Образование, являясь основным инструментом развития личности в современных условиях, должно отвечать новым требованиям по формированию новых компетентностных качеств личности и развитию заложенного в ней потенциала.
Достижение практической цели обучения иностранному языку в контексте реализации компетентностного подхода обуславливает актуальность проблематики формирования коммуникативной компетенции, которая интерпретируется как способность студента самостоятельно создавать коммуникативный продукт посредством свободного использования языковых средств при решении коммуникативной задачи и готовности отступать от шаблонов речи. Указанная готовность коррелирует с креативным аспектом деятельности.
В современной образовательной парадигме не только развитие и совершенствование, но и сам процесс формирования компетенций должен опираться, с одной стороны, на личностный потенциал студента, его учебный опыт, а с другой - на дидактический потенциал собственно приёмов обучения. Проявление его новых граней является закономерным следствием целенаправленных научно-педагогических поисков. Например, формирование коммуникативной компетенции может осуществляться с учётом её потенциала креативного аспекта деятельности, важного для становления креативной личности, востребованной современным обществом.
Цель исследования
Цель заключается в том, чтобы обосновать концептуальную идею о том, что креативный аспект деятельности студентов становится неотъемлемым базисом формирования креативно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей самостоятельное и нешаблонное создание студентами речевого продукта как результат решения коммуникативной задачи в процессе изучения иностранного языка в вузе.
Материал и методы исследования
В качестве материала исследования привлекались публикации последнего десятилетия, в которых проблематика креативности получила научно-практическое и теоретико-методическое обоснование, а также данные контент-анализа научных работ диссертационного характера. Их систематизация и интерпретация осуществлялись в контексте герменевтического подхода, что позволило уточнить сущность нового явления - креативно-коммуникативной компетенции. Под креативно-коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность знаний, формирующих представление обучающегося о явлении креативности, как о продукте и процессе речевой деятельности; совокупность навыков, умений, личностных качеств и готовность к решению коммуникативных задач на основе креативного аспекта деятельности.
Принимая во внимание вектор креативности в развитии коммуникативной компетенции, при организации учебного процесса по иностранному языку в вузе необходимо обеспечить актуализацию явления креативности как процесса, продукта и личностного качества студента. Это коррелирует с представлением о блочной структуре компетенции, которая, по мнению И.А. Зимней, может быть представлена совокупностью таких компонентов, как знания, умения, качества, опыт, способности, составляющих содержание компетенций. Для обоснования сущности креативно-коммуникативной компетенции было необходимо уточнить количество блоков и определить их содержание, конкретизировать структурные компоненты и показать их специфику. Методологической опорой при решении этой задачи выступили идеи и научные достижения исследователей явления креативности в общении и социальных групповых взаимодействиях (С.Ю. Канн, В.А. Кан-Калик, Н.А. Тюрьмина, Т.Ю. Осипова, А.А. Попель и другие), которые затем были интерпретированы в контексте методики обучения иностранным языкам.
В структуре содержания креативно-коммуникативной компетенции целесообразно выделить четыре блока: когнитивный блок включает комплекс знаний и представлений о феномене креативности; функциональный блок представлен совокупностью соответствующих навыков и умений; личностный блок отражает те качества студента, которые необходимы для формирования данной компетенции и коррелируют с типологическими качествами креативной личности; оценочный блок содержит инструменты, обеспечивающие рефлексию и позволяющие студенту оценивать самопроцессы, способствующие овладению им иностранным языком. Кратко содержание каждого блока можно охарактеризовать следующим образом.
Когнитивный блок креативно-коммуникативной компетенции включает:
- знания о сущности явления креативности, о способах его проявления, о его имманентных свойствах и первоисточниках, о свойствах и характеристиках креативной личности;
- представления о возможности применять явление креативности в конкретных видах речевой деятельности, о возможных результатах использования явления креативности в процессе изучения иностранного языка, о сущности самопроцессов (саморазвитие, саморефлексия, самокритика и т.д.);
- понимание явления креативности как механизма развития самопроцессов;
- принятие необходимости собственной продуктивной деятельности при изучении иностранного языка и развития креативных качеств своей личности;
- признание явления креативности как важного средства в достижении цели практического пользования иностранным языком как средством общения.
В содержание функционального блока креативно-коммуникативной компетенции входят следующие навыки и умения:
- навык контекстуализации при использовании нового языкового материала;
- компенсаторные навыки (замена отдельного неизвестного языкового элемента на известный студенту) и умения (замена студентом непонятного ему контекста другим контекстом);
- аналитические умения - умение анализировать коммуникативную ситуацию и ориентироваться в ней); умение анализировать варианты решения коммуникативной задачи и процесс её решения; умение анализировать полученные как положительные, так и отрицательные результаты, причины допущенных ошибок;
- умение организовывать и поддерживать общение на занятии по иностранному языку;
- умение «поливариантности» - варьировать идеи (инициативная речь), продуцировать разные варианты решения одной коммуникативной задачи.
Личностный блок в содержании креативно-коммуникативной компетенции может быть представлен компонентами, которые отражают качества, необходимые студенту для успешного формирования данной компетенции. Наряду с такими общепризнанными качествами, как любознательность, настойчивость, целенаправленность, оптимизм, также необходимы:
- открытость - это качество интерпретируется как восприимчивость студента к новому и необычному, на её основе формируется готовность к созданию нового речевого продукта средствами иностранного языка. В психолого-педагогических науках указывается на важность качества «открытости» по отношению к новому опыту и нестандартным способам деятельности. Некоторые исследователи отмечают, что это качество также необходимо при формировании готовности субъектов образования к инновационной деятельности;
- самостоятельность как личностное качество, с одной стороны, интерпретируется во взаимосвязи с видом учебной деятельности, предусмотренной нормативными документами (самостоятельная работа студентов), с другой стороны, как «независимость», которую проявляет студент при создании своего речевого продукта, отказываясь от общеупотребительных шаблонов и стереотипов речевого поведения в общении;
- гибкость и свобода мышления позволяют решать коммуникативную задачу, опираясь на независимость своих суждений и умение приспосабливаться к учебной ситуации как внешне (языковые средства), так и внутренне (мотивация). В процессе овладения иностранным языком это выражается через вербализированные формы «воображения» и «фантазии» студентов, что придаёт оригинальность речевому продукту как в плане формы, так и содержания;
- инициативность как личностное качество студента не только способствует реализации «инициативной речи» в учебном процессе по иностранному языку, но и обусловливает его активность и энергичность в отношении поисково-преобразовательной деятельности, необходимой для создания креативного продукта.
На основе перечисленных выше качеств развивается ряд способностей, которые непосредственно входят в содержание данного блока: способность к оригинальности и новизне в процессе коммуникации; способность к нестандартному решению коммуникативных задач; способность к поисково-преобразовательной деятельности на материале иностранного языка; способность к адекватному восприятию критики; способность к коммуникативному воображению (С.В. Павлова), то есть способность, позволяющая моделировать и предсказывать коммуникативные процессы, возможные коммуникативные трудности и проблемы на основе обратной связи и саморефлексии.
Оценочный блок в содержании креативно-коммуникативной компетенции ориентирован на самопроцессы, поэтому его компоненты связаны с оценкой студентом самопроцессов, способствующих овладению им иностранным языком:
- рефлексия результатов деятельности как мотивационный инструмент её реализации и совершенствования;
- саморефлексия как оценка собственного коммуникативного опыта, полученных результатов, достижений, ошибок и понимание возникающих трудностей в процессе коммуникации; как инструмент более прочного овладения новым языковым материалом за счет присвоения студентами нового опыта по его применению на практике;
- самокритика как инструмент преодоления трудностей в процессе решения коммуникативной задачи;
- способность к саморазвитию в контексте активного взаимодействия с партнёрами по общению.
Предложенное выше описание четырёх структурных блоков креативно-коммуникативной компетенции формирует определённое представление о феномене указанного вида компетенции. Однако для практики преподавания иностранного языка также важным является определение индикаторов сформированности каждой конкретной компетенции. Индикаторы связаны с количественными и качественными параметрами продуцируемого студентами речевого продукта. Как указывалось выше, формирование креативно-коммуникативной компетенции в учебном процессе по иностранному языку обеспечивает взаимосвязную актуализацию явления креативности как процесса, продукта и качества личности. Поэтому в первую очередь целесообразно обратиться к индикаторам, характеризующим качественные параметры речевого продукта.
Индикаторы, в целом, можно распределить на две группы: универсальные и дифференцированные. Универсальные индикаторы сформированности креативно-коммуникативной компетенции характеризуют речевой продукт независимо от устной или письменной формы продуктивного вида речевой деятельности на иностранном языке. Дифференцированные индикаторы, соответственно, относятся только к одной - устной или письменной - форме речевой деятельности. В рамках настоящей статьи целесообразно обратиться к универсальным индикаторам, которые были выявлены на основе теоретико-методического исследования содержательного аспекта креативно-коммуникативной компетенции и апробированы в процессе экспериментальной проверки разработанной методики её формирования.
К индикаторами сформированности креативно-коммуникативной компетенции относятся не только навыки, умения, способности, качества личности, которые представлены в блочной структуре компетенции, но и критерии оценки выполнения упражнений, предназначенных для формирования креативно-коммуникативной компетенции. К числу универсальных индикаторов относятся:
- внутренняя мотивация студентов к реализации креативного аспекта в своём речевом продукте. Этот индикатор проявляется как наличие либо отсутствие реакции на задание к упражнению, например согласие студента или его отказ от выполнения предложенного упражнения креативного характера. Креативный аспект актуализируется в речи студентов только тогда, когда именно им принадлежит инициатива, в основе которой понимание сущности феномена креативности и признание его необходимости при создании собственного речевого продукта;
- оригинальность, нетипичность раскрытия темы, отказ от шаблонов и образцов, «собственное креативное» использование языковых средств;
- выражение своего «я» посредством формулирования собственного мнения, отношения, оценки, положительной критики. Наличие вербализации эмоционального отношения к проблеме как предмету речи следует считать важным параметром, характеризующим креативный аспект речевой деятельности студентов в процессе изучения ими иностранного языка;
- качество языкового материала, использованного при создании речевого продукта - разнообразие лексико-грамматического материала и стилистических средств, языковая грамотность. При этом от студентов не требуется стремление к «идеальной» языковой грамотности, так как отказ от речевых стереотипов (характерологическое свойство феномена креативности) предполагает некоторое отступление от общепринятой нормы, поэтому главным является отсутствие ошибок, нарушающих коммуникацию и препятствующих пониманию смысла текста как формы речевого продукта;
- продуцируемый текст характеризуется композиционной завершенностью, то есть присутствуют вступление, основная часть, заключение и их логическая взаимосвязь;
- поливариантность ответов при выполнении одного задания;
- компенсаторные навыки (замена неизвестных слов, использование объяснения, описания при выражении собственных мыслей и недостаточности словарного запаса, собственная метафоричность слов и т.д.);
- самостоятельность выполнения задания, рефлексия и саморефлексия после выполнения задания.
Индикаторы, характеризующие количественные параметры сформированности креативно-коммуникативной компетенции, с одной стороны, связаны с языковым аспектом речевого продукта, поэтому коррелируют с требованиями, предъявляемыми соответствующей программой. Наблюдения за педагогическим процессом показывают, что при оценке качества языкового аспекта существует два направления: учёт количества допущенных ошибок как основа для некоторых «санкций» или учёт только правильных предложений. На их основе определяются критерии оценки сформированности креативно-коммуникативной компетенции студентов. С другой стороны, для рассматриваемой компетенции важен временной параметр - отрезок времени, за который происходит выполнение задания. Однако в этом случае должен соблюдаться дифференцированный подход в зависимости от формы (устной или письменной) речевой деятельности и её цели.
Выводы
Таким образом, в современном обществе востребована компетентная личность, способная к творческой деятельности, к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, к образованию на протяжении всей жизни. В достижении практической цели овладения иностранным языком в контексте компетентностного подхода ключевая роль принадлежит коммуникативной компетенции, результирующим продуктом которой выступает успешное решение студентом коммуникативной задачи, созданный им речевой продукт.
Глобализационные процессы в сфере образования (Болонский процесс, создание международной образовательной среды, развитие академической и профессиональной мобильности в образовательной сфере и др.) повышают роль языковой подготовки и обуславливают повышение роли коммуникативной компетенции и поиска путей её совершенствования и развития. Реализация креативного аспекта речевой деятельности основывается на актуализации принципа новизны, одним из ключевых механизмов осуществления которого является креативность, отражённая в процессе и продукте деятельности, а также как личностная характеристика студента, что обосновывает актуальность креативно-коммуникативной компетенции. Индикаторы её сформированности выступают ориентирами при разработке методики формирования креативно-коммуникативной компетенции применительно к конкретным условиям учебного процесса по иностранному языку.
Рецензенты:
Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, кафедра инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;
Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.