Социально-экономические изменения, происходившие в обществе в период с 2009 по 2012 г., показали актуальность исследования человека с позиции субъекта жизнедеятельности в целом и субъекта деятельности в частности, способного превратить свою профессиональную деятельность в предмет практических преобразований в условиях нестабильных рыночных отношений.
Одним из сензитивных периодов становления человека как субъекта профессиональной деятельности является период получения профессионального образования в вузе, который, как правило, приходится на возрастной этап юности. В идеальном варианте студенты в период обучения должны не только освоить профессиональные и общекультурные компетенции, но и профессионально самоопределиться, самостоятельно приняв в процессе обучения личностные смыслы в выбранной ими специальности, стать субъектами своей будущей профессиональной деятельности. Однако можно ли ожидать, что в таких социальных условиях у студентов сформируется субъектная позиция по отношению к своей будущей профессиональной деятельности? В связи с этим данное исследование представляется чрезвычайно актуальным.
Цель, материал и методы исследования
Цель данного исследования заключалась в определении факторов субъектной позиции профессионального самоопределения (СППСО) у студентов университета.
Эмпирическую базу исследования составили студенты различных факультетов Южно-Уральского государственного университета (приборостроительного, автотракторного, архитектурно-строительного, журналистики, психологии, сервиса и туризма), обучавшиеся по специальностям высшего профессионального образования технической и гуманитарной направленности в период с 2009 по 2013 г. - 430 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Выборка студентов определялась характеристиками направленности специальности подготовки (техническая либо гуманитарная) и ступенью обучения (младшая или старшая). Были выделены 4 группы студентов: студенты младшей ступени обучения технической подготовки (МТ), студенты младшей ступени гуманитарной подготовки (МГ), студенты старшей ступени технической подготовки (СТ) и студенты старшей ступени гуманитарной подготовки (СГ).
Были использованы следующие методики: «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ) Л.Н. Кабардовой, «Самоактуализационный тест» (САТ) Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской; тест рефлексивности (РФЛ) А.В. Карпова; тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева, морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной и методика парных сравнений (ПС) В.В. Скворцова, Д.И. Ладанова.
В качестве метода обработки и интерпретации данных выступил факторный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование факторов субъектной позиции профессионального самоопределения (СППСО) у студентов университета включало в себя 4 процедуры факторного анализа (метод максимального правдоподобия) с последующим варимакс-вращением. Для факторного анализа в каждой группе были выбраны переменные с максимальным количеством взаимосвязей (всего 41 переменная из 63). Результаты факторного анализа представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Факторные нагрузки в группах студентов технической подготовки (младшей и старшей ступеней обучения)
Показатели тестов |
Студенты младшей ступени обучения технической подготовки (студенты-МТ, n=113) |
Студенты старшей ступени обучения технической подготовки (студенты-СТ, n=98) |
||||||||||||
1. Осмысленность ценностей жизни |
2. Социальная активность |
3. Рефлексивность |
4. Бескорыстная самореализация |
5. Адекватная самооценка |
6. Творческая смелость |
7. Ценность человека |
1. Осмысленность ценностей жизни |
2. Рефлексивность |
3. Социальная активность |
4. Ценность профессиональной самореализации |
5. Адекватная самооценка |
6. Жизненные планы |
7. Профессиональ-ное признание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
САТ-Tc |
|
|
-0,328 |
|
0,649 |
|
|
0,413 |
|
|
|
0,573 |
|
|
CAT-Sav |
|
|
|
|
0,533 |
|
0,454 |
|
|
|
0,431 |
0,507 |
|
|
CAT-Ex |
|
|
|
|
0,547 |
|
|
|
|
|
|
0,665 |
|
|
CAT-Fr |
|
|
|
|
0,377 |
|
|
|
|
|
0,351 |
|
|
|
CAT-Sr |
0,400 |
|
|
|
0,568 |
|
|
|
|
|
|
0,694 |
|
0,364 |
CAT-Sa |
|
|
|
|
0,742 |
|
|
|
|
|
|
0,707 |
|
|
CAT-Nc |
|
|
|
|
|
|
0,566 |
|
|
|
|
|
0,469 |
|
CAT-Sy |
|
|
|
|
|
|
0,701 |
|
|
|
|
|
0,618 |
|
CAT-Cog |
|
|
|
|
|
0,420 |
|
|
|
|
0,326 |
0,327 |
|
|
СAT-Cr |
|
|
|
|
0,326 |
|
|
|
|
|
0,406 |
0,454 |
|
|
ОПГ-Ч-З |
|
|
|
|
|
|
0,416 |
|
|
|
0,549 |
|
|
|
ОПГ-Ч-Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,373 |
ОПГ-Ч-П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОПГ-Ч-Х |
|
|
|
|
|
0,660 |
|
|
|
|
0,687 |
|
|
|
ОПГ-Ч-Ч |
|
|
|
|
|
0,381 |
0,549 |
|
|
0,310 |
0,549 |
|
|
|
ПС-М |
|
|
|
-0,587 |
|
|
|
|
|
|
-0,485 |
|
|
|
ПС-Б |
|
|
|
-0,456 |
|
-0,453 |
|
|
|
|
-0,552 |
|
|
|
ПС-О |
|
|
|
0,386 |
|
|
0,398 |
|
|
|
|
|
|
-0,611 |
ПС-У |
|
|
|
|
|
0,419 |
|
|
|
|
|
|
|
0,447 |
ПС-СР |
|
|
|
0,542 |
|
|
|
|
|
|
0,572 |
|
|
|
СЖО-Ц |
0,837 |
|
|
|
|
|
|
0,784 |
|
|
|
|
|
0,315 |
СЖО-П |
0,812 |
|
|
|
|
|
|
0,805 |
|
|
|
|
|
|
СЖО-Р |
0,895 |
|
|
|
|
|
|
0,852 |
|
|
|
|
|
|
СЖО-ЛкЯ |
0,841 |
|
|
|
|
|
|
0,781 |
|
|
|
|
|
|
СЖО-ЛкЖ |
0,856 |
|
|
|
|
|
|
0,843 |
|
|
|
|
|
|
СЖО-ОЖ |
0,976 |
|
|
|
|
|
|
0,953 |
|
|
|
|
|
|
РФЛ-Р |
|
|
0,683 |
|
|
|
|
|
0,698 |
|
|
|
|
|
РФЛ-С |
|
|
0,659 |
|
|
|
|
|
0,719 |
|
|
|
|
|
РФЛ-П |
|
|
0,563 |
|
|
|
|
|
0,603 |
|
|
|
0,440 |
0,309 |
РФЛ-МЛ |
|
|
0,531 |
|
|
|
|
|
0,459 |
|
0,387 |
|
|
-0,400 |
РФЛ-О |
|
|
0,910 |
|
|
|
|
|
0,956 |
|
|
|
|
|
Ц-РС |
|
0,833 |
|
|
|
|
|
|
|
0,689 |
|
|
|
|
Ц-ДУ |
|
0,762 |
|
|
|
|
|
|
|
0,697 |
0,361 |
|
|
|
Ц-Кр |
|
0,643 |
|
0,430 |
|
|
|
|
|
0,651 |
|
|
|
|
Ц-СК |
|
0,723 |
|
|
|
|
|
|
|
0,731 |
|
|
|
|
Ц-Д |
|
0,747 |
|
|
|
|
|
|
|
0,679 |
-0,311 |
|
|
|
Ц-МП |
|
0,515 |
|
-0,721 |
|
|
|
|
|
0,527 |
|
|
|
|
Сф-Прф |
|
0,712 |
|
|
|
|
|
|
|
0,673 |
|
|
|
|
Сф-ОА |
|
0,858 |
|
|
|
|
|
|
|
0,723 |
|
|
|
|
Сф-Х |
|
0,843 |
|
|
|
|
|
|
|
0,747 |
|
|
|
|
Сф-ФА |
|
0,654 |
|
|
|
|
|
|
|
0,828 |
|
|
|
|
ФВ |
5,181 |
5,813 |
2,808 |
2,164 |
2,570 |
1,485 |
2,272 |
5,048 |
2,896 |
5,374 |
3,642 |
2,838 |
1,357 |
1,778 |
ДОД, % |
12,6% |
14,2% |
6,8% |
5,3% |
6,3% |
3,6% |
5,5% |
12,3% |
7,1% |
13,1% |
8,9% |
6,9% |
3,3% |
4,3% |
∑ ОД |
54,4% |
55,9% |
Примечание: Показаны факторные нагрузки по модулю больше 0,3. ФВ - факторный вес, ДОД - доля объясняемой дисперсии, ΣОД - суммарный вклад факторов в дисперсию выборки. Показатели теста САТ: Тс - ориентация во времени, Sav - ценностные ориентации, Ex - гибкость поведения, Fr - сензитивность, Sr - самоуважение, Sa - самопринятие, Nc - представления о природе человека, Sy - синергия, Cog - познавательные потребности, Cr - креативность; показатели теста ОПГ: Ч-З - человек-знак, Ч-Т - человек-техника, Ч-П - человек-природа, Ч-Х - человек-художественный образ, Ч-Ч - человек-человек; показатели теста ПС: М - материальные потребности, Б - потребность в безопасности, О - потребность в общении, У - потребность в уважении, СР - потребность в самореализации; показатели теста СЖО: Ц - цели в жизни, П - жизнь как процесс, Р - результат, ЛкЯ - локус контроля-Я, ЛкЖ - локус контроля-Жизнь, ОЖ - осмысленность жизни; показатели теста РФЛ: Р - ретроспективная рефлексивность, С - ситуативная рефлексивность, П - перспективная рефлексивность, МЛ - межличностная рефлексивность, О - общий показатель рефлексивности; показатели методики МТЖЦ: Ценности (Ц): РС - развитие себя, ДУ - духовное удовлетворение, Кр - креативность, СК - социальные контакты, Д - достижения, МП - материальное положение; Жизненные сферы (Сф): Прф - профессия, ОА - общественная активность, Х - хобби, ФА - физическая активность.
Таблица 2
Факторные нагрузки в группах студентов гуманитарной подготовки (младшей и старшей ступеней обучения)
Показатели тестов |
Студенты младшей ступени обучения гуманитарной подготовки (студенты-МГ, n=104) |
Студенты старшей ступени обучения гуманитарной подготовки (студенты-СГ, n=115) |
||||||||||||
1. Осмысленностьценностейжизни |
2. Социальнаяактивность |
3. Безответственноесамопринятие |
4. Бескорыстнаясамореализация |
5. Ценностьчеловека |
6. Избирательностьобщения |
7. Профессиональ-ные сферы жизни |
1. Осмысленность ценностей жизни |
2. Рефлексивность |
3. Духовная самореализация |
4. Адекватная самооценка |
5. Профессиональ-наядеятельность |
6. Бескорыстнаясамореализация |
7. Социальная активность |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
САТ-Tc |
|
|
0,388 |
|
|
|
0,356 |
0,523 |
|
|
0,368 |
|
|
|
CAT-Sav |
0,415 |
|
|
|
0,682 |
|
|
|
|
|
0,785 |
|
|
|
CAT-Ex |
|
|
0,453 |
|
|
|
|
|
|
|
0,650 |
|
|
|
CAT-Fr |
|
|
|
|
0,551 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CAT-Sr |
0,382 |
|
0,330 |
|
0,495 |
|
|
0,445 |
|
|
0,474 |
|
|
|
CAT-Sa |
|
|
0,547 |
|
|
|
|
|
|
|
0,460 |
|
|
|
CAT-Nc |
0,337 |
|
|
|
0,347 |
|
|
|
|
|
0,557 |
|
|
|
CAT-Sy |
|
|
|
|
0,451 |
|
|
|
|
|
0,423 |
|
|
|
CAT-Cog |
|
|
|
|
0,336 |
|
|
|
|
|
0,409 |
|
|
|
СAT-Cr |
|
|
|
|
0,416 |
|
|
|
|
|
0,479 |
|
0,350 |
|
ОПГ-Ч-З |
|
|
-0,352 |
|
|
|
0,316 |
|
|
|
|
0,829 |
|
|
ОПГ-Ч-Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,758 |
|
|
ОПГ-Ч-П |
|
|
|
|
|
|
0,449 |
|
|
|
|
|
|
|
ОПГ-Ч-Х |
|
|
|
|
0,420 |
|
|
|
|
0,315 |
|
0,457 |
|
|
ОПГ-Ч-Ч |
|
|
|
|
|
|
0,362 |
|
|
|
|
0,431 |
|
|
ПС-М |
|
|
|
-0,867 |
|
|
|
|
|
|
|
|
-0,736 |
|
ПС-Б |
|
|
|
-0,492 |
|
|
|
|
|
|
|
|
-0,512 |
|
ПС-О |
|
|
|
|
|
-0,777 |
|
|
|
|
|
|
0,590 |
|
ПС-У |
|
|
|
|
|
0,467 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПС-СР |
|
|
|
0,848 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,766 |
|
СЖО-Ц |
0,807 |
|
|
|
|
0,308 |
|
0,894 |
|
|
|
|
|
|
СЖО-П |
0,853 |
|
|
|
|
|
|
0,878 |
|
|
|
|
|
|
СЖО-Р |
0,845 |
|
|
|
|
|
|
0,847 |
|
|
|
|
|
|
СЖО-ЛкЯ |
0,824 |
|
|
|
|
|
|
0,832 |
|
|
|
|
|
|
СЖО-ЛкЖ |
0,851 |
|
|
|
|
|
|
0,887 |
|
|
|
|
|
|
СЖО-ОЖ |
0,969 |
|
|
|
|
|
|
0,979 |
|
|
|
|
|
|
РФЛ-Р |
|
|
-0,737 |
|
|
|
|
|
0,779 |
|
|
|
|
|
РФЛ-С |
|
|
-0,724 |
|
|
|
|
|
0,725 |
|
|
|
|
|
РФЛ-П |
|
|
-0,578 |
|
|
|
|
|
0,726 |
|
|
|
|
|
РФЛ-МЛ |
|
|
-0,573 |
|
|
|
|
|
0,747 |
|
|
|
|
|
РФЛ-О |
|
|
-0,915 |
|
|
|
|
|
0,970 |
|
|
|
|
|
Ц-РС |
|
0,604 |
|
|
|
|
|
|
|
0,753 |
|
|
|
|
Ц-ДУ |
|
0,686 |
|
|
|
|
|
|
|
0,795 |
|
|
|
|
Ц-Кр |
|
0,540 |
|
0,370 |
|
|
|
|
|
0,730 |
|
|
|
|
Ц-СК |
|
0,684 |
|
|
|
|
|
|
|
0,595 |
|
|
|
0,352 |
Ц-Д |
|
0,639 |
|
|
|
|
|
|
|
0,592 |
|
|
|
0,509 |
Ц-МП |
|
0,520 |
|
-0,310 |
|
|
-0,367 |
|
|
|
|
|
|
0,553 |
Сф-Прф |
|
0,724 |
|
|
|
|
|
|
|
0,517 |
|
|
|
0,321 |
Сф-ОА |
|
0,762 |
|
|
|
|
|
|
|
0,687 |
|
|
|
0,456 |
Сф-Х |
|
0,719 |
|
|
|
|
|
|
|
0,628 |
|
|
|
|
Сф-ФА |
|
0,444 |
|
|
|
|
0,427 |
|
|
0,572 |
|
|
|
|
ФВ |
5,489 |
4,496 |
3,753 |
2,399 |
2,452 |
1,504 |
1,622 |
5,706 |
3,559 |
4,237 |
2,998 |
1,924 |
2,131 |
1,510 |
ДОД, % |
13,4% |
11,0% |
9,2% |
5,9% |
6,0% |
3,7% |
4,0% |
13,9% |
8,7% |
10,3% |
7,3% |
4,7% |
5,2% |
3,7% |
∑ ОД |
53,0% |
53,8% |
Примечание: см. примечание к табл. 1.
Результаты факторного анализа показали ведущую роль факторов «Осмысленность ценностей жизни», «Социальная активность» во всех четырех группах студентов, что характеризует их как осмысленно проживающих период своего профессионального становления в вузе и как активных, ориентированных на взаимодействие с другими людьми. Данные факторы в целом характеризуют субъектную позицию профессионального самоопределения студентов университета.
Фактор «Осмысленность ценностей жизни» определяется смысложизненными ориентациями студентов и в большей степени характерен для студентов гуманитарной подготовки (ДОД-МГ=13,4 %, ДОД-СГ=13,9 %, ДОД-МТ=12,6 %, ДОД-СТ=12,3 %), в частности для студентов старшей ступени обучения. Можно предположить, что гуманитарное образование, имеющее социально-проблемную ориентацию и исключающее готовые и точные схемы-ответы на вопросы в сфере человеческих отношений, морали, свободы и ответственности, в бόльшей степени способствует осмыслению жизни, чем техническая направленность обучения.
Именно осмысленность жизни, с позиции некоторых авторов [1, 2, 6], является одной из значимых характеристик человека как субъекта. Нахождение студентами для себя смыслов в своей будущей профессии в процессе обучения во многом обеспечивает формирование и становление молодых специалистов как субъектов профессиональной деятельности.
Также стоит отметить тот факт, что многими авторами категория «субъект» определяется через самоактуализационные характеристики [4, 5]. В ценностно-смысловой концепции самоактуализации Е.Ф. Ященко фактор «Осмысленность жизни», близкий по содержанию с выявленным нами фактором «Осмысленность ценностей жизни», выступает как один из интегральных и универсальных критериев самоактуализации у студентов университета [7].
Содержание фактора «Социальная активность» определяется различными социальными сферами жизни студентов: общественной активности, профессиональной жизни, увлечений, физической активности, - в которых они реализуют гуманистические ценности: личностного роста, духовного удовлетворения, активных социальных контактов, креативности, достижений.
В бόльшей степени данный фактор выражен у студентов технической подготовки (ДОД-МТ=12,6 %, ДОД-СТ=12,3 %, ДОД-МГ=11,0 %, ДОД-СГ=3,7 %). Полученные результаты соответствуют описанным нами ранее результатам [3], показавшим, что доминирующим типом профессиональной деятельности у студентов технической подготовки (младшей и старшей ступеней обучения) является «Человек-Человек», который не соответствует направленности их профессиональной подготовки. Это может являться своеобразным отражением их запросов в рамках профессиональной подготовки, которая характеризуется алгоритмизированностью и точностью, свойственной техническому образованию.
В то же время наименее значимым фактором для студентов гуманитарной подготовки, обучающихся на завершающем этапе обучения, является фактор «Социальная активность». Данный результат также соотносится с полученными ранее результатами [3], показавшими, что у студентов данной группы в структуре профессионального самоопределения отсутствует тип профессий «Человек-Человек». Анализируя переменные, составляющие данный фактор, стоит отметить, что социальная активность у этих студентов предполагает достижение определенных результатов и материального благосостояния в профессиональной деятельности, связанной с социальными коммуникациями. В отличие от студентов гуманитарных специальностей старшей ступени обучения одной из отличительных особенностей студентов гуманитарной подготовки младшей ступени является наличие в структуре их профессионального самоопределения фактора «Ценность человека» ДОД-МГ=6,0 %.
Помимо факторов, общих для всей выборки исследования, также были определены факторы, описывающие субъектную позицию профессионального самоопределения разных групп студентов.
Сравнительный анализ результатов факторного анализа у студентов младшей ступени обучения технической и гуманитарной подготовок показал, что общими для них являются факторы «Бескорыстная самореализация» (ДОД-МТ=5,3 %, ДОД-МГ=5,9 %) и «Ценность человека» (ДОД-МТ=5,5 %, ДОД-МГ=6,0 %). Таким образом, студенты младшей ступени обучения в процессе профессионального самоопределения характеризуются смелостью реализации своего потенциала и творческих способностей, сопровождающейся игнорированием материального достатка и восприятием человека как ценности.
У студентов старшей ступени обучения технической и гуманитарной подготовок так же, как и у студентов технической подготовки (младшей и старшей ступени обучения), общими факторами являются «Рефлексивность» (ДОД-СГ=8,7 %, ДОД-СТ=7,1 %, ДОД-МТ=6,8 %) и «Адекватная самооценка» (ДОД-СГ=7,3 %, ДОД-СТ=6,9 %, ДОД-МТ=6,3 %). Данные факторы показывают, что студентам данных групп свойственна всесторонняя рефлексия, адекватное восприятие себя в изменяющихся условиях, характеризующееся гибкостью поведения.
Для студентов гуманитарной подготовки младшей и старшей ступеней обучения общим является фактор «Бескорыстная самореализация» (ДОД-МГ=5,9 %, ДОД-СГ=5,2 %), что характеризует их потребность в самореализации, смелость в выражении себя.
Факторы «Рефлексивность», «Адекватная самооценка» в совокупности с факторами «Осмысленность ценностей жизни», «Социальная активность» в целом характеризуют студентов старшей ступени обучения и студентов технической подготовки как субъектов. Но являются ли они субъектами именно своей будущей профессиональной деятельности, формируется ли у них субъектная позиция по отношению к профессиональной деятельности в процессе обучения? Мы пытались ответить на данные вопросы в нашем исследовании.
Также в рамках данного исследования были определены специфические факторы, характеризующие особенности каждой группы студентов.
Для студентов-МТ отличительным фактором является фактор «Творческая смелость» (ДОД=3,6 %). Они не боятся проявлять свою творческую направленность, взаимодействуя с другими людьми, стремятся развивать свои способности, ожидая признания окружающих.
У студентов-МГ специфическими являются факторы «Безответственное самопринятие» (ДОД=5,9 %), «Профессиональные сферы жизни» (ДОД=4,0 %), «Избирательность общения» (ДОД=3,7 %). Студенты данной группы принимают и уважают себя, реализуя свои ценности при взаимодействии с окружающими, не анализируя свои достоинства и недостатки, достижения и ошибки, свое поведение в различных ситуациях, однако общение, в котором их будут признавать и уважать, является для них осмысленной целью жизни. Они ориентированы на разнообразные сферы жизни, которые соотносятся с гуманитарной направленностью их профессиональной подготовки.
К специфическим факторам, характеризующим студентов-СТ, относятся следующие: «Ценность профессиональной самореализации» (ДОД=8,9 %), «Профессиональное признание» (ДОД=4,3 %), «Жизненные планы» (ДОД=3,3 %). Для студентов данной группы ценными являются такие виды деятельности в их будущей профессии, в которых они видят возможность свободной самореализации, осознанного межличностного общения. Им свойственно рефлексировать свои жизненные перспективы и строить планы на будущее.
Отличительными факторами у студентов-СТ являются «Духовная самореализация» (ДОД=10,3 %), «Профессиональная деятельность» (ДОД=4,7 %). Студенты данной группы стремятся раскрыть себя, реализуя гуманистические ценности, но при этом их профессиональная деятельность не связана с реализацией этих ценностей, так же, как и с их смыслами жизни и с возможностью самоактуализации. Данный результат говорит о том, что для студентов гуманитарной подготовки на завершающем этапе обучения профессиональная деятельность не связана с личностным ростом и самореализацией. Эти процессы идут параллельно.
Выводы
В результате исследования были определены общие факторы субъектной позиции профессионального самоопределения студентов университета: «Осмысленность ценностей жизни», «Социальная активность». Установлены специфические факторы, характеризующие СППСО студентов. Было выявлено, что студенты младшей ступени обучения стремятся к самореализации, сопровождающейся игнорированием материального достатка, человек является для них значимой ценностью. Студентам старшей ступени обучения в равной степени, как и студентам технических специальностей, свойственны рефлексивность и адекватное восприятие себя в изменяющихся условиях общества. Студенты гуманитарных специальностей в целом характеризуются бескорыстной самореализацией.
Рецензенты:Чумаков М.В., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой психологии развития и возрастной психологии, ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курган;
Абдуллин А.Г., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологической диагностики и консультирования, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Менщикова И.А., Ященко Е.Ф. ФАКТОРЫ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12409 (дата обращения: 19.05.2024).