Карантинные ограничения, вызванные пандемией COVID-19, внесли коррективы в различные сферы жизнедеятельности и способствовали активизации использования онлайн-форматов формального и неформального образования и коммуникаций, в том числе и среди учащейся молодежи. В настоящем исследовании акцентировано внимание на методическом аспекте практики проведения онлайн-воркшопов. Результатом проведенного анализа практики применения технологий workshop явились характеристики интенсива группового взаимодействия, уровня получения динамического знания и точечной тематической направленности. Кроме того, обозначена эффективность использования онлайн-воркшопов, как действенное средство формирования предпринимательской компетентности.
В условиях постпандемийных трансформаций системы образования для активных подростков особые потери стали ощутимыми в возможностях реализации партисипативных проектов, которые предусматривают «привлечение целевой аудитории к основным процессам проектирования, то есть активное участие пользователей в совместной разработке и реализации» [1]. Также карантинные ограничения повлияли не только на формальное, но и неформальное обучение подростков, что обусловлено в первую очередь низким уровнем информационно-коммуникационной компетентности, в частности навыков работы с онлайн-инструментами обучения и коммуникации. Результатом поиска ответов на эти вызовы стало инициирование нами в образовательном процессе для студентов ряда мероприятий активного обучения в онлайн-формате.
Цель исследования. В нашем исследовании мы сосредоточили внимание на практике проведения онлайн-воркшопов и будем рассматривать термин «воркшоп» (с англ. workshop - «рабочая мастерская», «практический семинар», «рабочая встреча») в широком значении, а именно как «сбор участников для деятельности производственного или учебного характера продолжительностью до нескольких дней, который ставит целью решение определенных задач и сопровождается демонстрацией практического опыта работы» [2]. Соответственно, онлайн-воркшоп рассматриваем как воркшоп, который проводится в онлайн-формате с активным использованием информационно-коммуникационных технологий обучения и организации коммуникации его участников.
В переводе с английского workshop - мастерская, указывающая на центральную идею: каждый из участников имеет уникальный и неповторимый жизненный опыт и взгляд, который обуславливает его отношение к конкретной проблеме; в основе метода – интенсивное групповое взаимодействие, акцент делается на получении динамического знания, которое является продуктом активной деятельности самих участников, что многократно повышает эффективность его усвоения; все участники действуют самостоятельно, что наиболее подходит для работы с взрослой аудиторией. Как метод обучения workshop характеризуется точечной тематической направленностью, и это позволяет рассматривать реально существующие проблемы объемно, с разных ракурсов, актуализировать имеющийся опыт и интегрировать новое понимание данной проблемы. Таким образом, workshop помогает его участникам стать более компетентными, что делает данный инструмент обучения актуальным.
С коммуникативной точки зрения workshop – это формат групповой работы, имеющий целью активное решение определенного вопроса его участниками. Наравне с другими это - то учебное мероприятие, на котором участники получают знания самостоятельно. Основное отличие – высокая интенсивность группового взаимодействия, активность и самостоятельность участников, использование жизненного опыта и личных переживаний [3]. Руководитель (ведущий) помогает участникам определить цель, задачи, подбирает методы и приемы для активного взаимодействия. Традиционно ведущий организует процесс обсуждения (ставит «правильные» вопросы, проясняет те или иные аспекты и тому подобное) и не навязывает своего экспертного мнения. Участники мероприятия делятся личным опытом, имеющимися знаниями и умениями. Ведущий контролирует процесс, направляя деятельность группы, а с содержательной точки зрения workshop представляет собой исследование, которое решает отдельно взятую неоднозначную проблему.
Материал и методы исследования. Темы в учебном процессе определяются путем анализа наиболее типичных профессиональных проблем с дальнейшим выявлением интересных для студентов тем с помощью их опроса. Такой подход к выбору тематики существенно повышает ценность workshop для практико-ориентированного обучения, поскольку основывается на выявлении реально существующих проблем в сфере профессиональной подготовки, как по конкретной специальности, так и в целом в условиях рынка [4].
Результатом workshop становится ранее неизвестное решение данной проблемы, позволяющее увидеть и учесть все подводные камни на пути достижения качественной профессиональной подготовки как конечной цели. Другим важным результатом использования данной технологии является восполнение дефицита коллегиального профессионального общения студентов в неформальной обстановке. После окончания работы над проблемой у членов группы сформирована модель поведения как определенный инструментарий в конкретной рыночной ситуации [5].
В этом аспекте workshop целесообразно рассматривать как инструмент практико-ориентированного обучения, поскольку практико-ориентированный подход в непрофессиональной подготовке рассматривается как ориентация учебного процесса на конечный продукт профессионального обучения - конкретизированные виды действий. На пути формирования компетентностей workshop позволяет решить следующие задачи: внедрение инновационных технологий с целью придания учебному процессу нового импульса; повышение интереса к процессу профессиональной подготовки; реализация принципа обратной связи и обеспечение интерактива; реализация проблемы командообразования; реализация специфических запросов и ожиданий будущих специалистов.
Данная форма организации обучения делает упор на динамическом знании. Ответственность за результат распределяется между участниками и ведущим. Результативность мероприятия определяется вкладом участников. Вопросы формируют продолжительность мероприятия такого формата, поскольку именно это создает самую большую проблему. Практика показывает, что минимальной продолжительностью является половина дня, максимальной – пять-семь дней. Таким образом, минимальный формат рассчитан на решение одной комплексной проблемы в течение нескольких практических (лабораторных) занятий, сгруппированных в расписании занятий одновременно, а максимальный формат может применяться для интенсификации практической подготовки, эффективность которой по традиционной форме организации является нулевой. Целесообразные методы и приемы – анализ и разбор ситуаций, создание проектов и презентаций, «мозговой штурм», параметрический практикум, выполнение индивидуальных и групповых заданий [1]. Теоретические «вкрапления» в форме лекций целесообразны очень редко и в минимальном (необходимом для полного освещения темы) объеме. В плоскости указанной темы мы считаем целесообразным сначала определить особенности современного студента в образовательном процессе высших учебных заведений.
К характерным особенностям современных студентов можно отнести:
1. Заинтересованность в использовании цифровых технологий в жизни и образовании. По состоянию на начало 2022 года крупнейшие в мире социальные сети имеют несколько миллиардов активных пользователей, и количество пользователей указанных сетей увеличивается с каждым годом.
2. Цифровые технологии и социальные сети стали для студентов возможностью создавать другие онлайн-идентичности, которые трудно реализуются в реальном мире.
3. Стремление к лучшему. Современный студент ни за что не согласится с условиями, которые ему не по душе, он постоянно стремится к лучшему. Современный студент активный и амбициозный, это подтверждает ежегодный аншлаг на студенческих форумах, где молодые люди представляют свои амбициозные проекты. Они знают, чего хотят от жизни, стараются достигать всего самостоятельно.
4. Новые подходы к образовательному процессу. Раньше студенты должны были запомнить каждую часть информации, которую им предоставляли в процессе обучения, сегодня нужно только знать, где найти нужную информацию. Эти изменения привели к появлению новых способов выполнения самостоятельной работы.
5. Неформальное обучение. Ценность и эффективность учебных программ уменьшается с десятилетиями, но, с другой стороны, существует потребность в высококвалифицированных специалистах. Это противоречие привело к мощному развитию неформальных образовательных программ. Например, такие программы, как Erasmus, Coursera, KhanAcademy, CodeAcademy, предлагают множество программ по неформальному образованию, в том числе онлайн-курсы по сотням специализаций, начиная от программирования до рисования и музыкальной импровизации [2].
6. Многоязычность. Учебный прогресс в университете открывает большие карьерные перспективы, но возникнут языковые трудности, которые ранее не были так актуальны. Сегодня иностранные языки необходимы для бизнеса, перемещения и свободного общения, обмена знаниями. При этом возможности для улучшения своего знания языков только расширяются, в том числе и онлайн-ресурсы.
7. Лень против тяжелой работы. Процессы глобализации сделали многих студентов более инфантильными и менее продуктивными. На это повлияло увеличение имеющегося выбора и его разнообразие, а это в свою очередь блокирует процесс принятия решений. Мнение об отсутствии необходимости образования в вузах заставляет многих студентов оставлять учебу или учиться вне аудиторий университетов, чтобы иметь опыт в управлении проектами и находить способы заработать средства для будущей деятельности [5].
Современного студента отличает тесная связь с цифровым пространством (социальные сети, игры и тому подобное), стремление к лучшей жизни, поиск новых знаниевых подходов к приобретению профессиональных компетенций, жажда обучения с помощью современных технологий обучения (неформальное образование, мобильное и электронное обучение), знание иностранных языков как залог успешной профессиональной реализации. Все вышеупомянутое требует изменений в организации образовательного процесса, одним из которых может быть активное использование современных новейших технологий и методов активного и интерактивного обучения. Среди последних главенствующее место занимает «воркшоп» как активная технология групповой работы, в основу которой заложено интенсивное групповое взаимодействие, направленное на получение динамического знания [6].
Результаты исследования и их обсуждение. В рамках проводимого теоретического исследования и педагогического эксперимента был разработан план проведения онлайн-воркшопа «Технологии реализации партисипативных проектов для учащейся молодежи», основными задачами которого были обозначены следующие:
- углубить знания о проекте, его характеристиках и структуре;
- ознакомить с инструментами планирования и реализации партисипативных проектов;
- проработать алгоритм деятельности проектной команды во время планирования и реализации партисипативного проекта;
- проработать онлайн-приложения для электронной партисипации учащейся молодежи.
Результатом онлайн-воркшопа должно стать создание онлайн-платформы «Палитра онлайн-возможностей для неформального образования детей и молодежи». Для достижения поставленных целей во время проведения онлайн-воркшопа планируется использовать подходы интерактивного обучения, обучение за участие и обучение через опыт, что отразилось в содержании учебных модулей (таблица).
Примерная программа онлайн-воркшопа
Модуль |
Содержание |
І модуль «Мы команда!» |
Нормативная основа партисипации детей и молодежи. Сферы партисипации детей и молодежи |
I этап партисипативного проекта: объединяемся в проектную команду |
|
ІІ модуль «Чудесная идея!» |
Инструменты исследования социальной среды. Инструменты обсуждения и принятия решений |
II этап партисипативного проекта: выбираем лучшую идею проекта |
|
ІІІ модуль «Нужен план!» |
Стейкхолдеры участия детей и молодежи на местном уровне. Адвокация участия молодежи на местном уровне |
ІІІ этап партисипативного проекта: разрабатываем план действий |
|
ІV модуль «Двигаемся дальше!» |
Подводные камни в реализации проектов. Быть лидером для себя/для других |
IV этап партисипативного проекта: просматриваем выполнение текущих задач |
|
V модуль «Настал час славы!» |
Секреты успешной презентации. Секреты успешного выступления |
V этап партисипативного проекта: готовимся к презентации проекта |
|
VІ модуль «Празднуем успех!» |
Критерии качества партисипативных проектов. Полезные советы: от идеи до реализованного проекта |
VI этап партисипативного проекта: оцениваем качество проекта |
Как видно из таблицы, программа онлайн-воркшопа предусматривает проведение шести модулей в течение двух месяцев, которые состоят из двух сессий: I сессия имеет просветительско-учебный характер, II сессия - учебно-практический. Следует отметить, что программа является универсальной для проведения в офлайн- и онлайн-формате. Для осуществления учебных активностей и коммуникации в онлайн-формате предусмотрено создание группы в Telegram и проведение сессий на платформе Webinar.ru с использованием следующих основных онлайн-приложений в процессе планирования и реализации партисипативного проекта:
− на этапе командообразования: Padlet, Jamboard, AnswerGarden;
− на этапе генерирования идей: Padlet, Jamboard;
− на этапе планирования: Google Документы, MindMeister, Flippity;
− на этапе реализации: Google Документы, Netboard, ThinkLink, Milanote;
− на этапе подготовки к презентации: Emaze, Renderforest, Canva;
− на этапе оценивания: Timetoast, AnswerGarden, Mentimeter.
Заключение. Разработанная программа онлайн-воркшопа и организованная в соответствии с ней учебно-практическая деятельность реально предназначена способствовать профессиональному развитию личности студента, в частности лидерских качеств и способности к лидерству в онлайн-формате взаимодействия. К тому же опыт, полученный обучающимися во время участия в онлайн-воркшопе, поможет активизации деятельности в онлайн-формате студенческого самоуправления и инициирования молодежью партисипативных проектов.