Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF FOREIGN LANGUAGE SPEECH DEVELOPMENT OF RESCHOOLERS

Sokolova Y.V. 1
1 Murom Institute of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov
The purpose of the article is to study the peculiarities of the formation of foreign language speech of preschoolers. The article considers the structure of the organization of the process of teaching children, with full consideration of their age, physiological, psycho-emotional characteristics. The content of the article reveals the advantages of teaching foreign language speech to preschoolers. Learning a foreign language by preschoolers stimulates the development of cognitive abilities, broadens horizons, and also introduces the culture of the country of the language being studied. A foreign language is a tool for developing emotional intelligence. It should be noted that emotional intelligence in the modern world has a significant importance and role in the child's development system. Children who are able to recognize their feelings and emotions are successful in the future. The specifics of conducting classes are important at any stage of learning a foreign language, including the preschool period. The main task of the teacher is to present the material in an accessible way, alternating teaching methods and techniques that combine cognitive and outdoor games. Preschoolers are very sensitive to the attitude towards themselves, the teacher should create an emotionally safe atmosphere in the process of learning a foreign language, paying attention to the feelings and emotions of students. Thus, a harmonious and trusting relationship will be formed between the teacher and the student, which will serve as a reliable foundation for learning a foreign language. The technical equipment of the process of teaching a foreign language plays an important role, namely the availability of high-quality visual material, relevant specialized literature, educational games and manuals. Thus, a methodically properly organized process of teaching preschoolers a foreign language stimulates the development of not only foreign language speech skills, but also develops creative abilities, promotes the formation of creative thinking, initiative and responsibility.
foreign language
preschoolers
sensitive period
education

Как известно, знания иностранного языка помогают людям обогатить коммуникационную среду посредством общения, яркого выражения эмоций и разнообразной палитры чувств. Несомненно, для дошкольников это является очень важным моментом, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование эмоционального интеллекта, а также закладываются основы будущих успехов в обучении и публичных выступлений. Процесс изучения иностранного языка положительно влияет не только на развитие когнитивных способностей, но и на психологическое развитие детей. Однако для достижения результативности в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать особенности иноязычного речевого развития дошкольников. Необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, общий уровень психологического и эмоционального развития, особенности темперамента, а также физиологические особенности.

Цель исследования. Организация качественного процесса обучения иностранному языку для дошкольников с учетом различных факторов, таких как уровень когнитивного развития, специфика характерных особенностей ребенка, анамнез здоровья, является важной и насущной задачей и должна отвечать требованиям федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного общеобразовательного учреждения. Процесс обучение иностранному языку дошкольников направлен на повышение уровня умственного и познавательного развития детей, так как именно оно является своеобразной основой благополучного становления личности. В процессе обучения иностранному языку дошкольники не только осваивают навыки иноязычной речи, но и знакомятся с культурой страны изучаемого языка, воспитывая в себе положительное отношение к его носителям. Процесс обучения иноязычной речи дошкольников способствует не только формированию новых нейронных связей, но и воспитывает любовь к окружающему миру в целом.

Материалы и методы исследования. Итак, для рассмотрения и изучения выше заявленной тематики необходимо привести небольшую психологическую справку, затрагивающую особенности развития дошкольников. С рождения до двух лет основным объектом внимания ребенка является мама и другие значимые взрослые, поэтому изучение иностранного языка в данный период не является приемлемым. Малыш в это время только знакомится с миром, и его речь лишь начинает зарождаться [1].

Однако уже с трех-четырех лет фокус внимания начинает смещаться на других людей. Дети интересуются окружающими их взрослыми, а особенно им интересно общение со сверстниками. В этот период дети стремятся к совместной игровой деятельности. Речевое развитие претерпевает значительный прогресс: заметно увеличивается словарный запас, активизируется интерес к различного рода песням, рифмовкам, стихотворным произведениям, что говорит о развитии фонематического слуха. Как мы видим, данные изменения являются довольно значимыми и весомыми предпосылками для успешного изучения иностранного языка.

К тому же именно в этот возрастной период основным способом познания нового у дошкольников является игра. Игра – это главный инструмент обучения и развития в жизни ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Из детей, которые смогли реализовать себя в игре, вырастают успешные, самодостаточные, счастливые, зрелые и уверенные в себе взрослые.

Процесс игры имеет огромное значение в развитии мозга ребенка. Сама суть игры состоит в том, что это деятельность, целью которой не является результат. И это именно то, что необходимо мозгу - практиковаться в различных эмоциях, ролях, во всех тех вещах, которые не ориентированы на результат. В работе всегда важен результат, и одна из проблем заключается в том, что ориентация на результат входит в жизнь детей все раньше и раньше в современном мире. А истинная свободная игра оказывается под угрозой [2].

Таким образом, суть заключается в том, что любое обучение, в том числе и обучение иностранному языку, должно преподноситься строго через игру, в игровой форме. И помимо развивающего компонента в жизни ребенка, в жизни дошкольника обязательно должны присутствовать разного вида игры.

Преподаватель иностранного языка должен учитывать вышеперечисленные моменты и разрабатывать специализированные методики с элементами игры. Дети дошкольного возраста активно проявляют интерес к новым иностранным словам, звукам, рифмовкам, стихотворным произведениям и песням. Отметим, что излишняя строгость, ориентация на результат, жесткая регламентация могут спровоцировать неприязнь к изучению иностранного языка. Следовательно, знание психологии и особенностей развития детей является крайне обязательным для учителя. При правильно выстроенной методике прекрасные результаты не заставят себя долго ждать: иностранный язык органично впишется в жизнь ребенка и обогатит её.

Джордж Штокер дает следующие советы для преподавания английского языка детям. Для наглядности они представлены в таблице.

Рекомендации Дж. Штокера по обучению иностранным языкам дошкольников

Наименование рекомендации

Содержание рекомендации

Привлечение детей к практическим занятиям

Ум ребенка открыт к играм, они обучаются в игре, поглощают новые знания

Уменьшение времени говорения

Детей постоянно нужно чем-то стимулировать, необходимо избегать говорения в течение длительного времени

Увеличение взаимодействий с детьми и педагогом

Нужно организовывать парную и групповую деятельность

Повторение

Для закрепления новой информации необходимо повторять изученный материал

Использование контекстов

Чем больше контекстов используется, тем лучше, чем более конкретная и «реальная жизнь» в контексте, тем лучше

Похвала

Нужно поощрять и подбадривать детей естественным образом

Таким образом, Штокер в своих рекомендациях придерживается принципов свободы в обучении, легкости и некой непринужденности. Основной элемент в его методике, несомненно, элемент игры, который является ведущим. К тому же Штокер отмечает важную роль применения ассоциаций, контекста, для того чтобы у ребенка формировалось как можно больше привычных образов. Это поможет улучшить запоминание иностранной лексики [3].

Для того чтобы более подробно и глубоко изучить особенности иноязычного развития детей, рассмотрим также методику А.А. Красюковой [4]. Отметим, что она дополняет методику своими авторскими рекомендациями:

1. Призыв к отказу от использования каких-либо сложных конструкций, предложений. Действительно, сложные конструкции в обучении детей ни к чему. Они лишь будут смущать ребенка и формировать отрицательное отношение к языку. Вместо этого Красюкова предлагает задействовать всевозможные легкие речевые конструкции.

2. Гуманное отношение к ученику, отказ от директивного и авторитарного отношения. Педагог призывает уважать личность ученика, не использовать «плохие» методы воздействия на ребенка.

3. Очень важным, по мнению Красюковой, является использование наглядного материала, разнообразных карточек, презентаций, книг. Так как у детей развито образное мышление, данный метод будет как никогда полезен.

4. Необходимость задействования в образовательном процессе народных песенок, стихотворений, загадок и т.п. Во всех произведениях к тому же будет присутствовать элемент игры, что, безусловно, понравится детям и акцентирует их внимание.

5. Поддержание высокого уровня мотивации благодаря новизне и высокому интересу занятий.

6. Оптимальное чередование развивающих занятий и физической активности. В силу возраста дошкольникам довольно тяжело сохранять концентрацию внимания, хорошее расположение духа и интерес к занятию. Именно поэтому для обеспечения высокой продуктивности и эффективности занятий педагогу необходимо своевременно осуществлять гармоничный переход от непосредственно целевых занятий и физической разминки. К тому же вариантов разминки достаточно много. К примеру, это может быть одновременно исполнение песенки на иностранном языке и выполнение упражнений. Дополнительным плюсом будет закрепление пройденного материала [5].

Подытоживая сказанное, хочется отметить, что данные методики являются гуманными, созданы исходя из принципов уважения к личности ребенка и учета его индивидуальных особенностей. На практике такой подход показывает себя довольно эффективным и высококачественным.

Помимо методики, хотелось бы остановить свое внимание на некой духовно-культурной составляющей обучающих занятий. Дети очень тонко чувствуют эмоциональное состояние взрослого, именно поэтому полезным будет создание и разработка определенных традиций при общении с учениками, каких-то ежедневных ритуалов. Это прекрасно способствует укреплению взаимоотношений между дошкольником и учителем. Ребенок с нетерпением будет ждать следующего занятия.

Ритуал может быть разнообразным. К примеру, это может быть установленное приветствие, стихотворение или песенка, читаемые при определённых случаях. Это также будет способствовать формированию дисциплины на занятии, которая необходима для организации образовательного процесса. И, несомненно, такое использование лексических единиц отлично запомнится ребенком, так как сформированные ассоциации будут всплывать в памяти самым легким образом [6].

Хотелось бы отметить высокую значимость ролевых игр для дошкольников. Сама игра помогает детям справиться с различного рода эмоциями, преимущественно проблемными, такими как страх, агрессия, деструктивное поведение. Проигрывая в игре свои эмоции, ребенок будет защищен от фрустрации и проблем в эмоционально-волевой сфере. Важно организовать занятие так, чтобы это было действительно развивающе-игровое занятие с дошкольником, а не механическое заучивание речевых образцов ребенком.

Если в дошкольном возрасте ребенок не удовлетворит свою потребность в игре, и к тому же дополнительно ему будут преподаваться занятия не по возрасту, то в школьном обучении возможно возникновение проблем с концентрацией внимания, самодисциплиной и мотивацией. Во избежание таких последствий занятия нужно детально планировать с учетом возрастных особенностей [7].

Хотелось бы отметить, что работа с дошкольниками - достаточно ювелирный труд преподавателя и как психолога, и как лингвиста. Используя в своих практических занятиях игру, учитель может также помочь ребенку адаптироваться к новой группе и к коллективу. Постановка различных сценок, сказок на иностранном языке, проведение конкурсов будет полезным для развития ораторского и актерского мастерства, креативного мышления, навыков коммуникации. Для детей школьного возраста актуальным будет организация научно-практических конференций на иностранном языке по различным предметам либо интересующим областям [8].

Подытоживая сказанное, отметим, что правильно выстроенный образовательный процесс и компетенция преподавателя могут помочь развить в детях интерес к изучаемому иностранному языку и добиться успехов в его изучении.

По результатам анализа различных методик и рекомендаций по особенностям иноязычного речевого развития дошкольников необходимо отметить основные моменты, которые могут быть учтены преподавателями в их практической деятельности. Данные представлены на рисунке [9].

Рекомендации по обучению иностранным языкам

Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно сделать выводы. Без сомнений, изучение иностранного языка дошкольниками имеет множество положительных моментов для их развития, причем как умственного, так и эмоционального. Дети, которые начинают изучать иностранный язык на раннем этапе, более уверенны в себе в процессе обучения в школьных образовательных учреждениях, а также имеют уровень самоконтроля и самодисциплины выше, чем у одноклассников.

Помимо этого, изучая иностранный язык, ребенок соприкасается с культурами разных стран и народов. Изучение иностранных языков на раннем этапе культурно обогащает ребенка, расширяет его кругозор и развивает критическое мышление. К тому же дошкольники преимущественно к трем годам жизни спокойно изъясняются на родном языке, формируют мысли и высказывают чувства. Знания другого языка максимально обогащают их словарный запас, если обучение групповое – то это придает малышу дополнительный сопернический дух. В целом это очень ценная и полезная практическая деятельность для каждого ребенка [10].

Однако высоких результатов можно добиться только при правильно подобранной методике изучения языка и при правильно проведенной диагностике дошкольника. Исходя из вышеизложенного, необходимо перед началом обучения провести занятие с включением экспресс-диагностики знаний и умений ребенка с целью дальнейшей разработки индивидуальной программы обучения. Преподаватель, основываясь на своих знаниях и опыте, должен определить специфические психолого-педагогические особенности дошкольника, их плюсы и минусы и, исходя из этих данных, приступать к дальнейшей работе [11].

На основном этапе изучения языка нужно придерживаться указанных принципов, среди которых главный – проведение занятий с элементами игры, так как для дошкольников игра – это ведущая деятельность, центр их чувств, эмоций и их интеллектуальный потенциал.

В заключение хочется отметить, что изучение иностранного языка в дошкольном возрасте закладывает фундамент для успешного обучения в школьном периоде. У ребенка будет повышенный уровень восприимчивости, внимательности, память к началу обучения в школе будет натренирована, ребенок органично вольется в коллектив сверстников вследствие ранней адаптации, а также приобретет навыки публичных выступлений [12].

Заключение

Таким образом, результатом проведенного теоретического исследования стало определение и выявление особенностей иноязычного развития дошкольников. Выяснилось, что при правильном целеполагании и соблюдении определённых правил обучения дошкольники довольно успешно справляются с освоением языка. Освоение иностранного языка дошкольниками является вкладом в личностное развитие ребенка и отвечает поставленным задачам в ФГОС ДОУ. Результатом процесса обучения иностранному языку является не только элементарная коммуникативная компетенция на иностранном языке, но и развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей обучаемого дошкольника. В рамках программы ФГОС дети знакомятся с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка, а также учатся толерантности и уважительному отношению к носителям ее культуры.