Физическая культура как сфера социальной деятельности человека направленна на укрепление не только его здоровья, но также на развитие психофизических способностей в процессе выполнения осознанной двигательной активности [1, 2]. Она играет весомую роль в повышении умственной рабоспособности, а также увеличении продолжительности жизни и снижении смертности населения страны [4, 5]. Формирование у молодежи понимания ценностного отношения к физической культуре является важнейшей задачей и инструментом реализации стратегий развития не только индивида, но и целой страны, как залог здорового и гармоничного развитого общества в России.
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления личности о желаемом. В формировании определенных ценностей проявляется единство физического, психического и социального развития личности [9, 10]. Ценности по качественному критерию могут быть представлены как: материальные, физические, социально-психологические, культурные.
Известно, что личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, его двигательными возможностями, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью. Вследствие снижения у молодежи интереса к занятиям физической культурой и уменьшением объема двигательной активности, связанной с унитарностью педагогического процесса и организационных условий его реализации на занятиях, сложилась негативная тенденция к утрате личностного смысла и интереса к учебным занятиям по физическому воспитанию в вузе. Так, более 46 % опрошенных студентов вузов страны в качестве объективных причин нежелания посещать академические занятия по физической культуре указывают на чрезмерную дидактичность учебного процесса и автократичный стиль управленческой деятельности преподавателя, перегруженность спортивных залов, использование морального устаревшего и изношенного спортивного оборудования, игнорирование их индивидуальных физических и психофизиологических особенностей [3].
Все вышеизложенные факты не только подтверждают актуальность исследования, но и представляются особенно важными в формировании единого комплекса по поддержанию здоровья студенческой молодежи с использованием средств и методов физической культуры [6, 7]. Изучение вопроса, связанного с приоритетом ценностей физической культуры среди студенток-девушек, представляется особенно важным для повышения их мотивационного компонента к необходимости увеличения двигательной деятельности. Можно предположить, что повышение мотивации студенческой молодежи к занятиям физической культурой могут привести к приросту показателей физического здоровья, в том числе – их физической подготовленности. В случае недостаточной мотивации к двигательной активности можно предположить ухудшение характеристик их физической кондиции.
Управление мотивационными качествами студентов к физической активности позволяют эффективно использовать средства и методы физической культуры не только на учебных занятиях по дисциплине образовательного цикла, но и при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой [1, 8].
Цель исследования. Определить взаимосвязь между отношениями к ценностям физической культуры и физической подготовленностью у студенток технического вуза за время их обучения на разных курсах.
Организация исследования. В исследовании участвовало 453 студентки (1–4 курс) технического направления Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). Из них 127 первокурсниц; 140 второкурсниц; 71 третьекурсниц и 115 студенток 4 курса. Занятия физической культурой, длительностью 90 мин каждое, проводились на 1–2 курсах обучения 2 раза в неделю, на 3–4 курсах 1 раз в неделю. Студентки по состоянию здоровья были отнесены к I-ой функциональной группе (основная медицинская группа здоровья). Анкета по оценке отношения студенток к ценностям физической культуры включала 7 вопросов, на которые предлагалось два однозначных варианта ответа «Да» и «Нет».
Для оценки основных двигательных качеств студенток использовались тесты: на скоростную выносливость и ловкость («Челночный бег 10 раз х 5 м», с); тест на быстроту («Бег 20 м с хода», с); на скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища («Подъем туловища из положения лежа», кол-во раз за 30 с); тесты на силу и силовую выносливость мышц верхнего плечевого пояса («Вис на перекладине», с и «Отжимание», количество раз); тест на динамическую силу мышц нижних конечностей («Прыжок в длину с места», см); тест на активную гибкость позвоночника и тазобедренных суставов («Наклон вперед из положения сидя», см) и тест на общую выносливость («Бег 1000 м», мин/с).
Использовались параметрические методы обработки материала, с учетом нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков на всех курсах обучения. Рассчитывалось среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартная ошибка (m). Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Различия между значениями показателей при уровне Р<0,05 считали статистически значимым.
Исследование было выполнено в соответствии с принципами Хельсинской Декларации (2008). Все обследуемые были проинформированы о характере и цели исследования, дали письменное согласие на участие в нем.
Результаты исследования. Анализ результатов опроса студенток показал, что на первый вопрос «Нравятся ли Вам занятия физической культурой в нашем вузе?» положительно ответили 92,1 % девушек первого курса, по 100 % второго и третьего курсов. Среди четверокурсниц положительно ответили только 82,6 % опрошенных (рис.1), что, по нашему мнению, связано с переходом на одноразовые занятия в неделю физической культурой на старшем курсе обучения в университете, что снижает интерес студенток к обучению данной дисциплины.
Рис. 1. Динамика положительного отношения студенток к ценностям физической культуры (%)
На второй вопрос «Соответствие физической культуры вашему эстетическому вкусу» на первых трёх курсах обучения ответили «Да» 80,3; 76,4 и 76,0 % студенток (соответственно), однако, к четвертому курсу количество положительных ответов снижается – до 62,6 %.
Ответы на третий вопрос «Значимость данной дисциплины для студентов» показал высокие результаты ответов «Да» на 1–3 курсах. Первый курс – 84,0 % студенток, на 2 курсе – 76,1 % и на третьем – 100 %. Снижение количества студенток, давших положительный ответ на этот вопрос, на четвертом курсе снизилось до – 75,3 %. Такой результат опроса студентов, по-видимому, объясняется переориентированием значимости предмета «Физическая культура» на другие дисциплины, защиту выпускной квалификационной работы и на возможность зарекомендовать себя в вузе как хорошего будущего специалиста.
На четвертый вопрос «Необходима ли данная дисциплина для общества?» наибольшее количество положительных ответов зарегистрировано на 2 курсе обучения – 93,5 %. К 3-му курсу характеристика этого показателя снижается до 83,0 % , а к четвертому – до 74,7 %.
Динамика изменения ответов на пятый вопрос «Обогащаетесь ли вы духовно от данной дисциплины?» представляет кривую (рис.1), имеющую пики подъема и снижения. Так, на 1 курсе ответили «Да» 68,5 % респондендов, на 2 курсе – 100 %, на третьем курсе отмечается значительное снижение положительных ответов до 47,9 % с последующим подъемом к 4 курсу до 69,5 %.
На вопрос «Развивают ли занятия физической культурой ваши познавательные способности?» девушки второго и третьего курсов ответили «Да» лишь в 7,85 % и 15,49 % случаев, соответственно. Однако к четвертому курсу на поставленный вопрос положительно ответили более половины респондентов (56,5 %).
На последний вопрос анкеты «Значим ли данный предмет для коллектива?» дали положительный ответ 72,4 % первокурсниц, на 2 и 3 курсах – 100 % и значительное снижение (в 1,7 раза) числа положительных ответов у студенток 4 курса – 58,2 %. По-видимому, такие результаты характерны только для студенток-девушек 2–3 курсов и могут объясняться тем, что у них занятия в основной медицинской группе здоровья проводились с использованием технологий фитнес-аэробики и подготовкой к командным выступлениям на фестивале «Мир движений», проводимом ежегодно среди студенток третьих курсов ИРНИТУ.
В ходе тестирования физической подготовленности студенток 1–4 курсов получены результаты, которые представлены таблице.
Физическая подготовленность студенток на разных курсах обучения в вузе (М±m)
Тесты оценки физической подготовленности |
Курсы обучения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Бег20 м с хода |
3,33±0,02 |
3,36±0,02 |
3,36±0,02 |
3,52±0,03 |
Челночный бег 10х5 |
19,37±0,05 |
19,56±0,06 |
19,64±0,07 |
20,74±0,09 |
Бег 1000 м |
5:04±0:4 |
5:06±0:5 |
5:19±0:7 |
5:30±0:9 |
Вис |
7,2±0,8 |
7,5±0,9 |
7,2±0,8 |
6,6±0,6 |
Отжимание |
34,8±1,1 |
35,4±1,0 |
29,1±0,8 |
27,7±0,7 |
Подъем туловища за 30 из положения лежа |
21,7±1,1 |
26,6±1,4 |
23,7±1,3 |
22,2±1,2 |
Наклон вперед из положения сидя |
14,3±0,9 |
14,8±1,0 |
17,9±1,1 |
14,2±0,8 |
Прыжок в длину с места |
164,8±6,5 |
164,5±6,4 |
175,8±7,1 |
163,6±6,3 |
Из приведённых данных следует, что результаты физической подготовленности студенток, связанные с двигательным качеством «Быстрота» (тест «Бег 20 м с хода»), имеют отрицательную динамику в течение всего периода обучения в вузе. В данном тесте значение показателя ухудшается ко второму курсу на 0,03 с и до третьего остаётся неизменным, после чего вновь снижается ещё на 0,16 с (Р<00,5). Достоверно значимое ухудшение результатов в тесте «Бег 20 м с хода» происходит на 4-ом курсе (3,52±0,03 с).
Достоверное ухудшение (Р<00,5) результата скоростной выносливости и ловкости студенток («Челночный бег 10 х 5 м») на 1,37 секунды с 19,37±0,05с (1 курс) до 20,74±0,09 (4 курс) указывает на отрицательную динамику в данном тесте на протяжении всего процесса обучения в вузе.
Исследование показало, что результаты теста «Бег на 1000 м», которые отражают уровень выносливости, зависят не только от технической подготовленности студенток, но и степени их мотивированности к выполнению теста, т.е. уровня проявления волевых качеств. Ухудшение результатов в тесте «Бег на 1000 м» на 16,0 с наблюдается также к 4-му курсу обучения в сравнении с 1 курсом. Предполагаем, это связано со снижением мотивации девушек к занятиям физической культурой аэробной направленности, как на учебных занятиях, так и самостоятельного выполнения двигательных нагрузок вне учебного времени.
Вместе с тем характеристики показателей двигательного качества «Сила» в тестах «Вис», «Отжимание», «Подъем туловища» имеют положительную динамику, а наивысшие значения регистрируются у студенток 2-го курса обучения. В дальнейшем установлено значительное снижение результатов этого теста к 4-му курсу, что можно объяснить переходом на одноразовые в неделю занятия физической культурой и, соответственно, уменьшением объема физических нагрузок. На рис. 2 приведен пример динамики изменения характеристики показателя силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса в тесте «Подъем туловища за 30 с» у студенток 1–4 курсов обучения.
Как видно из рис. 2, наибольший показатель силы мышц брюшного пресса отмечен у студенток 2 курса (26,6 раза), к третьему курсу он снижается до 23,7, а к 4-му до 22,2 раза.
Рис. 2. Динамика изменения характеристики показателя силы мышц брюшного пресса в тесте «Подъем туловища за 30 с»
На третьем курсе обучения, согласно образовательной программе вуза, силовые нагрузки уменьшаются, студентки переходят к занятиям аэробикой и самостоятельной подготовке к уже выше упомянутому ежегодному фестивалю по фитнес-аэробике «Мир движений». В ходе подготовки к фестивалю девушки уделяют больше внимания упражнениям, направленным на увеличение гибкости и повышение подвижности в суставах опорно-двигательного аппарата, чем силовым и аэробным нагрузкам. Этот факт находит отражение в позитивных результатах испытания в тесте «Наклон вперед». Так, к 3 курсу результат в данном тесте возрастает с 14,3±0,9 см (1 курс) до 17,9±1,1 см (3 курс, Р<00,5) и снижается на четвёртом курсе обучения до 14,2±0,8 см (Р <00,5).
Другое испытание двигательных качеств – «Прыжок в длину с места» – показывает улучшение результата к третьему курсу и ухудшение на четвёртом курсе обучения в вузе. Так, у первокурсниц значение показателя составило 164,8±6,5см, на 3 курсе – 175,8±7,1 см, а на 4 курсе – 163,6±6,3 см (Р<00,5).
Выводы. Динамика интереса студенток ИРНИТУ к физической культуре показывает прирост положительных ответов на вопросы анкеты при опросе их на тему мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и подтверждает популярность данной дисциплины среди девушек на протяжении первых трёх курсов обучения. К четвертому курсу обучения в вузе наблюдается снижение положительных ответов на большинство поставленных вопросов анкеты, связанных с ценностями физической культуры. Это, по нашему мнению, можно объяснить с утратой интереса к дисциплине «Физическая культура» в связи с переориентированием студентов к учебной деятельности по основным дисциплинам будущей профессии.
У студенток технического вуза Прибайкалья установлено отсутствие положительной динамики в развитии скоростных качеств к периоду окончания вуза. Об этом свидетельствуют низкие характеристики в тестах «Бег 20 м с хода» и «Челночный бег 10 х 5 м». Не установлено улучшения результатов теста на выносливость. Так, в тесте «Бег 1000 м» не отмечено положительной динамики на всех 4-х курсах обучения студенток в техническом вузе.
В тестах, характеризующих силовые качества (тесты «Вис», «Подъем туловища» и «Отжимание») отмечается улучшение значения показателей у студенток ко 2-му курсу обучения. У студенток 3 курса, при переходе на одноразовые в неделю занятия физической культурой, отмечается ухудшение силовых характеристик девушек. На 4 курсе, на фоне снижения процента положительных ответов анкеты, у студенток отмечаются и самые низкие значения в тестах, характеризующих силовые качества. Аналогичная динамика показателей отмечается у них в тестах «Прыжок в длину с места» и «Наклон вперед».
С учетом выявленных особенностей динамики ответов анкеты о мотивационно- ценностном отношении студенток к физической культуре, необходимо усиление теоретической подготовки студенческой молодежи по данной дисциплине. Недостаток двигательной активности студенток рекомендовано компенсировать путем внедрения управляемых самостоятельных форм и методов занятий физическими упражнениями.