Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF A MODEL OF SOCIO-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER

Barbolin A.A. 1 Kulikova L.G. 2 Tyrina M.P. 1
1 Altai State University
2 Altai State Pedagogical University
The article proposes a model of social and pedagogical competence of a future teacher. Socio-pedagogical competence is one of the most important components of a teacher's professional competence, as it determines the effectiveness of his activities and interaction with students and society. The research methods were the analysis of scientific and methodological literature, modeling. The socio-pedagogical competence of the future teacher is considered as an integrative quality of the teacher's personality, which includes knowledge, skills, values, personal qualities that ensure the constructiveness and effectiveness of interpersonal interaction in pedagogical activity. This concept includes the presence of a set of theoretical knowledge, possession of the means of professional pedagogical interaction, the ability to develop and correct a line of behavior in the process of pedagogical activity, the ability to analyze social and pedagogical conditions affecting the educational process. The main components of the socio-pedagogical competence of a future teacher have been determined: knowledge, practical, value and behavioral components. The relationship of these components is shown. The emphasis is on the indicators of the level of formation of the socio-pedagogical competence of the future teacher. Based on the results of the study, a model of social and pedagogical competence of a future teacher has been developed and a methodology for determining the levels of its formation for each of the criteria is proposed. This approach is to identify the strengths of the teacher (what has already been formed) and growth zones (what can be improved or is just about to be formed).
social and pedagogical competence
integrative quality
social and educational activities
social and educational training

Современный контекст образовательной среды предъявляет новые требования к профессиональной компетентности будущих педагогов. Образовательное пространство значительно расширилось, сформировалась потребность в педагогах, способных проектировать развивающуюся социокультурную среду. В системе высшего образования реализуется компетентностный подход как необходимое условие формирования высококвалифицированного специалиста. В связи с этим наиболее актуальным является вопрос о профессиональной компетентности будущих педагогов.

Одним из важнейших компонентов профессиональной компетентности будущих педагогов являются социально-педагогическая компетентность (далее СПК), определяющая результативность совместной деятельности субъектов, развитие личности обучающихся и ее индивидуальных характеристик, интеграцию в социум, социализацию личности, результативность социально-педагогического взаимодействия.

Целью исследования является разработка модели социально-педагогической компетентности будущего педагога.

Материал и методы исследования

Методами исследования выступают анализ научно-педагогической литературы, моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучению сущности профессиональной компетентности уделяется внимание в работах Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.А.Солянкиной, Т.М. Сорокиной, П.К.Шендерей. Компетентность оценивается как качество личности (А.В.Адольф, Р.Х.Панарин), как система знаний, умений, ценностных ориентаций, мотивов, позиций и др. (Т.К. Браже, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, М.А.Чошанов).

По мнению С.Б.Серяковой, СПК отражает качество профессиональной компетентности специалиста и достигнутую им ступень профессионального роста. Этот автор называет социально-педагогическую компетентность ведущей характеристикой профессиональной деятельности специалиста [1].

В исследовании Н.Ф. Логиновой [2] представлены подходы к содержанию СПК. Данный феномен рассматривается автором как интегральная характеристика, включающая знания, умения и практические навыки решения социально-педагогических задач. В исследовании А.В.Адольфа отмечается, что СПК реализуется через совокупность ценностей, мотивации, социально-психологических способностей, профессиональных качеств и навыков, которые позволяют стать более конкурентоспособными на рынке труда, быть гибким к изменениям [3].

Целесообразно выделить следующие качества, наиболее адекватно отражающие аспекты педагогической деятельности:

– наличие комплекса теоретических знаний по планированию, организации и оценке социально-педагогических задач;

– способность к уважительному отношению к субъектам образовательного процесса;

– практическое владение эффективными социально-педагогическими средствами;

–умение разрабатывать, корректировать линию социально-педагогического взаимодействия.

С.Б. Серякова, Е.А. Леванова, А.В. Мудрик, Т.В. Пушкарева [1] рассматривали процесс становления СПК. Авторы акцентируют внимание на том, что важны активность в социальном взаимодействии, профессиональная культура, нравственность, способность к восприятию разных человеческих взаимоотношений. Отмечается, что структура СПК включает всебя навыки диагностики психолого-педагогических условий иособенностей развития детей; продуктивность развития личности ребенка.

Н.Ф. Логинова к основным компонентам СПК относит:

– умение анализировать условия, влияющие на личность субъекта педагогической деятельности, интересы и потребности личности и выстраивать коммуникативное поведение исходя из проведенного анализа;

– организацию социально-педагогической деятельности;

–обеспечение педагогической направленности взаимодействия (обучение, воспитание) [2].

И.И. Соколова отмечает, что в широком смысле СПК следует рассматривать как отличительную черту личности будущего педагога, готового на высоком уровне решать задачи социально-педагогического характера [4]. По мнению С.С.Савельевой, это личностный способ осознания, проектирования, организации социально-педагогических задач и оценки результативности их решения [5]. Т.Н. Бойко [6] и Л.Е. Солянкина [7] рассматривали модельный подход к содержанию СПК. За основу авторы взяли практикоориентированность образовательной среды.

К основным компонентам СПК целесообразно отнести знаниевый, практический, ценностный. Дополнительно следует добавить поведенческий компонент как показатель уровня сформированности СПК будущего педагога на определенном этапе структуры педагогической деятельности, что позволяет исключить ситуацию, когда педагог действует по принципу «знаю, умею, но не делаю».

Для разработки модели необходимо определить структуру социально-педагогического взаимодействия и содержание каждого ее компонента. В результате проведенного теоретического анализа была разработана следующая модель СПК будущего педагога (табл. 1).

Таблица 1

Модель социально-педагогической компетентности будущего педагога

Структура педагогического взаимодействия
(этап)

Структура и содержание социально-педагогической компетенции (индикаторы)

Знаниевый
компонент

Практический компонент

Ценностный

компонент

Поведенческий компонент

Имеет:

Умеет:

Ориентирован на:

Применяет:

Мотивационно-ориентационный (планирование, разработка, постановка целей)

– знания о способах планирования, целеполагания и организации взаимодействия

– планировать;

–ставить цели взаимодействия в зависимости от содержания педагогической коммуникативной ситуации

–достижение результативность взаимодействия;

– позицию партнера, наставника, эксперта;

– потребности обучающихся

–разные способы планирования и целеполагания в своей деятельности;

–анализ потребностей обучающихся

Технологический (выбор способов и средств, технологий взаимодействия)

–знания о видах, формах, способах эффективного взаимодействия;

–знания о структуре, этапах взаимодействия

–осуществлять поиск необходимых источников информации, средств, методов и форм взаимодействия;

–видоизменять полученную информацию под задачи конкретной ситуации взаимодействия;

–применять на практике современные технологии с целью повышения качества и эффективности взаимодействия (повышение мотивации)

– объективность выбора;

–учет психологических, возрастных особенностей обучающихся;

–адекватность выбора средств, методов, форм и технологий взаимодействия;

– результативность взаимодействия

–адаптирует информацию под конкретные виды, способы, формы взаимодействия с ориентацией на результат взаимодействия;

–современные способы и формы взаимодействия

Организационный (непосредственная деятельность)

–знания о способах, средствах, приемах и техниках установления контакта, развития отношений, организации продуктивного и конструктивного взаимодействия

– находить адекватные способы и средства взаимодействия

– продуктивность взаимодействия;

–реализацию позиции эксперта, наставника, помощника;

– взаимное уважение;

– профессиональную позицию;

– эмпатию;

– потребности обучающегося;

– гибкость

–адекватные способы, средства и технологии взаимодействия в зависимости от педагогической ситуации;

–объективную обратную связь

Контрольно-оценочный (оценка результатов, проектирование траектории обучения, самоанализ)

– знает свои сильные стороны и зоны роста во взаимодействии;

– знает способы и методы корректировки;

– знает технологию разработки индивидуального плана развития (собственного и партнера)

– оценить реакции обучающихся;

– своевременно скорректировать линию взаимодействия;

– разрабатывать индивидуальный план развития;

– оценивать качество и продуктивность взаимодействия

– объективность и адекватность оценки и самооценки;

– конструктивность;

– взаимное уважение;

– развитие личности партнера и саморазвитие

– оценку качества и продуктивности взаимодействия;

–оценку качества обратной связи;

–проектирует дальнейшее взаимодействие и развитие личности обучающихся;

–рефлексию и самооценку;

–корректировку линии взаимодействия с учетом выявленных сильных сторон и зон роста

Знаниевый, практический, ценностный и поведенческий компоненты включены в модель СПК будущего педагога, поскольку соответствуют компонентам социального опыта и содержания образования. Проведенный И.Я. Лернером анализ отдельного акта деятельности человека [8] показал, что для его осуществления необходимы знания, умения и навыки, ценностно-эмоциональные отношения и опыт творческой деятельности. Социально-педагогическая деятельность также требует знаний из области социальной педагогики (понятий и терминов, теории, знаний о законах и закономерностях, фактологических знаний, знаний о способах деятельности, методологических знаний, историко-научных знаний, оценочных знаний). Второй необходимый компонент для реализации социально-педагогической деятельности – это способы социально-педагогического взаимодействия (умения как освоенные личностью способы социально-педагогической деятельности и навыки как доведенные до автоматизма умения). Третий компонент – ценностно-эмоциональные отношения к социально-педагогической деятельности (потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, нормы, идеалы, кредо, установки, волевые проявления, эмоции, нравственные, эстетические стимулы и др.). Четвертый необходимый для социально-педагогической деятельности компонент – опыт творческого социально-педагогического взаимодействия.

Выделенные компоненты содержания социально-педагогического образования связаны между собой также как компоненты социального опыта и содержания образования: каждый предшествующий компонент является условием функционирования последующих, а каждый последующий видоизменяет предыдущие. Система социально-педагогических знаний выступает ориентировочной основой социально-педагогической деятельности специалиста, базисом его умений, опыта творческой деятельности человека, условием, а также одним из объектов ценностно-эмоциональных отношений. Социально-педагогические умения – это социально-педагогические знания личности в действии. Социально-педагогическое творчество невозможно без стереотипов. Видоизменяя известный способ социально-педагогической деятельности в новой ситуации, человек может получить не только новые социально-педагогические знания, но и новые способы деятельности. Воспитанность личности предполагает знания о той действительности, к которой устанавливается отношение, поскольку для отношений должны быть знания о нормах.

Далее целесообразно определить уровни и критерии сформированности СПК будущего педагога (табл. 2).

Таблица 2

Уровни сформированности социально-педагогической компетентности будущих педагогов

Уровень

Критерий сформированности индикатора

Высокий

Индикатор реализуется в высокой степени в нетипичных ситуациях и в сложных социально-педагогических ситуациях

Базовый

Индикатор реализуется в полной мере в базовых социально-педагогических ситуациях

Начальный

Индикатор не в полной мере реализуется в социально-педагогических ситуациях

Нулевой

Индикатор не реализуется в социально-педагогических ситуациях

Уровень сформированности СПК определяется по каждому компоненту (знаниевому, практическому, ценностному, поведенческому) по каждому этапу структуры педагогического взаимодействия (от 0 до 3) за каждой действие педагога. Общая оценка по компоненту в рамках одного этапа выставляется по преобладающей оценке; например, по поведенческому компоненту мотивационно-ориентационного этапа в модели представлены 3 индикатора: учитывая критерии по таблице 2, по первому индикатору у педагога уровень 1, по второму – 0, по третьему – 1 – оценка по компоненту равна 1. Если 1, 2, 0, то выставляем уровень по наименьшему, поскольку присутствует 0. Если 2, 2, 0, то 1, поскольку присутствует 0.

Такой подход позволяет увидеть сильные стороны педагога (например, «знает, как разрабатывать план индивидуального развития» – оценка 3), а также зоны роста педагога, которые необходимо развивать (например, «обратная связь не соответствует объективности и адекватности» – оценка от 0 до 2).

Заключение

Таким образом, на основе анализа научно-педагогической литературы целесообразно сделать следующие выводы.

Социально-педагогическая компетентность будущего педагога определяется как интегративное качество личности педагога, включающее в себя знания, умения, ценности, личностные качества, обеспечивающие конструктивность и результативность межличностного взаимодействия в социально-педагогической деятельности. В связи с этим в модель СПК необходимо включить знаниевый, практический, ценностный и поведенческий компоненты. Знаниевый компонент отражает знания будущего педагога в области межличностного взаимодействия, начиная с планирования и заканчивая рефлексией. Практический компонент включает умения, направленные на реализацию эффективного межличностного взаимодействия. Ценностный компонент ориентирован на личностные и профессиональные качества будущего педагога, необходимые для эффективного осуществления межличностного взаимодействия в педагогической деятельности. Дополнительно добавлен поведенческий компонент как показатель уровня сформированности СПК будущего педагога на определенном этапе структуры педагогической деятельности.