Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH OF THE PROBLEM OF INCREASING THE EDUCATIONAL WORK EFFICIENCY IN CADET EDUCATION

Reyf M.B. 1
1 Orenburg State University
The article presents the results of a study of the problem of improving the effectiveness of educational work in an educational organization of cadet orientation. The purpose of the study is an empirical study of pedagogical conditions for improving the effectiveness of educational work in an educational organization of cadet orientation. The pedagogical conditions include: the organization of interaction of the subjects of the educational process at the level of integrity and the development of their subjective position; the organization of educational work aimed at the formation of socially valuable personal qualities of cadets; purposeful improvement of professional, psychological and pedagogical competence of educators. The leading methods of cognition were: questioning of the teaching staff and pupils, monitoring the implementation of the educational and educational process, analysis of normative documentation, study of pedagogical experience, formative experiment, methods of quantitative data processing and qualitative analysis of the results of the experiment. The article presents an analysis of the questionnaire data on the main forms of educational work; factors affecting the effectiveness of the educational process; types of activities with the most capacious educational potential. The article describes the results of studying the level of education of cadets, integrating data on the criteria: attitude to society, patriotism; attitude to mental work; attitude to physical labor; attitude to people; self-regulation of personality (self-discipline). The final results of the study allow us to conclude that the identified pedagogical conditions contribute to improving the effectiveness of educational work in an educational organization of cadet orientation.
cadet education
educational work
interaction of subjects
subject position
personal qualities
level of education

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года воспитание представлено как «общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [1]. В связи с этим особую значимость в деятельности образовательных организаций приобретают процессы создания условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирования у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; поддержки единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания.

Особую нишу в реализации государственной стратегии воспитания занимают образовательные организации кадетской направленности. Перед ними стоит воспитательная задача высокого уровня сложности, связанная с возрождением традиций духовно-нравственного формирования личности кадета, развитием базовых моральных ценностей (таких как совесть, товарищество, личная ответственность, верность военной клятве). Кадетское воспитание нацелено на становление духовно-нравственного человека, культурного, интеллектуально развитого, социально активного, способного к профессиональному служению обществу и государству. В то же время проблема организации воспитательной работы в кадетском училище является сложной и многоаспектной.

В настоящее время имеется значительное количество исследований, раскрывающих сущностные особенности кадетского образования. Так, работы Р.В. Беляева и Е.Н. Карловой [2], Г.В. Горбатенко [3], Т.А. Иваненко [4] посвящены историографии становления и развития кадетского образования. В трудах И.В. Аханова [5], И.И. Зверевой [6], Е.А. Марковской [7] представлена содержательная и технологическая специфика образовательной деятельности кадетских училищ. В исследованиях Ш.О. Ондар [8], Л.В. Резинкиной и Е.А. Марковской [9], Т.А. Цквитария и И.В. Аханова [10] раскрыта воспитательная компонента кадетского образования. Вместе с тем активный интерес научного сообщества к проблеме кадетского образования открывает новые перспективные направления исследования, одним из которых является поиск путей и способов повышения эффективности воспитательной работы в условиях образовательной организации кадетской направленности.

Цель исследования заключается в эмпирическом изучении педагогических условий повышения эффективности воспитательной работы в образовательной организации кадетской направленности.

Материал и методы исследования. Исследование осуществлялось на протяжении трех лет на базе ФГКОУ Оренбургское Президентское кадетское училище (ОПКУ). В опытно-поисковой работе были задействованы преподавательский состав, а также воспитатели – классные руководители, воспитатели-офицеры (всего 35 человек); кадеты (125 человека). Исследование предполагало три этапа.

Первый этап работы был направлен на изучение опыта организации воспитательной работы в ОПКУ и выявление исходного уровня воспитанности кадет. Для достижения данной цели использовался комплекс методов исследования: анкетирование преподавательского состава и воспитанников, наблюдение за осуществлением образовательного и воспитательного процесса, анализ нормативной документации, изучение педагогического опыта, методы количественной обработки данных и качественного анализа результатов эксперимента.

Второй этап работы был связан с апробацией выявленных педагогических условий повышения эффективности воспитательной работы с кадетами. Соответственно основным методом познания выступил формирующий эксперимент.

Третий этап работы предполагал проведение итоговой диагностики уровня воспитанности кадет, сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента и формулирование выводов об эффективности педагогических условий.

Результаты и их обсуждение. Воспитательная работа в ОПКУ представляет собой педагогическую деятельность, связанную с организацией воспитательной среды и обеспечивающую формирование у кадет личностных качеств, необходимых для будущей самореализации в различных видах военной и государственной службы. К таким качествам следует отнести активную жизненную позицию, гражданственность, патриотизм, высокие духовно-нравственные убеждения, а также творческий и интеллектуальный потенциал кадет. Специфика выстраивания воспитательного пространства связана с круглосуточным пребыванием кадет в училище и проявляется в интеграции их урочной и внеурочной жизни, деятельности и общения в рамках дополнительного образования. Порядок организации воспитательного процесса отражен в концептуальных документах училища (Программа развития, Программа воспитания и социализации); ряде локальных документов (годовой план работы училища, план мероприятий на месяц, планы учебно-воспитательной работы курсов, недельные училищные планы, еженедельные курсовые планы внеурочной деятельности, планы выходных и каникулярных дней); аналитических и отчетных материалах (анализ воспитательной работы каждого курса и училища за полугодие и год, анализ деятельности методических объединений курсов); решениях педагогического совета училища; курсовой и взводной документации.

На первом (констатирующем) этапе исследовательской работы нами был изучен опыт воспитательной деятельности ОПКУ и получены следующие результаты.

Значительная часть респондентов основными формами воспитательной работы в образовательной организации считают групповые (83%) и общеучилищные (63%). Значимость учета индивидуальных особенностей обучающихся в проектировании воспитательного процесса отмечают 69% сотрудников училища. Среди факторов, наиболее влияющих на результативность воспитательного процесса, преподаватели и воспитатели училища отметили профессиональную компетентность педагога (71%) и индивидуальные особенности обучающихся (94%). По мнению респондентов, наиболее емким потенциалом в воспитании обладают социально-преобразующие практики (100%), проблемно-ценностное общение (100%) и внеурочная деятельность (94%).

Результаты диагностики уровня воспитанности кадет образовательной организации показали, что высоким уровнем воспитанности обладают 24% воспитанников, средним – 44%, низким – 32%.

Основу формирующего эксперимента нашей исследовательской работы составляли выделенные на основе изучения теории и результатов констатирующего этапа эксперимента педагогические условия.

Первое педагогическое условие было связано с организацией взаимодействия субъектов воспитательного процесса на уровне целостности и развитием их субъектной позиции.

Уточним, что взаимодействие субъектов воспитательного процесса реализуется на межколлективном, межгрупповом, межличностном уровнях, обеспечивающих согласованность воспитательных действий и воздействий. Межколлективное взаимодействие реализуется в контексте целеполагания, прогнозирования, планирования воспитательного взаимодействия и подведения его итогов. Межгрупповое взаимодействие инициирует активное обсуждение различных вариантов программ, планов, содержания мероприятий, ситуаций и направлений воспитательной работы, а также способствует включению в творческий поиск и воспитательные коммуникации субъектов, характеризующихся разной степенью активности. Межличностный уровень ориентирован на установление разнообразных вариантов взаимодействия между воспитывающими субъектами и кадетами. На данном уровне происходят консультации, обмен информацией, совместное участие в воспитательных акциях.

В рамках нашего исследования функционал воспитателя предполагал изучение личности кадета и характеристик класса, особенностей семейного воспитания отдельных кадет. Педагог-психолог определял трудности в учебной и внеучебной деятельности кадет, выявлял их причины, диагностировал характер межличностных отношений между кадетами и воспитателями-офицерами, педагогами, родителями. Офицер-воспитатель изучал процесс адаптации кадет в среде училища, курировал режимные моменты и самоподготовку, помогал справляться с трудностями. Таким образом, взаимодействие разных специалистов обеспечивало получение объективной информации о состоянии воспитательной работы как с отдельными кадетами, так и с их коллективом, позволяло прогнозировать актуальные направления воспитательных воздействий, принимать необходимые меры по их корректировке, планировать и контролировать воспитательную деятельность.

Важная роль в реализации первого педагогического условия отводилась формированию субъектной позиции каждого участника воспитательного процесса. Используемые нами содержание, формы и методы воспитания были направлены на актуализацию поисковой, исследовательской, преобразовательной деятельности кадет с целью максимальной активизации их самостоятельности, инициативности, ответственности. Использование ситуаций выбора обеспечивало возможность удовлетворения индивидуальных познавательных и профессиональных интересов и потребностей кадет. Диалогичное взаимодействие со сверстниками и взрослыми способствовало развитию социальных навыков кадет.

Таким образом, реализация первого педагогического условия позволила обеспечить повышение активности, инициативности и творчества как членов кадетского коллектива, так и других педагогических объединений.

Второе педагогическое условие было связано с организацией воспитательной работы, направленной на становление социально ценных личностных качеств кадет.

Одним из значимых проектов, реализуемых в ОПКУ, является проект «Кадетский ориентир». Это своеобразная площадка кадетской мысли и действий, ориентир на более глубокое изучение истории Великой Отечественной войны, сохранение памяти, исторической достоверности, преемственности поколений. Проект «Кадетский ориентир» состоит из мероприятий, различных по своей форме: конференций, встреч, презентаций, акций, часов общения, выставок и т.д. Все эти мероприятия связаны единой тематикой и посвящены Победе в Великой Отечественной войне. В рамках данного проекта были проведены следующие мероприятия: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; творческий фестиваль «Песни Великого Подвига»; выставка «Женское лицо Победы».

Кадетами была подготовлена военно-историческая диорама «Оружие Победы», где представлены модели военной техники. Изготовлен триптих монументальных советских памятников «Меч Победы» (копии монументов: «Родина-мать зовет!», «Тыл – фронту» и «Воин-освободитель»). Каждый учебный курс выпустил сборник эссе кадет «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (таких сборников 7, в них 437 судеб). Оформлена экспозиция «Семейные военные династии кадет» (в училище более 100 семейных военных династий). Создана Лента Памяти, которая состоит из фотографий, хроник фронтовых событий и боевой славы дедов и прадедов кадет.

Большое значение для военно-патриотического воспитания имеют мероприятия, включающие ознакомление с воинскими ритуалами, а также посвященные знаменательным датам, Дням воинской славы России. Так, были проведены следующие воспитательные мероприятия: День Знаний, спортивный праздник и Урок Мужества «История и традиции кадетского образования» (в форме лектория); цикл занятий «Старший – младшему» по адаптации кадет-пятиклассников («веревочный курс», игры на сплочение, спортивные соревнования, в организации и проведении которых принимали участие кадеты-старшекурсники); проводилась целенаправленная и системная работа по подготовке кадет к Торжественному ритуалу посвящения в кадеты и праздничному концерту «Ищем таланты!».

Кадеты под руководством воспитателей приняли участие в конкурсных мероприятиях разных направлений и уровней: фестивале творчества кадет «Юные таланты Отчизны»; кинофестивале любительских короткометражных фильмов и видеоработ «Кадетский взгляд»; конкурсе календарной продукции; конкурсе военного плаката «Родная Армия»; Всеармейских играх КВН; конкурсе на лучший профориентационный педагогический проект «Я б в военные пошел, пусть меня научат…» и т.д.

Важное значение в воспитательной системе училища уделяется волонтерской деятельности, обладающей потенциалом развития социальной активности кадет. Путем приобретения опыта участия в добровольческой деятельности у кадет формируются установки на активную жизненную позицию, духовно-нравственные ценности, базирующиеся на сочетании общественных и личных интересов. Кадеты приняли участие в городской акции «Уралу чистые берега»; выступлении в пансионате «Марсово поле» ко Дню пожилого человека; акции «Сундучок храбрости» для пациентов Детского областного онкодиспансера; новогодней акции «Тепло кадетских сердец» и т.д. Каждый учебный курс осуществляет шефство над ветеранами ВОВ, Вооруженных Сил РФ, детьми войны, матерями погибших сыновей, пожилыми людьми, детьми с ограниченными возможностями и людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Участие кадет в волонтерской и добровольческой деятельности позволяет им проявить себя в личностно значимой сфере, самореализоваться, способствует проявлению лидерских качеств и инициативности, таким способом определяет направление социализации кадет.

Таким образом, реализация второго педагогического условия обеспечила единство и согласованность действий всех субъектов воспитательной работы и социализации кадет в рамках мероприятий, направленных на формирование базовых ценностей личности.

Третье педагогическое условие было связано с целенаправленным повышением профессиональной, психолого-педагогической компетентности воспитателей. В ОПКУ систематически проводится мониторинг качества воспитательного процесса с целью повышения эффективности воспитательной работы. Анализ результатов мониторинга позволил выделить ряд проблемных моментов в организации воспитательной работы: воспитатели иногда не учитывают возрастные особенности и ведущий вид деятельности кадет; порой наблюдается низкий темп работы; применяются однообразные методы работы с кадетами; кадеты не всегда готовы к выполнению той деятельности, которую организует для них воспитатель на занятии; недостаточно развиваются коммуникативные компетентности кадет. В связи с этим были разработаны рекомендации по совершенствованию воспитательного процесса. Они предполагают: учет возрастных особенностей кадет и ведущего вида их деятельности; применение адаптированного материала и педагогически адаптированных реальных жизненных ситуаций, содержащих узнаваемую кадетами проблему и ее практическое решение; создание условий для актуализации опыта, поддержания интереса и внимания кадет, рефлексии кадетами границ своего знания – незнания; развитие коммуникативных способностей и умственной активности кадет; применение методов активизации кадет и т.д.

С целью повышения профессиональной, психолого-педагогической компетентности воспитателей в Оренбургском Президентском кадетском училище организована работа методической школы по темам: «Аспекты реализации ФГОС ООО. Создание активной образовательной среды училища», «Организация деятельности МО воспитателей на учебных курсах», «Военно-исторические экспедиции в рамках летней практики кадет», «Военно-профессиональная ориентация кадет в активной образовательной среде училища».

Результативность апробации педагогических условий повышения эффективности воспитательной работы в ОПКУ выстраивалась согласно итогам формирующего этапа эксперимента. Анализ уровня воспитанности кадет осуществлялся по критериям: отношение к обществу, патриотизм; отношение к умственному труду; отношение к физическому труду; отношение к людям (проявление нравственных качеств личности); саморегуляция личности (самодисциплина). На рисунке представлена динамика уровня воспитанности кадет на констатирующем и формирующем этапах.

Динамика уровня воспитанности кадет на констатирующем и формирующем этапах

Заключение

Сравнительный анализ динамики уровня воспитанности кадет на констатирующем и формирующем этапах позволяет оценить эффективность апробированных условий по совершенствованию воспитательной работы в образовательной организации кадетской направленности. Таким образом, приоритетной целью воспитания в кадетском образовании является формирование личности, имеющей не только направленность на получение профессии военного профиля, но и активную жизненную и социальную позицию, высокий уровень гражданского самосознания, владеющей такими качествами, как чувство воинского долга, патриотизм и преданность своему Отечеству.