в своем виде профессиональной деятельности необходимы особые умения, связанные с передачей накопленного опыта и обусловленные необходимостью создания научной школы в соответствующей отрасли народного хозяйства.

Имплицитно в самостоятельно утвержденных требованиях вузов (СУТ) отражены аспекты профессионально-педагогической деятельности аспирантов, включающие получение ими дополнительной профессиональной квалификации в сфере науки посредством изучения элективных курсов, направленных на удовлетворение профессионального интереса аспиранта в том виде деятельности, на который ориентирована образовательная программа. Например, в Уральском федеральном университете образовательная программа научных и научно-педагогических состоит из нескольких компонентов:

- научного компонента – это научная деятельность, направленная на подготовку диссертации; подготовку публикаций, отражающих основные научные результаты диссертации;

- образовательного компонента– данный компонент предполагает изучение дисциплин, направленных на подготовку и внедрение основных научных результатов диссертации: сдача кандидатских экзаменов, факультативные дисциплины, практики;

- педагогического компонента – освоение навыков педагогической деятельности и формирование готовности для реализации профессионально-педагогической деятельности [1].

Предполагается, что все компоненты функционально связаны друг с другом, развивают разнообразные потребности аспиранта в научном и педагогическом творчестве, способствуют развитию способностей разных видов мышления, влияют на формирование характера будущего ученого и другие стороны личности аспиранта. Однако методологическая готовность аспирантов к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе в данных требованиях не содержит в себе интегративную природу и не представляет собой единство теоретических и практических компонентов, которые бы подготовили аспирантов к результативному решению профессионально-педагогических задач в системе высшего образования.

Цель исследования заключается в постановке и рассмотрении проблемы методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе. Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи: 1) рассмотреть сущность понятия «готовность» и его основные компоненты; 2) уточнить понятие «методологическая готовность аспирантов к профессионально-педагогической деятельности»; 3) определить основные компоненты и виды методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности; 4) предложить педагогические условия для успешной подготовки аспирантов к профессионально-педагогической деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что подготовка аспирантов к профессионально-педагогической деятельности в системе высшего образования будет эффективной, если она будет организована на основе ключевых составляющих компонентов методологической готовности, которые будут положены в основу определения педагогических условий для успешной подготовки аспирантов к профессионально-педагогической деятельности.

Материал и методы исследования. Работа с материалом статьи включала теоретические методы, такие как анализ научных данных, обобщение и формулировка выводов. Использованные источники информации по теме работы позволили сформулировать понятие «методологическая готовность аспирантов к профессионально-педагогической деятельности», определить ее компоненты и виды, а также дали возможность определить педагогические условия для успешной подготовки аспирантов к профессионально-педагогической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Зарубежные исследователи акцентируют внимание на анализе научной карьеры и профессионального пути людей с научной степенью. В рамках многих исследований рассматриваются различные аспекты карьерного развития аспирантов: типы карьерных траекторий и навыки, которые они приобретают в процессе обучения; динамика на рынке труда научных работников; факторы, влияющие на выбор профессионального пути выпускников аспирантуры; препятствия, возникающие в процессе обучения в аспирантуре и после его завершения [2]. В то же время отмечается важность различения между преподаванием и научными исследованиями в академической сфере, а также причины, лежащие в основе выбора одной из этих деятельностей. Признание публикаций и мобильности в качестве ключевых показателей в академических кругах может привести к отказу от преподавательской деятельности [3], однако существуют и такие аспиранты, предпочитающие заниматься именно преподаванием. В конечном счете, выбор зависит от культуры мышления аспирантов, стремления к совершенствованию своей деятельности и взаимодействия с коллегами, способности успешно адаптироваться к новым технологиям, видам деятельности и профессиям. Развитие методологической составляющей профессиональной компетентности аспирантов позволяет принимать правильные решения в нестандартных ситуациях благодаря умению оперировать принципами научной методологии. В свою очередь, методологическая компетентность представляет собой интеграцию теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности исследователей.

Обобщив результаты исследований, посвященных качествам личности, обладающей высоким уровнем владения методологией решения задач в любой сфере деятельности, С.М. Красин отмечает необходимость наличия «комплексной системы развития методологической культуры личности субъекта посредством их вовлечения в разнообразную и многоцелевую деятельность по решению задач», причем в данной системе методологическая культура субъекта деятельности связана с готовностью личности к осуществлению методологической деятельности [4, с. 105].

Концепция «готовность» может быть рассмотрена с разных точек зрения в зависимости от контекста исследования и цели. Например, в бизнесе готовность может быть связана с готовностью компании к изменениям на рынке или к внедрению новых технологий в систему труда.В образовании готовность обучающегося может означать его готовность к усвоению новых знаний и умений. Таким образом, понятие «готовность» может быть интерпретировано по-разному в зависимости от сферы профессиональной деятельности и контекста использования данного термина. Готовность, согласно словарным определениям, представляет собой личностно-ориентированную деятельность, направленную на выполнение определенного действия. В данном случае предполагается наличие определенных знаний, умений, навыков, а также готовности личности преодолевать препятствия. В толковом словаре русского языка готовность – это согласие сделать что-нибудь, что также подразумевает наличие личностных качеств, отражающих содержание стоящей задачи и условия ее выполнения.

С точки зрения физиологии, основной задачей человека является способность изменять свое поведение и деятельность таким образом, чтобы быть готовым в любой момент отдавать предпочтение уникальным чертам и интересам другого человека перед своими собственными интересами и теориями о них. В контексте психологии готовность может быть определена как психологическая готовность человека к выполнению определенной задачи или решению проблемы (М.И. Дьяченко, Н.В. Дудырева и др.). В трактовке понятия «готовность» прослеживается необходимость наличия устойчивой характеристики личности, имеющей постоянный характер, которая не должна формироваться заново под новую ситуацию. Готовность к деятельности – это психологическое состояние, включающее в себя убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение. Другими словами, состояние психологической готовности напрямую связано с различными сторонами личности. Согласно М.И. Дьяченко, психологическая готовность содержит в себе следующие компоненты:

– мотивационный (потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);

– познавательный (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели);

– волевой (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни);

– эмоциональный (чувство ответственности, воодушевление, уверенность в успехе) [5, с. 51].

Таким образом, психологическая готовность определена предметной подготовкой, потребностью человека в творчестве, его способностью к творчеству и обусловлена внутренним стремлением к саморазвитию. Эти же условия выделяет и Н.В. Дудырева, добавляя повышение адекватности и реалистичности представлений личности о себе и ориентирование на их основе своего профессионального развития [6].

В качестве примера можно привести когнитивный компонент, который входит в психологические аспекты готовности и связан с развитием системного мышления [7]. Это процесс межличностного взаимодействия, позволяющий специалистам повысить свой уровень профессионального, аналитического и педагогического мышления.

При исследовании готовности педагога к педагогической деятельности И.А. Богачек подчеркивает, что профессиональная готовность представляет собой сложное целостное образование, включающее умения применять как традиционные, так и новейшие методы управления, возникающие в результате научно-технического прогресса [8, с. 6]. В рамках профессиональной деятельности преподаватель ставит перед собой ряд задач, а именно:

- понимание значимости и необходимости решения конкретной проблемы;

- знание психолого-педагогических механизмов, способствующих развитию творческих способностей обучаемых;

- проверка эффективности некоторых методик развития способностей обучаемых;

- умение анализировать полученные результаты и корректировать свои дальнейшие действия в соответствии с ними [9].

В исследовании Б.В. Пальчевского акцент делается на значимости аксиологического аспекта в формировании готовности к разработке учебно-методических комплексов (далее – УМК), что является одним из ключевых аспектов в образовательном процессе. В контексте готовности к разработке УМК аксиологический подход предполагает учет духовно-нравственного состояния и культурного уровня работника системы образования [10, с. 23]. Педагог должен быть осознанным носителем ценностей образования, иметь высокий уровень профессионализма и глубокое понимание образовательных целей и задач, а при разработке УМК должен учитывать не только технические аспекты (структуру, содержание, методы обучения), но и ценностные ориентации, которые будут лежать в основе образовательного процесса.

Так, А.В. Закрепина, Е.А. Шилова и Е.А. Стребелева отмечают наличие разных видов готовности в зависимости от типов культур: психологическая готовность, организационно-управленческая готовность и духовно-нравственная готовность. В то же время научно-теоретическая культура в методологическую готовность включает высокий уровень обобщения и систематизацию накопленных научных и методологических знаний, а также формы, методы и средства научного познания мира и социума. Теоретические способы мышления и мыследеятельности, умение интерпретировать научные знания, обобщение и систематизация научной информации определяются именно как методологическая готовность ученого. Данная методологическая готовность, являясь видом научно-теоретической культуры, определяется как «умение оперировать категориями общего и единичного, владеть основами методологии» [11, с. 25]. Иными словами, методологическая готовность предполагает владение методологическим и нормативным содержанием способов методической деятельности в конкретной области системы образования.

В научных трудах отдельных исследователей отмечается, что методологическая готовность формируется в результате методической подготовки специалиста и представляет собой систему представлений о стратегии, цели, содержании, функциях, тенденциях развития современного образования, а также рассматривается как комплекс навыков управления этими компонентами образования. В то же время методическая готовность представляется как результат целенаправленной профессионально-методической подготовки научно-педагогических кадров и определяется уровнем сформированности у аспиранта методологической компетентности, включающей в себя следующие компоненты: мотивационно-потребностный, информационно-когнитивный, научно-деятельностный, рефлексивно-оценочный и самосовершенствовательный [12].

Однако большинство исследователей считают, что одной из составляющей операционального компонента методологической готовности является наличие у специалиста исследовательских умений, необходимых для проведения академических исследований. Данные умения включают в себя навыки поиска знаний и информации, методологическую компетентность, статистические навыки, навыки презентации и исследовательские навыки. В зависимости от желания и методологической готовности аспиранта эти умения могут быть им применены в профессиональной педагогической деятельности.

В исследовании методической готовности как составляющей профессиональной компетентности бакалавров профессионально-педагогического образования Э.Ф. Насырова и А.А. Дроздова определяют методическую готовность как «интеграцию методических знаний и умений, а также качеств личности, обеспечивающих возможность осуществлять все виды методической деятельности» [13, с. 285]. Они выделяют следующие основные компоненты методической готовности:

- мотивационный компонент (направленность профессионального поведения субъекта в целом, его ориентация на отдельные стороны выполняемой деятельности, мировоззренческие установки, принципы и индивидуальные личностные свойства учителя (стиль общения, эмоциональность);

- когнитивный компонент (уровень знаний учителя по применению методической, специально-научной, профессионально-педагогических основ организации обучения);

- операциональный компонент (сформированность системы умений и навыков, необходимых для методической деятельности учителя: познавательной, проектной, обучающей, оценочной и исследовательской).

На основе проведенного анализа авторы настоящей статьи выделяют два вида методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности: 1) теоретическую, которая предполагает наличие у аспирантов профессиональной способности методологически и методически мыслить, а также иметь сформированную готовность к ведению профессионально-педагогической деятельности и методической работы; 2) практическую готовность, которая определяется уровнем сформированности умений самостоятельно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность в системе высшего образования.

На основе выделенных компонентов методической готовности и деления методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности на два подвида авторами предложено следующее определение понятия «методологическая готовность аспирантов к профессионально-педагогической деятельности» – это комплекс знаний, умений и навыков в сфере методологии профессиональной педагогики, которые необходимы: 1) для успешного проведения научных исследований в этой области научных знаний; 2) для результативного обучения в системе высшего образования; 3) для качественного выполнения профессиональных обязанностей в качестве преподавателя высшей школы. В методологической готовности аспирантов авторы выделяют три основных компонента методологической готовности аспиранта к профессионально-педагогической деятельности, что представлено на рисунке.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, линия

Автоматически созданное описание

Компонентный состав методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности

Методологическая готовность аспирантов к профессионально-педагогической деятельности включает в себя умение разрабатывать и проводить научные исследования, анализировать данные и информацию в сфере образования, применять разные методы исследования в образовательном процессе, критически оценивать полученные результаты, а также результативно применять полученные знания и навыки в педагогической практике в высшей школе. Важными аспектами методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности являются критическое мышление, умение работать с научной педагогической литературой, осознание используемых методологических подходов и принципов научного познания в научной и педагогической деятельности.

Для успешного формирования методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности, по мнению авторов, необходимо создать определенные педагогические условия, способствующие развитию их профессиональных компетенций и методологической компетентности. Ниже предложены некоторые из ключевых педагогических условий для решения данной задачи (табл.)

Ключевые педагогические условия для формирования методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности

Индивидуализированный подход

учет индивидуальных особенностей каждого аспиранта, его уровня подготовки, интересов и потребностей; поддержка и развитие индивидуальных академических целей помогут аспирантам успешно осваивать профессиональные навыки

Наставничество
и менторство

наличие опытных наставников и научных руководителей для поддержки, направления и помощи в процессе обучения с целью успешной подготовки аспирантов; регулярные консультации и обратная связь помогут аспирантам развивать свои исследовательские навыки

Практическая ориентация

обеспечение возможности получения аспирантами практического опыта в рамках своей профессиональной деятельности; стажировки, участие в научных проектах, публикация статей и участие в конференциях способствуют развитию практических навыков и опыта

Использование современных образовательных технологий

использование современных методов обучения, технологий дистанционного обучения, онлайн-курсов и других инновационных подходов, которые помогут аспирантам эффективно осваивать новые знания и навыки

Развитие научного мышления

поддержка развития научного мышления, критического мышления, умения анализировать информацию и принимать обоснованные решения является важным педагогическим условием для успешной подготовки аспирантов

Создание благоприятной образовательной среды

создание атмосферы взаимопомощи, сотрудничества и творчества, которая будет способствовать развитию профессиональных качеств аспирантов

Оценка и обратная связь

регулярная оценка успехов аспирантов и обратная связь по результатам их работы помогут им лучше понять свои сильные и слабые стороны, а также определить направления для дальнейшего развития

Создание таких педагогических условий способствует успешной подготовке и формированию методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности и формированию высококвалифицированных специалистов высшей научной квалификации, обладающих теоретико-методологическими знаниями. Благодаря таким знаниям специалисты готовы адаптироваться к изменениям, следить за новыми тенденциями и результатами научных и педагогических исследований, то есть опираться на методологическую компетентность, которая играет ключевую роль в работе педагогических работников, влияя на эффективность и качество их профессиональной деятельности [14, 15]. По мнению авторов, методологическая компетентность как результат методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности обеспечит разработку и реализацию наилучших управленческих решений в системе высшего образования с учетом лучших практик и инноваций в образовании.

Выводы. В заключение следует отметить, что методологическая готовность аспирантов к профессионально-педагогической деятельности – это динамичное и изменчивое состояние подготовки личности к научной и профессионально-педагогической деятельности, которое включает в себя три основных компонента: когнитивный, операциональный и мотивационный – и два вида методологической готовности (теоретический и практический). К ключевым педагогическим условиям, обеспечивающим формирование методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности, можно отнести следующие: индивидуализированный подход, наставничество и менторство, практическую ориентацию, использование современных образовательных технологий, развитие научного мышления, создание благоприятной образовательной среды, оценку и обратную связь.

Теоретический и практический виды методологической готовности аспирантов к профессионально-педагогической деятельности, на наш взгляд, могут способствовать ученым-педагогам обеспечить нахождение инновационных методов обучения в высшей школе, а также будут успешно формировать педагогическую и методологическую культуру в высшей школе.