Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MAIN DIRECTIONS AND CONTENT OF THE ACTIVITIES OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR THE PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS

Sinitsyn Y.N. 1 Khentonen A.G. 1
1 Kuban state university
The changes taking place in the modern world have changed the functioning of many social institutions, including the general education system. The increase in the number of aggressive manifestations in the socio-cultural and educational environment affects the psychological climate in society and the family, in the school team, deforms the consciousness of the younger generation, destabilizes the educational process, creates an unfavorable environment, generates misunderstandings in the family and at school, and therefore the problem of preventing destructive behavior of students has acquired particular relevance. The purpose of the study is to determine the main directions and content of the activities of an educational organization for the prevention of destructive behavior of students. The research is based on the theoretical and methodological foundations of the prevention of destructive behavior of students in the process of forming a spiritual and moral culture (PDBS in the process of FSMC), including the main provisions of the concept, basic principles, situational and functional approach, methodological regulations and goal setting. The main directions, types of activities and activities reveal the structural and substantive aspects of PDBS in the process of FSMC. The above-mentioned components of the activity of an educational organization for the prevention of destructive behavior of students can serve as a basis for the effective work of the subjects of the educational process to form normative behavior, vital functions, spiritual and moral qualities of students; the development of a system of organizational forms, methods and technologies for designing preventive work, its educational, methodological and didactic support.
students
destructive behavior
prevention
activity of an educational organization
spiritual and moral culture
vital functions

Современные проблемы, происходящие в нашем обществе, имеют целый ряд направлений, одним из которых является профилактика и работа с подростками, имеющими деструктивное поведение. Актуальность проблемы представлена ростом детской преступности, наркомании, деструктивного поведения среди подрастающего поколения. Основными причинами такого поведения среди подростков являются подмена ценностей, отсутствие контроля за поведением, ухудшение семейно-бытовых отношений, увеличение количества разводов и занятости родителей и др.

Деструктивное поведение представляет собой поведение, которое отклоняется от социально-психологических и духовно-нравственных норм. Исследования, посвященные изучению деструктивного поведения подростков, указывают на ряд особенностей (неадекватная самооценка, сниженные способности к рефлексии, трудности регуляции эмоционального состояния, отсутствие конкретных интересов, подверженность внешним влияниям, преобладание инфантильных гедонистических установок), которые свидетельствуют о необходимости коррекционной работы (С.А. Беличева, Е.В. Змановская, Ю.А Клейберг, А.Г. Ковалев, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко и др.) [1].

Анализ деструктивных проявлений в детско-молодежной среде и деятельности образовательных организаций по их профилактике позволил выявить противоречия между: необходимостью проведения профилактики деструктивного поведения обучающихся и недостаточной разработанностью основных направлений и содержания деятельности общеобразовательной организации в данном направлении; целеполаганием, единством (совокупностью) действий субъектов образовательного процесса по ПДПО в процессе ФДНК и соотнесением направлений, видов деятельности по ПДПО и проводимых мероприятий, сориентированных на результат.

Возникает проблема: каковы основные направления ПДПО в процессе ФДНК и их соотнесения с видами деятельности, мероприятиями и результатами?

Цель исследования: определение основных направлений и содержания деятельности образовательной организации по ПДПО в процессе ФДНК.

Методы исследования. В исследовании применялись анализ педагогических источников, нормативно-правовой в области образования и школьной документации; синтез, моделирование и проектирование образовательного процесса по ПДПО в процессе ФДНК, тестирование, анализ результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Для реализации поставленной цели необходимо было определить направления деятельности образовательной организации по ПДПО в процессе ФДНК. В рамках исследования нами были изучены методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных методик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых), созданных Федеральным институтом оценки качества образования [1]. В работе общеобразовательных организаций были выявлены следующие направления: 1) создание условий, способствующих нормативному поведению и повышению духовно-нравственной культуры обучающихся в учебном заведении; 2) организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по профилактике деструктивного поведения обучающихся; 3) организация и проведение мероприятий по профилактике деструктивного поведения обучающегося в процессе формирования духовно-нравственной культуры; 4) формирование системы знаний по профилактике деструктивного поведения обучающегося; 5) консультативная, научно-методическая, психологическая и социальная помощь педагогам, родителям, учащимся по профилактике деструктивного поведения обучающихся; 6) повышение эффективности образовательно-профилактической деятельности через урочную, внеурочную и внеклассную работу.

Исходя из выявленных направлений и опыта собственной профессиональной педагогической деятельности в различных системах образования, авторы пришли к выводу, что профилактика деструктивных отклонений у обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры может осуществляться по шести направлениям (рис.).

Основная идея ПДПО в процессе ФДНК – соотнесение культурных архетипов и образовательных стереотипов, которые определяют процесс духовно-нравственного развития и нормативного поведения обучающихся.

Теоретико-методологические основания ПДПО в процессе ФДНК включают:

1) основные положения концепции: создание коррекционно-профилактической среды школы, основанной на формировании конъюнктивных отношений в системе «ученик – учитель – родитель»; согласованность действий по ПДПО в процессе ФДНК; профилактика деструктивного поведения обучающихся должна соотноситься с системой знаний в областях здоровья человека и его духовно-нравственной культуры; устранение причин агрессивного поведения обучающихся – приоритет в профилактической работе образовательной организации; доминирование в профилактической работе воспитательных методов воздействия (включение в деятельность, доверительное общение, поддержка, помощь, разъяснение, объяснение, убеждение, переубеждение, информирование и др.);

 

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, программное обеспечение, число

Автоматически созданное описание

Основные направления профилактики деструктивных отклонений у обучающихся в процессе формирования духовно-нравственной культуры

2) базовые принципы: единство диагностики и профилактики, конфиденциальности, целесообразности, комплексности методов воздействия, профилактической деятельности, системности, опоры на положительное в подростке, непрерывности, вариативности;

3) ситуационно-функциональный подход, включающий в себя образовательную ситуацию и функциональную взаимодеятельность субъектов образовательно-профилактического процесса;

4) методологические регулятивы: 1) направление внимания на уточнение сущности объектов, нуждающихся в преобразовании; 2) уточнение смысла характеристик подлежащих изменению объектов; 3) учет зависимости образования не только от выполняемых образовательных действий, но и от состояния требующих изменения компонентов формируемой личности; 4) обеспечение соответствия, адекватности образовательных действий, направленных на формирование жизнедеятельностных функций; 5) обеспечение педагогического влияния на ближайшую социальную среду с целью поддержки ею самопроизвольного выполнения учащимися действий, развивающих необходимые способности и свойства [2].

В целеполагание входят пять главных элементов: 1) постановка, формулировка целей деятельности по ПДПО в процессе ФДНК; 2) составление плана деятельности, направленного на достижение целей; 3) прогноз ожидаемых результатов; 4) оценка полученных результатов; 5) корректировка выявленных ошибок и неточностей.

Первое направление – формирование готовности (компетенций) к социализации в соответствии с требованием ФГОС. Готовность обучающихся к ПДПО в процессе ФДНК была определена в соответствии с ключевыми компетенциями А.В. Хуторского и требованиями сформированности универсальных учебных действий ФГОС для начального, общего и среднего образования: 1) ценностно-смысловая компетенция (ЦСК) определяет уровень развития нравственного сознания обучающихся, представлена в способности давать ценностную оценку как собственной деятельности, так и окружающей действительности, обеспечивает процесс самоопределения личности в условиях деструктивных проявлений в подростковой среде; 2) общекультурная компетенция (ОКК) представляет уровень развития национальной и общечеловеческой культуры, определяет сформированность духовно-нравственных качеств, социальных норм и традиций; 3) компетенция личностного самосовершенствования (КЛС) представляет уровень духовного, психического, физического и интеллектуального саморазвития, определяет способность противостоять деструктивным влияниям окружающей среды; 4) социально-психологическая компетенция (СПК) включает уровень знаний и умений взаимодействовать с людьми, работать в команде, способность правильно реагировать на агрессивное поведение людей; 5) учебно-познавательная компетенция (УПК) определяет уровень знаний, умений и навыков ставить цель, составлять план, осуществлять анализ и рефлексию, осуществлять самооценку действий в условиях деструктивных проявлений в подростковой среде; 6) здоровьесберегающая компетенция (ЗБК) включает знания о здоровом образе жизни, способность противостоять вредным привычкам и влияниям деструктивного характера; 7) социально-трудовая компетенция (СТК) означает уровень овладения социальными навыками, функциональной грамотностью в области профилактики деструктивного поведения в подростковой среде.

Представленные в данном направлении 30 критериев раскрывают духовный (ценностно-смысловой), социальный (культурно-адаптивный) и психический (эмоционально-волевой) уровни человеческой природы.

Второе направление – создание конъюнктивно-профилактической среды в образовательной организации. Под конъюнктивно-профилактической средой в образовательной организации нами подразумевается создание эмоционально положительного объединяющего фона, предотвращающего вербальные либо иные проявления субъекта педагогического воздействия, направленные на разрушение чего-либо, и формирование определенных условий для изменения поведения в сторону роста уровня духовно-нравственной культуры. Создание такого фона осуществляется через совокупность факторов (физических, биологических, психических, социальных, духовных), прямо или косвенно воздействующих на жизнедеятельность человека, развитие, воспитание и образование.

Третье направление – это минимизация деструктивных факторов социальной среды, связанных с дисфункцией медийно-информационных институтов, институтов морали, нравственности и духовности, культуры, брака и семьи [3].

Четвертое направление – первичная и вторичная профилактика деструктивных проявлений у обучающихся, включающая формирование нормативного (конструктивного) поведения: аддиктивного поведения (химические и нехимические зависимости): курение, употребление алкоголя, употребление ПАВ, интернет-зависимость, страсть к азартным играм; отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности: проявление вербальной агрессии, проявление физической агрессии, аутоагрессии (самоповреждение), тирания в отношении близкого человека с помощью ИКТ (кибербуллинг); делинквентное поведение: противоправное.

Пятое направление – развитие у обучающихся жизнедеятельностных функций: духовных (ценностно-смысловой критерий): 1) выбор и принятие ценностей, системы жизненных смыслов, выстраивание субъектного пространства саморазвития; 2) жизненное самоопределение через рефлексию; 3) обращение знаний о закономерностях существования и изменения окружающей действительности в действия; 4) духовно-нравственное развитие и творческое саморазвитие; 5) ответственное отношение к делу; социальных (культурно-адаптивный критерий): 1) интериоризация культуры; 2) ориентация на условия социального пространства собственной жизни, жизненного пути и его перспектив; 3) адаптация в референтных общностях; 4) выработка индивидуального стиля поведения (деятельности); 5) овладение ведущими видами деятельности; психических (эмоционально-волевой критерий): 1) связь духовной активности субъекта с рефлексией через ее эмоциональную сторону; 2) самоуправление поведением; 3) критичность к себе, своей деятельности и ее результатам; 4) эмоциональная устойчивость; 5) проявление воли для изменения себя и окружающей действительности [4].

Шестое направление – формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся, таких как: совестливость, тактичность, альтруизм, мужество, справедливость, доброжелательность, милосердие, щедрость, сочувствие, спокойствие, терпимость. Направления по ПДПО в процессе ФДНК связаны с различными видами деятельности: управленческой, социально-педагогической, воспитательной и психолого-педагогической.

Управленческая деятельность направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, сознание, поведение и деятельность человека.

Социально-педагогическая деятельность с детьми с отклоняющимся (девиантным) поведением играет важную составляющую ПДПО в процессе ФДНК. В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Именно она определяет эффективность социализации детей и подростков.

Воспитательная деятельность – система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. Воспитательная деятельность – вид социальной деятельности, направленной на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития человека [5].

Психолого-педагогическая деятельность. Психическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка [6].

К мероприятиям, связанными с педагогами, были отнесены следующие.

1. Проектировочный семинар: «Проектирование функциональной взаимодеятельности педагога и обучающегося в процессе профилактики деструктивного поведения»; круглые столы: «Деструктивное поведение обучающихся как проблема образования», «Агрессия детей как результат семейных отношений», «Агрессивный ребенок в социуме»; тренинги для педагогов [7].

2. Профилактическая работа с педагогами, нуждающимися в помощи со стороны педагога-психолога, социального педагога, опытных классных руководителей, по недопущению их собственных агрессивных проявлений; методическая работа в школе по изучению, обобщению и распространению опыта работы педагогов по предупреждению и коррекции деструктивного поведения обучающихся. Вовлечение педагогов в локальные сообщества, функционирующие в социуме в профилактических целях (советы профилактики, консилиумы, рабочие группы, исследовательские группы, рейды и др.), в воспитательную работу по месту жительства; самообразование педагогов по проблемам профилактики агрессивных проявлений, духовно-нравственной культуры [8].

3. Применение воспитательных методов профилактической деятельности с обучающимися, которые целесообразно применять наиболее активно для: а) активизации личностных ресурсов; б) включения в продуктивную деятельность; в) ликвидации педагогической запущенности; г) индивидуальной поддержки и помощи; д) гуманизации и оздоровления среды ближайшего окружения; е) актуализации ценностных смыслов воспитания и образования; ж) создания ситуации успеха; и) включения ребенка в систему значимых отношений.

4. Применение форм профилактической деятельности с обучающимися, которые целесообразно применять наиболее активно для: а) вовлечения ребенка в социально и личностно значимую деятельность, дополнительное образование; б) работы с семьей; в) помощи семье в решении материальных проблем; г) помощи обучающемуся в выполнении домашних заданий; д) консультации психолога с ребенком; е) консультации для семьи; ж) постановки на внутришкольный учет.

5. Медицинский ликбез для учителей. В ряде случаев агрессия – это не результат педагогической запущенности, а симптомы заболевания ребенка. Требуется индивидуальное консультирование.

6. Мероприятия с родителями: родительский лекторий «Деструктивный ребенок. Причины и профилактика»; беседы с родителями (профилактические, доверительные, разъяснительные, воспитательные) по проблеме поведения их детей (социально приемлемого, асоциального, деструктивного, противоправного, агрессивного); постоянно действующий семинар для родителей в форме живого заинтересованного разговора педагогов и родителей, где активными участниками выступают как специалисты, так и родители. Родительский семинар «Профилактика и коррекция деструктивного поведения детей и подростков». Семинар-практикум «Профилактика детской агрессии»; анкетирование (сравнительное) родителей до и после проведения постоянно действующего семинара для родителей.

7. Курсы (лекции) в режиме онлайн с целью педагогического просвещения родителей, повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах профилактики деструктивного поведения детей. Примерные темы: «Психологические особенности детей разного возраста», «Что надо знать родителям об агрессивном поведении детей», «Способы конструктивного взаимодействия с ребенком», «Что такое семейный микроклимат и как улучшить отношения в семье».

8. Посещение семей, в которых воспитываются дети с деструктивным поведением, на дому с целью изучения особенностей воспитания в семье; тренинги для родителей; родительский всеобуч. Обучение родителей ненасильственным способам воспитания детей, технологиям гармонизации детско-родительских отношений; индивидуальное консультирование.

К мероприятиям с обучающимися в первую очередь относятся учебные занятия по курсу: «Профилактика деструктивного поведения в процессе формирования духовно-нравственной культуры»: социальные нормы; внутренний мир человека; мировоззрение человека; эмоциональная сфера человека; управление эмоциями; волевая сфера человека; проявления воли; культура общения; способы конструктивного общения; аутоагрессия виды и проявления; интернет-зависимость; гемблинг (игровая зависимость); вербальная агрессия (буллинг, кибербуллинг); физическая агрессия; агрессия и ее последствия; девиантное поведение (отклоняющееся от нормы); «Суд над агрессией»; «Золотое правило» этики; нравственность человека; нравственный закон; общественная активность, понятие и виды; способы бесконфликтного взаимодействия; адаптация в реферетных группах; поддерживающее поведение в семье и во взаимоотношениях со сверстниками; овладение ведущими видами деятельности; ценности человека; выбор и принятие ценностей; ответственное отношение к делу; саморегуляция поведения; нравственный идеал; духовная культура человека; нравственная культура человека; духовная культура общества; духовно- нравственная культура.

К внеучебным мероприятиям относятся классные часы: «Дружный класс», «Конструктивное разрешение конфликтов», «О людях, которые нас вдохновляют», «Правила хорошего тона (воспитания)»; диспут для подростков: «Агрессивное поведение человека: конструктивная позиция или саморазрушение?»; тренинги для обучающихся: «Я контролирую гнев», «Как противостоять агрессии», «Жизнь без агрессии»; мозговой штурм для старшеклассников с целью обсуждения предложенной конфликтной ситуации и выбора вариантов ее решения; квест «Деструктивные проявления» для учеников средних классов; проектная деятельность «Без добрых дел нет доброго имени»; подготовка волонтеров из числа старшеклассников, выпускников школы для работы с детьми с отклоняющимся поведением; тематические дни: «День добрый дел», «День вежливости»; индивидуальное консультирование.

Заключение. Основная идея – соотнесение культурных архетипов и образовательных стереотипов, определяющих нормативное поведение и духовно-нравственную культуру; теоретико-методологические основания: основные положения концепции; базовые принципы; ситуационно-функциональный подход; методологические регулятивы; целеполагание, а также предложенные основные направления и содержание деятельности образовательной организации по профилактике деструктивного поведения обучающихся служат основанием для эффективной работы субъектов образовательного процесса по формированию нормативного поведения, жизнедеятельностных функций, духовно-нравственных качеств у обучающихся; разработки системы организационных форм, методов и технологии проектирования профилактической работы, ее учебно-методического и дидактического обеспечения.