По данным Росстата, на 01.01.2021 года в России находится 11,631 млн инвалидов, что по отношению к общей численности населения 146,2 млн составляет 7,9% [1].
Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций лидирующие позиции представляют заболевания, которые связаны с двигательными нарушениями (более 25%), а также интеллектуальными отклонениями – 20,5% [Цит. по 2].
Как отмечают авторы, дети с умственной отсталостью, помимо сопутствующих нарушений психических, познавательных процессов [3-6] и речи, имеют также отклонения в физическом развитии [3; 5; 7; 8], что проявляется в отставании в длине (росте) и массе тела, ожирении; окружности грудной клетки и низких показателях жизненной ёмкости легких, в мышечной слабости [9], асимметричном развитии мышц [10], нарушении осанки [11], деформации стопы, что в свою очередь вместе с нарушением координации [11-13] способствует динамическим нарушения, в частности при освоении основных локомоций движений.
Большинство исследований, которые проводятся с целью оценки физического развития детей с умственной отсталостью (УО), ориентированы на школьников из коррекционных школ VIII вида, которые не проявляют интерес к спорту. При данных обстоятельствах основной дефект влечет за собой замкнутость, сутуловатость, неустойчивую, вынужденную позу, что в ряде случаев приводит к асимметричной работе неокрепшего организма и является причиной различных нарушений.
Целью данной работы является анализ антропометрических показателей детей с нарушением интеллекта, которые занимаются спортом и которые не ведут активный образ жизни.
Полученные результаты позволят сформировать представление о влиянии спортивных занятий не только на физическое развитие детей с нарушением интеллекта, но и на степень устойчивости организма к воздействию основного дефекта.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 110 детей в возрасте 12-13 лет, которые были распределены по 3 группам:
1. 40 человек (20 мальчиков, 20 девочек) – дети с интеллектуальными нарушениями легкой степени, обучающиеся в коррекционных школах VIII вида и не занимающиеся спортом или в спортивных секциях;
2. 35 человек (18 мальчиков, 17 девочек) – дети с интеллектуальными нарушениями легкой степени, обучающиеся в коррекционных школах VIII вида, занимающиеся лыжными гонками или легкой атлетикой;
3. 35 человек (18 мальчиков, 17 девочек) – здоровые спортсмены специализации лыжные гонки или легкая атлетика.
Средний срок занятий спортом в группе спортсменов без нарушений в развитии составил 3,1±0,46 года, у спортсменов с умственной отсталостью 2,87±0,59 года.
Проводилось измерение антропометрических показателей: рост, вес, измерение обхватов тела (обхват бедра, голени, плеча и предплечья) и измерение кожно-жировых складок (складки в области лопатки, груди, плеча, предплечья, живота, над гребнем подвздошной кости, в области бедра и голени). С помощью полученных данных изучались целостные показатели по абсолютному жировому и мышечному компоненту тела, а также индексу массы тела и средней толщине подкожного жира с помощью специальных формул, описанных ниже. Статистическая значимость результатов исследования определялась с применением t-критерия Стьюдента. При организации исследования было получено письменное согласие родителей.
Методика измерения антропометрических показателей [14]
Измерение обхватов (рис. 1)
Показатели, учитываемые в формулах: обхват бедра, голени, плеча и предплечья.
Обхват бедра. Исходное положение (И.п.) измеряемого: ноги на ширине плеч, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Лента накладывается на бедро под ягодичной складкой.
Обхват голени. И.п.: то же. Измеряется в месте наибольшего развития икроножной мышцы.
Обхват плеча. И.п.: то же. Измеряется в месте наибольшего развития мышц плеча. Рука свободно свисает, мышцы расслаблены.
Обхват предплечья. И.п.: то же. Измеряется в месте наибольшего развития мышц на свободно свисающей руке, мышцы расслаблены.
Рис. 1. Измерение обхватов тела
Измерения кожно-жировых складок (рис. 2)
Проводятся с помощью калипера: исследователь захватывает двумя пальцами левой руки участок кожи (на конечностях 2-3 см, на туловище до 5 см), не вызывая болезненного ощущения у исследуемого, слегка ее оттягивает и накладывает на образовавшуюся складку ножки калипера, фиксируя толщину складки.
В исследовании измерялись складки в области лопатки, груди, плеча, предплечья, живота, над гребнем подвздошной кости, в области бедра и голени.
Под нижним углом лопатки складка измерялась под правой лопаткой в косом направлении (сверху вниз, изнутри кнаружи).
На задней поверхности плеча складка измерялась при опущенной руке в верхней трети плеча в области трехглавой мышцы, ближе к ее внутреннему краю (вертикально).
На передней поверхности плеча складка измерялась на правой руке в верхней трети внутренней поверхности плеча, в области двуглавой мышцы (вертикально).
На передней поверхности предплечья складка измерялась на внутренней поверхности правого предплечья, в наиболее широком его месте (вертикально).
На передней поверхности груди складка измерялась под правой грудной мышцей по передней подмышечной линии (складка берется в косом направлении: сверху вниз, снаружи кнутри).
На передней стенке живота складка измерялась на уровне пупка справа от него на расстоянии 5 см (вертикально).
Над гребнем подвздошной кости. Складка измерялась на 2-3 см выше гребня подвздошной кости (косо и вертикально).
На бедре складка измерялась в положении исследуемого сидя на стуле, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом. Складка измерялась в верхней части правого бедра на переднелатеральной поверхности, параллельно ходу паховой складки, несколько ниже ее.
На голени складка измеряется в том же И.п., что и на бедре. Измерялась вертикально на заднелатеральной поверхности верхней части правой голени, на уровне нижнего угла подколенной ямки.
Рис. 2. Измерение кожно-жировых складок с помощью калипера
Формулы для вычисления [14]
Для определения абсолютных и относительных значений жирового компонента использовали формулы Parizkova and Roth (1972), которые разработаны специально для детей в возрасте 8-12 лет:
y=28,066*X-25,175±4,92,
где y – процентное содержание жира в весе тела,
X – log суммы складок на трехглавой и двуглавой мышцах плеча, на икроножной части голени, под лопаткой, над гребнем подвздошной кости.
Абсолютное значение всего жира тела определяли следующим образом:
y´=,
где y´ – абсолютный вес жира в (кг), y – процентное содержание жира в весе тела, W – вес тела (кг).
Средняя толщина подкожного жира вместе с кожей по формуле Матейки (1921):
,
Где d1…d8 - толщина кожно-жировых складок (в мм) у молодых людей на плече (спереди и сзади), предплечье, под лопаткой, на груди, животе, бедре, голени.
При определении d у лиц женского пола используется 7 складок, складка на груди не измеряется. В соответствии с этим сумма семи складок делится не на 16, а на 14.
Определение мышечной и безжировой массы тела
Для определения абсолютного количества мышечной ткани мы использовали формулу Матейки (1921):
,
где M – абсолютная масса мышечной ткани (кг), L – длина тела (см), r – среднее значение радиусов плеча, предплечья, бедра, голени без подкожного жира и кожи (см), k – константа, равная 6,5.
Для определения индекса Кетле (индекс массы тела) использовали формулу:
ИМТ =
где: ИМТ – индекс массы тела (кг/м²), m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах.
Результаты исследования и их обсуждение
При сравнении жировой и мышечной массы тела из таблицы 1 выявлено, что средние показатели жирового компонента содержат статистически значимые результаты увеличения у лиц, не занимающихся спортом, по сравнению с детьми, которые занимаются в спортивных секциях; при этом показатели мышечной массы не имеют статистически значимых различий в данном возрасте.
Таблица 1
Средние значения показателей антропометрического исследования
Группа |
Длина тела (M±m) |
Вес (M±m) |
Жировая масса в кг (M±m) |
Мышечная масса в кг (M±m) |
Здоровые спортсмены (n=35) |
163,63±1,54 |
50,21±1,74 |
8,55±0,71 |
22,97±0,9 |
Спортсмены с нарушением интеллекта (n=35) |
154,43±2,13** |
49,24±3,1 |
10,46±1,26 |
21,23±1,29 |
ЛИН, не занимающиеся спортом (n=40) |
160,24±1,83 |
57,46±5,08 |
15,72±2,37* |
22,44±1,66 |
Примечание: ЛИН – лица с интеллектуальными нарушениями. Достоверность различий определялась между спортсменами с нарушением интеллекта и ЛИН, не занимающимися спортом, с группой здоровых спортсменов. *p≤0,05; **p≤0,001.
При анализе данных индекса Кетле, толщины кожно-жировых складок и процентного соотношения жира и мышц в организме в результате данного исследования выявлено увеличение значений по всем показателям у лиц с умственной отсталостью, не занимающихся спортом (рис. 3). Также у спортсменов с УО наблюдается большее содержание жира и меньшее процентное содержание мышц по сравнению со здоровыми спортсменами. Индекс массы тела имеет статистически значимые различия (табл. 2) только у лиц, не занимающихся спортом, по сравнению со здоровыми спортсменами, однако данный показатель находится в норме.
Рис. 3. Сравнительный анализ изменения мышечного и жирового компонента в организме детей, занимающихся спортом и имеющих нарушение интеллекта
Таблица 2
Статистическая разница результатов исследования (p)
Группы сравнения |
ИМТ |
% жирового компонента тела |
% мышечного компонента тела |
Толщина жировой складки |
Здоровые спортсмены и спортсмены с нарушением интеллекта |
0,109 |
0,022 |
0,029 |
0,048 |
Здоровые спортсмены и ЛИН, не занимающиеся спортом |
0,060 |
0,00008 |
0,000003 |
00004 |
Спортсмены с нарушением интеллекта и ЛИН, не занимающиеся спортом |
0,391 |
0,027 |
0,006 |
0,09 |
Заключение. Таким образом, по данным, представленным в статье, у детей с нарушением интеллекта и не занимающихся спортом мышечная масса наименьшая, а жировая наибольшая, индекс Кетле, он же индекс массы тела (ИМТ), наибольший, но нормальный.
У детей, которые также имеют умственную отсталость, но при этом занимаются спортом, показатели ИМТ, % жира и толщины жировой складки меньше, % мышц выявляется больше, однако с отставанием от значений здоровых спортсменов. Основной дефект – умственная отсталость, даже при регулярных физических тренировках, снижает уровень и качество физического развития детей.